Об этой художнице можно написать роман и ни одна строчка в книге ни на секунду не покажется скучной. Она прожила необыкновенную жизнь и оставила яркий след в истории живописи, но не только среди женщин- её коллег по профессии, а как ХУДОЖНИК. Многие пытались ей подражать, но никому из них не удалось достигнуть той бьющей через край удивительной гармонии между формой, чувственностью и красками.
Пoльская художница Тамара де Лемпика (Tamara de Lempicka) родилась в Варшаве 16 мая 1898 г. Её настоящее имя - Мария Гурвич - Горски. Родители Тамары, Борис и Мальвина Горские принадлежали к сословию богатых буржуа - социалистов. Отец, Борис Горский (Гурвич) был адвокатом, а мать просто происходила из очень богатой семьи. Горские приучали детей к роскоши - жизни, которую, как считала Тамара де Лемпика, она заслуживает. Впервые, в 12 лет, Тамара соприкоснулась с искусством, когда её мать заказала известному художнику портрет дочери. Сильный и доминирующий характер девочки мешал ей усидеть на месте для позирования . Когда портрет был готов она возненавидела увиденное и в доказательство того, что может сделать лучше, чем сам художник, усадила позиривать свою младшую сестру Адрианну и попыталась написатьеё портрет.
Результат настолько понравился самой Тамаре, что явился началом её любви к искусству, длившуюся всю жизнь. Нужно заметить что Тамара была ещё и прекрасной актрисой. Не желая больше посещать школу, она притворилась больной и это сработало. Вместо надоедливой и нудной школы, бабушка повезла её в Италию, после чего Тамара уже знала чего хочет и что жизнь её - в искусстве. После смерти отца, Тамара была не в ладах с матерью по причине того, что та вторично вышла замуж. Тамара переехала жить к своей богатой тётке в Санкт Петербург. Уже оттуда она иногда приезжала в Варшаву, где и встретила своего будущего мужа адвоката Тадеуша Лемпики.
В 1916 г они поженились и её дядя – миллионер позботился о приданном. Тамаре было 17 лет. Чета де Лемпики поселилась в Санкт Петербурге. В декабре 1918 года, в самом разгаре революции, Тадеуш был арестован ЧК. Тамаре удалось выбраться в Копенгаген и, пустив в ход чары своей яркой красоты, спасти мужа от смерти. Злые языки утверждают, что она переспала со всеми работниками Шведского консульства. Правда это, или нет - не имеет значения. Чары сделали своё дело и мужа освободили. Тамара и Тадеуш покинули Россию и поселились В Париже.
Жизнь была далека от роскошной. Чета занимала маленькую комнатку в дешёвом отеле, Тадеуш не мог найти работу. Ко всему, он любил женщин... В это время Тамара забеременела и к моменту рождения дочери Козетты, ей пришлось продать свои ювелирные украшения для поддержания семьи. Желая возродить стиль жизни, к которому привыкла, она вновь обращается к искусству и начинает писать уже профессионально. Именно этот вариант угоден «добропорядочным» поклонникам её таланта, (если такие существуют) а вот «недобропорядочные» называют её «Сафо в живописи». Тамара была би-сексуальной, обожала женщин и её лучшие работы «воспели» именно красоту женского тела.
Ещё в юности Тамара брала уроки живописи в Париже и посещала Académie de la Grande Chaumière, где училась в классе вместе с Марисом Денисом (Maurice Denis) и позже с Андре Лотом (André Lhote), французским художником и скульптором - кубистом, чьё влияние можно увидеть в её работах – чистый Арт Деко. Кубизм в живописи стал развиваться ещё в 1900-х годах в ассоциации с пабло Пикассо и Жоржем Брак (Georges Braque.) Искусство кубизма было обозначено умением художника уловить главную суть объекта, показывая его в разных ракрусах одновременно. Лот Научил Лемпика, как, сохраняя коммерческую привлекательность, оставлять формы объекта нетронутыми. Вскоре Тамара де Лемпика становится одним из лучших портретистов Парижа.
И вот в Париже Тамара начала писать и впервые выставлять свои работы. До самого 1925 года, она скрывает свою личность и представляет свои работы как художник- мужчина, подписывая своё имя в мужском роде. В 1925, в Милане состоялась её персональная выставка. Её работы, конечно, были выполнены в стиле Арт Деко и ассоциировались с Парижем. Она пишет несколко портретов представителей высшего класса, а так же, многочисленные рисунки с обнажённой натуры, востребованные интенсивно заряженными эротизмом, настроениями тех дней.
Тамара де Лемпика была амбициозной и настойчивой в достижении успеха. Она неустанно стремилась стать частью элиты. В 1935 г её успех достиг эпогея и, хотя в результате, замужество с Тадеушем Лемпики развалилось, она вскоре выходит замуж за венгерского барона Куффнера (Kuffner). Как уже отметила, большинство работ Тамары де Лемпика составляли портреты и рисунки с обнажённых натур. В списке её картин очень мало натюрмортов, городских пейзажей или абстрактных композиций. К 1935 году её полотна становятся всё более декоративными и теряют свою былую интенсивность и беззастенчивую привлекательность.
К этому времени Лемпика и барон Куффнер эмигрирует в США и поселяются в Беверли Хиллс. Хотя Тамара де Лемпика становится одной из самых популярных художников в Голливуде, её искусство теряет свою убедительность.
До 1943 года Тамара де Лемпика с Куффнером прожили в Нью-Йорке. После окончания Второй Мировой Войны она несколько раз возвращалась в Париж, а в 1962 г, после смерти мужа, поселилась в Хьюстоне, штат Тэхас. Этот период отмечен её обстрактными работами, не принесшими успеха. В 1978 г переехала в Куэмавка (Cuemavca) Мексика, где 18 марта, 1980 г, Тамара Де Лемпика скончалась.