Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 22:56

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Georgo  
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » "Вредная" музыка или вредная идеология? » ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО (Свидетельство глупости и страха)
ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО
GeorgoДата: Вторник, 16.08.2011, 01:17 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
ИСТОЧНИК: http://lib.rtg.su/memor/45/1html

КАТАНЯН Василий Васильевич
(1924 - 1999)



ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО

ЦЕНЗУРА - СВИДЕТЕЛЬСТВО ГЛУПОСТИ И СТРАХА
Фрагмент из мемуаров




В архиве хранилась пожелтевшая фотография 1943 года - привал комедиантов. Артисты фронтовой концертной бригады - и среди них моя мама - ночуют на сеновале. Позади два концерта на грузовике с откинутыми бортами, переезд, ужин в землянке... А рядом с фотографией лежит документ - разрешение цензуры. У руководителя бригады среди пропусков, удостоверений и справок оно - самое важное. Цензура была не только на печать, но и на пение. Даже на такое безобидное, как цыганский романс. В 30-40-е годы мама работала на эстраде, исполняла эти самые романсы. Так вот, прежде чем выйти на сцену и спеть нечто трогательно-печальное или зажигательно-веселое, она должна была получить "Разрешение к исполнению". А чтобы ей не вздумалось в конце романса спеть что-нибудь крамольное "из головы", так сказать, приплюсовать еще куплет, то штамп ставили впритык после последней строчки романса. Смотришь сейчас дикий этот документ, еще одно свидетельство страха и глупости, - только диву даешься... В самом деле, читаю эти самые что ни на есть мирные, вечные слова: "Я не люблю вас, я люблю другого...", "Чем покорил ты меня?", "Он уехал!", "Снился мне сад"... А подо всем этим штампы, подписи, будто ордер на арест, и печати круглые и квадратные:

"Центральное управление по контролю за репертуаром и зрелищами при Всесоюзной комиссии по делам искусств разрешает к исполнению произведения репертуара артистки Г. Катанян в пределах СССР сроком по 30 апр. 40 г. Твердый текст в количестве стр... пронумерован, прошнурован и зарегистрирован в Главном управлении за № 730 25 окт. 1939 г. Начальник главного управления по контролю за репертуаром и зрелищами".

Подпись и гербовая печать!

Без такого "Разрешения" исполнитель не имел права выйти на сцену. И куда бы ни приезжали артисты, его было нужно регистрировать - и в прифронтовом Белгороде, и в освобожденном Севастополе. А где же это делать среди руин? Не надо забывать, что всегда существовал политотдел, где зорко следили, чтоб (не дай Бог!) не спели чего-нибудь вместо "Увядших хризантем"... Кстати, трудно поверить - но "Бельма черные" были запрещены, их начали исполнять только после оттепели.

Итак, листаю прошнурованныйе листы, читаю тексты романсов, а под ними грозное: "ПРОВЕРЕНО ГУРК". Как недалеко от этого ГУРК пресловутое Постановление ЦК ВКП(б) о Прокофьеве и Шостаковиче!

В своей автобиографии "Круговорот" Милош Форман рассказывает, как он работал телекомментатором в Праге в начале пятидесятых: "Техника была примитивной, и все передачи шли "живыми". Слова и картинки шли прямо в эфир, и коммунистическое правительство так боялось их спонтанности, что все тексты заранее должны были проверяться цензорами. Они называли себя Управлением по делам прессы и требовали заполнения апределенных форм в двух экземплярах.

Копия оставалась у них, и во время передачи кто-то пристально следил за тем, чтобы вы не отклонялись от одобренного текста.

Купай шеф посоветовал мне сделать развлекательную программу, и я решил провести передачу с участием группы жонглеров. Я попросил написать их заранее все, что они будут говорить во время выступления.

- Но мы просто жонглируем и ни слова не произносим.

- Они ничего не говорят, - сообщил я шефу.

- Меня это не касается. Мы должны что-то послать наверх.

Я вернулся к жонглерам с формами УПДП и сказал, что они должны что-нибудь написать. Они вернули мне бумагу, улыбаясь до ушей. Вот что там было написано: Эй! Ой! Уй! Ух! Ух! Гоп, гоп, гоп!"
Спустя несколько дней оригинал пришел из цензуры со всеми нужными штампами".

Так вот, приезжает фронтовая бригада в часть. Бойцы приводят себя в порядок, радуясь предстоящему концерту. Артисты где-то за перегородкой в тесноте переодеваются, а руководитель бригады спешит к политруку с бумагой.
Тот, вздев очки, читает:

Не пережить своей любви, нет...
Проверено ГУРК.

Нам встречаться чаще надо возле леса, у реки...
Проверено ГУРК.

Под окном стою я с гитарою...
Проконтролировано ГУРК.

Опыталья д ропове, платуне, сав на куне.
И это тоже Проконтролировано ГУРК.

Чем покорил ты меня? Я пред тобою без слов.
Проверено ГУРК.

Осень, кана, подавела хасиям, милаяса добывать!
И это, разумеется, Проверено ГУРК!
Как вспомнишь, так сердце трепещет, и тихо струится слеза!
Вот и вправду (...)
 
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » "Вредная" музыка или вредная идеология? » ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО (Свидетельство глупости и страха)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz