Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 05:20

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Лещенко Петр Константинович » Об исполнителях песен Петра Лещенко » ОЛЬГА КАМЕНСКАЯ (НЕЗАБЫТЫЕ МЕЛОДИИ)
ОЛЬГА КАМЕНСКАЯ
МайяДата: Четверг, 17.03.2011, 12:28 | Сообщение # 1
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
ОЛЬГА КАМЕНСКАЯ

Фото 1932г

Краткая информация об ОЛЬГЕ КАМЕНСКОЙ. На нескольких российских сайтах её фамилию произносят «Каминская», но на англоязычных и польских сайтах она
Olga Kamieńska

(1905-1981)

Богатого тембра голос (я бы назвала его альт - меццо сопрано), а также, детство и юность, проведённые в России, определили её вкус в выборе репертура и певица отдавала предпочтение старинным русским романсам. В её интерпретации присутствует глубокая страсть и безрассудная любовь - необходимые эмоции для исполнения произведений в этом прекрасном жанре. Даже в её польских песнях чувствовалось влияние старой русской школы. Ее сольные концерты в довоенной Варшаве, а также записи на «Columbia», того же периода, привлекали к себе самых изысканных почитателей.

Представляю вашему вниманию три произведения
в исполнении ОЛЬГИ КАМЕНСКОЙ.

Романс «Корабли» («Мы никогда друг друга не любили») Борис Прозоров

Это танго в представлении не нуждается. Запись «Columbia».
Обратите внимание на имя автора песни: музыка и слова Leszchenko!

Если уж упомянули фамилию - укажите и имя...
А вот про Оскара Строка
вообще забыли!
Вот вам и «COLUMBIA»!

Руководитель септета - Хенрик Голд (Henryk Gold).
Его имя указали полностью... Может кто-то из вас знает историю этого, пусть незначительного, но любопытного курьёза? Напишите. Буду очень благодарна.

Добавляю: Пётр Константинович Лещенко и танго «Чёрные Глаза» - неделимы и Лещенко является лучшим исполнителем этой песни, но написал танго - Оскар Строк!

Фото 1936 г

Романс «Уголок» В. Мазуркевич – С. Штейман

Вот, пожалуй, и всё.

Майя Розова. 3-17-2011. Los Angeles

Фотографии: http://www.audiovis.nac.gov.pl/obraz/137047/h:226/

Сообщение отредактировал Майя - Пятница, 18.03.2011, 19:47
 
Olga777Дата: Четверг, 17.03.2011, 18:43 | Сообщение # 2
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
Quote (Майя)
Обратите внимание на имя автора песни: музыка и слова Leszchenko!
Если уж упомянули фамилию - укажите и имя...
А вот про Оскара Строка вообще забыли!
Вот вам и «COLUMBIA»!
Руководитель септета - Хенрик Голд (Henryk Gold).
Его имя указали полностью... Может кто-то из вас знает историю этого, пусть незначительного, но любопытного курьёза?

Майя, спасибо за тезку и за очередное открытие, а вот на ваш вопрос, увы, не могу ответить. Надежда на Коллекционера и Георгия. Как и вы жду с нетерпением. А за певицу - СПАСИБО!!!


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
МайяДата: Пятница, 18.03.2011, 03:43 | Сообщение # 3
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
Оля, и я очень бы хотела узнать, каким образом в информацию на пластинке фирмы «Columbia» вкралась такая неточность! Да, у нас одна надежда - на Коллекционера и Георгия. Спасибо им заранее!

Сообщение отредактировал Майя - Пятница, 18.03.2011, 03:45
 
МайяДата: Пятница, 18.03.2011, 06:05 | Сообщение # 4
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
Оля, доброе утро! Вот только поместила эту статью на своей страничке в Ли.ру. К своим словам о Петре Константиновиче и Оскаре Строке я добавила следующее:

Для тех, кто не знаком с творчеством Оскара Строка:
Пётр Константинович Лещенко и танго «Чёрные Глаза» - неделимы и Лещенко является лучшим исполнителем этой песни, но написал танго - Оскар Строк!


На нашем сайте рассказывать об этом нет необходимости ;-))

 
Olga777Дата: Пятница, 18.03.2011, 09:00 | Сообщение # 5
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
Quote (Майя)
Пётр Константинович Лещенко и танго «Чёрные Глаза» - неделимы

Скорее всего "неделимость" сработала. Но, как быстро. Одно дело мы сегодня так рассуждаем, а тогда?... В 1933 году Петр Лещенко впервые записал на Колумбии "Черные глаза", а в 1935 - Камиенская. И уже автор - Петр Лещенко. Вот доказательства признания, которое пришло к Лещенко уже в начале 30-х. А то Баянова пишет, что Лещенко был только танцор, а после знакомства с ней (Баяновой, дай, Бог, ей здоровья) украв ее репертуар, запел. И сколько таких желающих перечеркнуть популярность Петра Лещенко.
Я тоже решила поискать инфо о Камиенской. Искала и о Каминской. Попала на страстные воспоминания Максима Горького к своей возлюбленной тоже Ольгой, и тоже Каминской, но совсем из другого времени. Вот такая цепочка порой возникает, узнаешь новое для себя, а отправной точкой стали "Черные глаза" Оскара Строка.


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
GeorgoДата: Пятница, 18.03.2011, 14:40 | Сообщение # 6
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
Нашей дорогой Майе за песни Ольги Каменской огромное спасибо! "Чёрные глаза" в её прекрасном исполнении раньше не довелось мне услышать. А вопрос относительно авторства на этикетке Вы задали очень интересный. Я присоединяюсь к мнению Ольги.

Да, Ольга, Вы сами дали точный ответ на вопрос, почему на этикетке польской "Колумбии" автором слов и музыки танго "Чёрные глаза" указан Пётр Лещенко. Согласен, с Вами, это "скорее всего «неделимость» сработала." Я тоже полагаю, что "ошибка" фирмы допущена сознательно с целью привлечь покупателя именем Петра Лещенко, в 30-х годах широко известного в Польше. Танго "Чёрные глаза" было популярно именно в его исполнении в записи на венских пластинках, хотя первым исполнителем этого танго Пётр Лещенко не являлся. В 1928 г. в фирме "Электрола" в Берлине с оркестром Марека Вебера танго записал Марек Белорусов (псевдоним Марка Левина), а в в 1930 г.в фирме "Одеон" с оркестром Отто Добрина - Юрий Морфесси. В манере исполнения Ольги Каменской чувствуется влияние пластиночной записи Лещенко, хотя к его варианту текста, добавлена одна строфа, являющаяся компиляцией начальных и последних строк из двух разных строф текста записи Юрия Морфесси. Вот текст, записанный с фонограммы Ольги Каменской:

ЧЁРНЫЕ ГЛАЗА.

Был день осенний и листья грустно опадали,
В последних астрах печаль хрустальная жила.
Грусти тогда с тобою мы не знали,
Ведь мы любили и для нас весна цвела.

Ах, эти черные глаза меня пленили
Их позабыть нигде нельзя,
Они горят передо мной.
Ах, эти дивные глаза меня любили
Куда же скрылись вы теперь, кто близок вам другой?

Был день весенний, все, расцветая, ликовало,
Сирень синела, будя уснувшие мечты.
Слёзы ты безутешно проливала
Ты не любила и со мной прощалась ты.

Ах, эти черные глаза меня погубят,
Их позабыть нигде нельзя,
Они горят передо мной.
Ах, эти дивные глаза, кто вас полюбит,
Тот потеряет навсегда и сердце, и покой!


Сравните с вариантом с фонограммы Юрия Морфесси:

Был день весенний. Всё, расцветая, ликовало.
Сирень синела, будя уснувшие мечты.
Грусти тогда со мною ты не знала
Ведь мы любили, и для нас цветы цвели.

Ах, эти черные глаза меня пленили.
Их позабыть никак нельзя,
Они горят передо мной.
Ах, эти черные глаза,
Кто вас полюбит,
Тот потеряет навсегда
И сердце и покой

Был день осенний, и листья грустно опадали.
В последних астрах печаль хрустальная жила.
Слезы ты безутешно проливала.
Ты не любила, и со мной прощалась ты.

Ах, эти черные глаза
Меня пленили.
Их позабыть никак нельзя —
Они горят передо мной
Ах, эти черные глаза
Меня любили.
Куда же скрылись вы теперь,
Кто близок вам другой?


Между прочим, сейчас серьёзные исследователи пришли к выводу, что Оскар Строк являетяся автором только музыки танго "Чёрные глаза", которую сочинил он на стихи Александра Перфильева. Но это к теме нашего разговора отношения не имеет.
Случаев подобных "ошибок" с авторством Петра Лещенко я встретил несколько. Достаточно внимательно присмотрется к этикеткам "живой дискографии" на сайте Юрия Берникова, чтобы найти подобные примеры.
Необходимо добавить, что запись польской фамилии певицы в форме "Камиенская" встречается очень редко. Достаточно употребить русскую форму "КАМЕНСКАЯ" или польскую "КАМЕНЬСКА" ( Kamieńska)
Подмена польских букв русскими иногда встречается в русских фамилиях польского происхождения: Пиотровский (Пётровски), Циолковский (Цёлковски), Камионский (Камёнски).
Всего доброго - Georgo.
 
МайяДата: Пятница, 18.03.2011, 19:36 | Сообщение # 7
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
Дорогой Георгий! Здравствуйте! Огромное Вам спасибо, что откликнулись такой подробной статьёй и просветили нас и меня, в первую очередь! Лишь вчера мы с нашей ОЛЬГОЙ обсуждали авторство и знали, что у Вас имеются ответы на наши вопросы! Мне тоже очень понравились записи Ольги КАМЕНСКОЙ! Что-то в её голосе просто очаровывает! Счастлива, что именно Вас смогла порадовать чем-то новым. Я считаю, что предположение того, что песня написана Оскаром Строком на стихи Александра Перфильева - уникально и имеет непосредственное отношение к нашей теме. Пожалуйста, напишите по-подробнее об этом.
По причине моего невежества в польском языке, направильно написала фамилию певицы, хотя и КамИнская - тоже неверно. Должна рассказать об этом. Когда искала информацию о КамЕнской на инете, мне выпадало имя Olga Kaminska - молоденькая польская киноактриса, а так-же имя певицы Киевской оперетты Ольги Каминской. Все они - КамИнские, но не КамЕнские. А может тогда не КамЕнская, а КАменская? Ударение на «А»?
Спасибо, что разъяснили. Оставлю букву «Е» и удалю букву «И» :-))
Всего Вам самого доброго, Георгий!
 
GeorgoДата: Пятница, 18.03.2011, 19:37 | Сообщение # 8
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
Георгий, я нашла ваш материал об Ольге Каменской и перенесла в данную подборку. Не возражаете?

КАМЕНСКАЯ ОЛЬГА ВИКТОРОВНА.

(20.10.1905, Грозный - 27.02.1981, Варшава)

В темном зале сейчас только плакал рояль,
Кто-то пел про весну, про любовь, про печаль.
Песня смолкла, а лунная ночь за окном
Разлилась голубым серебром.

Пахнет властно черемухой в спящем саду…
Я чего-то так робко, так трепетно жду.
И чего-то до слез и до боли мне жаль.
В темном зале смолкает рояль.

На польской эстраде этот полный светлого чувства романс в далёких тридцатых годах
был "визитной карточкой" замечательной певицы русского зарубежья Ольги Викторовны Каменской.
Родилась она в богатой семье генерала царской армии, служащего на Кавказе.
Мать Ольги, Александра Болотова происходила из дворянской семьи.

В детстве будущая певица получила солидное музыкальное образование,
училась пению и игре на фортепиано. После совершившегося в России Октябрьского переворота
юная Ольга вместе с первой волной русской эмиграции покинула Россию и нашла пристанище в Польше.
Её певческий талант был сразу замечен, уже в 1920 году 15-летняя девочка выступала в театральном спектакле "Распутин". С 1927 года начала выступать на эстраде и на Польском Радио.
Певица приняла сценическое имя Оlga Каmieńsка (Ольга Каменьска).
Настоящая её фамилия была Фависевич.
В репертуаре певицы были в основном русские песни и романсы, но пела она и польские песни,
специально для её репертуара сочинили несколько песен поэт-песенник Марьян Хемар и композитор Ежи Рознер. Польская печать высоко оценивала певческое мастерство и сценический талант Каменской, называли её
"певчей птицей Варшавы".

В фирмах звукозаписи "Коламбия" (в сопровождении трио Генриха Гольда),
"Одеон" и "Сирена Электро" (с аккомпанементом братьев Ежи и Генриха Рознеров)
Ольга Каменская записала на пластинки многие песни и романсы из своего репертуара:
"Белая лилия", "Голубые глаза", "Звёзды на небе", "Мираж", "Мы только знакомы" "Не надо встреч",
"Не надо, не надо", "Непонятно и туманно", "Помню я ещё молодушкой была", "Плачет рояль,
"Сердце", "Спи, моя кроткая" (Колыбельная), "Цветики", " Эй друг-гитара", "Я ехала домой".

Певица выступала с концертами и для польской публики - в различных кабаре,
и для белой русской эмиграции - в русских клубах и школах, совершала турне
по различным городам в Польше и заграницей: в США, Швеции и Франции.
В 1934 году Ольга Каменская вместе с хором Ежи Семёнова принимала участие в съёмках художественного фильма "Ханка". Начало войны застало певицу в Париже, там она находилась до конца войны.
Певица вернулась в Польшу в маe 1945 г, проживала сначала в Лодзи,
позже в Варшаве, но в связи с ухудшением состояния здоровья выступала с концертами редко.

Приняла участие в нескольких передачах на Польском Радио. Но на эстраду уже не смогла вернуться.
Из-за болезни в последние годы жизни певица не могла уже самостоятельно передвигаться.
Жизнь её закончилась трагически в феврале 1981 года.
Осталась память о её замечательном песенном мастертве, остались песни на старых шипящих пластинках.

 
МайяДата: Суббота, 19.03.2011, 10:05 | Сообщение # 9
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
Здравствуйте, дорогой Георгий! Как же Ольга меня порадовала Вашей статьёй! Я только что напечатала её на своей страничке на ли.ру, лишь добавила Фото Каменской и цветочек. Нам, женщинам, без цветов никак нельзя :-))
Перед самой публикацией, совершенно случайно нашла ещё один русский романс в исполнении Ольги Каменской и опять - клип из Польши. Я его тоже добавила в статью. Надеюсь, Георгий, вы не против...

Б. Гурович. ПОЧЕМУ Я БЕЗУМНО ЛЮБЛЮ. Вы наверное знаете это произведение в её исполнении, а я слышу впервые.
Хоть запись не очень качественная, но если добавить громкость, то звучит неплохо. Я даже слова списала. Какой прекрасный голос у этой певицы! А в низком регистре - просто бархат!


ПОЧЕМУ Я БЕЗУМНО ЛЮБЛЮ

Почему я безумно люблю,
Я сама разгадать не сумею,
Ты всю душу терзаешь мою,
При тебе я тоскливо немею.

Знай, люблю я тебя, не отдам никому,
Задушу я, любя, и с тобою умру!

Но быть может и время придёт,
Молчаливым не будешь ты вновь.
Может быть, ты скорее поймешь
И в душе твоей вспыхнет любовь.


Знай, люблю я тебя, не отдам никому,
Задушу я, любя, и с тобою умру!

Надо же! Вот это страсть!

Георгий, ещё раз спасибо за статью!

Сообщение отредактировал Майя - Суббота, 19.03.2011, 10:15
 
Olga777Дата: Суббота, 19.03.2011, 11:35 | Сообщение # 10
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
Очень захотелось послушать "Черные глаза" в исполнении Петра Лещенко, который "неделим" с этим танго, по определению Майи.


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
КоллекционерДата: Воскресенье, 20.03.2011, 13:48 | Сообщение # 11
Капельмейстер
Группа: Модераторы
Сообщений: 179
Статус: Offline
Выпуская запись "Черные глаза" в исполнении Ольги Каменской, на польской "Columbia", конечно, могли указать авторство Лещенко на этикетке в рекламных целях, а могли напечатать, не зная, кто является автором, но зная, что танго связано с именем П.Лещенко.
А, например, на этикетке пластинки польского же "Odeonа" в исполнении Ю.Морфесси, выпускаемой в 1932-34 гг., было написано "Черные глаза" (романс О.Строка)".
 
GeorgoДата: Воскресенье, 20.03.2011, 20:49 | Сообщение # 12
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
Дорогие Майя, Ольга и Колекционер.

Спасибо за интересную дискуссию, к которой я постараюсь добавить свои "три гроша". Тот факт, что имя Петра Лещенко, как автора, появлялось на этикетках пластинок даже в тех случаях, когда он автором не являлся, не должен нас удивлять, но только радовать. Свидетельствует он о популярности имени певца, многие песни подсознательно ассоциировались с его именем, срослись с ним. Случай с "Чёрными глазами" Ольги Каменской не является единичным. Подобные казусы можно найти и на лещенковских пластинках. Когда составителям этикеток не хотелось отыскивать имена авторов произведения, то они часто ограничивались информацией: "Пётр Лещенко, баритон с оркестром", а иногда после названия песни добавляли в скобках имя автора: "Пётр Лещенко". Посмотрите этикетки "в живой дискографии" на сайте Юрия Берникова, найдёте около десяти подобных случаях. К примеру, авторство слов и музыки Петра Лещенко указано ошибочно на колумбийских пластинках с песнями "Прощай мой табор", "За гитарный перебор", "Плачь, цыган", На некоторых этикетках Петру Лещенко приписывается только авторство текста. Я давно пришёл к выводу, что содержание этикеток часто содержит искажённую информацию, крторой не всегда можно доверять. На эту тему много интересного мог бы расказать нам наш эксперт - Коллекционер.

Майя, Вы заинтересовались Александром Перфильевым, соавтором танго "Чёрные глаза" Оскара Строка. У нас на сайте в разделе "Публикации" вопрос авторства Перфильева нашёл отражение в нескольких статьях. Посмотрите.

После кровавого лихолетья в России Александру Перфильеву, участнику гражданской войны удалось избежать расстрела в застенках Чека и эмигрировать. В Риге зарабатывал на жизнь литературной и публицистической деятельностью. Не без основания он считал себя выдающимся поэтом, поэтому не объявлял себя автором тех, второстепенных по его мнению эстрадных произведений, романсов, танго и фокстротов, которые он создавал ради заработка по заказу рижских композиторов. Его авторство романса "Чёрные глаза" подтверждено документами, об этом писала его жена Ирина Сабурова.

Вот свидетельство из воспоминаний (май 1964) Семёна Мирского, сотрудника радио "Свобода" работавшего в редакции вместе с Александром Перьфильевым:

"Александр Михайлович Перфильев, и был он уже весьма пожилой, молчаливый, застенчивый, работавший в отделе новостей. В годы гражданской войны Александр Перфильев служил в Белой армии и был казачьим есаулом, что в моем представлении плохо вязалось с его внешностью - он был щуплый, невысокого роста в очках. После войны оказался в Германии. Какое-то время был мужем писательницы Ирины Сабуровой, тоже, кстати, работавшей на радио, и был он поэт. Однажды на салфетке, в которую был обернут съеденный вместе бутерброд, Александр Михайлович написал моей жене благодарственный экспромт. А в ответ на вопрос, как ему удается так быстро импровизировать, Перфильев ответил, что говорить в рифму ему гораздо легче, чем прозой. "А стихи ваши вы когда-нибудь печатали?" - поинтересовался я. "Да, было, - как-то нехотя ответил Перфильев. - Была даже песенка". "Какая песенка?" И тут Александр Михайлович начал тихонько напевать:

"Был день осенний, и листья грустно опадали,
В последних астрах печаль хрустальная жила.
Грусти тогда с тобою мы не знали,
Ведь мы любили и для нас весна цвела.
Ах эти черные глаза..."
ну и так далее", - сказал автор слов песни."

Сколько замечательных людей потеряла русская земля в те ненастные годы...

 
КоллекционерДата: Понедельник, 21.03.2011, 18:21 | Сообщение # 13
Капельмейстер
Группа: Модераторы
Сообщений: 179
Статус: Offline
Запись танго «Черные глаза» Юрий Морфесси сделал в студии немецкой фирмы «Парлофон» в январе 1930 г. Пластинки выпускались с этикетками «Парлофона» и «Одеона» и общим матричным номером 79057, т.к. фирмы «Парлофон» и «Одеон» входили в берлинский концерн «Карл Линдштрем».

После прихода к власти Гитлера концерн был ликвидирован, а его руководители-евреи – репрессированы. Перестала существовать фирма «Парлофон», ее хозяйство было передано «Одеону». Тогда пластинки стали выходить уже с номерами «Одеона» («Черные глаза» - матричный номер 1201). Таким образом, если на пластинке «Черные глаза» Морфесси, выпущенной польским «Одеоном», указан номер 1201, то данная пластинка издана в 1934 г. или позже.
А первая в истории пластинка танго «Черные глаза» была выпущена берлинской фирмой «Электрола» (филиал английской фирмы «Граммофон») в 1928 г. в исполнении Марка Левина (псевдоним - Марек Белорусов) в сопровождении оркестра Марека Вебера. Об этом в одном из интервью говорил О.Строк.
Перепечатка с этой же матрицы выходила позже на фирме «Хиз Мастерс Войс» (Англия).

 
МайяДата: Вторник, 22.03.2011, 04:12 | Сообщение # 14
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
Даже не знаю, с чего начать выражение моего восхищения! Дорогие Георгий и Коллекционер (не знаю Вашего имени), какое море бесценной информации!
То, что увидала имя Лещенко на этикетке, было совершенной случайностью, благодаря тому, что, по роду профессии, люблю разглядывать через лупу мелкие предметы, буквы и всякие печати и штампы. Вот я и поднесла лупу к экрану компа, дабы убедиться, что не ошиблась и потом с детской радостью доложила Ольге.
Помню моих маму и папу в конце 50х годов, танцующих под «Чёрные Глаза» и голос Лещенко, несущийся по улице через открытые окна и двери балкона. Знал ли кто тогда, что его убили на чужбине и бросили в безымянную яму... Я не помню, чтобы в те годы кто-то вообще обсуждал эту тему. Почему? На этот вопрос ответить не могу. Ну почему никто никогда не спросил, а где сейчас Пётр Лещенко? Жив? В России? Заграницей? А может и обсуждали, но только не при мне? А может я просто и не прислушивалась?
Читаю ваши строки и сердце сжимается от горечи. Люди, жизни, судьбы - словно в кинокадрах, промелькнувшие в необъятном пространстве времени.
Да, Георгий. Сколько замечательных людей - дочерей и сыновей потеряла русская земля.
Я теперь знаю, что Александр Перфильев - автор стихов к танго «Чёрные Глаза».
Спасибо вам, друзья, за то, что радуете нас такими драгоценными деталями. Сколько же нового я узнала!
Спасибо, спасибо!


Сообщение отредактировал Майя - Среда, 23.03.2011, 10:06
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Об исполнителях песен Петра Лещенко » ОЛЬГА КАМЕНСКАЯ (НЕЗАБЫТЫЕ МЕЛОДИИ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz