МАЙЯ РОЗОВА: "Казалось бы на этом можно и закончить тему танго "Голубые глаза", но..."
Да, дорогая наша Майя, точка над "i"ещё не поставлена. Когда приближаемся к линии горизонта, всегда видим, что это не конец, что новые дали перед нами открываются. Так бывает и в случае истории песни. Нам известно, что танго "Голубые глаза" Пётр Лещенко включил в свой репертуар в начале 1930 года и исполнял его в рижском кафе "АТ". Знаменательно, что именно с этого танго Оскара Строка в 1933 г. певец начал свою сессию записей в венском филиале "Колумбии". По воспоминаниям Веры Георгиевны Лещенко он очень любил это танго и даже написал свои слова на румынском языке. Не было концерта, в котором бы Петр Лещенко не исполнял "Твои глаза меня околдовали".
↗ Из концертной афиши Петра Лещенко, песня №9. Одесса, 1942 год
Пел Петр Лещенко и русский, и румынский варианты. По переводу-подстрочнику Руслана мы видим, что румынский текст Петра Лещенко не имеет ничего общего с русским оригиналом Оскара Строка. Даже слова "голубые" нет.
Спасибо, Майя, за размещение румынского варианта записи "Голубых глаз" в замечательном исполнении певца Кристиана Василе. Надеюсь, что вскоре Ваша тема обогатится дополнительными сведениями об истории этого танго и неизвестной в Сети польской записью 1938 года, о которой упоминает активный в Сети польский исследователь эстрады, создатель одной из самых полных в стране коллекций записей польского и русского танго, Ежи Плачкевич (Jurek46рink).
Вы перевели с английского и поместили его сообщение, оно удивило меня и обрадовало. Несколько десятков лет я прожил в Польше и с богатством репертуара польской эстрады первой половины ХХ века достаточно хорошо знаком. Но польское танго "Голубые глаза" Оскара Строка ни разу не слышал.
Должен заметить, что творчество Оскара Строка всегда пользовалось в Польше большой популярностью. Только одна из фирм звукозаписи - "Сирена Рекорд" в довоенные годы записала произведения Оскара Строка на пластинки 22 раза в вокальном или инструментальном исполнениях.
↗"Tańcz Maszka, tańcz !" Mieczysław Fogg
Особенной популярностью пользовались его "русские фокстроты" "Танцуй, Машка, танцуй" (Tańcz, Maszka, tańcz) и "Пой, Гришка" (Śpiewaj, Griszka). Звучали песни Строка, знакомые нам с пластинок Петра Лещенко. В записанном на пластинки Марьяном Демаром танго Строка "Глаза моей Зоси" ↘(Oczy mojej Zosi) мы узнаём "Мусеньку родную."
Рекорды популярности било танго "Спи, моё бедное сердце" (Śpij, moje serce), сохранилось оно на пластинках в исполнении лучших певцов польской эстрады. Исполнялись песни Строка и на русском языке, например, Мечислав Фогг записал "Синюю Рапсодию" ,известную также в польском варианте как "Голубая рапсодия" (Błękitna rapsodia), Хор Юранда записал танго "Два сердца", а Ежи Семёнов и Варя Ласка - "Чёрные глаза". Тема эта обширна и заслуживает отдельного рассмотрения. Где-то в этом богатсве, возможно, под другим названием, укрывается польский вариант "Голубых глаз". В фирме "Сирена Электро" танго "Голубые глаза" записано было два раза, но не авторства Оскара Строка, а Э.П. Френера со словами Й. Вильского. Красивое танго, но к нашим "Голубым глазам" оно отношения не имеет. Послушайте! Мечислав Фогг исполняет танго "Blekitne Oczy (Blue Eyes) с оркестром Генриха Варса (Сирена) Музыка Freniere - Слова Wilski ↘
По утверждению Ежи Плачкевича в польском варианте есть строка припева со словами: "Куда мне идти". В таком случае, подумал я, польский вариант "Голубых глаз" укрыт под названием танго "Куда мне идти?" (Dokąd mam iść), муз. Оскар Строк - сл. Владислав Шленгель. Танго с таким названием в июле 1938 года выпустила фирма "Сирена Электро" в исполнении Стефана Витаса.
Я обратился с вопросом к Ежи Плачкевичу, и он подвердил верность моего предположения, сообщив: "Польская запись "Куда мне идти" является вариантом танго "Голубые глаза" Петра Лещенко – это точно..." Действительно, эта запись имеется в коллекции Ежи Плачкевича и будем надеяться, что она появится в будущем на портале YouTube на богатом канале Jurek46pink. К сожалению, других следов этой записи в Сети мне не удалось найти.
Почти никто из исследователей творчества Оскара Строка, кроме Вас, Майя, не обратил внимания на то, что созданное в Варшаве в конце 30-х годов другое танго с похожим названием "Скажи, куда мне идти," использует музыкальную линию припева "Голубых Глаз" Оскара Строка. Надо отметить, что в большинстве сетевых источников автором музыки назван именно рижский композитор. Об этом еврейском танго, известным под названием "Скажи, куда мне идти (Vu ahin zol ich gein) или "Звон колоколов" (Глюкн кликн) в Сети есть множество информации, рассеянной на сотнях сайтов.
Автором танго "Скажи, куда мне идти" называют поэта-песенника Игоря Корнтайера (Igor Korntajer. Иногда его имя стречается на пластинках как S.Korntajer, S.Korn-Teuer или S.Korn-Teyer). В Польше он был известен в основном в еврейской среде, так как свои произведения создавал на идиш.Польская фирма "Сирена Электро" записала и выпустила на пластинках 8 его произведений. Мне встретилась кроме танго только одна его песня: "Мойше, ах, Мойше" (Mojsze, ah, Mojsze) Родился поэт в 1890 году. Жил и работал в Польше. В начале оккупации попал в гетто, находившееся в Варшаве, где погиб вместе со своей семьёй и тысячами соплеменников. Существуют непроверенные сведения. что И.С. Корнтайер погиб в Освенциме.
О том, что танго "Скажи, куда мне идти" было создано ещё до войны утверждает Юлия Макош (Julia Makosz), научный работник Краковского Университета, в статье "Песни Гетто". Имеются свидетельства, что песня И.С.Контайера "Ву ахин зол их геен" была популярна в Варшавском гетто. Вспоминал об этом кинорежиссер Йонас Турков (Jonas Turkow) в записках из Гетто "C´etait ainsi 1939-1943 la vie dans le ghetto de Varsovie" (стр 204). Впервые книга была издана на иврите в Буэнос Айрес в 1948 г. Некоторые исследователи автором музыки танго называют еврейского композитора Зигмунта Берланда (Zygmunt Berland). Возможно, именно он аранжировал мелодию Оскара Строка для танго Корнтайера. Но, понятно, называть композитора автором музыки нет оснований.
На многих сайтах повторяется утверждение: "Музыку для шлягера 50-х годов "Vu ahin zol ich gein" написал известный композитор - некоронованный король танго Оскар Давыдович Строк." Но интуиция подсказывает мне, что в еврейском танго строковская мелодия припева "Голубых глаз" использована была без ведома и согласия автора. Мелодия - хрустальная ваза. А наполнить её можно любым словесным содержанием. Попалась Игорю Корнтайеру польская запись "Голубых глаз", взял и сочинил на мелодию Оскара Строка стихи о трудной судьбе и чаяниях лишённого исторической родины еврейского народа. Песня родилась, вырвалась из Гетто и распространилась по миру. Но вполне возможно, что Строк до конца жизни не знал о её существовании.
Одно из лучших исполнений танго "Vi Ahin Zol Ikh Geyn" - запись сестёр Клэр(Claire) и Мерна (Merna) Бэрри(Barry)
Vi ahin zol ikh geyn?
Ver kon entfern mir? Vi ahin zol ikh geyn? Az farshlosn z'yede tir S'iz di velt groys genug
Nor far mir iz eng un kleyn Vi a blik kh'muz tsurik S'iz tsushtert yede brik Vi ahin zol ikh geyn?
Dort ahin vel aich gein In mayn land vus is fry Dort ahin vel aich gein Vi is altz fun dus nai
Aland vu yedishkait bleet Leiben veirt dort fry der yede Israel is unzer heim Der yede leibt fry in zain heim
Dort ahin vel aich gein Israel is unzer heim Der yede leibt fry in zain heim Vi ahin zol ikh geyn
Скажи мне куда я могу идти? Кто может ответить мне? Куда я могу идти? Каждая дверь закрыта для меня.
Мир достаточно велик, Но для меня он мал и тесен. Я должен возвращаться назад, Каждый мост закрыт для меня.
Куда я могу идти? Туда я должен идти, В мою страну, которая свободна, Туда я должен идти
В страну, где еврейская жизнь расцветает, Там каждый будет свободно жить. Израиль – наш дом, Где каждый живёт свободно в своём доме.
Туда я должен идти Израиль – наш дом, Где каждый живёт свободно в своём доме. Туда я должен идти.
/Подстрочник Вениамина Чернухина/
Танго это вошло в золотой фонд еврейского песенного наследия. А его истоком были неувядающие строки:
Други мои! Очень мне хочется восстановить точную хронологию истории танго "Голубые глаза". Запись в Берлине 30 года подтверждает, что русский вариант танго Оскара Строка появился до 30-го года, скорее всего в 1928 году. Потом происходит знакомство Оскара Строка с Петром Лещенко и запись в Вене на Колумбии в 1933 году. Появляются пластинки с этой записью в Лондоне, Париже, Бухаресте, Вене. Танго становится популярным и любимым. Петр Лещенко пишет песенный текст на румынском языке, исполняет в концертах и в 1933 году в Вене на Колумбии "Голубые глаза" под названием "Твои глаза меня очаровали" на румынском языке (автором слов указан Петр Лещенко) были записаны Кристианом Василе. По свидетельству Веры Лещенко, которая приводит слова самого Петра Лещенко и его хорошего друга скорняка Нямы Садогурского, румынский вариант танго был очень хорошо известен румынам еще в 1935 году. В 1938 году, не верить Ежи Плачкевичу не могу, на Сирене был записан польский вариант "Голубых глаз" в исполнении Стефана Витаса. Позже, по одним утверждениям до войны, по другим в первые годы войны, здесь в датах существует путаница, в Польше появилось танго "Скажи, куда мне идти?" на стихи узника гетто в Варшаве Игоря Корнтайера. Далее, записи Фулда, сестер Бэрри и других известных исполнителей. Я нашла запись "Голубых глаз" Константина Сокольского. Когда он записал эту песню, не знаю. Возможно, до Петра Лещенко. Не настаиваю, но возможно. Поет Константин Сокольский
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
Дорогой Пан Георгий и Оля! Признаюсь, с нетерпение ждала вашего ответа. Пан Георгий, Вы, как всегда, развеяли все сомнения. Прочла статью на одном дыхании. Сколько же интереснейших деталей, доселе мне не известных, вы осветили! И я надеюсь, что Пан Ежи опубликует вариант «Голубых глаз» в исполнении Стефана Витаса и этим поможет нам разгадать загадку рождения песни «Куда я могу идти». Может действительно из польского варианта стихов погибшего в Освенциме поэта Игоря Корнтайера на мелодию припева «Голубых глаз» Оскара Строка, родилась песня на идише? Но вот Строк так никогда и не узнал об этом, хотя был жив и здоров во времена пика популярности песни. Железный занавес, господа, железный занавес... Спасибо за клипы! Вариант Сестёр Бэрри - второй после Лео Фулда, целиком на идише, конечно, трогает душу.
1947: Wo Ahin Soll Ich Geh'n (Where can I Go), Hebrew Chant with Orchestra Bruce Campbell and Wardour Singers (Decca). C'est son plus grand succès et le record des ventes. Plus de 7,800,000 exemplaires vendus
1947: Ви аин зол их геин (Куда чтоб я пошёл. Так «по- одесски» звучит дословный перевод с идиша), Пение на иврите с оркестром Бруса Кэмпбелла и Певцами Wardour (Decca). Успех был огромен и продажа достигла рекордных 7, 8 миллионов копий.
Написали «пение на иврите», наверное имели ввиду идиш.
Это та самая запись на Decca Record , после поездки Фулда в Париж, где он якобы встретился с композитором песни (утверждают там же, в Википедии о Лео Фулде) но, конечно, он не мог встретиться в Париже с Оскаром Строком, а познакомился с каким-то еврейским певцом или артистом, пережившим Варшавское гетто, или с самим Зигмунтом Берландом, обработавшим песню для Фулда? О жизни Берланда тоже ничего не знаю. Известно, что Строк бывал во Франции, но задолго до войны, так что года не сходятся. За клип «Голубые глаза» в исполнении Кристиана Василе - благодарность Оле! Она нашла информацию в его дискографии а потом и клип. Оля, теперь наступила хоть какая-то ясность в истории песни. Если по твоему сюжету написать книгу, рассказав о судьбах всех, кто так или иначе имел отношение к созданию песни - музыки и стихов, не на одном и не на двух, а на четырёх языках (русский, румынский, идиш и английский), то в результате выйдет в свет книга в которой описаны события длиной в пол века и история эта будет не из очень весёлых, где выжили только Оскар Строк и Лео Фулд.
ИГОРЬ КОРНТАЙЕР и ПЁТР ЛЕЩЕНКО погибли от рук фанатов - убийц.
Обо всех новых, даже пусть и самых малых находках, конечно, поделимся со всеми.
Вот ещё одна интерпретация песни.
Поёт MИРИАМ МАКЕБА- Miriam Makeba, певица из Южной Африки.
Да, и еще одно: запись на Adler-Electro исполняет орк. п/у Оскара Строка с "русским припевом". А кто этот исполнитель, до сих пор остается тайной - на всех пластинках, записанных им на различных фирмах, он остался безымянным. Тайна певца ждет раскрытия... "Фред Кинг со своим оркестром" появился в аннотации к "Голубым глазам" с этикетки другой пластинки - фирмы "Ultraphon" - "Сердце матери" в исполнении этого же неизвестного солиста. Фред Кинг, я думаю, - вымышленный персонаж - коммерческий трюк фирмы "Ultraphon"
Дата: Воскресенье, 25.03.2012, 21:09 | Сообщение # 7
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
Коллекционер, может трюк не только фирмы, но и самого исполнителя. Мало ли причин у него могло быть, чтобы скрывать свое имя? Может, от налогов прятался? А может работал в таком месте, где не допускалось исполнение "упаднических песенок"? Да, вопросов больше, чем ответов. Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
Да, конечно, Ольга, такое вполне возможно. Могли быть свои причины, коммерческие или какие-то иные, у самого Оскара Строка, который стал на этикетке "Ultrаphona" Фредом Кингом.
ФРЕД КИНГ - не мифическая фигура. Таинственный руководитель оркестра и есть Фред Кинг, лн же Оскар Строк. Руководитель оркестра, но не исполнитель. Зачем Оскару Строку понадобился псевдоним? Коллекционер прав, что "могли быть свои причины, коммерческие или какие-то иные, у самого Оскара Строка, который стал на этикетке "Ultrаphona" Фредом Кингом".
Из сведений, представленных на сайте Рижской Национальной библиотеки, однозначно вытекает, что Фредъ Кингъ - это псевдоним Оскара Строка. В описании этикетки пластинки "Ультрафона" танго "Двѣ красныя губы и одинъ красный Таррагона" утверждается:
Fred King (Фредъ Кингъ) ir Oskara Stroka pseidonīms Фред Кинг (Фредъ Кингъ), псевдоним Оскара Строка
Подтверждение этому я нашёл также в описании этикеток в немецкой Википедии:
Сердце матери. Танго. муз. J. Еллена и Л. Поллака, соч. О. Строка. Фред Кинг со своим же оркестром съ русским припевом. Fred King [= Oscar Strock] - Ultraphon Berlin 14-08-1930
Твой ротъ говоритъ: "нетъ" (Музыка: В. Розена, сочиненiе О. Строка) Фредъ Кингъ съ своимъ же с-оркестромъ, съ русскимъ припевомъ. Tанго Fred King [= Oscar Strock] Ultraphon . Berlin 14-08-1930.
На сайте Юрия Берникова указывается, что Fred King это исполнитель Alexander A. Balaban. Скорее всего верно, что исполнитель Александр Балабан. Был такой певец. На сайте Культурного Центра "Дом-Музей Марины Цветаевой" о нем сказано: БАЛАБАН Александр Аркадьевич (? – 9 февраля 1950, Нью-Йорк, пох. на клад. Маунт Оливет, Лонг-Айленд, США). Артист оперы и оперетты. Пел в Париже в Русской опере А. Церетели и В. де Базиля. Первое выступление состоялось в декабре 1930 в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (Грязной). Уехал в США.
Ну, вот и найдены Георгием документальные подтверждения того, что псевдоним Фред Кинг относится не к певцу, а к руководителю оркестра. Впрочем, это было ясно с самого начала. Ведь на этикетках пластинок написано:"Фред Кинг и его оркестр", а вместо имени певца - "с пением на русском языке". Таким образом, отнесение псевдонима "Фред Кинг" к певцу является ошибкой. Что касается исполнителя, то впервые имя А.Балабана было названо ростовским коллекционером М.И.Мангушевым. Думаю, данная информация соответствует действительности, ибо М.Мангушев был лично знаком с О.Строком, который знал имя "таинственного" исполнителя его произведений.