Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 04.12.2016, 15:16

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » Музыкальные истории » Ещё одна правда о рождении вальса "Синий платочек" (Размышления над эссе Михаила Володина. Правда - 3)
Ещё одна правда о рождении вальса "Синий платочек"
GeorgoДата: Среда, 12.02.2014, 22:31 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
Правда и мифы об истории
"Синего платочка"
в статье Михаила Володина


Цитирую Сиринго:Очень убедительно написан материал, но мне статья Льва Сидоровского о "Синем платочке" показалась аргументированнее. И я не знаю теперь, где должна быть мемориальная доска этой песне. Сидоровский со слов композитора называет гостиницу "Москва".

― Не только Вы, Людмила, но очень многие, (в том числе и автор этой интересной статьи - Михаил Володин) не знают, где конкретно родилась песня Ежи Петерсбурского "Синий платочек".
Может, в оккупированном Красной Армией  Белостоке, как утверждает автор самого первого польского и русского текста "Синего платочка" и его первый исполнитель Станислав Ляудан. Или в минской гостинице "Белорусь", где по мнению Володина должна быть установлена памятная таблица. Есть еще версия киевских журналистов Шеметы и Железного, что песня родилась во время гастролей в Днепропетровске.  Не исключенно, что прав Лев Сидоровский,  и песня,  действительно, появилась на свет в апартаментах столичной гостиницы "Москва"?  Конечно, кто-то один из них прав. Но кто?


Все эти истории только мифы, аргументов у их создателей маловато. Хорошо бы докопаться до истины, но пока ее отсутствие не мешает всем нам восхищаться прекрасной мелодией вальса. Некоторые "знатоки" называют эту мелодию простенькой, банальной импровизацией, песней, получившей известность только благодаря  исполнительскому таланту Клавдии Шульженко. Сам же композитор Ежи Петерсбурский сразу понял, что удалось ему создать шедевр, которому суждена долгая жизнь в одном ряду с такими его шлягерами, как танго "То последнее воскресенье", "Уж никогда" , "Ты и моя гитара" или "Танго милонга".
Простите, но признаюсь, что сам люблю слушать не идеологизированный новодел "Синего платочка" Михаила Максимова, а тот первоначальный вариант песни на слова Якова Галицкого, известный  нам по записям Юрьевой, Юровской, Руслановой и Козина. Нет в нём пулемётной трескотни, заглушающей поэзию.
Песня согревает душу, как лучи солнца, проникающие сквозь первую зелень весенней листвы.
Задушевная песня, светлая...


Статья Михаила Володина написана живым языком. Она привлекла меня тем, что обращает внимание на факты, которые до сих пор встречались в СМИ очень редко или совсем не встречались… Полагаю, что представленная в статье для прослушивания запись "Синего платочка" в исполнении Стэнли Ляудана появилась в Сети впервые. Автор своей заметкой вдохновляет на  поиски.

И все же добавлю  несколько своих критических замечаний.

Читаем у Володина:

― Из беженцев был сформирован Государственный джаз-оркестр БССР. Руководителем его был назначен композитор Ежи Петерсбурский.

Начинаю копаться в источниках. Среди руководителей Первого Государственного Джаза БССР были до Эдди Рознера музыканты Зигмунт Карасинский, а также Ежи Бельзацкий. А Ежи Петерсбурский?  Единственное упоминание о том, что композитор имел отношение к этому оркестру - это заметка в "Советской Белоруссии»  от 30 декабря 1939 года:"Управление по делам искусств при СНК БССР создало республиканский джаз-оркестр в составе из 25 человек. В числе участников джаза — композиторы Надель, Петербургский и другие. Коллектив работает в Белостоке и готовит специальный репертуар к декаде белорусского искусства (в Москве)".
По свидетельству бывшего художественного руководителя Белостоцкого Театра миниатюр Казимежа Круковского ("С Мельпоменой на эмиграции", 1987),  Ежи Петерсбурский в начале 1940 года  в качестве пианиста гастролировал с Театром миниатюр по городам Белоруссии (Гродно, Лида, Барановичи, Новогрудэк, Брест, Пинск, Тунец, Волковыск и Минск) в течение шести недель. После возвращения в Белосток и расформирования Театра миниатюр Петерсбурский перебрался во Львов и присоединился к оркестру своего кузена Генриха Гольда. Противоречат этому утверждению мемуары Станислава Ляудана ("Белая полицейская дубинка" 1957). Он писал, что совместную работу кузены начали в Белостоке.

― К моменту появления в Минске он успел прославиться двумя танго — «О, донна Клара» и «Утомленное солнце»...

Два танго - слишком мало для международного признания. Только в довоенных каталогах пластинок  фирмы "Сирена Рекорд" можно найти более 250 названий популярных произведений композитора.

― Апрельским вечером 1940 года в своем гостиничном номере композитор сочинил мелодию, которой предстояло стать самой популярной песней своего времени. Через два месяца Петерсбурский сыграл ее на концерте «Голубого джаза» в московском саду «Эрмитаж»...

Никто из исследователей не писал так подробно о времени и месте рождения песни. Жаль, что эта информация ничем не аргументирована.

― Существует около сотни текстов к вальсу Ежи Петерcбурского — «тыловой», «лагерный», «беспризорный»…

Завидую Володину. Я тщательно просеял И-нет в поисках разных текстов и нашёл всего около десятка различных вариантов "Синего платочка".

― ...в Москве 29 октября 1975 года (...) в концертном зале «Россия» выступала английская поп-группа «Доули Фэмили». В конце второго отделения на сцену вышел немолодой уже импресарио Стэнли Ляудан и объявил: «А сейчас я спою вам песню, которую сочинил 35 лет назад и которую наверняка все вы знаете».  И запел... "Синий платочек".

Эта информация находит косвенное подтверждение в комментарии Виктора к статье Михаила Володина. Только речь идёт не о концерте в Москве,  а в Ленинграде:
"Виктор 26/05/2013
Спасибо, Михаил за информацию! Я был на концерте этой Первой британской группы в 1975 году! Но слушал я их в Ленинграде. Пели они и попурри из песен Beatles. И пластинка сохранилась! Действительно, в конце выступления, на сцену вышел Стенли Лауден и на приличном русском спел эту песню! Только после объявления песни он добавил: «Эту песню Мы сочинили Вместе с Ежи, сидя вечером в комнате. Он напел мне первую часть куплета, а я закончил его!». Таковы были его слова, и они хорошо всем запомнились! И эффект этого заявления в зале был очень впечатляющим. К сожалению, не помню, как он уточнял при этом Время и Место создания мелодии! Но это Авторство врезалось в память! Лет 7 назад, на каком-то музыкальном форуме (кто-то интересовался авторством мелодии, я делился этой информацией с того концерта!
С Уважением, Виктор".

Как видим, минская гостиница, как и всякая другая, как место рождения песни, отпадает. Если верить Ляудану (Станислав Ляудан - так поляки произносят имя первого исполнителя "Синего Платочка),  песня родилась зимой в 39-40-м годах  в Белостоке на квартире одного из местных музыкантов, гостями которого были Ежи Петерсбурский, Генрих Гольд и Станислав Ляудан.


―  Стэнли Ляудан был известным авантюристом. (...) Многие считали, что он сотрудничал с КГБ, и мало кто знал о его прошлом.

Сведения о певце, приведенные в статье, довольно интересны, но  не следовало бы повторять непроверенные предположения о сотрудничестве с организацией  сомнительной репутации. Ведь в Лондоне живут дети и внуки Ляудана, зачем же безосновательно марать память о певце.

― Попав в сталинские лагеря и бежав оттуда, Станислав Ляндау записался добровольцем в армию генерала Андерса...

Автор "слышал звон...".  Осенью 39-го года,  благодаря своей смелости и находчивости,  Ляудану удалось бежать из гитлеровского лагеря военнопленных под Краковом. Сталинские лагеря, к счастью, ему тоже удалось миновать.

― Ежи Петерсбурский вернулся в Варшаву лишь в 1967 году. Во времена «Солидарности» его музыку почти не исполняли. Причиной был все тот же «Синий платочек».

...Ах, вот как?! Всё это - глупая и нелепая выдумка, родившаяся в голове какого-то "homo sovieticus" и перекочевавшая  в статью. Как раз в 1967 году друг Ежи Петерсбурского поэт-песенник Артур Тур специально для певицы Сильвии Клейдыш написал польский текст "Небеской хустэчки", песня  звучала по радио и очень скоро стала популярной  во всей стране. Часто передавали по радио и другие популярные произведения композитора. Об этом я знаю по собственному опыту. В этом каждый из нас может убедиться, прослушивая доступные в Сети архивные музыкальные передачи Польского Радио времён "Солидарности".  Добавлю, что песня навсегда связала композитора и певицу.  А свидетелем  при бракосочетании Ежи и Сильвии был Артур Тур.

Замечательный заключительный аккорд истории "Синего платочка".
Несмотря на мелкие огрехи, статья Михаила Володина заслуживает пристального внимания.
 
SiringoДата: Четверг, 13.02.2014, 17:53 | Сообщение # 2
Аранжировщик
Группа: Друзья
Сообщений: 124
Статус: Offline
Пан Георгий, может, в Польше сочинили про носовой платочек с польским текстом, потом в Минске на мелодию придумали русский текст, а потом в Москве застрочил пулеметчик. Фантазирую.
Спасибо, я счастлива, что я на вашем сайте имею возможность у вас учиться, с Вами общаться, Людмила
 
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » Музыкальные истории » Ещё одна правда о рождении вальса "Синий платочек" (Размышления над эссе Михаила Володина. Правда - 3)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz