Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 08.12.2016, 17:03

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Georgo 
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » Забытые имена » СЛЕДЫ ИСТОРИИ. САША КАЛЬШТЕЙН (Скрипач оркестра Петра Лещенко.)
СЛЕДЫ ИСТОРИИ. САША КАЛЬШТЕЙН
GeorgoДата: Пятница, 03.01.2014, 19:53 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
Ежемесячный международный еврейский журнал "Alef"
1984 год. № 31-49 стр 35-37



ЕВРЕЙСКАЯ СКРИПКА СААДИЯ КАЛЬШТЕЙН АККОМПАНИРУЕТ ЛЕЩЕНКО

Людмила Райз


Он Шуберта наверчивал
Как чистый бриллиант

/Осип Мандельштам/


Почему именно скрипка стала еврейским инструментом? Играл ли на скрипке, или на арфе, или, может быть, на другом, неизвестном нам, потомкам, инструменте царь Давид? На этот вопрос с достоверностью трудно ответить. Но скрипка стала нашим музыкальным символом. Ежегодно в Израиле музыкантам, певцам, танцорам присуждается национальная премия "Кинор Давид" (т. е. "Скрипка Давида")...Была в Одессе школа замечательного скрипача Столярского, и из этого "гнезда" вылетели в мир выдающиеся музыканты: Яша Хейфец, Цимбалист, Мирон Полякин. Их судьба похожа на судьбу многих еврейских музыкантов... Скрипач, о котором пойдет речь, широко известен в Тель-Авиве. Его все зовут Саша, но не все знают, что что "скрипача Сашу" зовут по-старинному поэтично и красиво - Саадия. Саадия Кальштейн. По советскому паспорту — Саадия Янкелевич Кальштейн. Саша владеет еврейским мастерством - он играет на скрипке. Его отец, Янкель Кальштейн. тоже был "еврейским умельцем". Он был закройщиком. Закройщиком не где-нибудь в местечке, — в Кишиневе. У него до прихода Советов в Кишинев была лавка с английскими сукнами, и он шил элегантные костюмы своим согражданам. Было у него три сына. Младший, Саша, родился в 1911 году. Всем троим сыновьям купил Янкель маленькие скрипки- четвертушки и повел их в 1917 году (тогда Кишинев был румынским) учиться играть. Но старшие два сына, как в русской сказке, не стали музыкантами. Самый старший стал инженером-химиком, второй поехал учиться в Италию и стал художником. Саша в 1924 году поступил учиться в Кишиневскую консерваторию в класс профессора Финкеля. В 1932 году он закончил свое музыкальное образование. В 1933 Саадия Кальштейн году его забрали в румынскую армию, где он играл в музыкальном взводе. Кончив армейскую службу Саша пошёл играть в оркестр в ресторане.
Чтобы дать представление о том, что за город был Кишинев в 30-е годы, когда Саша начал свою карьеру музыканта, нужно сделать короткий экскурс в историю. Часть Румынии1, которая находилась до 1917 года в составе царской России, снова перешла во владение Румынии, к тому времени отделившейся от Австро-Венгрии. Русские и еврейские эмигранты наполнили Кишинев, ища спасения от преследований ЧК. В ту пору Александр Вертинский пел:


Что за ветер в степи молдаванской,
Как горит под ногами земля!2
Хорошо мне с душою цыганской
Кочевать, никого не любя ...


Рестораны Кишинева были полны теми, кому удалось вовремя, по "горящей земле" унести ноги от советских порядков. Среди них был и певец Петр Лещенко, с которым связала Сашу судьба почти на целое десятилетие. Петр Лещенко пел в ту пору в ту пору в ресторане "Сюзанна". Прибыл он в Кишинев нелегально, бежал от советской власти, перейдя границу в Бендерах.3 Его песни были (да и сейчас) запрещены в Советском Союзе, но вся Россия, все советские республики покупали самодельные, нелегально переправленные записи песен Лещенко. Это был первый российский "самиздат" — на рентгеновских снимках, на "ребрах", "издавали" песни Лещенко. В томном танго под звуки лещенковских "Черных глаз" танцевали пары и в СССР, и в Румынии, и в Латвии, и в Польше. Танцевали и перед Второй мировой войной, и даже во время, и, конечно, после. И сейчас в эмигрантских ресторанах всего мира звучат песни Лещенко.
Петр Лещенко обосновался в Кишиневе перед Второй мировой войной. Оттуда он часто ездил в Латвию, где женился на латышке — танцовщице Зинаиде Закитт. В Риге жил другой еврейский музыкант, Оскар Строк, который написал музыку для песен Лещенко: "Моя Марусечка"4, "Черные глаза" и многих других. Лещенко искал скрипача, который смог бы "понять его душу". А душа у него была нежная, голос сладкозвучный. Ему нужна была румынско-еврейская скрипка - такой скрипкой стал на многие годы Саша. Почему румынская скрипка? Рестораны дореволюционной России были полны румынами- скрипачами. В Румынии было много евреев, много цыган, царила атмосфера оперетты, легкой австро- венгерской музыки, ресторанов. Цыгане создали неповторимую грустную и вместе с тем веселую музыку. Музыку, которой заслушивался герой Льва Толстого Федя Протасов ("Живой труп") . Эта цыганско-румынская и еврейско-русская музыка и легла в основу песен Лещенко. Саша помнит шикарные, отделанные коврами и зеркалами рестораны Кишинева 30-х годов, а затем рестораны Бухареста, куда он вместе со всей семьей отправился вслед за Лещенко в 1935 году. Лещенко открыл в Бухаресте на улице Анастасу Симо клуб- ресторан "Петр Лещенко"5. Это было шикарное здание в два этажа, как вспоминает Саша. На первом этаже был картежный клуб, где шла игра в карты до 7—8 часов утра, на втором - ресторан, в котором играл оркестр, а с сольным номером выступал Лещенко, который исполнял свои песни под гитару в сопровождении оркестра или скрипача Саши. Он же вместе с женой-танцовщицей исполнял русские народные танцы. Дела шли так хорошо, что через некоторое время Лещенко снял трехэтажный ресторан на берегу реки Дымбовицы, куда съезжался кутить "весь Бухарест" . Так продолжалось до 40-го года. В 40-м году многие кишиневские евреи решили вернуться из Бухареста в Кишинев. Было ли то, потому что началась мировая война в Европе, потому ли, что нацистская Германия захватила Польшу,— на этот мой вопрос Саша не ответил с определённостью.
Одно только ясно, что евреи потянулись в "освобожденный" советскими войсками Кишинев. Семья Кальштейн тоже поехала в Кишинев. Саша вспоминает, что в последний раз в своей жизни он виделся с Петром Лещенко на вокзале в Бухаресте перед самым своим отъездом.

Лещенко пришёл уговаривать Сашу остаться в Бухаресте. Он уже знал, что такое советская власть, и очень отговаривал семью Кальштейн от "возвращения на родину". Так и запомнился Саше Лещенко на перроне бухарестского вокзала, когда он прощально махал вслед уходящему поезду. Меня, конечно, интересовала дальнейшая судьба Петра Лещенко. Ничего определенного о том, как сложились жизненные обстоятельства Лещенко, которые привели его к трагической смерти во время Второй мировой войны, Саша не знает. Он знает только, что семья покойного Лещенко продолжала жить в Бухаресте. Итак, скрипач Саша Кальштейн вернулся в родной Кишинев. Изменился ли Кишинев за годы его отсутствия, за пять лет? Скорее, нет. От чего бы ему измениться? Советы только что вошли в город Антисемитизм еще не начался. Организовали Еврейский государственный театр во главе с знаменитой актрисой и певицей на идише Сиди Таль. Саша пошел в театр в оркестр. Оркестр был небольшим, Саша стал его руководителем. Тут грянула война. Гитлеровские войска вторглись в западные районы Советского Союза. Муж Сиди Таль, Ралик6, который был организатором театра и его администратором, позаботился о его немедленной эвакуации в Среднюю Азию. Там. еврейский театр продолжал гастроли и в дни войны.
После войны вместе с театром Саша вернулся в Кишинев и стал оркестрантом кишиневского филармонического оркестра. Затем в начале 50-х годов перешел в джаз- оркестр фрейлехс. Джаз-оркестр назывался "Букурия". Это был один из немногих джазовых ансамблей в послевоенной России, гастролировал он по всему Союзу. Исполняли эстрадную джазовую музыку, народную музыку - в большинстве румынскую и еврейский "фрейлехс" под видом "молдавских" танцев успех был большой.
Как-то в 50-е годы решил Саша в летний сезон поработать на курорте. Поехал в Сочи и стал художественным руководителем оркестра в ресторане "Ахун". Саша вспоминает это свое курортное лето с ужасом. В ресторан приезжало много иностранцев, они заказывали музыкантам ту или иную мелодию. А в зале все время сидел кто-то в штатском, который внимательно следил за тем, что происходит вокруг. Бывало вызывали Кальштейна в местный КГБ на допрос. Что говорили? О чем просили? Обо всем и обо всех расспрашивали, все надо было рассказывать "кураторам". А КГБ был в тех местах особенно свирепым, вспоминает Саша, так как рядом находилась дача Сталина.

ПРИМЕЧАНИЯ (GS):

1 Имеется в виду Бессарабия, которая начиная с XVI века захватывалась по очереди Турцией, Россией, Румынией и СССР, сейчас Бессарабия разделена между республикой Молдова и Украиной.

2 У Вертинского "Как поёт под ногами земля!"

3 Эта легенда не находит подтверждения в биографии Петра Лещенко.

4 Музыку фокстрота "Моя Марусечка" написал не Оскар Строк, а Герд Вильнов.

5 В Бухаресте Пётр Лещенко открыл сначала в 1933 году ресторан "Наш домик" на ул.Брезояну 7, затем в 1935 г. ресторан "Пётр Лещенко" на ул. Анастасу Сим, о котором упоминает автор, и в 1936 году большой ресторан "У Лещенко" на ул. Калея Виктория, 2

6 Муж Сиди Таль, Ралик - правильно Фалик Пинхас Абрамович, заместитель директора Черновицкой филармонии.
 
SiringoДата: Пятница, 03.01.2014, 22:08 | Сообщение # 2
Аранжировщик
Группа: Друзья
Сообщений: 124
Статус: Offline
Очень редкие данные. Это имя встречалось только в одной статье в общем списке музыкантов, а Пан Георгий смог найти такое богатство. Но мне по воспоминаниям многим о Петре Лещенко казалось, что главными и самыми близкими музыкантами для Петра Лещенко были Коля Черешня и Ипсиланти. Нет?
 
VlaDeminДата: Среда, 15.01.2014, 00:08 | Сообщение # 3
Аранжировщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 111
Статус: Offline
Siringo, в последние годы, вы правы, самыми близкими были Жорж Ипсиланти и Коля Черешня. Но на всем творческом пути Петра Лещенко было много других имен и талантливых музыкантов, перед которыми он преклонялся. Опять же сужу по словам Веры Лещенко.
Пан Георгий, действительно, собрал интересный материал о скрипаче Кальштейне.
Найти бы и других музыкантов, но, видимо, это сложно.
Ваш Вл. Демин
 
GeorgoДата: Среда, 15.01.2014, 20:38 | Сообщение # 4
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
Уважаемый Владимир Васильевич! Действительно, в литературе по истории эстрады русского зарубежья музыкантам оркестра Петра Лещенко уделено очень мало внимания. Возможно, ценная информация рассеяна по страницам эмигрантской печати. В разное время в оркестре принимали участие от шести до десяти музыкантов, состав менялся. Мы нашли в газете "Русская мысль" и в других источниках списки некоторых музыкантов из оркестра Петра Лещенко. Вот их имена:
Дайку; Ионеску; Братья Ипсиланти Жорж и Михаил; Кальштейн Саша; супруги Капланские Рудольф и Софья, Братья Кацман; Корологос Жорж; Малагамба Сергей; Маргулис; Скляров Ефим; Соколов Сафоня; Николай Черешня, Шапиро Соломон; Ширман Гари. Только о немногих из них у нас на сайте представлены сведения. Хотя каждый из них заслуживает отдельной заметки.
 
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » Забытые имена » СЛЕДЫ ИСТОРИИ. САША КАЛЬШТЕЙН (Скрипач оркестра Петра Лещенко.)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz