Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 24.07.2017, 23:36

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Georgo 
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » Забытые имена » СЛЕДЫ ИСТОРИИ. САША КАЛЬШТЕЙН (Скрипач оркестра Петра Лещенко.)
СЛЕДЫ ИСТОРИИ. САША КАЛЬШТЕЙН
GeorgoДата: Пятница, 03.01.2014, 19:53 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 336
Статус: Offline
Ежемесячный международный еврейский журнал "Alef"
1984 год. № 31-49 стр 35-37



ЕВРЕЙСКАЯ СКРИПКА СААДИЯ КАЛЬШТЕЙН АККОМПАНИРУЕТ ЛЕЩЕНКО

Людмила Райз


Он Шуберта наверчивал
Как чистый бриллиант

/Осип Мандельштам/


Почему именно скрипка стала еврейским инструментом? Играл ли на скрипке, или на арфе, или, может быть, на другом, неизвестном нам, потомкам, инструменте царь Давид? На этот вопрос с достоверностью трудно ответить. Но скрипка стала нашим музыкальным символом. Ежегодно в Израиле музыкантам, певцам, танцорам присуждается национальная премия "Кинор Давид" (т. е. "Скрипка Давида")...Была в Одессе школа замечательного скрипача Столярского, и из этого "гнезда" вылетели в мир выдающиеся музыканты: Яша Хейфец, Цимбалист, Мирон Полякин. Их судьба похожа на судьбу многих еврейских музыкантов... Скрипач, о котором пойдет речь, широко известен в Тель-Авиве. Его все зовут Саша, но не все знают, что что "скрипача Сашу" зовут по-старинному поэтично и красиво - Саадия. Саадия Кальштейн. По советскому паспорту — Саадия Янкелевич Кальштейн. Саша владеет еврейским мастерством - он играет на скрипке. Его отец, Янкель Кальштейн. тоже был "еврейским умельцем". Он был закройщиком. Закройщиком не где-нибудь в местечке, — в Кишиневе. У него до прихода Советов в Кишинев была лавка с английскими сукнами, и он шил элегантные костюмы своим согражданам. Было у него три сына. Младший, Саша, родился в 1911 году. Всем троим сыновьям купил Янкель маленькие скрипки- четвертушки и повел их в 1917 году (тогда Кишинев был румынским) учиться играть. Но старшие два сына, как в русской сказке, не стали музыкантами. Самый старший стал инженером-химиком, второй поехал учиться в Италию и стал художником. Саша в 1924 году поступил учиться в Кишиневскую консерваторию в класс профессора Финкеля. В 1932 году он закончил свое музыкальное образование. В 1933 Саадия Кальштейн году его забрали в румынскую армию, где он играл в музыкальном взводе. Кончив армейскую службу Саша пошёл играть в оркестр в ресторане.
Чтобы дать представление о том, что за город был Кишинев в 30-е годы, когда Саша начал свою карьеру музыканта, нужно сделать короткий экскурс в историю. Часть Румынии1, которая находилась до 1917 года в составе царской России, снова перешла во владение Румынии, к тому времени отделившейся от Австро-Венгрии. Русские и еврейские эмигранты наполнили Кишинев, ища спасения от преследований ЧК. В ту пору Александр Вертинский пел:


Что за ветер в степи молдаванской,
Как горит под ногами земля!2
Хорошо мне с душою цыганской
Кочевать, никого не любя ...


Рестораны Кишинева были полны теми, кому удалось вовремя, по "горящей земле" унести ноги от советских порядков. Среди них был и певец Петр Лещенко, с которым связала Сашу судьба почти на целое десятилетие. Петр Лещенко пел в ту пору в ту пору в ресторане "Сюзанна". Прибыл он в Кишинев нелегально, бежал от советской власти, перейдя границу в Бендерах.3 Его песни были (да и сейчас) запрещены в Советском Союзе, но вся Россия, все советские республики покупали самодельные, нелегально переправленные записи песен Лещенко. Это был первый российский "самиздат" — на рентгеновских снимках, на "ребрах", "издавали" песни Лещенко. В томном танго под звуки лещенковских "Черных глаз" танцевали пары и в СССР, и в Румынии, и в Латвии, и в Польше. Танцевали и перед Второй мировой войной, и даже во время, и, конечно, после. И сейчас в эмигрантских ресторанах всего мира звучат песни Лещенко.
Петр Лещенко обосновался в Кишиневе перед Второй мировой войной. Оттуда он часто ездил в Латвию, где женился на латышке — танцовщице Зинаиде Закитт. В Риге жил другой еврейский музыкант, Оскар Строк, который написал музыку для песен Лещенко: "Моя Марусечка"4, "Черные глаза" и многих других. Лещенко искал скрипача, который смог бы "понять его душу". А душа у него была нежная, голос сладкозвучный. Ему нужна была румынско-еврейская скрипка - такой скрипкой стал на многие годы Саша. Почему румынская скрипка? Рестораны дореволюционной России были полны румынами- скрипачами. В Румынии было много евреев, много цыган, царила атмосфера оперетты, легкой австро- венгерской музыки, ресторанов. Цыгане создали неповторимую грустную и вместе с тем веселую музыку. Музыку, которой заслушивался герой Льва Толстого Федя Протасов ("Живой труп") . Эта цыганско-румынская и еврейско-русская музыка и легла в основу песен Лещенко. Саша помнит шикарные, отделанные коврами и зеркалами рестораны Кишинева 30-х годов, а затем рестораны Бухареста, куда он вместе со всей семьей отправился вслед за Лещенко в 1935 году. Лещенко открыл в Бухаресте на улице Анастасу Симо клуб- ресторан "Петр Лещенко"5. Это было шикарное здание в два этажа, как вспоминает Саша. На первом этаже был картежный клуб, где шла игра в карты до 7—8 часов утра, на втором - ресторан, в котором играл оркестр, а с сольным номером выступал Лещенко, который исполнял свои песни под гитару в сопровождении оркестра или скрипача Саши. Он же вместе с женой-танцовщицей исполнял русские народные танцы. Дела шли так хорошо, что через некоторое время Лещенко снял трехэтажный ресторан на берегу реки Дымбовицы, куда съезжался кутить "весь Бухарест" . Так продолжалось до 40-го года. В 40-м году многие кишиневские евреи решили вернуться из Бухареста в Кишинев. Было ли то, потому что началась мировая война в Европе, потому ли, что нацистская Германия захватила Польшу,— на этот мой вопрос Саша не ответил с определённостью.
Одно только ясно, что евреи потянулись в "освобожденный" советскими войсками Кишинев. Семья Кальштейн тоже поехала в Кишинев. Саша вспоминает, что в последний раз в своей жизни он виделся с Петром Лещенко на вокзале в Бухаресте перед самым своим отъездом.

Лещенко пришёл уговаривать Сашу остаться в Бухаресте. Он уже знал, что такое советская власть, и очень отговаривал семью Кальштейн от "возвращения на родину". Так и запомнился Саше Лещенко на перроне бухарестского вокзала, когда он прощально махал вслед уходящему поезду. Меня, конечно, интересовала дальнейшая судьба Петра Лещенко. Ничего определенного о том, как сложились жизненные обстоятельства Лещенко, которые привели его к трагической смерти во время Второй мировой войны, Саша не знает. Он знает только, что семья покойного Лещенко продолжала жить в Бухаресте. Итак, скрипач Саша Кальштейн вернулся в родной Кишинев. Изменился ли Кишинев за годы его отсутствия, за пять лет? Скорее, нет. От чего бы ему измениться? Советы только что вошли в город Антисемитизм еще не начался. Организовали Еврейский государственный театр во главе с знаменитой актрисой и певицей на идише Сиди Таль. Саша пошел в театр в оркестр. Оркестр был небольшим, Саша стал его руководителем. Тут грянула война. Гитлеровские войска вторглись в западные районы Советского Союза. Муж Сиди Таль, Ралик6, который был организатором театра и его администратором, позаботился о его немедленной эвакуации в Среднюю Азию. Там. еврейский театр продолжал гастроли и в дни войны.
После войны вместе с театром Саша вернулся в Кишинев и стал оркестрантом кишиневского филармонического оркестра. Затем в начале 50-х годов перешел в джаз- оркестр фрейлехс. Джаз-оркестр назывался "Букурия". Это был один из немногих джазовых ансамблей в послевоенной России, гастролировал он по всему Союзу. Исполняли эстрадную джазовую музыку, народную музыку - в большинстве румынскую и еврейский "фрейлехс" под видом "молдавских" танцев успех был большой.
Как-то в 50-е годы решил Саша в летний сезон поработать на курорте. Поехал в Сочи и стал художественным руководителем оркестра в ресторане "Ахун". Саша вспоминает это свое курортное лето с ужасом. В ресторан приезжало много иностранцев, они заказывали музыкантам ту или иную мелодию. А в зале все время сидел кто-то в штатском, который внимательно следил за тем, что происходит вокруг. Бывало вызывали Кальштейна в местный КГБ на допрос. Что говорили? О чем просили? Обо всем и обо всех расспрашивали, все надо было рассказывать "кураторам". А КГБ был в тех местах особенно свирепым, вспоминает Саша, так как рядом находилась дача Сталина.

ПРИМЕЧАНИЯ (GS):

1 Имеется в виду Бессарабия, которая начиная с XVI века захватывалась по очереди Турцией, Россией, Румынией и СССР, сейчас Бессарабия разделена между республикой Молдова и Украиной.

2 У Вертинского "Как поёт под ногами земля!"

3 Эта легенда не находит подтверждения в биографии Петра Лещенко.

4 Музыку фокстрота "Моя Марусечка" написал не Оскар Строк, а Герд Вильнов.

5 В Бухаресте Пётр Лещенко открыл сначала в 1933 году ресторан "Наш домик" на ул.Брезояну 7, затем в 1935 г. ресторан "Пётр Лещенко" на ул. Анастасу Сим, о котором упоминает автор, и в 1936 году большой ресторан "У Лещенко" на ул. Калея Виктория, 2

6 Муж Сиди Таль, Ралик - правильно Фалик Пинхас Абрамович, заместитель директора Черновицкой филармонии.
 
SiringoДата: Пятница, 03.01.2014, 22:08 | Сообщение # 2
Аранжировщик
Группа: Друзья
Сообщений: 128
Статус: Offline
Очень редкие данные. Это имя встречалось только в одной статье в общем списке музыкантов, а Пан Георгий смог найти такое богатство. Но мне по воспоминаниям многим о Петре Лещенко казалось, что главными и самыми близкими музыкантами для Петра Лещенко были Коля Черешня и Ипсиланти. Нет?
 
VlaDeminДата: Среда, 15.01.2014, 00:08 | Сообщение # 3
Аранжировщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 113
Статус: Offline
Siringo, в последние годы, вы правы, самыми близкими были Жорж Ипсиланти и Коля Черешня. Но на всем творческом пути Петра Лещенко было много других имен и талантливых музыкантов, перед которыми он преклонялся. Опять же сужу по словам Веры Лещенко.
Пан Георгий, действительно, собрал интересный материал о скрипаче Кальштейне.
Найти бы и других музыкантов, но, видимо, это сложно.
Ваш Вл. Демин
 
GeorgoДата: Среда, 15.01.2014, 20:38 | Сообщение # 4
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 336
Статус: Offline
Уважаемый Владимир Васильевич! Действительно, в литературе по истории эстрады русского зарубежья музыкантам оркестра Петра Лещенко уделено очень мало внимания. Возможно, ценная информация рассеяна по страницам эмигрантской печати. В разное время в оркестре принимали участие от шести до десяти музыкантов, состав менялся. Мы нашли в газете "Русская мысль" и в других источниках списки некоторых музыкантов из оркестра Петра Лещенко. Вот их имена:
Дайку; Ионеску; Братья Ипсиланти Жорж и Михаил; Кальштейн Саша; супруги Капланские Рудольф и Софья, Братья Кацман; Корологос Жорж; Малагамба Сергей; Маргулис; Скляров Ефим; Соколов Сафоня; Николай Черешня, Шапиро Соломон; Ширман Гари. Только о немногих из них у нас на сайте представлены сведения. Хотя каждый из них заслуживает отдельной заметки.
 
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » Забытые имена » СЛЕДЫ ИСТОРИИ. САША КАЛЬШТЕЙН (Скрипач оркестра Петра Лещенко.)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2017
Сайт создан в системе uCoz