Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 04.12.2016, 15:17

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Коллекционер, Майя, Georgo 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Репертуар Петра Лещенко » ЗАГАДКИ ВЕНСКИХ ЗАПИСЕЙ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО (ПРОДОЛЖЕНИЕ. От Берлина до Вены.)
ЗАГАДКИ ВЕНСКИХ ЗАПИСЕЙ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО
GeorgoДата: Четверг, 18.12.2014, 12:37 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
ВЕНСКИЕ ПЛАСТИНКИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО
ПРОДОЛЖАЕМ ТЕМУ ВЕНСКИХ ЗАГАДОК



В дискографии Петра Лещенко почти не осталось белых пятен.
Он записывался в сопровождении разных оркестров на четырех
фонографических фирмах. В записи певец оставил скромное наследие ― всего 117 песен.
С повторами ― 169. Были и в начале прошлого века певцы,
записавшие на пластинки до двух тысяч песен, но даже сравнивать с ними Петра Лещенко не буду.
Он брал не количеством, его песни слушал и слушает весь мир ― от Австралии до Аляски.
Многие певцы взяли его песни в свой репертуар, каждый внес своим исполнением что-то новое,
свое, но никто не смог спеть лучше Петра Лещенко или хотя бы повторить его манеру.


Пётр Лещенко был необычайно музыкален и артистичен. Каждая песня у него―это маленькое представление. Умел песней покорять сердца людей. Ему был дан величайший песенный талант ― дар Неба. Приобрести мировую известность помогли ему и записи на пластинках, сделанные на фонографической фирме "Колумбия", многочисленные филиалы которой были разбросаны по всему миру. Пластинки певца распространялись огромными тиражами.
Первые записи в Берлине на фирме "Парлофон"― это пять берлинских пластинок с красными этикетками, несмотря на скромный тираж, открыли певцу путь на фирму "Колумбия". Европейская резиденция этой фирмы находилась в Лондоне, а её филиалы почти во всех европейских столицах. Был на фирме отдел, который занимался поиском талантливых певцов и их ангажементом. Регулярно прослушивалась текущая продукция других фонографических фирм с целью найти и переманить к себе популярных исполнителей.

Ведущие фирмы завлекали певцов высокими гонорарами, заключали с ними договора, по которым приобретали право на исключительность записей, то есть, подписавший договор певец, терял возможность записываться на других фирмах. Не избежал этого условия и Пётр Лещенко, подписавший договор с "Колумбией" в 1933 году. Инициатором договора было руководство фирмы, предложившее певцу произвести записи песен в венском филиале "Колумбии". По одной из легенд решение пригласить певца родилось после прослушивания немецкой пластинки с песней "От Бессарабии до Риги". По другой ― дорогу к записям на пластинки проторили два богатых англичанина, посетивших концерт Петра Лещенко в Майори летом 33-го года. Илья Дименштейн в книге "Имена русской Латвии" пишет:

"...В Риге у Петра Лещенко состоялась ещё одна очень важная для него встреча. Одно из его выступлений в летнем ресторане Отто Шварца услышали представители деловых кругов Англии. Лещенко произвёл тогда на них большое впечатление проникновенным исполнением старинных русских и цыганских романсов. Казалось бы, рядовая случайная встреча неожиданно имела счастливое продолжение в виде приглашения от знаменитой фирмы "Колумбия" для записи на её пластинки. Это произошло в 1933 году... ".

Майори. Улица Йомас. 2011 год (Jomas iela)

Всё это так. Майори (во времена царской России ― Майоренгоф) ― это центральная часть расположенного в 25 км от Риги курортного города Юрмала, где проживало много русских. Отто Шварц имел в Майори два кафе. Летом 1933 года концерты Петра Лещенко проходили в кафе "У Шварца" на улице Йомаса (Jomas iela)1 в доме № 15. В Майори, в пансионате на взморье, действительно, отдыхали два богатых англичанина, имена которых история не сохранила. Но к организации записей певца в Вене они не имели никакого отношения. Объяснила это Вера Георгиевна в своей книге:

"...После твоего выступления в летнем ресторане Майори, что на Рижском взморье, тебя пригласили к себе в пансион два англичанина. Разбередил ты их души основательно! В мае 1935 года по их совету английской фирмой был организован ваш с Закитт вояж в туманный Альбион".


Организацией поездки в Лондон занялся известный импресарио Гарольд Хольт (Harold Holt), но было это уже после записей певца в Вене.
Двумя годами раньше, осенью 1933 года Пётр Лещенко, подписав Договор со студией звукозаписи в Вене, отправился в этот город на берегу Дуная, который был в те времена музыкальным центром Европы. В первой половине ХХ века в столице Австрии сосредоточилось большое количество фонографических фирм, а также их филиалов, перечислю основные: Austroton; Columbia; Concert Record; Decca; Electrola; Elite Spezial; Favorite; Gloria; Grammophon; Gramola; Harmona; Heliodor; His Masters Voice; Homocord; Kalliope; Novaphon; Odeon; Paloma; Parlophon; Philips; Phönix; Polydor; Telefunken; Ultraphon; Victor; и Viennola.
Ведущей среди них была, несомненно, "Колумбия", которая выпускала огромное количество пластинок, преимущественно с записями немецкоязычных исполнителей. Записи производились в сопровождении лучших европейских оркестров.
Один из них – знаменитый танцевальный оркестр Франка Фокса  (Frank Fox Tanzorchester), в сопровождении которого записывался Пётр Лещенко в Вене, имел на фирме "Колумбия" ангажемент с 1931 по 1933 годы. С оркестром Фокса Пётр Лещенко записал 12 песен в следующей последовательности: «Голубые глаза», «Вино Любви», «Чёрные глаза», «Станочек», «Что мне горе», «Жизнь цыганская», «Рюмка водки», «Льётся песня», «Чубчик», «Прощай, мой табор», «Бессарабянка», «Буран».


Ниже приведен перечень обнаруженных нами пластинок венского филиала "Колумбии"с песнями Петра Лещенко. Все они были отпечатаны в Вене с матриц 30-х годов уже после окончания Второй Мировой войны:

*DV 1466 (WHR 296) Чубчик // (WHR 297) Прощай мой табор. Оркестр Франка Фокса.
*DV 1467 (WHR 294) Рюмка водки // (WHR 295) Льётся песня. Оркестр Франка Фокса.
*DV 1476 (WHR 290) Чёрные глаза // (WHR 291) Станочек. Оркестр Франка Фокса. .
*DV 1496 (WHR 292) Что мне горе // (WHR 293) Жизнь цыганская. Оркестр Франка Фокса. ,
*DV 1561 СHR (586) Плачь, цыган. Оркестр Макса Хенигсберга-Альбахари // (СМ 142) Пой, цыгане. Оркестр "Колумбия"
*DV 1562 (WHR 478) Возле леса. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера // (WHR 509) Частушки. Гармонии братьев Эрнста и Макса Хенингсбергов.
*DV 1563 (СМ 141) За гитарный перебор. Оркестр Колумбия // (СHR 597) Ты едешь пьяная. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера
*DV 1591 (WHR 474) Аникуша. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера // (СМ 144) Спи моё бедное сердце. Оркестр Колумбия
*DV 1592 (СHR 603) Лошадки. Оркестр Жоржа Корологоса.. // (СHR 681) Моя Марусечка. Оркестр Жоржа Корологоса. и квартет Балалаек "Байкал"
*DV 1594 (WHR 446) Останься. // (WHR 447) Миранда. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера
*DV 1600 (WHR 538) Кто ты? // (СHR 604) Настенька. Оркестр Жоржа Корологоса.
*DV 1601 (WHR 477) В цирке. // (WHR 502) Андрюша. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера
*DV 1602 (WHR 539) Алёша. // (СHR 602) Дуня. Оркестр Жоржа Корологоса.
*DV 1603 (СНR 660) Забыть тебя. // (СHR 661) Давай простимся. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера
*DV 1616 (СHR 802) Туманно на душе.// (СHR 805) Старинный вальс. Оркестр Николая Черешни.
*DV 1640 (СHR 584) Мусенька. // (СHR 585) Татьяна. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера
*DV 1679 (WHR 507) Милость. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера . // (СМ 143) Признайся мне. Оркестр Колумбия
*DV 1680 (WHR 448) Не уходи. // (WHR 503) Сашка. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера
*DV 1681 (WHR 475) Я бы так хотел любить. // (WHR 501) Миша. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера
*DV 1682 (WHR 476) Мальчишка. // (WHR 508) Трошка. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера
*DV 1684 (СHR 598) Сердце мамы. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера . // (СHR 601) Кавказ. Оркестр Жоржа Корологоса.
*DV 1685 (СHR 620) Ха-ча-ча. Оркестр Жоржа Корологоса.. // (СHR 662) Капризная, упрямая. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера
*DV 1686 (WHR 288) Голубые глаза. // (WHR 289) Вино любви. Оркестр Франка Фокса
*DV 1687 (WHR 374) Марфуша. // (WHR 377) Вернулась снова ты. Оркестр Макса Хенигсберга-Альбахари.
*DV 1689 (WHR 376) Ты и эта гитара. // (WHR 378) Скучно. Оркестр Макса Хенигсберга-Альбахари


В этом перечне отсутствуют две (гипотетические) пластинки венского филиала "Колумбии", о существовании которых мы можем только гадать.

*DV ???? (WHR 298) Бессарабянка // (WHR 299) Буран. Оркестр Франка Фокса. .
*DV ???? (WHR 373) У самовара // (WHR 375) Моё последнее танго. Оркестр Макса Хенигсберга-Альбахари. .


Этикеток этих двух венских пластинок у нас на сайте в "Антологии песен" нет. Допускaю, что нам не удалось их найти, но возможно, что они в Вене так и не были изданы. Продолжим поиски, а вдруг все же они были напечатаны.

Подведём итог. Из 34-х собственных матриц венского филиала Колумбии выпуска 1933 года в послевоенные годы при печатании пластинок было использовано 30, а возможно, и все 34 матрицы. Кроме них венский филиал также использовал для выпуска пластинок с записями Петра Лещенко 4 матрицы лондонской "Колумбии" (с индексом СМ) и 16 матриц бухарестского филиала (с индексом СHR). Известно, что Пётр Лещенко записал на "Колумбии" всего 76 песен. Нетрудно определить, что послевоенные венские пластинки певца составляют более 70 % всех колумбийских записей певца. Этикетки выше перечисленных венских пластинок можно увидеть, а записи прослушать в разделе нашего сайта "Антология песен" и на сайте Юрия Берникова. В каталожных изданиях венский филиал пользовался буквенными индексами каталожных номеров: D - до середины 1929 и DV - в последующие годы.
В хитросплетении индексов матричных номеров венского филиала трудно разобраться даже коллекционерам, я только перечислю из них те, которые встретились мне на этикетках пластинок венского филиала "Колумбии". Их разнообразие впечатляет.
A; H; L; F; CA; Hx; WA; WH; CHA;
 WHC; WHA; WHR.
Встречаются также пластинки венского филиала "Колумбии" без буквенного индекса перед матричным номером.
Матричные номера на этикетках пластинок являются своего рода "свидетельством о рождении" данной записи. Буквенный индекс свидетельствует о том, где произведена данная запись, но не подсказывает нам, где пластинка была отпечатана. Этому служит каталожный номер и иногда надпись на этикетке, например: "Мade in Austria". На венских этикетках индекс "WHA" является наиболее распространённым буквенным индексом филиала. А знакомый почти каждому любителю ретро индекс "WHR" встречается, преимущественно, на пластинках Петра Лещенко и популярного румынского певца Кристиана Василе. С оркестром Франка Фокса последний произвёл 64 записи за период 1931-33 гг. У Петра Лещенко с этим оркестром было всего 12 записей.
Добавлю, что в Сети встречается датировка выпуска первых двух пластинок из списка - 1948 год. Но точна ли она? Хотелось бы верить многим свидетельствам того, что венские пластинки певца начали издаваться в Вене вскоре после окончания войны, причём большими тиражами. Известно, что спрос на пластинки певца среди военнослужащих четырехсоттысячного оккупационного контингента Советской Армии в Австрии был огромный в течение десяти лет советской оккупации Австрии, продолжавшейся от 1945 по 1955 год. Пластинки с песнями Петра Лещенко шли в СССР непрерывным потоком. Не смогли его ограничить в значительной степени таможенные барьеры. Песни опального певца оказались сильнее, чем шесть тысяч опричников НКВД и СМЕРШа, посланных ограждать советских солдат от "тлетворного влияния" Запада.
Мы неоднократно подчёркивали, что в тридцатых годах пластинки Петра Лещенко венским филиалом "Колумбии" не выпускались. Причина проста: русская диаспора в Австрии не была многочисленной, если сравнивать с Лондоном или Парижем. Венские матрицы с записями певца широко использовались для выпуска пластинок на других филиалах лондонской фирмы. Начиная с 1933 года индекс венского филиала "Колумбии" WHR появляется на колумбийских пластинках певца, выпускаемых сначала в Англии и Франции, а позже в Румынии, Польше, Германии, Греции, Чехословакии, Швейцарии, США, а также в фирмах "His Master's Voice"и "Odeon". Американские фирмы "Columbia" (mikrofon), "Agree Records", "Stinson Records" и "Kismet" пластинки с венских матриц печатали, но без оригинального матричного номера с индексом WHR на этикетках.
Венские пластинки Петра Лещенко являются важной составной частью его пластиночного наследия.




ПРИМЕЧАНИЕ
1 Йомас – центральная улица Юрмалы - в переводе с латышского означает "песочные волны". Улица основана в конце XIX века и является одной из старейших улиц города. Эта пешеходная улица является визитной карточкой Юрмалы. Здесь расположено множество ресторанов и кафе на любой вкус. Улица тянется от железнодорожной станции Майори до глобуса Юрмалы. Каждый год на улице Йомас проводятся различные концерты, аттракционы и конкурсы. Когда-то улица Йомас начиналась на нынешнем перекрестке Лиенес и Йомас за сквером станции Майори. В 1936 году улицу Ригас укоротили в связи с изменением названий улиц и Йомас была продлена до границы района Майори. В 1999 году улица на некоторое время была переименована в улицу Пушкина, но потом название вернули, и оно сохранилось до наших дней.
 
VlaDeminДата: Пятница, 19.12.2014, 15:17 | Сообщение # 2
Аранжировщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 111
Статус: Offline
Приветствую исследователя Георгия Сухно и всех,
кто интересуется творчеством Петра Лещенко.
Спасибо, количество загадок уменьшается, но надо стремиться отгадать оставшиеся.
Кто, если не мы?!
Желаю успеха, Ваш В. Демин
 
SiringoДата: Суббота, 20.12.2014, 01:45 | Сообщение # 3
Аранжировщик
Группа: Друзья
Сообщений: 124
Статус: Offline
Спасибо!
Очень интересно.
Для меня символы все эти - китайская грамота,
а тут поняла даже я, что к чему. Спасибо!
 
GeorgoДата: Понедельник, 22.12.2014, 17:52 | Сообщение # 4
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
Дорогие Владимир Васильевич и Людмила!
Спасибо большое за отклики. Конечно, на целый ряд вопросов по венским записям Петра Лещенко будем продолжать искать ответы. Будда учил: "Не знаешь ответа на вопрос - молчи." Я же стараюсь не молчать, а задавать вопросы и искать, хотя бы на любительском уровне, разгадку. Действительно, не на все вопросы, связанные с песенным наследием  Петра Лещенко, найдены ответы. А сведения, которые мы находим в Сети, не всегда достоверны. Их необходимо тщательно просеивать. В И-нете нет ответственного редактора. Например, знатоки утверждают, что в каждых трех из пяти статей «Википедии» есть ошибки, неточности и откровенные ляпы. Вывод о  достоверности материала  можно делать только после сопоставления  его с информацией, зачерпнутой из  других независимымых источников. Это требование надо относить и к журнальным публикациям. Ошибки неизбежны, но надо стараться их избегать. Поэтому больше мне по душе
 призыв Будды "сомневаться". Вот, например, изданная в Вене серьезная публикация "Diskographie der österreichischen Populärmusik 1900-1958" (Дискография австрийской лёгкой музыки  1900-1958) относит  венские записи Петра Лещенко к весне и лету 1931 года. Дискография, составленная Виталием  Бардадымом и московским филофонистом  В.Н.Унуковым, приведенная в книге "Тот самый Пётр Лещенко" переносит в 1931 год не только венские записи певца, но и лондонские. Но не стыкуется этот период с биографией певца. Бибс Эккель, известный английский исследователь творчества Петра Лещенко, полагал, что после первых венских записей 1933 года певец продлил контракт с "Колумбией" и там же в Вене продолжал записи в 1934 году. Но это утверждение остаётся голословным. Если посмотрим датировку венских записей на сайте Юрия Берникова,  тоже найдём разнобой: например, запись "Рюмки водки " датирована 32-м годом, видим это в описании позаимствованной у Берникова этикетки.
Без ответа пока остаётся вопрос, сколько вариантов матриц записал певец в Вене. Два отличающиеся варианта отыскал и поставил на нашем форуме Сергей Пестов. Он пишет:

Делая свои первые записи на фирме „Columbia” в Вене в 1933 г., Петр Лещенко записывал отдельные произведения в двух, а то и в трех вариантах. Какие-то из них он сразу браковал, и в тираж они не шли. А некоторые записи издавались в двух вариантах.

Это очень важное открытие.  С момента выхода первых пластинок  певца, отпечатанных с венских матриц прошло 80 лет, но, возможно, никто из филофонистов, кроме пытливого исследователя Сергея Пестова, не обнаружил разницы в записях песен «МАЛЬЧИШКА» WHR 476-1 и «В ЦИРКЕ» WHR 477-3 по сравнению с классическими записями. Я обратил внимание, что в упомянутой выше австрийской дискографии матричных номеров с дробями есть несколько:
WHR 291-1 Станочек; WHR 292-1 Что мне горе; WHR 293-1 Жизнь цыганская; WHR 294-3 Рюмка водки; WHR 295-2 Льётся песня; WHR 296-1 Чубчик; WHR 297-1  Прощай, мой табор; WHR 298-2 Бессарабянка;
 WHR 299-2 Буран.
Под вопросом остаётся история записей Петра Лещенко на венские матрицы в сопровождении трёх бухарестских оркестров Жоржа Корологоса и братьев Эрнста  и Макса Генигсбергов.
 Можно только предполагать, где записывались восковые блины для венских матриц. Об этом я уже писал на форуме. В упомянутой выше венской дискографии перечисляются все оркестры фонографических фирм Вены за период 1900-1958 гг., но эти бухарестские оркестры не упоминаются. Не приводится также перечень остальных 22-х записей Петра Лещенко с индексом матричного номера WHR , записанных в сопровождении бухарестских  оркестров. Возникает другой вопрос, почему на некоторых этикетках венских пластинок послевоенного выпуска вместо оркестра Макса Генигсберга-Альбахари, фамилию которого мы видим на довоенных пластинках первого выпуска, упорно появляется название оркестра Эрнста Генигсберга-Хеккера. Можно ли объяснить это только неряшливостью составителей?
Наиболее сложный вопрос, где легко увязнуть, появляется при рассмотрении послевоенного выпуска пластинок с венских матриц  американскими фирмами. На одних пластинках сохраняются венские матричные номера, на других они заменяются собственными пятицифровыми матричными номерами  с индексом "со", а иногда составители этикеток приводят только каталожный номер своей фирмы.
В поисках ответов на эти вопросы без помощи "уральского следопыта" Сергея Пестова  не обойтись. Он - наша надежда.
 
КоллекционерДата: Вторник, 23.12.2014, 11:13 | Сообщение # 5
Капельмейстер
Группа: Модераторы
Сообщений: 160
Статус: Offline
Уважаемый Георгий!
Спасибо Вам за интереснейшее исследование!
Да, вопросов еще остается немало. Ответы могли бы найтись в документах филиалов фирмы «Columbia», но к ним у нас, увы, доступа нет. Поэтому мы можем идти только путем сопоставления, опираясь на известные факты. Еще предстоит отыскать издававшиеся варианты венских записей Петра Лещенко.
Хотелось бы сделать уточнение по американским фирмам.
  "Columbia" («mikrofon»), "Agree Records", "Stinson Records" и "Kismet" не выпускали оригинальных записей Петра Лещенко. Все названные фирмы занимались переписью с фирменных пластинок, изготавливая таким способом собственные матрицы. Поэтому-то качество записей на пластинках этих фирм существенно отличается в худшую сторону от качества записей на пластинках филиалов фирмы "Columbia",использовавших оригинальные матрицы. Если послушать внимательно, то на большинстве пластинок "Columbia" («mikrofon»), "Agree Records", "Stinson Records" и "Kismet" в начале слышны две немые дорожки – собственная и той пластинки, с которой была сделана перепись.
Это же касается и тех филиалов фирмы "Columbia", на зеркале которых собственная пятизначная нумерация матриц, что говорит об их «переписном» происхождении.
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Репертуар Петра Лещенко » ЗАГАДКИ ВЕНСКИХ ЗАПИСЕЙ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО (ПРОДОЛЖЕНИЕ. От Берлина до Вены.)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz