Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 09:08

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Georgo  
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » "Вредная" музыка или вредная идеология? » ИДЕОЛОГИЯ И "ВРЕДНАЯ" МУЗЫКА. (ИЗ ПАРТИЙНЫХ АРХИВОВ)
ИДЕОЛОГИЯ И "ВРЕДНАЯ" МУЗЫКА.
GeorgoДата: Вторник, 11.01.2011, 03:17 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
ИДЕОЛОГИЯ И ВРЕДНАЯ МУЗЫКА

Записка Отдела науки и культуры ЦК КПСС
об «отрицательной роли в деле коммунистического воспитания»
западной песенно-танцевальной музыки.

2 августа 1954 г.

ЦК КПСС

Последнее время в Отдел науки и культуры ЦК КПСС стали поступать сигналы по поводу нового чрезмерного распространения в быту западной песенно-танцевальной музыки. Последняя звучит ежедневно в течение многих часов в пионерских лагерях, в санаториях, домах отдыха, летних садах и парках, железнодорожных поездах, на стадионах и т.д., т.е. в местах отдыха и наиболее массового скопления людей.

Основным «проводником» этой американской, английской и немецкой массовой музыки является грампластинка.

В середине прошлого года по указанию быв. министра культуры СССР т. Пономаренко танцевальная музыка стала значительно шире исполняться по радио, увеличилось и производство грампластинок этого жанра.

Однако если по радио записи современной танцевальной музыки в большинстве случаев передаются в определенной пропорции (с записями советской музыки, легкой танцевальной русской музыки), то в местах массового отдыха, где фактически отсутствует какой-либо контроль, «западные» записи стали основными в радиотрансляции. Вновь они получили огромное распространение среди молодежи, определяя ее вкусы, вызывая нездоровый ажиотаж в приобретении таких именно пластинок, в повышенном интересе к музыкальным передачам зарубежных радиостанций и т.д.

Как показала проверка, торговые организации, ради коммерческих интересов, используя этот интерес, стали активно влиять и на выпуск грампластинок заводами. Для этого достаточно привести следующие цифры. Если в I квартале 1953 г. заводы выпустили 1071 тыс. пластинок танцевальной музыки, то во II квартале того же года было выпущено уже 1695 тыс. пластинок этой тематики. Такое резкое увеличение выпуска пластинок танцевальной музыки – за счет всех других записей – в какой-то мере еще может быть допустимо. Однако главное внимание привлекает другой факт: если в I квартале 1953 г. из 1071 тыс. шт. пластинок западная танцевальная музыка была представлена всего 27 тыс. пластинок, то в IV квартале того же года их было выпущено 327 тыс., а в I квартале 1954 г. – 665 тыс. штук. Таким образом, в 1954 г. выпуск западных перезаписей составлял больше половины всего выпуска легкой музыки.

В магазины торговой сети в большом количестве поступили в продажу старые перезаписи, а частично и новые записи американской, английской, немецкой танцевальной музыки.

Отделы грамзаписи в магазинах почти целиком «переключились» на продажу именно этих пластинок. Как показывает практика, продавщицы этих магазинов в совершенстве изучили именно этот раздел грамзаписей, в то же время они не знают всего остального ассортимента и сами скептически относятся ко всей остальной – «серьезной» музыке, нередко высказывая это мнение и покупателям.

Все это привело к тому, что даже возросший в 25 раз (за один год!) выпуск западной танцевальной музыки не может удовлетворить спроса, и пластинок этого жанра не хватает. Этим обстоятельством воспользовались многие кооперативные радиоартели, они стали выпускать полулегальным порядком записи той же западной танцевальной музыки, а также записи Лещенко, Вертинского и т.д. Около магазинов, продающих грампластинки, а также на рынках, например, в гг. Ленинграде, Львове и др. городах довольно широко распространена торговля такими пластинками из «под полы».

Имея в виду, что подобное явление может сыграть отрицательную роль в деле коммунистического воспитания широких масс и, прежде всего, советской молодежи, полагали бы необходимым:

1. Указать Министерству культуры СССР и Министерству торговли СССР на неправильную политику в выпуске грампластинок легкой музыки и предложить им пересмотреть план выпуска.

2. Предложить Главлиту (т. Омельченко) усилить контроль за выпуском пластинок различными кооперативными артелями и другими подобными организациями, не имеющими права заниматься выпуском.

3.Предложить Министерству культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ через свои органы на местах усилить контроль за исполнением грампластинок в местах отдыха (санатории, городские парки, детские дома и т.д.).

4. Рекомендовать газетам «Правда» и «Советская культура» выступить по этому вопросу в одном из ближайших номеров.

Зам. зав. Отделом науки и культуры ЦК КПСС П. Тарасов

Зам. зав. сектором Б. Ярустовский.

Резолюция на справке:
«Тов. Румянцеву А.М. Просьба доложить лично. Соловьев. 22.05.1953 г.».
«В архив. Исполнение на контроль. А. Румянцев».
Пометка:
«Доложено, дано согласие. А. Румянцев".

 
Olga777Дата: Вторник, 11.01.2011, 22:21 | Сообщение # 2
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
В продолжение темы, начатой Georgo
"О чем могут рассказать партийные архивы".


ВРЕДНАЯ ИДЕОЛОГИЯ И МУЗЫКА
КУЛЬТУРА И ВЛАСТЬ. 1953 —1957 годы

Служебная записка заместителя заведующего Отделом науки и культуры ЦК КПСС П. Тарасова и заместителя заведующего сектором Б. Ярустовского подсказала мне, и снова, спасибо Георгию, верную тропинку к новым источникам, дополняющим биографию и значимость творческой личности Петра Лещенко. Мы обрастаем документами очень символичными для эпохи Петра Лещенко.
Справка состряпана 2 августа 1954 года.
Еще не прошло и месяца после ухода в мир иной в тюремной больнице Петра Лещенко.
Еще не прошло и месяца после возвращения в Одессу из лагеря незаконно репрессированной, но еще не реабилитированной, Веры Лещенко.
По характеру записки ясно, что написана она не ретивыми служаками, а скорее всего послушными исполнителями воли сверху спущенной. Все четко расписано, каким СМИ, что писать, кому, какие гайки закручивать.
Указать. Рекомендовать. Предложить. Так демократично, но, заметьте, резолюция категорична:


Резолюция: «Т. Тарасову П.А. Просьба доложить лично. Соловьев. 06.08.1954».
Пометки: «Т. Поспелову П.Н. В. Малин. 02.08.1954».
«Архив. Проведено совещание у т. Поспелова П.Н. А. Соловьев. 16.07.1954».
(Ф. 5. Оп. 17. Д. 496. Л. 111–112. Подлинник).
Примечания:
12 августа 1954 г. документ был направлен Н.С. Хрущеву и П.Н. Поспелову,
6 августа в Отдел науки и культуры,
16 августа П.Н. Поспелову,
18 августа списан в архив.
(Прим. Olga – Прошло 16 дней после появления справки, указания выполнены, головы полетели, можно списывать в архив)
18 сентября 1954 года появилась публикация, которую найти не удалось:
«Хороших пластинок все еще мало» // Советская культура. 1954. 18 сентября.

Еще один документ, имеющий отношение к Петру Лещенко, не только упоминанием его имени. Появился документ в мае 1953 года. Вера и Петр Лещенко на тот момент осуждены и, уже порознь, отбывают наказание. (19 мая 1953 г. документ был направлен в секретариат П.Н. Поспелову, 22 мая – в Отдел науки и культуры, 24 июня сдан в архив).

Записка
Отдела науки и культуры ЦК КПСС с согласием секретаря ЦК КПСС об «ослаблении идеологического контроля за содержанием и качеством исполнения репертуара в концертно-зрелищных учреждениях страны»
18.05.1953

Секретарю ЦК КПСС
тов. Поспелову П.Н.

Докладываем о значительном ослаблении идеологического контроля за содержанием и качеством исполнения репертуара в концертно-зрелищных учреждениях страны.
1. В связи с ликвидацией в конце 1951 года Главреперткома (входившего в систему бывшего Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР) функции контроля за репертуаром исполнителей-артистов и коллективов были в значительной своей части переданы Главлиту.
Истекшие полтора года показали, что произведенная реорганизация системы наблюдения за состоянием репертуара концертной эстрады и театральной сцены не оправдала себя. Идейно-политический и художественный контроль за исполнительской деятельностью и репертуаром многочисленных чтецов, актеров, музыкантов, оркестров, концертных бригад, областных и районных театров значительно ухудшился.
В данное время концертно-зрелищная и массовая культурно-художественная работа в огромной сети городских и сельских клубов, домов и дворцов культуры, ресторанов, санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей и других общественных мест, привлекающих миллионы зрителей и слушателей, находится фактически вне контроля. Это целиком относится также к многочисленным исполнителям различной бытовой музыки: оркестрам на танцплощадках и катках, баянистам, массовикам на пароходах, в санаториях и т.д.
Переданные Главлиту штаты периферийных уполномоченных бывшего Главреперткома не используются для контроля за идейно-художественным исполнением репертуара, так как по роду своей деятельности Главлит не имеет непосредственного общения с авторами и исполнителями. Его органы ведают лишь специальным надзором за охраной государственной и военной тайны, а не за идейно-художественным качеством произведений и их исполнением.
Министерство культуры СССР в данное время не осуществляет наблюдения за исполнением художественных произведений в учреждениях других ведомств (санатории, рестораны, дома офицеров и пр.). Последние также не несут ответственности за этот важный участок идеологической работы. В результате этого на эстраде получили широкое распространение запрещенные ранее Главреперткомом идейно-порочные и антихудожественные произведения.
Например, в клубах Свердловска и других городов многократно в 1952 г. исполнялись ранее запрещенные Главреперткомом эстрадные скетчи Левшина, песни репрессированного композитора Хайта и других авторов; в центральной гостинице города Львова, на катках города Таллина систематически исполнялись взятые из частных источников американские граммофонные записи; в нескольких санаториях системы Министерства здравоохранения массовики-баянисты исполняли и разучивали упадочные песни белоэмигранта Лещенко.Многие композиторы-ремесленники (напр. Петренко) передают не принятые Комитетом по делам искусств халтурные произведения в широкую сеть оркестров кинотеатров, клубов и других организаций, где они беспрепятственно исполняются.
Оживилась порочная деятельность халтурных частнопредпринимательских бригад, которые завлекают зрителей широковещательной рекламой, распространяя низкую по идейно-художественному качеству и вредную в идеологическом отношении «эстрадную» продукцию (например, программа вроде «Черный и холодный свет», «лекция» на тему: «Могут ли лилипуты иметь потомство?» или «Где родина лилипутов?», «Борьба с медведем на клубной сцене» и пр.).
Имеют место также безответственные, саморекламные, вульгаризаторские выступления киноартистов с неутвержденными текстами на тему об исполнении ими образов вождей и т.д.
Столь же неудовлетворительно организован так называемый последующий контроль за ранее разрешенным репертуаром. «Разболтавшиеся» из-за длительного исполнения спектакли и оркестровые произведения, устаревшие, потерявшие злободневность эстрадные фельетоны, скетчи, конферанс, репризы и т.д. своевременно не снимаются с репертуара артистов, что влечет халтурное и антихудожественное исполнение.
Учитывая создавшееся ненормальное положение, Отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС в 1952 году доложил свои соображения по улучшению дела контроля за репертуаром исполнителей.
Созданная тов. Сусловым М.А. в конце 1952 года комиссия в составе представителей Главлита, Комитетов по делам и культпросвет учреждений, Министерства кинематографии и ВЦСПС наметила некоторые практические предложения по улучшению контроля за репертуаром, имея в виду централизовать эту работу в Главлите. Однако в связи с намечаемой реорганизацией Главлита и включением его в систему МВД, Главлит (т. Омельченко) не только отказывается централизовать у себя функции контроля за зрелищами, но ставит вопрос и о прекращении выполнения даже того ограниченного контроля, который он выполнял до сих пор.
Учитывая, что вновь созданное Министерство культуры СССР объединило в себе ряд ведомств, заинтересованных в вопросе контроля за репертуаром, было бы очевидно целесообразным в настоящее время сосредоточить контрольные функции в самом Министерстве культуры с привлечением органов Главлита.
Считали бы целесообразным поручить Министерству культуры СССР изучить вопрос об улучшении наблюдения и контроля за культурно-зрелищными организациями и по согласованию с заинтересованными ведомствами (министерствами внутренних дел, здравоохранения, ВЦСПС и др.) разработать предложения по организации репертуарного контроля и представить их в ЦК КПСС для рассмотрения.
Просим Вашего решения.
А. Румянцев
П. Тарасов
Б. Ярустовский

Резолюция:
«Тов. Румянцеву А.М. Просьба доложить лично. Соловьев. 22.05.1953 г.».
«В архив. Исполнение на контроль. А. Румянцев».
Пометка: «Доложено, дано согласие. А. Румянцев»


Об авторах справки.
Запомним эти имена. Их эпистолярный талант причастен ко многим именам, судьбам, явлениям 50-60-х годов:
1. Зам. зав. Отделом науки и культуры ЦК КПСС П. Тарасов. Не удалось найти информации, только о сыне П. Тарасова: Тарасов М.П. (1899-1970) - кандидат в члены ЦК КПСС в 1956-1961 гг. В 1944-1950 гг. секретарь ВЦСПС, в 1950—1959 гг. председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, в 1959-1961 гг. советник при Совете Министров РСФСР. Сын был старательным, такого папу подводить нельзя было.
2. Зам. зав. сектором Б. Ярустовский. Здесь материала побольше, но лишь однажды упоминается служба в ЦК КПСС. Совестливый был музыковед. Итак: ЯРУСТОВСКИЙ Борис Михайлович (1911—78), музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1952). Труды посвящены оперной драматургии и музыке 20 в. Профессор Московской консерватории (с 1956). А вот более подробная информация: Ярустовский Борис Михайлович (2(15) V 1911, Москва - 12 VII 1978, там же) - сов. музыковед, педагог и муз.-обществ. деятель. Доктор искусствоведения (1952). Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1941. В 1937 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории, в 1941 - там же аспирантуру (рук. В. Э. Ферман). В 1941-46 - в Сов. Армии. В 1946-58 зав. сектором культуры ЦК КПСС. С 1959 работал во Всесоюзном н.-и. ин-те искусствознания (и. о. директора, с 1961 ст. науч. сотрудник). С 1948 преподавал историю рус. музыки и оперную драматургию в Моск. консерватории (с 1956 профессор). Секретарь правления CK СССР (1968-74), вице-президент Исполкома ЮНЕСКО (1969-73), чл. Междунар. муз. совета при ЮНЕСКО (1972-78).
Осн. направление исследоват. работы Я.- проблемы классич. и совр. муз. т-ра, симфонизма. Ему принадлежат работы по вопросам оперной драматургии, ряд книг и статей, посв. сов. и заруб. музыке, творчеству П. И. Чайковского и И. Ф. Стравинского. Неоднократно представлял СССР на междунар. конгрессах, конференциях и симпозиумах. Ответств. ред. "Истории русской советской музыки" (т. 4, ч. 1-2, 1963); ред. изданий "И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы" (1973), "Интонация и музыкальный образ. Статьи музыковедов социалистических стран" (1965; также на нем. яз.), "Музыка 20 в. Очерки" (кн. 1-3, 1976-80).


ПРИМЕЧАНИЯ:
1. ГЛАВРЕПЕРТКОМ (Главный репертуарный комитет, позднее - Главный комитет по контролю за зрелищами и репертуаром). Был образован в системе Наркомпроса РСФСР постановлением от 9 февр. 1923. В функции Г. входило: рассмотрение всех драматич., муз. и кинематографич. произведений, предназначенных к публичному исполнению, составление и опубликование списков разрешенных и запрещенных произведений, контроль за соблюдением установленных правил. Г. вел также работу с драматургами, кино- * организациями, устраивал обсуждения пьес, спектаклей, кинофильмов. В 1928 Г. вошел в состав Главискусства. В 1933 был выделен в самостоятельное Управление.
2. Поспелов Петр Николаевич (08(20).06.1898—21.04.1979),
член партии с 1916 г., член ЦК в 1939—1971 гг., член ЦКК в 1930—1934 гг., чл. КПК в 1934—1939 гг.), кандидат в члены Президиума ЦК 29.06.57—17.10.61 гг., секретарь ЦК 06.03.53—04.05.60 гг.
Родился в Конакове Тверской губернии (Калининская область). Русский.
В 1930 г. окончил Институт красной профессуры, доктор исторических наук, академик АН СССР (с 1953 г.).
С 1917 г. и в 1920—1924 гг. на партийной и профсоюзной работе в Твери.
В 1918—1920 гг. на подпольной партийной работе в Челябинске.
В 1924—1926 гг. в аппарате ЦК партии.
С 1931 г. в редакциях журнала «Большевик» и газеты «Правда».
В 1934—1937 гг. руководитель группы печати Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б).
С 1937 г. зам. зав. Отделом, зам. нач. Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).
В 1940—1949 гг. главный редактор, в 1952—1953 гг. зам. главного редактора газеты «Правда».
В 1949—1952 гг. и 1961—1967 гг. директор Института Маркса - Энгельса - Ленина (марксизма-ленинизма) при ЦК партии.
В 1953—1960 гг. секретарь ЦК КПСС, затем член Бюро ЦК КПСС по РСФСР.
С 1967 г. член Президиума АН СССР.
Депутат Верховного Совета СССР 2—6 созывов.
Герой Социалистического Труда (1958 г.), лауреат Сталинской премии (1943 г.).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
3. ЛЕВШИН В. А.(настоящая фамилия Манасевич) родился в г. Баку Бакинской губернии. Писатель-сценарист, член СП СССР (с 1975). Участник Великой Отечественной войны. Окончил физико-математический факультет МГУ (1930). Преподавал в Московском технологическом институте легкой промышленности (МТИЛП, в начале 1930-х - преподаватель, в 1945 - 1966- зав. кафедрой сопротивления материалов); во второй половине 1930-х гг. был переведен в Главное управление учебных заведений. Во время войны работал в мастерской военно-оборонного плаката "Окна ТАСС", в Политуправлении Западного фронта и в Управлении цирков. Автор книг для детей, воспоминаний о театральной и литературной жизни Москвы 1920-х гг.
4. Хайт Ю.А. (1897–1966) – советский композитор. Юлий (Илья) Абрамович (3 (15) XI 1897, Киев - 6 XII 1966, Москва) - сов. композитор. В 1921 окончил юридич. ф-т Киевского ун-та. Брал уроки композиции у М. И. Пруслина. С 1921 жил в Москве. В 1923-49 сотрудник организаций по охране авторских прав сов. композиторов. Автор популярной песни "Всё выше" (сл. П. Д. Германа, 1921), объявленной в 1933 официальным маршем Военно-Воздушных Сил СССР. Ему принадлежат также марши для дух. оркестра "Красные моряки" (1933), "Праздник Октября" (1937), "Боевые знамёна" (1938), "Краснофлотский марш" (1939), "Советский герой" (1939), "Морская гвардия" (1942), "Гвардейские знамёна" (1942), "Привет победителям" (1945) и др., произв. для малого симф. оркестра, эстр. оркестра, песни. Особую популярность получили его марши для духового оркестра, а «Авиамарш» («Все выше и выше, и выше...», 1921) был объявлен в 1933 г. официальным маршем Военно-воздушных сил СССР. В 1950 г. Хайта арестовали по доносу (мелодию «Авиамарша» использовали фашисты). Записи всех маршей были запрещены к исполнению. Реабилитирован.

Документы найдены на сайтах:
http://www.hrono.ru/avtory/hronos/rumjancev.php
http://www.alexanderyakovlev.org/
Спасибо создателям этих сайтов, рекомендую прогуляться по этим ссылкам, сможете ознакомиться и с другими не менее интересными документами периода советской диктатуры
.


ПРИМЕЧАНИЕ.
Информация о Ю. Хайте приводится по партийно-советской справке. Хотелось бы дополнить ее. Композитор Юлий Хайт этого заслуживает. Кроме военных маршей и агитационных песен Ю.Хайт создал множество лирических песен и романсов, которые остались малоизвестными.
Это песни на слова
- Владимира Агатова: Старинный гавот; По прямому проводу; В гавани (Чайный домик); Не звенят гитары; "Три менуэта".
- Павла Германа: Вечер (1923); "Не надо встреч..."; Коломбо; Былые напевы; Всё забудется; Девушка из Египта; Аранж. Малютка Кэтти засыпает; "Сегодня, завтра и вчера!"; Дни уходят; " Не надо слёз"; Что было прежде - не вернется!; Ссора (1925); Прости разлуку; Я всё узнаю и пойму.
- Константина Подревского: "Мне не жаль... прощай..." ; "Я не забуду..."; Не говори ни слова;"Эх, что грустить!"; Ночи седые; Годы былое смывают; Короче будут встречи, Сердце верит и прощает; Строки; Cлучайные слова; В стране смешной; Заноза; О нём молчи; Мы с тобой не пара.
- Анатолия Любанского: Вас больше нет.
- Павла Григорьева: К чёрту грусть..."; "Если ты мне скажешь - нет..."; "Без размышления"; Полно любить без ответа; Эх, душа моя; Будни монотонные.
- Оскара Осенина: Звонкой песней; Нам нечего сказать; Не по пути; Где кочует табор мой.
- Ковалевской Т. : Синие сумерки.
- Коваленкова А.: Прощальная песня.
- Д Актиля: Бусинки-жемчужинки.
- Тимофеева Бориса: Моддаванка.
- Арского П.: "Мы не одни в потоке страсти".
Без указания автора (возм - инструментал):
- Тоста, Цветок солнца; Palomita (Голубка); Darling; Друзья.

Похоронен Юлий Хайт вместе с супругой в Москве на Введенском (Немецком) кладбище (участок 23).


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Olga777Дата: Среда, 12.01.2011, 02:13 | Сообщение # 3
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ "КУЛЬТУРА И ВЛАСТЬ".
В публикуемых документах вы не найдете имени Петра Лещенко, но они проливают свет на время, в котором жил Артист.

Записка
Отдела науки и культуры ЦК КПСС
«О состоянии советского изобразительного искусства»

6 июля 1954 г.
Эстеты и демагоги из числа художников-неудачников пытаются привлечь на свою сторону молодежь. Пользуясь тем, что Министерство культуры СССР и Союз художников до сих пор не решили вопрос об организации труда молодых художников и последние испытывают серьезные материальные затруднения, демагоги натравливают молодежь на мастеров старшего поколения – реалистов и пытаются повернуть ее в сторону формалистического искусства. Они внушают молодым художникам и студентам мысль о том, что художники-академики, охраняя свое личное творческое и материальное благополучие, стали консерваторами в искусстве, мешают выдвижению молодежи, не допускают «свободы творчества». На одном из собраний молодой художник Феоклистов заявил, что Академия художеств СССР стала реакционнее дореволюционной русской академии. Конечно, Академия художеств СССР работает плохо, она слабо связана с широкой художественной общественностью. Министерство культуры СССР руководит академией формально. Но это не дает оснований считать реакционерами лучших советских художников-реалистов, сосредоточенных в академии.

Записка
Отдела культуры ЦК КПСС
«О некоторых вопросах развития современной советской литературы»

27 июля 1956 г.
Существует необходимость разъяснить писателям, что, несмотря на отдельные неточности и ошибки, имеющие частный характер, постановления ЦК КПСС по идеологическим вопросам сохраняют все свое принципиальное значение, отражают позицию партии, направляющей наше искусство по пути жизненной правды и народности. Критика упадочного декадентского искусства, формалистического трюкачества, серости и примитивизма необходима и плодотворна для развития современного советского искусства. Задача воспитания бодрых, идейных, верящих в победу нашего дела строителей коммунизма, отношение к литературе как к делу огромного общественного значения, призыв к глубокому изучению действительности и к активному вторжению в жизнь, – эти положения, составляющие основной пафос постановлений ЦК КПСС, выражают незыблемые основы политики партии по вопросам литературы и искусства.
Ясно понимая огромное значение художественной литературы в жизни советского общества и в воспитании советского человека, партия не может отказаться и никогда не откажется от руководства литературой, от того, чтобы направлять процесс развития нашего искусства в интересах борьбы за коммунизм.

Записка
Отдела культуры ЦК КПСС с согласием секретарей ЦК КПСС
об отказе Министерству культуры СССР в праве самостоятельно закупать фильмы капиталистических стран

22 июня 1956 г.
Министерство культуры СССР просит разрешить ему самостоятельно решать вопросы о покупке кинофильмов в буржуазных странах и выпуске их на советский экран.
В связи с этой просьбой Отдел культуры ЦК КПСС считает необходимым сообщить следующее.
За последнее время в связи с расширением международных культурных связей прокат заграничных фильмов на экранах Советского Союза значительно увеличился. Если в 1955 году было приобретено в буржуазных странах и выпущено на советский экран 27 фильмов, то за 6 месяцев текущего года уже закуплено или приобретено в порядке обмена 47 фильмов.
Такое расширение проката заграничных фильмов в СССР, казалось бы, обязывало Министерство культуры СССР к более тщательному отбору фильмов, тем более что ряд кинофирм настойчиво пытается продвинуть на наш экран фильмы, проникнутые пропагандой буржуазной идеологии.
Однако этой работе Министерство культуры СССР не придает должного значения.
Фильмы производства капиталистических стран направляются в Министерство культуры уполномоченными «Совэкспортфильм» за рубежом без тщательного отбора и без учета требований проката в СССР.
Существующая в Министерстве культуры СССР комиссия по закупке фильмов работает плохо. Как правило, члены комиссии посещают просмотры крайне нерегулярно. Из 11 членов комиссии на просмотрах присутствует только 3–4 человека. Детального обсуждения фильмов не проводится. При решении вопроса о покупке того или иного фильма комиссия исходит главным образом из соображений, какой доход может быть получен от проката, и меньше всего обращает внимания на идеологическую сторону вопроса. Достаточно сказать, что за время с ноября 1955 года по март 1956 года ЦК КПСС был вынужден отклонить внесенные Министерством культуры СССР предложения о покупке 10 заграничных фильмов, неприемлемых по своему содержанию и качеству для проката на советском экране.
При существующей постановке дела закупки фильмов производства капиталистических стран Отдел культуры ЦК КПСС считает преждевременным передавать этот вопрос на самостоятельное решение Министерства культуры СССР.


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » "Вредная" музыка или вредная идеология? » ИДЕОЛОГИЯ И "ВРЕДНАЯ" МУЗЫКА. (ИЗ ПАРТИЙНЫХ АРХИВОВ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz