Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2017, 01:44

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Лещенко Петр Константинович » Мы судьбою не заласканы » ГЕОРГИЙ ХРАПАК О ВСТРЕЧЕ С ПЕТРОМ ЛЕЩЕНКО (КО ДНЮ АНГЕЛА Петра Лещенко)
ГЕОРГИЙ ХРАПАК О ВСТРЕЧЕ С ПЕТРОМ ЛЕЩЕНКО
Olga777Дата: Четверг, 03.07.2014, 13:23 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 747
Статус: Offline
ВПЕРВЫЕ О ПЕТРЕ ЛЕЩЕНКО РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР ТАНГО-РОМАНСА "ТОСКА ПО РОДИНЕ".
Публикация подготовлена по допросам МГБ, домашнему архиву, предоставленному Алексеем, сыном Георгия Храпака.




Георгий Храпак - автор песни "Я тоскую по родине" встречался в Бухаресте с Петром Лещенко в 1944 году. Удалось документально установить этот факт.


Рядом с Верой Лещенко - автор романса "Я тоскую по родине", Георгий Храпак. С подачи коллекционера Мангушева военного рядом с Верой Лещенко долгое время называли Альтшуллером. Сохранилась переписка (декабрь, 1991 год) Веры Лещенко и Мангушева, в своем письме она опровергала утверждение Мангушева, что на фото, которое мы публикуем выше, Альтшуллер: "...я точно не помню, кто, но это не журналист Альтшуллер. Я была с ним знакома, и мы тоже фотографировалась. На том фото нас было четверо - Петя, Альтшуллер со своим приятелем и я. Альтшуллер, как и его знакомый, был в штатском. А на этом снимке, всё же, мне помнится, были военные художники. Мы с ними познакомились после концерта, а потом случайно встретились на улице в Бухаресте. Рядом со мной, кажется тот, кто написал "Тоску по родине".
В ответ господин Мангушев пишет: "Дорогая Верочка Георгиевна, должен вас огорчить, что близкие не всегда являются весомыми свидетелями того или иного факта. У меня свои неопровержимые доказательства есть. Целую ваши ручки, М.И. Мангушев". Вера Георгиевна не спорила с Михаилом Ивановичем, считала, что это бесполезно. Пыталась найти фото с Альтшуллером, но, увы, то фото она смогла лишь описать: "Мы фотографировались после концерта на летней площадке в парке. Было тепло и цвела сирень. Весной это было". Время и близкие Георгия Храпака подтвердили, что Вера Георгиевна была права: на нашем фото - Георгий Храпак.




Фотография Георгия Храпака с Верой и Петром Лещенко на улицах Бухареста, командировочное удостоверение Георгия Храпака, ноты романса "Я тоскую по родине" - свидетельства, подтверждающие наши предположения. Мы нашли новые доказательства - протоколы допроса Георгия Храпака.

В посмертно изданном каталоге работ художника Георгия Храпака есть его короткая биография. В ней ни слова об аресте, лагере, о самиздатовском сборнике стихов, о лагерных рисунках, о годах, вычеркнутых из его жизни:


- ХРАПАК ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1922-1974), заслуженный художник РСФСР, состоял членом МОСХа.
Окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года, ученик П.И.Петровичева и В.Н.Бакшеева. Его работы вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Центрального музея Советской Армии, Музея Истории г. Москвы, Калужского областного художественного музея и др.
В 1941 году со студенческой скамьи Г.В. Храпак ушел на фронт. В годы войны как художник Студии им. М.Б.Грекова вместе с Западным, 4-ым Украинским фронтами прошел Австрию, Венгрию, Чехословакию, Германию, был на Дальневосточном фронте. Его качественные фронтовые рисунки появлялись в годы войны на страницах журналов «Огонек», «Смена».
В послевоенные годы Храпак находит свою тему в искусстве. Это - города. Художник тонко чувствовал их ритм, его влекло к оживленным улицам, бульварам. Георгий Васильевич умел найти свой кадр в мелькающей картине города.
Г.В. Храпак написал много этюдов, законченных видов городов, которые в силу его работоспособности, складывались в циклы. Порой недолгое пребывание в новом месте составляло целую тему в его творчестве. Такими стали художественные впечатления от Баку и Воронежа, Карелии и Абхазии. На их основе формировались наборы открыток, буклеты, альбомы, каким стал, например, его цикл работ «По Швеции».
Работая на переломе стилистики искусства от 1950-х к 1960-м годам, Г.Храпак внутренне был готов к переменам. В 1960-70-е годы меняется отношение художника к линии – она становится упругой, напряженной, порой главенствующей в работах. Появляются рисунки, написанные фломастером. В них он пытается выйти на новую стилистику, прочувствовать и отразить динамику времени. Иногда внимание к новому выражалось в выборе сюжетов. Художника интересовали объекты, в которых, как ему казалось, более отчетливо читались новые ритмы жизни («Строительство кинотеатра «Россия», «Подъезжая к Москве» и др).





В апреле 1949 года был арестован Георгий Храпак. Вернулся человек с фронта, к мирной жизни, к родным своим вернулся, женился, сына растил, планы строил, картины писал, а тут нагрянули с обыском.
Дальше - знакомая картина. Допросы, обвинения, лагерь.

Из лагерного самиздатовского сборника Георгия Храпака:



Дело Георгий Храпака было сфабриковано на основании показаний Капелюша Льва Семеновича. Осуждать тех, кого вынуждали давать ложные показания против своих друзей, знакомых и близких, не стоит. Мы не знаем, что они испытали и через какой прессинг машины репрессий они прошли, но дело Георгия Храпака приятно удивило: были друзья и коллеги, которые отказались свидетельствовать против него. И сам Георгий Васильевич очень достойно держался и отвечал на вопросы следователя.
Один из протоколов допроса касался знакомства Георгия Храпака с Петром Лещенко. Касался только фактов, которые озвучивал следователь. О песне не упоминает, но признается, что писал портрет Петра Лещенко, что уничтожил его, когда узнал, что Петр Лещенко сотрудничал с немцами. На самом деле, по рассказам близких Храпака, этот портрет хранился у мамы Георгия и после ареста сына она уничтожила рисунок вместе с другими документами. И еще о Петре Лещенко в кругу родных Георгий очень тепло отзывался, возможно, и о портрете, что уничтожил его, сказал на следствии, дабы не устраивали обыски у мамы, надеялся, что так сможет сохранить портрет певца.



Светлые, добрые и талантливые люди встречались Петру Лещенко.

Мы признательны Алексею Храпаку и его супруге Наталье за поддержку, помощь, за фотографии и документы, использованные в этом материале.


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
VlaDeminДата: Пятница, 04.07.2014, 11:18 | Сообщение # 2
Аранжировщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 113
Статус: Offline
Открытия на сайте радуют. Интересный материал получился. С пожеланием новых открытий, Вл. Демин
 
SiringoДата: Пятница, 04.07.2014, 11:27 | Сообщение # 3
Аранжировщик
Группа: Друзья
Сообщений: 128
Статус: Offline
По этой публикации почувствовала, что Георгий Храпак симпатичен Ольге. И я прониклась к нему добрыми чувствами. Сильная личность, достойная подражания! Царапнуло, что он разочаровался в нашем Петре Лещенко. Пропаганда способна изменить любое мнение. Мне жаль.
 
Olga777Дата: Суббота, 05.07.2014, 19:00 | Сообщение # 4
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 747
Статус: Offline
Согласна, симпатичный получился материал, так ведь права Сиринго-Людмила, сильная личность - Храпак. о нем и писать интересно. Но хочу утешить Людмилу, не разочаровался Георгий Храпак в Петре Лещенко. Он сделал такое признание, чтобы закрыть тему, чтобы не пришли с обысками к его родным. Он и о "Тоске по родине" ничего не сказал. Уже после лагеря, вернувшись домой, Георгий Васильевич не трогал лагерную тему, одно сказал сыну, что не нужно вдаваться в подробности при ответах на допросах. Коротко и лаконично комментировать только то, что известно следователям. Предупреждал, видимо, даже после реабилитации не был уверен, что оставят семью в покое. 
Нет, Георгий Храпак - очень достойный и смелый человек. И в друзьях у него не все оказались предателями, точнее сломанными МГБ-эшниками. Многие отказались давать показания против Георгия Храпака, а один из "сломанных" попросил прощения у сына за показания. которые дал против отца.
Вот такие заметы времени того.


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Мы судьбою не заласканы » ГЕОРГИЙ ХРАПАК О ВСТРЕЧЕ С ПЕТРОМ ЛЕЩЕНКО (КО ДНЮ АНГЕЛА Петра Лещенко)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2017
Сайт создан в системе uCoz