Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 23:42

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Лещенко Петр Константинович » Репертуар Петра Лещенко » ЗАГАДКИ ВЕНСКИХ ЗАПИСЕЙ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО (Продукция Колумбийских филиалов)
ЗАГАДКИ ВЕНСКИХ ЗАПИСЕЙ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО
GeorgoДата: Среда, 20.11.2013, 03:25 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
ВЕНСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА

Георгий Сухно


Пётр Лещенко напел в студиях четырёх фирм вместе
с повторами всего 169 песен, (2 песни записала Вера Лещенко).
Но пластинки эти расходились по всему миру огромными тиражами.
Понятно, львиная часть продукции принадлежала
лондонской «Колумбии» с её многочисленными филиалами,
хотя этот гигант звукозаписи записал лишь 76 произведений
из всего репертуара певца, увековеченного на пластинках.


Администрация лондонского концерна, заключая контракт с певцом, оставила за собой исключительное право на все его записи. Сотрудничество с рижской фирмой «Беллаккорд Электро», по-видимому, являлось нарушением контракта. Может быть, поэтому в конце 30-х годов на рижских этикетках вместо фамилии исполнителя иногда писали: "пение с оркестром".
Фирмы «Парлофон», «Беллаккорд Электро» и «Электрекорд» производили пластинки по принципу: «сам пилю, сам колю, сам и печку растоплю». «Колумбия» же и её филиалы применяли принцип разделения труда. Рабочие матрицы записей одного филиала рассылались по другим филиалам «Колумбии». Поэтому, мне – любителю - было трудно разобраться во всём этом хитросплетении продукции колумбийских филиалов.
В сети можно найти несколько разных дискографий Петра Лещенко. Наиболее достоверной из них, по моему мнению, является дискография, составленная киевским коллекционером и знатоком фонографии Анатолием Железным. Из-за отсутствия доступа к колумбийским каталогам исследователям трудно установить точную хронологию выпуска пластинок, не всегда удается это и киевскому филофонисту.


 
Железный Анатолий Иванович
Пётр Лещенко. Биография, песни, дискография
Киев 2008

ББК 83ю34 РОС 6-8 Ж-69
ISBN 978-966-2151-07-9
Формат 84х108/32
176 стр.
© Железный А. И., тект 2008


Самой сложной для меня головоломкой были 34 довоенных записи «Колумбии», вышедшие с буквенным индексом WHR свидетельствующим, что пластинки эти печатались с матриц венского филиала. Выпускались они на пластинках многих филиалов «Колумбии» в разные годы. Каждый филиал фирмы имел свой, данный ему раз и навсегда, индекс, позволяющий без труда определить по этикетке пластинки, с чьей матрицы она отпечатана. И вот здесь возникает парадокс. 34 матрицы с индексом WHR, несомненно, все были венскими. О том, что Пётр Лещенко записывался в Вене в 1933 году нет сомнений. "В 1933 году я выезжал в Вену, где также исполнял песни с целью записи их на пластинки фирмой «Колумбия»" - сообщал певец в протоколе допроса следователю контрразведки МВД. Эти записи были произведены в сопровождении оркестра «Колумбии» п/у Франка Фокса. В единственной сессии было записано подряд 12 песен (матричные номера от WHR 288 до WHR 299). Больше Пётр Лещенко в Вену на записи не приезжал. Можно смело предположить, что остальные 22 песни, которые исследователи на основании матричного индекса WHR относят к венским, были записаны не в Вене, а в Бухаресте , но рабочие матрицы этих записей выпускались в венском филиале.
Подобной практикой пользовались некоторые фабрики грамзаписи. Например, варшавская фирма «Сирена рекорд» во времена Российской Империи производила записи в Москве и Санкт-Петербурге, а восковые "блины" с записями перевозил в Варшаву курьер. Это было намного удобнее, чем везти в Варшаву для записи, например, всех членов хора Петра Баторина или московских и питерских артистов. Возникает вопрос, почему в 33-м году Пётр Лещенко записывался не у себя дома в Бухаресте, а в Вене? Ответ прост: филиала «Колумбии» в Бухаресте тогда ещё не было, он был открыт в 1934 году и просуществовал до 4 мая 1947 года. Встречается утверждение, что всё оборудование филиала английской фирмы было вывезено в СССР в качестве военного трофея.
Анатолий Железный, составитель дискографии, опубликованной в его книге "Пётр Лещенко". поместил все 34 песни в рубрику: «Columbia» Вена, 1933. В пояснении к дискографии автор пишет:
"В 1933 году Венское отделение английской граммофонной фирмы «Columbia» пригласило певца для записи его новейшего репертуара (...) Всего в течение четырёх сессий было записано 17 песен..."
Почему 17 песен, а не 12? Почему в течение четырёх сессий, а не одной? Я разместил все 34 записи в порядке возрастания матричных номеров с индесом WHR венского филиала (индекс каталожных номеров DV до конца 1934 был общим для венского и парижского филиалов, а также и для Лондона). В списке я привожу каталожные номера только для первого выпуска пластинок.


Первая сессия записи - Вена 1933 ГОД.
(Запись в сопровождении танцевального оркестра Франка Фокса.)

1. WHR 288 / DV1219 Голубые глаза. Танго.
2. WHR 289 / DV1219 Вино любви Танго.
3. WHR 290 / DV1220 Чёрные глаза. Танго.
4. WHR 291 / DV1220 Станочек. Фабричная песня.
5. WHR 292 / DV1221 Что мне горе. Цыганский романс.
6. WHR 293 / DV1221 Жизнь цыганская. Таборная песня.
7. WHR 294 / DV1222 Рюмка водки. Фокстрот.
8. WHR 295 / DV1222 Льётся песня. Песня-фокстрот.
9. WHR 296 / DV1223 Чубчик. Народная песня.
10. WHR 297/ DV1223 Прощай мой табор. Pоманс.
11. WHR 298/ DV1224 Бессарабянка. Бессарабская мелодия.
12. WHR 299/ DV1224 Буран. Цыганская таборная песня.


Вторая сессия записи - Бухарест 1934.
(Запись в сопровождении оркестра Макса Генигсберга-Альбахари.)

13. WHR 373/ DV1270 У самовара. Фокстрот.
14. WHR 374/ DV1269 Марфуша. Фокстрот.
15. WHR 375/ DV1270 Моё последнее танго. Танго.
16. WHR 376/ DV1271 Ты и эта гитара. Танго.
17. WHR 377/ DV1269 Вернулась снова ты. Танго.
18. WHR 378/ DV1271 Скучно Танго.


Третья, четвёрная, пятая, шестая и седьмая сессии записи - Бухарест 1936.
(Запись в сопровождении оркестра Эрнста Генигсберга-Геккера.)

19. WHR 446/ DC234 DR28 Останься Танго. .
20. WHR 447/ DC234 DR28 Миранда. Танго.
21. WHR 448/ DC236 DR31 Не уходи. Танго.


(Запись в сопровождении оркестра Эрнста Генигсберга-Геккера)
22. WHR 474/ DC235 DR30 Аникуша. Танго.
23. WHR 475/ DC237 DR14 Я бы так хотел любить. Танго.
24. WHR 476/ DC238 DR10 Мальчишка. Русская народная песня.
25. WHR 477/ DC238 DR10 В цирке. Бытовая песенка.
26. WHR 478/ DC239 DR29 Возле леса. Цыганский вальс.


(Запись в сопровождении оркестра Эрнста Генигсберга-Геккера)
27. WHR 501/ DC237 DR14 Миша. Фокстрот.
28. WHR 502/ DC240 DR19 Андрюша. Фокстрот.
29. WHR 503/ DC236 DR31 Сашка. Фокстрот.


(Запись в сопровождении оркестра Эрнста Генигсберга-Геккера)
30. WHR 507/ DC235 DR30 Милость (Всё за любовь я прощаю) Английский вальс.
31. WHR 508/ DC240 DR19 Трошка. Песня.
32. WHR 509/ DC239 DR29 Частушки. (Праздник в деревне) Народняя песня. Дуэт гармоник братьев Макса и Эрнста Генигсберг.


(Запись в сопровождении оркестра Оркестр Жоржа Карологоса
33. WHR 538/ DR18 DC241 Кто ты? Слоу-фокс.
34. WHR 539/ DR18 DC241 Алёша Фокстрот. Оркестр Жоржа Карологоса.


Хронология записей приблизительна, ибо установлена она по времени выпуска первых пластинок с венских матриц. Среди экспертов сайта Юрия Берникова первым, кто заметил тот факт, что часть записей для венских матриц могла быть записана в Бухаресте, был участник с Ником pushkin. Он выставил на сайте английскую этикетку пластинки "Частушки", выпущенную с венской матрицы. Отвечая на реплику эксперта сайта с Ником sabatini, которого заинтересовала на этикетке нетипичная для английского текста румынская надпись "Нarmonica fratii Ernst & Max Hönigsberg", pushkin пишет:
(...) румынское слово Fratii (братья) на английской этикетке? Это забавно, значит, информацию о содержании записи английский филиал Колумбии получил из Румынии, несмотря на то, что запись вроде как сделана в Австрии в 1933 году.
Существует большой пробел в информации о записях Лещенко сделанных в 1934 году в Бухаресте. Большинство следует тюремному протоколу Лещенко, который указывает, что выезжал из Румынии на запись для Колумбии в 1933 и 1935 годах... он записывался и в 1934 году, но никуда не выезжал, записывался в Бухаресте и скорее всего эти частушки были записаны им в 1934 году. Оркестр Кениксберга находился в Румынии, а не в Вене, в Вене в 1933 году Лещенко аккомпанировал оркестр Франка Фокса.



"ЧАСТУШКИ"
(Петръ Лещенко)
CEASTUSCHKI (Petr Lescenco)
PETR LESCENKO
Harmonica Fratil Ernst & Max Honigsberg



Следующий парадокс состоит в том, что со своих собственных матриц с записями песен Петра Лещенко в 30-х годах, венский филиал ни одной пластинки в Вене не выпустил. Я пытаюсь объяснить сей прискорбный факт сотрудничеством филиалов по принципу: "один пашет, другой сеет, третий заполняет закрома".
Венский филиал производил матрицы с записями певца и рассылал их в другие филиалы.
Довоенные матрицы 34-х записей очень пригодились венскому филиалу после окончания войны, когда спрос на пластинки Петра Лещенко среди солдат оккупационного контингента советских войск в Австрии был преогромный. Выпускались эти пластинки "Madе in Austria" в течение первых послевоенных лет со следующими каталожными номерами:
DV1466, DV1467, DV1476, DV1496, DV1562, DV1591, DV1594, DV1600, DV1601, DV1602, DV1679 DV1680, DV1681, DV1682, DV1686, DV1687, DV 1689.
Венские пластинки с записями этих 34-х песен штамповались массовыми тиражами и расходились среди солдат Красной Армии, как горячие пирожки.








Хронология записей на табличках МР3, взятых на сайте Юрия Берникова, не совпадает с принятой в дискографии у нас на сайте. В моём материале: Частушки - 1936; Сашка - 1936; Миша; Ты и эта гитара - 1934; Рюмка водки - 1933; Станочек - 1933.

Для пытливых коллекционеров старых граммофонных пластинок
дискография Петра Лещенко уже почти не содержит тайн.
Они всё разложили по полочкам, классифицировали, оценили.
И все же многие продолжают называть Петра Лещенко "пластиночным певцом", хотя его репертуар,
записанный на пластинки, по сравнению с другими,
даже не столь популярными  солистами
выглядит довольно скромно.
Репертуар маловат, да тиражи огромные,
в отличие от пластиночных певцов.
Но это уже другая тема.


ДОПОЛНЕНИЕ 1.

Трудно объяснить, почему ни одна из песен Петра Лещенко, записанная на 34-х матрицах венского филиала "Колумбии", не появилась на венских довоенных пластинках. Мы обратились с вопросом к нашему постоянному консультанту Сергею Пестову. Он объяснил, что венский филиал в начале 30-х годов, вероятнее всего, ограничивался выпуском пластинок немецкоязычных певцов, пересылая матрицы с иноязычными записями в другие филиалы фирмы. Подобная судьба была, например, у венских записей румынского певца Кристиана Василе (Cristian Vasile), регулярно записывающегося в Вене в период 1931-1933. Все "чужие" пластинки с венским индексом WHR на этикетках выпускались в Лондоне и на многих других филиалах "Колумбии", но не в Вене. Эти записи коллекционеры называют "венскими" (буквенный индекс филиала обязывает). Но у Петра Лещенко только 12 из 34-х песен были записаны в Вене в 1933 году в сопровождении замечательного оркестра Франка Фокса.



Остальные 22 записи песен Петра Лещенко производились в Бухаресте в 34-м и 36-м годах, причём рабочие матрицы с восковых "блинов" выполнялись в Вене с буквенным индексом WHR.
Сканы довоенных этикеток венского филиала "Колумбии" в Сети встречаются очень редко. Вот скан одной из них. Матричный номер этикетки (WHА 287) по номеру предшествует записи Петра Лещенко "Голубые глаза" (WHR 288).




Так бы выглядел дизайн этикеток лещенковских пластинок певца, если бы венский филиал их выпустил. Обратите внимание, что по оформлению венская этикетка 1933 года напоминает венские этикетки первых послевоенных лет с записями Петра Лещенко, когда венский филиал начал выпускать их массовыми тиражами для солдат военного контингента советских войск, находящихся на территории Австрии.

ДОПОЛНЕНИЕ 2.

В ноябре минул год со дня опубликования материала о венских записях Петра Лещенко. Возвращаясь к  теме, я вижу что не все мои предположения оказались достаточно обоснованными. Mоё "смелое" утверждение, что венские матрицы 22-х песен певца (пластинки с № мат. WHR 373-378; WHR 446-448; WHR 474-478; WHR 501-503; WHR 507- 509; WHR 538-539) были записаны в 34-36 году, сейчас у меня вызывает сомнение.
Ведь тот факт, что пластинки с этими записями  впервые печатались в филиалах "Колумбии" в Лондоне, Париже и Бухаресте в 1934-36 годах, не является доказательством, что они именно в эти годы были записаны. Пытаюсь найти подтверждение, что все 34 венские записи Петра Лещенко были записаны в 1933 году. Тема "Венские загадки" нуждается в дальнейшем развитии.


© http://petrleschenco.ucoz.ru  
 
SiringoДата: Пятница, 31.10.2014, 15:28 | Сообщение # 2
Аранжировщик
Группа: Друзья
Сообщений: 128
Статус: Offline
Доброго дня всем желаю!
У меня возник вопрос по записям. Прочитала на сайте "рашн рекордз" комментарии к "Бессарабянке", не все поняла. У нас на сайте написано в Антологии, что было 2 записи. В Германии и Вене.

Вопрос первый. Какая у нас запись на сайте?
Вопрос второй. Какие записи могли использовать американские пираты?
Простите, если задаю смешные вопросы.
 
GeorgoДата: Суббота, 01.11.2014, 02:15 | Сообщение # 3
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
Вы правы, Людмила! "Бессарабянку" в исполнении Пётра Лещенко записали две фонографические фирмы. Осенью 1931 года в Берлине на фирме "Парлофон" в сопровождении оркестра Отто Добрина певец записал 10 песен. Это был его пластиночный дебют. Песня "От Бессарабии до Риги" (№ мат. 87244) была предпоследней записью артиста среди берлинских. Этот вариант примечателен последней фразой: "Рига - вторая столица моя".  Первой столицей для певца, был, заметьте, не Бухарест, а родной Кишинёв –  столица Бессарабии.
Берлинскую запись легко отличить от канонической венской записи 1933 года, которую певец заканчивает фразой:
"Бессарабия - родина моя". В столице Австрии Пётр Лещенко в сопровождении оркестра Франка Фокса записал свою автобиографическую песню под названием "Бессарабянка".  Эта запись была предпоследней в единственной венской сессии.  Все остальные записи на матрицах с венским индексом WHR были сделаны  в последующие годы в Бухаресте.
Какая у нас запись на сайте? Под текстом песни у нас в "Антологии" есть строка: "Текст записан по фонограмме "Columbia" WHR 298 Вена 1933".  Именно эта фонограмма представлена для прослушивания. Это ответ на ваш первый вопрос


Второй вопрос далеко не смешной. Это - загадка. Кроме скана этикетки пластинки немецкого "Парлофона" у нас в "Антологии" представлены сканы европейских пластинок с песней "Бессарабянка", выпущенные в Англии, Франции и Голландии. Здесь сомнений нет, эти пластинки отпечатаны с матрицы WHR 298.



Но есть ещё скан этикетки послевоенной американской пластинки. Это – красная этикетка "Колумбии" с характерным графическим символом - микрофоном. Как Вы заметили, на знаменитом сайте Юрия Берникова эксперты обнаружили странный факт: запись на этой пластинке незначительно отличается от той, что представлена на европейских пластинках. Значит, была использована матрица с другим исполнением певца? Когда я прочёл ваш вопрос, то сразу познакомился с комментариями экспертов  к "Бессарабянке" на сайте Берникова,  но не смог найти убедительного объяснения и поэтому обратился за помощью к нашему безотказному пластиночному  Шерлоку Холмсу – Сергею Пестову. Вот его ответ:

«Да,интересное открытие! Нет сомнения, что на "Красном микрофоне" - вариант записи "Бессарабянки". Вероятнее всего, эта запись - браковка, потому, что Пётр Лещенко оговорился в первом куплете:
"... Есть цАганка там одна.
А грудь, уста, глаза, уста..." (00.39)

И что лишний раз подтверждает вариант записи - после окончания последнего куплета:
"А-а-а-ай - Оп-Оп! Хай друлу! Оп-оп-оп!
А в традиционном варианте  - после последнего куплета:
"А-а-ай - Хай друлу! -Оп-оп-оп!"


Убедительное объяснение.
Известно, что Пётр Лещенко относился к своим пластиночным записям с большой  требовательностью. И, скорее всего, та неточность –  дважды повторил «уста» в первом припеве – стала причиной новой записи, которая пошла в тираж на рабочих матрицах  WHR 298. А вот забракованная певцом первая запись сохранилась и без его ведома и согласия после войны попала в руки предприимчивых американцев. На европейских пластинках "Колумбии" она не встречается. Но, действительно, надо быть опытным экспертом, чтобы уловить столь незначительное различие в исполнении. В обнаруженных вами комментариях на
сайте Берникова первым обратил внимание на этот нюанс эксперт с ником pushkin:


Давече говорили о Рюмке Водки, что она записана Лещенко в трех вариантах ... а Бессарабянка записана минимум в двух! ... маленькое открытие - Бессарабянка американской матрицы 131012 отличается от версии Бессарабянки европейской
матрицы WHR298, убедитесь в этом сами... Еще раз поражаешься профессионализму Лещенко, интонации повторены им в двух
вариантах почти нота в ноту, почти не отличишь... всё продуманно и отрепетированно. Великий артист! Как и Вертинский выверял каждое слово, каждую букву и выражение.


Верные слова! Под каждым готов подписаться.
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Репертуар Петра Лещенко » ЗАГАДКИ ВЕНСКИХ ЗАПИСЕЙ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО (Продукция Колумбийских филиалов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz