Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 10.12.2016, 07:57

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » КОЛЛЕКЦИОНЕР » Рассказы о коллекционерах » Валерий САФОШКИН (Памяти филофониста)
Валерий САФОШКИН
GeorgoДата: Вторник, 29.03.2011, 22:16 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline


САФОШКИН ВАЛЕРИЙ ДМИТРИЕВИЧ
(1945-2005)

Родился 31 марта 1945 г. в кубанской станице, в 1961 г. начал учёбу в ленинградском военном училище. По основной профессии - подполковник железнодорожных войск, политработник.
Работал на БАМе.
Получил мировую известность, как создатель грандиозной коллекциии граммофонных пластинок, член Международной Ассоциации музыкальных собраний, писатель, автор многих книг и биографических очерков о мастерах эстрады, исследователь истории русской эстрады, организатор и один из ведущих популярной телепередачи "Романтика романса" на канале "Культура", заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Умер 23 августа 2005 года.
Похоронен в Москве на Перловском кладбище.


Книги, сборники и биографические очерки:
Баянова, Алла Николаевна (Российская эстрадная певица)
Гори, гори, моя звезда: старинный русский романс
Жизнь и песни Алексея Фатьянова. Когда весна придёт, не знаю...
Застольная песня. Романсы, песни, стихи.
Когда весна придет не знаю: Жизнь и песни Алексея Фатьянова
Леонид Утесов. Воспоминания, стихи, песни : к 110 -летию со дня рождения.
Лидия Русланова - от Рейхстага до ГУЛАГа
Лидия Русланова: валенки, валенки, не подшиты, стареньки. Биография и репертуар великой певицы.
Любовь нечаянно нагрянет: любимые песни и звездные судьбы.
Мне доверена песня: Из репертуара Иосифа Кобзона
Народный запевала: жизнь и песенное творчество Иосифа Кобзона
Не уходи, побудь со мною: старинный русский романс
Очи черные: Старинный русский романс
Под чарующей лаской твоею: жизнеописание А. Вяльцевой. Песни. Романсы
Я люблю тебя, жизнь: Песни на все времена.



Валерий Сафошкин перед телекамерой


Журнал "ЧАЙКА" SEAGULL MAGAZINE
Опубликовано: 16 мая 2001 г.
http://www.chayka.org/node/4069
Александр Локтев
Москва


ПРИМЕЧАНИЕ:
Публикуемый нами материал датирован 2001 годом.
Четыре года спустя Валерия Сафошкина не стало.


ХРАНИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Его скромная квартира в Москве - квартира подлинного коллекционера. Из угла комнаты смотрит на меня красная труба граммофона, вся стена напротив увешана фотографиями знаменитых певцов, многие - с автографами хозяину квартиры. И - шкафы, уставленные бесчисленными папками с широкими корешками. В них хранятся... 17 тысяч пластинок!

Привожу краткий пересказ беседы c владельцем уникальной коллекции граммофонных пластинок Валерием Дмитриевичем Сафошкиным.


ПЛАСТИНКИ СТОЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ


Да-да, именно столетней! Производство граммофонных пластинок началось в России в самом конце XIX века. Дело, которым занималось большое число фирм, бурно пошло. Из-за отсутствия у большинства фирм каталогов назвать общее число выпущенных до революции дисков трудно. Однако же известно, что за 10 лет (с 1901 по 1911 год) одно только акционерное общество "Граммофон" сделало около 20 тысяч записей, а в каталоге этой фирмы значится около двухсот лучших исполнителей. На Апрелевской фабрике "Метрополь-Рекорд", построенной Готлибом Моллем в 1910 году (ныне - Апрелевский завод грампластинок фирмы "Мелодия"), ежемесячно производилось около 50 тысяч пластинок. Масштабы дореволюционного производства становятся ясными, если сказать, что Надежда Плевицкая только в России сделала около 170 записей (это 85 пластинок или 8-9 современных компактных дисков). Даже при современной технике почти нет сегодня певцов с таким числом дисков. Другой пример - Варя Панина. Она записывалась всего шесть лет, но напела больше, чем корифей цыганской песни Николай Сличенко!

Увы, в 1917-ом и последующих годах все разбили, все уничтожили, многих арестовали. Цвет творческой интеллигенции оказался за границей. Фирмы прекратили производство пластинок. Разрушили, как это у нас водится, "до основанья". А затем последовала инициатива Луначарского. Выпуск пластинок начали с речей Ленина. Однако интересного для простых людей записано было мало. И только с 1929 года, после создания Музтреста, а с 1933 года - Грампласттреста, репертуар стал расширяться, в том числе за счет эстрадных записей.

А НАЧИНАЛОСЬ ЭТО ТАК...


Родители Валерия привезли с фронта патефон и десять пластинок. Для мальчика это было великое удовольствие - крутить пластинки, слушать Русланову, Утесова. Валерий очень полюбил эти песни, особенно Утесова. К началу шестидесятых (Валерий родился в 1945 году в кубанской станице) коллекция состояла приблизительно из тысячи пластинок, что по местным масштабам было очень много. Уже тогда кое-кто называл Валерия сумасшедшим. Слово - Валерию Дмитриевичу:

- В 1961 году я поехал учиться в Ленинград и там получил стимул, толчок, который коллекционеру совершенно необходим. Потому что из-за трудностей всякого рода многие бросают коллекционирование. Я познакомился с Утесовым, рассказал о своем увлечении, отметив, что собрал много и утесовских пластинок. Леонид Осипович тут же поинтересовался, есть ли у меня наиболее редкие записи: "Гоп со смыком", "С одесского кичмана", "Барон фон дер Пшик". Услышав утвердительный ответ, знаменитый артист похвалил: "Вы посмотрите, такой молодой, а знает больше музыкантов моего оркестра!".

Позже я вернулся в родное училище
[Сафошкин был курсантом военного училища, стал офицером-железнодорожником, теперь - военный пенсионер. - А.Л.] помощником начальника политотдела по комсомольской работе. Тогда последовал еще один толчок, способствовавший росту моего собрания. Коллекционеры города создали так называемую Секцию любителей эстрады. Ее возглавлял Райкин, а заместителем был Василий Васильевич Меркурьев. В 1971 [/color]году секция поручила мне и моему другу, коллекционеру Николаю Калмыкову, сделать вечер звукозаписи, посвященный Александру Николаевичу Вертинскому. Вечер прошел в ДК им. Ленсовета... Коля вел первое отделение, о творчестве Вертинского в России и эмиграции, я - о 14-летнем периоде после возвращения в СССР. В зале сидела вся живая театральная энциклопедия. Когда я вышел во втором отделении, у меня ноги подкашивались. Но был большой успех. Рассказ о Вертинском мы иллюстрировали записями. В конце на сцену поднялся Райкин, сказал слова благодарности и подарил ведущим свои книжки. После этого вечера я получил еще одно ускорение, стал много выступать по радио, делать концерты, рассказывать о забытых мастерах эстрады.



КОЛЛЕКЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ!


Это - принцип, если хотите, стиль жизни Валерия Сафошкина. Коллекционер в его представлении - не скупой рыцарь, а хранитель и популяризатор национальных ценностей.
Его коллекция стала основой уже выпущенных семидесяти лазерных дисков, среди которых весь Петр Лещенко. Выпущена половина из запланированных 25-ти компактных дисков Леонида Утесова. Причем, не просто дисков. К каждому диску приложена брошюра с творческой биографией певца, редкими фотографиями и дискографией, то есть перечнем когда-либо выпущенных пластинок.

К 850-летию Москвы выпущено раритетное издание: церковные песнопения, записанные в... храме Христа Спасителя в 1906-1916 годах.
Два диска возвращают слушателям неизвестных ранее Александра Вертинского и Вадима Козина.
Валерий Дмитриевич гордится тем, что при его активном участии имя Утесова присвоено одной из улиц Одессы, что открыт туристический маршрут "Утесов в Одессе" (первым экскурсоводом которого был Сафошкин). Записями коллекции постоянно пользуются многие театральные деятели (записи звучат в спектаклях Театра на Таганке, Театра сатиры, Большого театра и др.), деятели кино, радио и телевидения.
Валерий Дмитриевич помог Александре Стрельченко сделать программу, посвященную Надежде Плевицкой. Премьера программы состоялась несколько лет назад в Колонном зале, записана на радио и телевидении. Многие из радиослушателей, наверное, помнят передачи "Старый граммофон" на радиостанции "Маяк", радиопередачи "Душа тебе по-прежнему верна" и "Диапазон", прямой эфир радиопередач "Москва и москвичи". Все это при участии Валерия Сафошкина и на основе его коллекции.
А на телевидении Валерий Дмитриевич был автором и ведущим передач "Звезды на 78" (столько оборотов в минуту делали старые пластинки). До сих пор много раз в году Валерий Сафошкин проводит тематические вечера в ЦДРИ, сам же их и готовит (пишет сценарии, приглашает актеров). Прошли вечера, посвященные Вадиму Козину, Изабелле Юрьевой, Леониду Утесову, Клавдии Шульженко, Александру Вертинскому, Тамаре Церетели.
Валерий Дмитриевич очень рад, что один из таких вечеров открыл театральной публике талант молодого певца из Санкт-Петербурга Олега Погудина, а другие - помогли пробиться трио "Реликт" и "Грант".
Словом, коллекция работает, еще как работает!


ЧУДАКИ И ЭНТУЗИАСТЫ


Но могла бы работать еще больше, если бы коллекционирование на Руси не было уделом чудаков и энтузиастов.

- Нас, филофонистов, - говорит Валерий Дмитриевич, - на всю страну осталось не более ста. Наши коллекции гибнут, бесследно распыляются. О невнимании к нам, коллекционерам фонодокументов, свидетельствует такой факт. Будучи членом Международной ассоциации музыкальных собраний (кажется, единственным в России), я был приглашен летом 1998 года в Сиракузы на съезд ведущих коллекционеров мира. Но поехать не смог, так как такая поездка за свой счет мне, пенсионеру, не по карману. А больше это никому не нужно.

А ведь коллекционирование грампластинок имеет у нас в России особое значение. Этим сегодня занимаются чудаки и энтузиасты. И не случайно, что наши государственные архивы звукозаписи зачастую беднее личных собраний. Центральный архив фонодокументов не имеет полного собрания ни одного дореволюционного исполнителя. Там нет полного собрания Вяльцевой, Паниной, Плевицкой и других выдающихся исполнителей. Да и кто будет заниматься этой непростой поисковой работой за нищенскую зарплату? К тому же этим, на мой взгляд, должны заниматься люди одержимые, а не случайные госслужащие. Коллекционеры же - люди упрямые. Уж если я знаю, к примеру, что до революции кумир эстрадных подмостков Юрий Морфесси записал 38 пластинок, то я в доску разобьюсь, но они будут у меня в собрании, чего бы мне это ни стоило. И они у меня есть!

К этому надо добавить, что государственные архивы периодически подвергались чистке. Во времена Сталина "вычищали врагов народа", во времена Хрущева изымали то, что было связано со Сталиным, и так далее, а на коллекционеров эти черные списки не действовали. Естественно, что при таком подходе наши государственные архивы оскудели. И сейчас, когда есть возможность восстановить многие незаслуженно забытые голоса корифеев отечественной эстрады, госархивам надо больше контактировать с коллекционерами в работе по пополнению своих фондов..

Я упомянул о международной ассоциации музыкальных собраний. Так вот, членом этой ассоциации стать совсем непросто. Сначала ко мне в гости приехал руководитель этой организации Майкл Билл. Приехал, согласно расписанному по минутам дню, в 11 часов на 40 минут, а проводили мы его с женой на электричку в... 23 часа. Он отменил все свои запланированные визиты и целый день снимал своей видеокамерой кинофильм о моей коллекции [фильм, сделавший Сафошкина популярным в США - А. Л.].

Да, на Западе коллекционеры - в большом почете, к ним относятся как к хранителям национальных ценностей. Едет, к примеру, коллекционер на аукцион, покупает вещь, имеющую национальную ценность, привозит к себе в страну, и ему все оплачивают. Потому что он способствует сохранению культурных ценностей своей страны. У нас же, даже в Москве, не говоря уж о России, нет торговли старыми пластинками. В других странах - пожалуйста. В Германии, Франции, Австрии, Польше такие магазины есть, и немало. У нас же как-то не сложилось. У людей лежат горы пластинок. Бабушка, которой сейчас трудно живется, с удовольствием отнесла бы пластинки в магазин. Вместо этого они летят в мусоропровод.

О СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЕ


Конечно же, беседуя с таким знатоком эстрады, я не преминул воспользоваться случаем и спросил Валерия Дмитриевича об его отношении к современной эстраде. С удовольствием привожу его мнение, ибо полностью с ним согласен.

Валерий Дмитриевич делит современную эстраду на две части: попсово-фонерную и собственно эстраду. К первой части относятся дрыгающиеся под фонограмму безголосые псевдо-певцы. Их голоса созданы искусством звукооператоров и компьютерщиков, без фонограммы они - ничто. Да и поют они (если это можно назвать пением) на музыку псевдо-композиторов, которые сами толком не понимают, что сочиняют. И эта якобы-музыка вполне соответствует бессмысленному тексту.

Вторая часть эстрады - это эстрада певцов Иосифа Кобзона, Владимира Трошина, Леонида Серебрянникова, Эдиты Пьехи, Галины Ненашевой, Валентины Толкуновой, Александра Малинина, эстрада композиторов Никиты Богословского, Оскара Фельцмана, Андрея Петрова и др. Очень грустно, что на смену идейной цензуры пришла цензура финансовая: даже талантливый человек, но без финансовой поддержки, пробиться не может. Зато деньги делают чудеса - "раскручивают" бесталанных неумех, приучая к ним непритязательную публику. Кстати говоря, в некоторых странах Запада исполнение под фонограмму запрещено как профанация. Пора бы и нашей Думе подумать о подобном законе.

ВОЗРАСТ И ТИРАЖ


Я прошу Валерия Дмитриевича сказать несколько слов о самых любимых записях, самых редких. Центральной темой коллекции он считает все записи Утесова вместе с записями Шульженко, Козина, Вертинского. Вообще же, у коллекционеров, помимо личных пристрастий, есть еще два критерия: возраст пластинки и тираж. Следует также сказать и о магнитофонных записях, дополняющих коллекцию. - Вот, например, у меня коробки с пометками "На концертах Утесова". Я же бывал на многих его концертах и всячески стремился сделать записи. Договаривался со звукооператором, платил ему, давал на бутылку или две, затем после концерта забирал пленку. Капиталина Лазаренко рассказала, что была как-то с Леонидом Осиповичем Утесовым в одной компании - и вроде кто-то записал этот вечер на пленку. Пленка нашлась, и оказалось, что под гитарный аккомпанемент Николая Волшанинова Утесов поет романсы, чего не было на пластинках. Теперь мы включили это в компактный диск.
Я дружил с замечательным артистом-чтецом Сергеем Михайловичем Балашовым. Он тоже увлекался записями, и, в частности, только им был записан на магнитофон Борис Пастернак. Теперь оригинал этой записи хранится у меня. Он многое передал мне. Как-то Балашову удалось встретиться с личным шофером царя Николая II и записать его воспоминания. И эта запись теперь в моей коллекции... Несмотря на полувековую разницу в возрасте, Леонида Утесова и Валерия Сафошкина связывали теплые, человеческие отношения. Я попросил Валерия Дмитриевича вспомнить какой-нибудь эпизод из общения с Леонидом Осиповичем.
Юмор, считает мой собеседник, всегда сопровождал Утесова, был философией жизни этого мудрого человека. Однажды, еще в те годы, когда проводились смотры-конкурсы армейских талантов, Сафошкин был членом жюри, а Утесов - его председателем и, тем самым, начальником Сафошкина на время двух недель конкурса. И надо же, что именно в эти дни Сафошкин получил распоряжение прибыть на плановую диспансеризацию. Естественно, он пошел за разрешением к Утесову. Выслушав Сафошкина, Утесов сказал: - Вы же - кровь с молоком! Это у меня - кровь с сахаром! - И на диспансеризацию не отпустил.




ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ


В ответ на стандартный, но весьма логичный вопрос о творческих планах, Валерий Дмитриевич показал мне вышедшую из печати в декабре 1998 года свою первую книжку "Гори, гори, моя звезда", о русском романсе и его лучших исполнителях, об Анастасии Вяльцевой, Варе Паниной, Нине Дулькевич, Надежде Плевицкой, Юрии Морфесси, Саше Давыдове, Вадиме Козине, Изабелле Юрьевой, Тамаре Церетели, Екатерине Юровской и других, всего - 15 исполнителей. О каждом исполнителе в книге дается очерк, затем - 10-15 романсов, ставших популярными благодаря исполнителю, и полная дискография его записей. Столь подробный перечень пластинок дан впервые.

Готовится к изданию книга о звездах музыкальной эстрады "Дающие крылья песне". Это книга о Леониде Утесове, Лидии Руслановой, Константине Сокольском, Марке Бернесе, Георге Отсе, Сергее Лемешеве, Ружене Сикоре, Георгии Виноградове, Бунчикове, Нечаеве, и Клавдии Шульженко. Задуманы книги о композиторах, энциклопедия русского романса, книга о дореволюционных и послереволюционных куплетистах. Наша беседа подходит к концу. Я от души желаю моему приветливому собеседнику здоровья и творческого горения и кончаю свои записи, выключив настольную лампу, при свете которой... написал своих "Трех толстяков" Юрий Олеша. Такой уж это народ - коллекционеры!

Послесловие. Прежде чем этот материал увидел свет, прошло некоторое время, и мне доставляет удовольствие сообщить читателям, что книга "Гори, гори, моя звезда" моментально разошлась и уже переиздана под названием "Не уходи, побудь со мною", вышли из печати книги "Любовь нечаянно нагрянет" (второе ее издание называется "Сердце, тебе не хочется покоя") и "Я песне отдал все сполна". Выходит из печати книга о жизни и творчестве Анастасии Вяльцевой и книга об истории русского застолья.




А сравнительно недавно на телеканале "Культура" пошла уверенно набирающая популярность серия передач "Романтика русского романса", в которой принимают участие современные исполнители. Валерий Сафошкин - ведущий этой передачи, рассказывающий об истории романсов, жизни и творчестве их исполнителей, своих встречах с некоторыми из них. В передаче используются старые фонограммы. Словом, коллекция Валерия Сафошкина работает!

Москва. 2001 год
 
GeorgoДата: Четверг, 31.03.2011, 14:58 | Сообщение # 2
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
Вот ещё одно воспоминание о В. САФОШКИНЕ, написанное ещё при его жизни.


ДРУЗЬЯ ПО СЧАСТЬЮ - ВАЛЕРИЙ САФОШКИН

Гин Ирина Гвоздева

http://www.proza.ru/2007/06/21-288

«Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью, в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась…»


ВЫ ПРОСИТЕ ПЕСЕН? ИХ ЕСТЬ У НЕГО
Валерий Сафошкин




Люблю людей увлечённых. Когда человек чем-то занимается, кроме своей работы – по-моему, это прекрасно!
Скажем, мой Териков кроме того, что сочиняет монологи, куплеты и пародии, ещё и отлично играет в шахматы, и не сам с собой, а в турнирах, даже в таких, где играют гроссмейстеры. Составляет шахматные задачи, коллекционирует брелоки, старинные монеты, а также марки и значки на шахматную тему.
У него есть даже такая опубликованная автоэпиграмма:

«В смысле хобби заявляю прямо:
Кони, рифмы – всё смешалось тут.
И порою пишешь эпиграмму,
А выходит… шахматный этюд!»


Собирает Териков и эстрадную литературу, в частности куплетные сборники, начиная с середины девятнадцатого века. ( Раньше их просто не было).
Может поэтому мне так импонируют коллекционеры, и в первую очередь коллекционер-филофонист мирового уровня, - Валерий Сафошкин.
Собирать пластинки он стал ещё в юности и постепенно стал серьёзным собирателем. Учась в Высшем Краснознамённом училище железнодорожных войск, военных сообщений в Ленинграде не пропускал ни одного концерта. Там же он познакомился с Утёсовым. Леонид Осипович страшно удивился, узнав, что у курсанта есть все его записи!
Трудно даже представить, как сегодня, в небольшой двухкомнатной квартирке помещаются тысячи (!) грампластинок и магнитофонных записей… Хорошо об этом сказала Изабелла Даниловна Юрьева в книге «Гори, гори, моя звезда» ( Москва. ЭКСМО-ПРЕСС 1998. с. 8)
«Его коллекция поистине уникальна, ей нет равных! Шутка ли! Больше десяти тысяч пластинок, на которых есть практически всё, что когда-то напели Шаляпин и Плевицкая, Давыдов и Морфесси, Вяльцева и Панина, Дулькевич и Вавич, Вертинский и Русланова, Утёсов и Лещенко, Церетели и Козин – всех не перечислить.»
На одном из вечеров в ЦДРИ Териков посвятил Сафошкину такую эпиграмму:

«Пластинок дома тысяч сто,
И ходит слух давно в народе,
Что у него есть даже то,
Чего нет вообще в природе!»


Ещё очень давно, когда я была начинающей певицей, с концертной бригадой Москонцерта я выступала в одной подмосковной воинской части. После концерта на сцену со словами благодарности вышел симпатичный офицер.
Это был подполковник Сафошкин. Он мне тогда сразу запомнился. Запомнился добрыми умными, точными словами в адрес выступавших. ( Чаще приходилось слышать что-то вроде «Спасибо за хорошо поставленное удовольствие»)
Сегодня телефон у Сафошкина не умолкает. Звонят отовсюду. Кому-то нужна старая песня, кому-то забытый романс, кто-то подбирает музыку для спектакля. Когда мне нужна какая-то песня для пародии, или Терикову старинные куплеты для второго издания книги «Куплет на эстраде», выручает только Сафошкин. Попросишь, - и через десять-пятнадцать минут можешь записывать!
Валерий Дмитриевич нарасхват. Фирма «Мелодия» выпускает пластинки с редкими записями Руслановой, Утёсова, Церетели, Лещенко, Козина, Юрьевой пользуясь бесценным фондом неутомимого филофониста. Фонограммами этого фонда озвучены многие спектакли Малого театра, театра кукол имени Образцова, театра на Таганке, театра имени Вахтангова, многие фильмы, телевизионные и радиопередачи.
А какая замечательная телепрограмма на канале «Культура», придуманная Сафошкиным, - «Романтика романса». Всего не перечислишь.
И что немаловажно, Валерий Сафошкин ещё и очень симпатичный, добрый человек и товарищ. С ним я пошла бы в любую разведку!


Москва, 2007 год
 
GeorgoДата: Воскресенье, 30.09.2012, 22:18 | Сообщение # 3
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline

ИСТОЧНИК http://enp.oblnews.ru/notepad/4520.html
АВТОР: Владимир ЭЛЬЧИЕВ

ПЛАСТИНОК ДОМА ТЫСЯЧ СТО
"Ежедневные новости. ПОДМОСКОВЬЕ."

№ 417 (2371) от 14.09.2010


Знакомством с творчеством многих эстрадных кумиров прошлых лет обязаны мы жителю Мытищ Валерию Сафошкину.

Его сердце остановилось пять лет назад. Кто-то из мудрецов сказал: «Человек, способный войти в жизнь других людей и сделать её богаче и значительнее, приносит обществу самую большую пользу». Это в полной мере относится к такому удивительному человеку, как Валерий Сафошкин.



Валерий Дмитриевич на протяжении десятков лет входил в жизнь многих миллионов зрителей, слушателей и читателей нашей страны как ведущий телевизионных и радиопередач, журналист и писатель, автор полутора десятков книг о деятелях российской музыкальной культуры. Он был организатором и одним из ведущих популярной телепередачи «Романтика романса», существующей на канале «Культура» уже двенадцатый год.

Мне посчастливилось познакомиться, подружиться и даже участвовать в творчестве этого выдающегося человека, поражавшего своей эрудицией и широкими знаниями, замечательного собеседника и рассказчика.

Род Валерия Дмитриевича происходит от кубанских казаков. Высокий, статный, красивый, темноволосый и кареглазый молодой офицер, будучи на побывке в родной станице Староминской, вскружил голову красавице-соседке Любе Сафоновой, и она стала делить с ним все тяготы кочевой армейской жизни. У супругов родились два сына – Дмитрий и Леонид. Младшего отец назвал именем своего любимого певца Л.О. Утесова. К сожалению, старший Дима рано ушёл из жизни, оставив родителям внука Валерия, очень похожего на деда и полного тёзку коллекционера. В 1979 году семья Сафошкиных поселилась в подмосковном городе Мытищи, а в конце 90-х годов переехала в новую квартиру в Перловской.

Страстное и довольно редкое увлечение Валерия Дмитриевича коллекционированием грампластинок зародилось ещё в детстве, когда отец крутил ему патефон. Воспроизводившие музыку бороздки на пластмассовых дисках буквально обворожили мальчика, и он стал фанатично покупать пластинки, экономя на школьных завтраках. Уже к окончанию школы у него их собралось около тысячи.
Я старше Валерия Дмитриевича на семь лет, и у меня была похожая история: в 1952 году моя мама купила на рынке-толкучке маленького азербайджанского города Евлаха патефон. Впоследствии я в течение многих лет тоже был частым посетителем магазинов, где продавались грампластинки. Но большого коллекционера из меня не вышло, у меня всего лишь несколько сотен виниловых дисков, зато любовь к музыке и красивому вокалу (как у знаменитых певцов Михаила Александровича и Сергея Лемешева) осталась на всю жизнь и в конечном счёте привела меня к знакомству и дружбе с Валерием Дмитриевичем.

В начале 90-х годов на радиостанции «Маяк» появилась очень интересная передача «Музыкальная панорама», в которой была получасовая страничка «Старый граммофон» с музыкой-ретро. Я с удовольствием слушал её ведущего, рассказывавшего о полузабытых кумирах эстрады прошлых лет, наслаждался прекрасным вокалом исполнителей и чудесными русскими романсами. Ведущим был Валерий Сафошкин. Я написал в редакцию отклик на передачу, письмо вручили Валерию Дмитриевичу, и вскоре он мне ответил и пригласил к себе домой. Мы стали регулярно встречаться, я бывал по его приглашениям и на творческих вечерах в ЦДРИ, организатором и ведущим которых был неутомимый Валерий.
Валерий Дмитриевич инициировал и долго пробивал в высоких инстанциях вопрос о присуждении звания народной артистки России легендарной «королеве романса» Изабелле Юрьевой, незаслуженно забытой в глубокой старости, и добился-таки этого. Единственная из всех артистов эстрады Изабелла Даниловна отметила свой 100-летний юбилей на сцене и даже трогательно спела несколько строк из романса дуэтом с И. Кобзоном.

Не так давно на канале «Культура» в альманахе «Абсолютный слух» об истории музыки прошёл сюжет, снятый в квартире В.Д. Сафошкина с участием его супруги Любови Васильевны и сына Леонида. Мне запомнилось, как Любовь Васильевна рассказала, что Франция собиралась за очень большие деньги выкупить у Валерия Дмитриевича ценнейшие вокальные записи и другие материалы о жизни выдающейся русской певицы Надежды Плевицкой, но Валерий отказал покупателям, заявив, что эти раритеты являются достоянием России.

Одних только грампластинок коллекционер собрал более 17 тысяч, среди них есть редчайшие, едва ли не единственные в мире экземпляры. Его коллекция зарегистрирована и находится под эгидой Международной ассоциации музыкальных собраний, а сам Валерий Дмитриевич был неизменным участником многих международных выставок индустрии звукозаписи, где его экспонаты пользовались огромным успехом. Он хранил и уникальные старинные звуковоспроизводящие устройства – один из первых дисков изобретателя Эдисона, валики фонографов, патефоны и граммофоны (есть даже граммофон, принадлежавший великому Ф.И. Шаляпину). Большую ценность представляют фотоальбомы с подлинными фотографиями выдающихся русских артистов эстрады. Все московские букинисты хорошо знали Валерия и приберегали для него редкие фото артистов, ноты романсов, старинные газеты и журналы о музыке, выходившие ещё в позапрошлом веке.

Когда я впервые соприкоснулся с интереснейшим собранием филофониста, послушал его увлекательные рассказы о жизни артистической богемы, то сразу же стал настойчиво советовать не только выступать с этими материалами по радио и телевидению, но и писать книги. Валерий Дмитриевич долго отказывался, говорил, что в наше время («лихие» 90-е годы) никто таких книг не напечатает, а если и издадут, то никто их не купит: у стариков нет денег, а молодёжь совсем другим интересуется.
И всё же в 1998 году вышла первая книга - «Гори, гори, моя звезда. Старинный русский романс». Пробный тираж разлетелся, как горячие пирожки, за несколько лет книгу много раз переиздавали в разном оформлении и под другими названиями. Окрылённый успехом, Валерий Дмитриевич стал издавать книгу за книгой. Вышли сборники об эстрадных артистах России и Советского Союза, биографические издания об И. Кобзоне и А. Баяновой, книги о Л. Руслановой, Л. Утёсове, А. Фатьянове, о застольных песнях.

Особенно хочется отметить ценную монографию В. Сафошкина «Под чарующей лаской твоею» о любимице России в конце ХIХ – начале ХХ веков Анастасии Дмитриевне Вяльцевой. Творческая жизнь и трагическая судьба выдающейся русской певицы описаны автором с такой трогательной, душевной чуткостью, что не могут оставить читателя равнодушным.
Высокая ценность книг Сафошкина состоит в том, что, кроме жизнеописаний деятелей музыкальной культуры, все они содержат и тексты вокальных произведений из их репертуаров, и дискографии их звукозаписей, составленные по личному собранию коллекционера. Может быть, поэтому эти книги неоднократно переиздавались и не залёживались на прилавках книжной торговли.

Щедро делился Валерий Дмитриевич богатствами своей коллекции со студиями звукозаписи, производителями грампластинок и дисков, создателями кинофильмов и театральных спектаклей, озвученных многими редкими музыкальными записями. Около 200 наименований грампластинок, дисков и кассет выпущены на основе собрания Сафошкина и с благодарностью встречены любителями вокального искусства. Следует особо отметить великолепные серии компакт-дисков «Великие исполнители России ХХ века» и «Золотые россыпи романса», подарочное издание из 14 дисков к 60-летию Муслима Магомаева, наборы грампластинок П. Лещенко, Ф. Шаляпина, Л. Утёсова, А. Вертинского и многие другие.
Мне запомнилась шуточная эпиграмма известного эстрадного куплетиста Георгия Терикова, посвящённая Валерию Сафошкину:

Пластинок дома тысяч сто.
И ходит слух давно в народе,
Что у него есть даже то,
Чего нет вообще в природе!


В 2005 году, к 60-летию В.Д. Сафошкина Указом Президента России В.В. Путина ему, как руководителю региональной общественной организации «Центр возрождения и пропаганды историко-культурного наследия Отечества» в Московской области, было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. До этого много лет он, единственный из всех известных коллекционеров, имел звание заслуженного работника культуры РСФСР. Столь высокая оценка самоотверженной просветительской деятельности, безусловно, справедливо увенчала труды этого замечательного человека.

Есть древняя поговорка – «Светя другим, сгораю сам…» Как легендарный Данко, Валерий Дмитриевич нёс свет и тепло своего сердца людям, но однажды, пять лет назад, это сердце вдруг погасло…
 
Форум » КОЛЛЕКЦИОНЕР » Рассказы о коллекционерах » Валерий САФОШКИН (Памяти филофониста)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz