Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 04.12.2016, 23:22

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » КОЛЛЕКЦИОНЕР » Рассказы о коллекционерах » ПЛАСТИНКИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО (Центральный архив звукозаписи)
ПЛАСТИНКИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО
GeorgoДата: Суббота, 25.07.2009, 22:11 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
ПЛАСТИНКИ С ЗАПИСЯМИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО
В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ


В Сети все больше появляется информации о российских и зарубежных филофонистах. Тема "Коллекционеры" освещается и на нашем сайте. Рассказ о доме-музее грампластинок Наума Григорьевича Шафера, о коллекционерах Владимире Гурвиче и Борисе Григорьевиче Метлицком, Валерии Сергеевиче Франченко и др. Благодаря стараниям большой семьи коллекционеров на старых шипящих пластинках сохранились и стали достоянием новых поколений голоса артистов первой половины минувшего столетия. Особое место среди хранителей музыкального наследия занимает Юрий Берников, создавший виртуальную энциклопедию российской дореволюционной грамзаписи.

Созданная большевиками в СССР политическая система искоренила из музыкальной культуры всё, что по мнению партийных идеологов, не служило делу коммунистического строительства. С этой целью по декрету Совнаркома весной 1923 года был создан Главрепертком (Главный комитет по контролю за репертуаром при Главлите). В 1924 году при технической поддержке ГПУ в помощь Главрепеткому была учреждена "Коллегия по контролю граммофонного репертуара". Коллегия составила и с грифом "СЕКРЕТНО" распространила по исполнительным организациям "Списки граммофонных пластинок, подлежащих изъятию из продажи" и "Списки грампластинок, запрещённых к ввозу в СССР".
Надеясь тем самым защитить пролетарские уши рядовых строителей светлого будущего от тлетворного влияния буржуазной культуры. Летом 1924 года Главрепертком издал специальный циркуляр, запрещающий фокстрот как танец, являющийся "салонной имитацией полового акта и всякого рода физиологических извращений". Липкая паутина цензурного контроля опутала всю страну. Целые пласты песенной культуры русского зарубежья были недоступны для широких масс, а имена певцов, ставших легендой русской эмиграционной песни, были укрыты от народа. На работу в многочисленных отделениях Главреперткома принимали, в основном, послушных, безграмотных чиновников, равнодушных к судьбе русской культуры.
Но нашлись преданные русской культуре люди, которые понимали, что каждая граммофонная пластинка, независимо от её содержания, является документом определённой исторической эпохи. И документ этот надо сохранить для будущих поколений.


В 1932 году был создан "Центральный архив звукозаписей", куда в течение двух лет были собраны все матрицы, сохранившиеся на складах фабрик, выпускающих в дореволюционные годы грампластинки на русский рынок, уцелевшие восковые валики фонографов, первые оригиналы грампластинок дореволюционного и советского производства, а также каталожные издания русских и иностранных фирм звукозаписи. "Центральный архив звукозаписей" в 1934 году вошел в состав "Центрального фонофотокиноархива СССР", а в 1992 году был переименован в "Российский государственный архив фонодокументов". В его фондах хранятся документальные и художественные звукозаписи за период с конца ХIХ века по сегодняшний день.
Справка:
486 фф., более 200 000 ед. хр.,около 3,5 млн. записей, 1898–2001 гг.
Восковые валики (фоновалики), оригиналы и копии 591 ед. хр.; грампластинки, оригиналы и копии 135 000 ед. хр.; матрицы, страховой фонд на граморигиналах 1 420 ед. хр.; тонфильмы, оригиналы и магнитные копии 1 136 ед. хр.; магнитные ленты, компакт-кассеты более 36 000 ед. хр.; лазерные компакт-диски более 900 ед. хр.

Все хранящиеся в архиве записи разделены на 150 фондов, с содержанием которых каждый желающий может познакомиться в читальном зале библиотеки Aрхива. В собраниях библиотеки имеются каталоги грамзаписей отечественных и зарубежных фирм начала ХХ в.: «Граммофон», «Метрополь», «Стелла», РАОГ, «Пате», каталоги фирмы «Мелодия» за 1960-1980-е годы.
Краткое описание некоторых фондов представлено в Интернете на сайте "Российского Государственного Архива Фонодокументов" http://www.rusarchives.ru/federal/rgafd/index.shtml
Нас должны интересовать в первую очередь те фонды, в которых хранятся ранее запрещённые пластинки Петра Константиновича Лещенко. Судя по сведениям, представленным на сайте, таких фондов только два:


1. ФОНД ЛАТВИЙСКОЙ ФИРМЫ "BELLACCORD ELECTRO"

Вот информация из описания архивов этого фонда:
"Большое место в фонде занимает эстрада. В основном, это песни в исполнении П.К.Лещенко (баритон) (“Алеша”, “Андрюша”, “Вернись”, “Возле леса у реки”, “Два сердца”, “Друзья”, “Звуки гитары”, “Лола”, “Любимая”, “Марфуша”, “Метелица”, “Миша”, “Мусенька”, “Настя”, “Не уходи”, “Прошка”, “Рюмка водки”, “Стаканчики граненые”, “Татьяна”, “Уйди”, “Утренний рассвет”, “Цыган” и др.) "
Мы видим, что описание выполнено неряшливо, названия песен частично искажены до неузнаваемости. Можно только догадаться, что "Звуки гитары" - это "Песнь гитары", "Настя" - это "Настя-ягодка", а не "Настенька", "Прошка" - это "Трошка". Труднее угадать, какие песни укрыты под двумя последними названиями песен Петра Лещенко: "Утренний рассвет" и "Цыган". Возможно, что это "Заря - восход играет" и "Пой, цыган" или "Играй, цыган".


2. ФОНД " Всесоюзного внешнеторгового объединения "Международная книга": Эстрадная музыка СССР и социалистических стран".
Из содержания этого фонда:
"В исполнении П.К. Лещенко звучат песни: “Ах, эти черные глаза”, “Бессарабянка”, “Буран”, “Вино любви”, “Голубые глаза”, “Жизнь цыганская”, “Кавказ”, “Капризная, упрямая”, “Колечко”, “Льется песня”, “Миранда”, “Мне бесконечно жаль”, “Мое последнее танго”, “Моя Марусечка”, “Мрачное воскресенье”, “Мусенька родная”, “Не покидай”, “Не уходи”, “Пой, цыган”, “Признайся мне”, “Прощай, мой табор”, “Рюмка водки”, “Сердце”, “Сердце мамы”, “Синяя рапсодия”, “Скучно”, “Станочек”, “Татьяна”, “Ты едешь пьяная”, “Ты и эта гитара”, “У самовара”, “Черные глаза”, “Что мне горе”, “Чубчик”.
При чтении этого перечня много вопросов не возникает. Было бы чудо, если бы упомянутое в списке танго "Мне бесконечно жаль" исполнял Пётр Лещенко, а не Иван Шмелёв. Но чудес не бывает. "Ах, эти чёрные глаза" и "Чёрные глаза", вероятно, представляют собой разные записи танго Оскара Строка на фирмах "Columbia " и "Electrecord".
Несколько странно видеть песни опального артиста в разделе "Музыка СССР и социалистических стран".
Хочется верить, что полное собрание записей песен певца в недалёком будущем будет собрано в отдельном фонде, названном: "Личный фонд Петра Константиновича Лещенко".


Георгий СУХНО, Скерневице, Польша. 2009 год
 
Форум » КОЛЛЕКЦИОНЕР » Рассказы о коллекционерах » ПЛАСТИНКИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО (Центральный архив звукозаписи)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz