Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 16.04.2024, 06:57

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Майя, Georgo  
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » Разные песни на одну мелодию » ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА - 3 (Продолжение темы.)
ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА - 3
GeorgoДата: Суббота, 10.03.2012, 21:26 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
"Самые интересные вопросы всегда остаются вопросами. Скрывают в себе тайну. К каждому ответу надо добавить «Быть может». Только на неинтересные вопросы можно дать окончательный ответ."

/Éric-Emmanuel Schmitt /


Спасибо, дорогие подруги Майя, Ольга и наш верный и надежный друг и консультант - Коллекционер, за многочисленные отзывы и за размещение музыкальных находок, связанных с танго Оскара Строка "Голубые глаза" и с его последующим воплощением "Скажи, куда мне идти?". За горизонтом познаваемого появляются новые загадки. Я всегда рад поделиться с форумчанами моими скудными находками. При этом к сведениям, найденным в Сети, я стараюсь подходить осторожно. В редакциях СМИ предусмотрена должность ответственного редактора. В сети каждый интернавт должен быть сам для себя ответственным редактором. Вера Георгиевна не раз призывала нас к тому, чтобы в своих сообщениях мы чаще пользовались вводными словами: "возможно, быть может, мне кажется, не исключено итп.", а при подачи тех фактов, которые не являются широко известными, старались всегда ссылаться на источники.
Совместно мы установили следующую последовательность пластиночных записей танго "Голубые глаза", родившегося в Риге, вероятно, в 1928 или 1929 г.:


- август 1930 года, Берлин, фирма "Adler Electro"
, "Голубые глаза" (Blau Augen), исполнитель, указанный в описании этикетки "Adler Electro" на сайте Ю.Берникова - мифический Фред Кинг (псевдоним), фактический исполнитель не установлен;
- 1933 год, Вена, филиал фирмы "Columbia","Голубые глаза", исполнитель ПЁТР ЛЕЩЕНКО;
- 1933 год, Вена, филиал фирмы "Columbia",танго "Твои глаза околдовали меня" ("Оchii tai m-au vrajt"), Oscar Strock - Petre Lescenco, исполнитель Кристьян Василе (Cristian Vasile), Frank Fox Tanzorchester;
- июль 1938 года, Варшава, фирма "Syrena Electro", "Dokąd mam iść?"- "Куда мне идти?" (с польским текстом Владислава Шленгеля), исполнитель Стефан Витас;
- 1940 год, Рига, фирма "Bellaccord Electro""Голубые глаза", исполнитель Константин Сокольский;
- 1941 год, США, фирма "Asch", "Vu Ahin Zol Ikh Geyn?"-"Скажи, куда мне идти?" (S. Korn-Tayer - Oscar Strock) исполнитель Menasha Oppenheim;
- 1947 год, Париж, фирма "Decca Record", "Vu Ahin Zol Ikh Geyn? - "Скажи, куда мне идти?" (с текстом на идише И. Корнтайнера), исполнитель Лео Флуд.

Сразу появляется загадка. Имя Фреда Кинга нам незнакомо. Откуда оно появилось в связи с танго "Голубые глаза"? Загадку раскрывает наш "Коллекционер" в своём сообщении: Запись на "Adler-Electro" исполняет орк. п/у Фреда Кинга с "русским припевом". А кто этот исполнитель, до сих пор остается тайной - на всех пластинках, записанных им на различных фирмах, он остался безымянным. Тайна певца ждет раскрытия... Попробую эту очень важную мысль дополнительно обосновать. Мы встречаем Фреда Кинга, как исполнителя "Голубых глаз" в описании этикетки фирмы "Adler Electro" на замечательном сайте:
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=12921&l=russian


"Немецкая фирма «Адлер» неоднократно упоминается в литературе, как одна из пионеров “пиратского дела” в России. Известно, что в 1890 фирма занималась производством музыкальных шкатулок и находилась в городе Лейпциг. Видимо, с началом “граммофонного бума” фирма перебралась в Берлин и переключилась сначала на выпуск фонографов с вертикальной записью. В 1900 году фирма фигурирует под названием “Adler Phonograph Company”, расположенной по адресу: Берлин, Ritter-Strasse 93. (...) Производство “пиратских” пластинок для Российского граммофонного рынка, очевидно, являлось её “побочным” бизнесом." - сообщает Юрий Берников на своём сайте.

В 30-х годах эта фирма выпустила на пластинках 14 русских записей. В описании этикетки "Adler Electro" с танго "Blauе Augen" (Голубые глаза) Юрий Берников с подачи своих экспертов ошибочно называет исполнителем танго Фреда Кинга, добавляя, что это псевдоним. Сразу обращаем внимание, что на самой этикетке имени Фреда Кинга нет. Встречается его имя на немецких этикетках пластинок с русскими записями фирмы "Ultraphon", но не как солиста, а как руководителя оркестра. На пластинках фирмы "Adler Electro" для тех же записей (матричный номер идентичен) вместо Фреда Кинга подан руководитель оркестра Оскар Строк. Вывод очевиден. Фред Кинг, ни как певец, ни как руководитель оркестра не существует. Такой псевдоним немцы навязали Оскару Строку на нескольких пластинках. Вот и вся тайна. Почему на этикетках появлялись псевдонимы? В случае певцов - понятно: часто они были вынуждены скрываться под псевдонимами, когда заключали договор с одной из фирм на исключительное право на записи, в студиях конкурирующих фирм могли записываться только под псевдонимом. Но почему Оскар Строк появился под псевдонимом - не совсем понятно. Достаточно присмотреться к этикеткам пластинок с русскими записями немецких фирм "Parlophon"; "Eleсtrola"; "Ultraphoh" или "Adler Eleсtro", чтобы заметить простую закономерность. Содержание этикетки всегда подаётся в следующей последовательности:
- название произведения;
- жанр, автор музыки, автор текста;
- руководитель оркестра с дополнением: "со своим оркестром", ("mit seinem Orchester" или "mit seinem Jazz Orchester"
-исполнитель укрыт в строке: "с русским пением рефрена" (mit russischem Refraingesang)
К последней строке может быть добавлено имя исполнителя, но в преобладающем большинстве случаев оно отсуствует. При записях танцевальной музыки главной информацией для пользователя тех лет были жанр произведения и исполняющий его оркестр. Вокальное исполнение при этом имело второстепенное значение. Исполнителей даже не называли певцами, а рефренистами, (словари неадекватно переводят слово рефренист, как куплетист), их имя на пластинках не всегда указывалось. Не подумали составители этикеток, что через 80 лет из-за их неряшливости, тысячи любителей старой музыки будут ломать голову над вопросом: кто исполнял "Голубые глаза в 1935 или 1936 году: Марек Белорусов (встречается запись Белоруссов или Белоусов, пс. Марк Левин или Борис Байкалов), Александр Балабан, Пётр Воронков или сам Оскар Строк, который оставил на пластинках несколько вокальных записей (н-р: "Милая, ты моё счастье" на латышском языке)? И не смогут найти определённого ответа. Некоторые знатоки утверждают, что кроме "Голубых глаз" и "Бараночек", тот же загадочный рефренист исполняет и "Сердце матери" (Моя еврейская мама) Оскара Строка в записи на пластинке "Bellaccord Eleсtro" (№ мат 3685 - № кат 3329).
Обратите внимание, что почти на многихх изданиях английского варианта танго "Скажи, куда мне идти" вместо Оскара Строка автором музыки назван Зигмунт Берланд (Sigmunt Berlanl), хотя фактически он является всего лишь аранжировщиком.
О родословной песни "Скажи, куда мне идти?" интересно рассказывает Вениамин Чернухин в статье "Откуда взялись еврейские песни?" на портале Центрального Еврейского Ресурса "Семь 40" http://www.sem40.ru/index.php?newsid=217837 С этой статьёй советую познакомиться, она добросовестно сработана Меня покорила осторожность автора в изложении фактов:
"...Мы знаем автора слов и автора музыки, но мне, к сожалению, не удалось выяснить когда точно и при каких обстоятельствах всё было написано, и я даже не знаю были ли они [Игорь Корнтайер и Оскар Строк] знакомы друг с другом.(...) Время создания – конец тридцатых – начало сороковых годов прошлого столетия.(...) Автором текста был Игорь Корнтайер, поэт, переводчик, драматург, актёр, родившийся в 1890 году. Жил и работал в Польше, в Лодзи и в Варшаве, языком, на котором он создавал свои произведения, был идиш. Был человеком достаточно известным среди любителей и работников театра. Погиб в 1942 году в Освенциме по одним данным и в Варшавском гетто по другим." Трудно с этим не согласиться. Но сомневаюсь, был ли поэт Корнтайер в Польше достаточно известным. Нет его имени в польских театральных энциклопедиях и биографических словарях. Остаётся почти совсем неизвестным его творчество. Причина очевидна: творил на идише, поэтому был известным только в еврейской среде.
О композиторе Оскаре Строке написаны книга (автор - Анисим Гиммерверт) и сотни статей. Казалось бы здесь нет места на предположения. И автор статьи биографию Строка знает досконально. Где в другом месте мы можем найти такие подробности: "При рождении он получил имя Лейб, встречается также упоминание, что его звали Ошер, скорее всего он получил оба имени, как это было принято у евреев."?
Я обратил внимание, что имя и фамилию композитора в разных источниках записывают латинницей по-разному: Oskar Strok; Oscar Strok; Oskar Strock; Oscar Strock; Oskars Stroks. Все эти формы допустимы, отмечу только, что форму "Oscar Strock" используют 60% интернавтов. Форма "Oskars Stroks" малоупотребительна и встречается, в основном, на родине композитора.
Но в отношении авторства музыки песни "Скажи, куда мне идти" Вениамин Чернухин неизбежно обречён на домыслы. Ибо он рассуждает логически: если Строк является автором музыки еврейского танго, значит к нему должны были каким-то образом попасть стихи Кортнайера, на которые композитор музыку написал. Каждый из нас может так подумать, такова сила иллюзии. И автор однозначно утверждает, что музыку на варшавские стихи написал Оскар Строк. Сразу за этим должны возникнуть вопросы, на которые нет ответа. Где и когда написал? Как могли попасть к нему стихи? Каждая неверная предпосылка создаёт поле для домыслов. Поэтому автор пишет: "«Ву ахин зол их гейн» ставит всё на свои места. И выбор автора текста и тематика самого текста и сама мелодия явно обнажают корни композитора. Какой русский композитор стал бы писать музыку к таким словам ? (...) Разумеется, ни исполнять, ни пропагандировать он её не мог, за это он бы мгновенно схлопотал несколько лет заключения, если не кое-что посерьёзнее..."А если бы автор задал себе вопрос: ведь, может быть, что Оскар Строк не писал музыку на слова Игоря Корнтайнера, и не был знаком ни с поэтом, ни его стихами, то мог бы понять, что "ларчик просто открывался": поэт, возможно, сочинил стихи на одну из известных ему мелодий композитора? Рассуждая таким образом автор добрался бы в конце концов к танго Строка "Голубые глаза", как первоисточнику музыки еврейского танго. В начале войны это танго звучало в Гетто. Сохранились свидетельства. Было ему где звучать. Руфь Саковская в книге о варшавском Гетто «Люди в закрытом районе» перечислила названия более двух десятков театриков и кабаре в Гетто за период 1940-1942.) Заинтересовало меня, почему некоторые источники называют композитора Зигмунта Берланда автором еврейского танго? Я раньше руководствовался следующим предположением: посколько и Корнтайер и Берланд были вместе в Гетто, где композитор руководил своим оркестром в Melody Palace, то вполне возможно, что мог бы он аранжировать танго "Скажи, куда мне идти?" для своего оркестра. Предположения, базирующиеся на столь шатких основаниях, часто бывают ошибочными. Другое предположение могло бы показаться нам ещё менее вероятным: Зигмунт Берланд пережил гибель Варшавского Гетто, после войны эмигрировал в Париж, где был тем "неизвестным автором", который передал ноты еврейского танго Лео Фулду. Возможно ли это? Да, вполне возможно. На одном из южноамериканских сайтов я встретил интересную строку:
"Зигмунт Берланд - популярный музыкант Варшавского Гетто - прибыл в Париж около 1946 года." В Париже Зигмунт Берланд стал называться Sigmunt Berland он руководил оркестром в клубе “Хабиби” (Habibi Club) на 5 Rue de Metz. О том, что он был знаком с Лео Фулдом свидетельствуют совместно созданные песни. И поэтому это предположение мне кажется вполне допустимым.
Майя, Вам браво, Вы первая разгадали эту загадку, сообщая о записи Фулда: Это та самая запись на "Decca Record" , после поездки Фулда в Париж, где он якобы встретился с композитором песни (...) но, конечно, он не мог встретиться в Париже с Оскаром Строком, а познакомился с каким-то еврейским певцом или артистом, пережившим Варшавское гетто, или с самим Зигмунтом Берландом, обработавшим песню для Фулда...
В статью другого автора - Александра Носкова под названием "Скажи, куда мне идти" из киевской газеты «Еврейский Обозреватель» 2003 г. я не советую заглядывать. Приведу только одну из многочисленных "изюминок": "...Дело в том, что музыку для "Vu ahin zol ich gein" написал известный композитор - некоронованный король танго Оскар Давыдович Строк. Создавая свое произведение, он прекрасно осознавал, на чьи стихи он писал музыку. Автором текста был известный еврейский поэт И.С.Корнтайер.Там в варшавском Гетто он и написал свои стихи." Оскар Строк создавал свое танго уже в послевоенные годы (февраль 1951 года) вскоре после образования государства Израиль..."
Комментарии излишни. Поразительная "точность" - февраль 1951. А вот певец Лео Фулд ухитрился не только влючить несозданное ещё танго в свой репертуар, да ещё записал его на пластинки в 1947 г, получается, что за 4 года до его "создания". Танго с удивительной судьбой "Голубые глаза" и его еврейское воплощение "Скажи, куда мне идти?" после войны многократно записывалось на пластинки. Перечисление всех исполнителей заняло бы много места.


Проходят годы, но "Голубые глаза" продолжают звучать и покорять сердца людей, "страсть и нежность тая".
 
КоллекционерДата: Понедельник, 12.03.2012, 11:40 | Сообщение # 2
Капельмейстер
Группа: Модераторы
Сообщений: 179
Статус: Offline
Георгий, хотелось бы поделиться и своими соображениями.
На пластинке "Голубые глаза" "Adler-Electro" написано: "Oscar Stock mit seinem Jazz-Orchester (mit refraingesang)". В аннотации к пластинке в строке "Artist"написано: "Фред Кинг (псевдоним)".
Но аннотация на сайте написана тем, кто выставил эту пластинку. Однако, данные не с этой пластинки. Коллекционер имеет другую пластинку в исполнении этого же солиста на фирме "Ultraphon" - "Сердце матери".
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=16316
Как видим, на этикетке надпись на русском языке: "Фред Кинг со своим джас-оркестром и русским припевом".
А теперь посмотрим пластинку "Сердце матери" на фирме "Adler-Electro".
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=15452
На этикетке надпись: "Oscar Stock mit seinem Jazz-Orchester (mit refraingesang)".
А запись, между тем, одна и та же! Одинаковы и матричные номера.
Скорее всего, появление на этикетке пластинки фирмы "Ultraphon" "оркестра Фреда Кинга" обусловлено какими-то коммерческими причинами.
Теперь об О.Строке. По надписи "Oscar Stock mit seinem Jazz-Orchester (mit refraingesang)", в принципе, можно понять так, что здесь поет О.Строк. (На эту тему и сейчас еще продолжаются споры среди коллекционеров). Но О.Строк певческого голоса не имел. А кроме того, я слышал голос композитора, рассказывавшего историю создания танго "Черные глаза", что не оставляет ни малейших сомнений в том, что Строк не может быть этим солистом.
И посмотрим этикетку пластинки "Черные глаза" оркестра Марека Вебера.
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=5002
Здесь аналогичная надпись:
"Marek Weber und Seinem Orchester mit russische Refraingesang"
Так что о солистах, скрывшихся за строчкой "russische Refraingesang" еще предстоит отыскать информацию...


Сообщение отредактировал Коллекционер - Понедельник, 12.03.2012, 11:43
 
Olga777Дата: Воскресенье, 25.03.2012, 18:10 | Сообщение # 3
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
Приведу этикетки и записи, о которых пишет Коллекционер

















Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » Разные песни на одну мелодию » ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА - 3 (Продолжение темы.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz