Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 08:40

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Лещенко Петр Константинович » Документы. Свидетельства о жизни Петра Лещенко » ЛЕГЕНДАРНАЯ БАТАРЕЯ (О героической судьбе родственника Петра Лещенко)
ЛЕГЕНДАРНАЯ БАТАРЕЯ
GeorgoДата: Воскресенье, 01.07.2012, 13:15 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
Крымская правда, 4 ноября 2009.
http://www.kp.crimea.ua/newspapers/archive/2009/11/04


Наталия Пупкова

ЛЕГЕНДАРНАЯ БАТАРЕЯ

Свой первый залп по фашистам она сделала в день, когда с парада на Красной площади в Москве солдаты уходили на фронт. Здесь, в Севастополе, уже был свой фронт, трудовой и боевой: началась героическая оборона города. Последний взрыв прозвучал на батарее 2 июля 1942 года - она перестала существовать, командованием обороны незадолго до этого решено было оставить город-герой. Но часть личного состава ещё несколько дней из последних сил продолжала сопротивляться врагу вместе с десятками тысяч солдат и моряков, оставшихся на последних метрах Херсонеса. После войны знаменитую 35-ю Береговую батарею не восстановили, сегодня на её месте патриоты Севастополя создают мемориальный комплекс.


Фото с сайта www.35batery.ru
На фото: Алексей Лещенко у орудий батареи: ещё цела 35-я Береговая, ещё жив комбат.


Память о войне
Здесь порой находят смертоносные "подарки" войны и останки защитников батареи, города, редкие солдатские медальоны, награды - то, что можно найти под искорёженными многотонными глыбами и что не успели растащить не отягощённые памятью и честью гробокопатели.
В прошлом году, как сообщается на сайте мемориала, в подземном госпитале нашли останки воина и заполненный (редкая удача) смертный медальон. Погибшим оказался Яков Гашенко, призванный из Каховки. Весной его сын Николай наконец смог положить цветы к месту гибели отца, долгое время числившимся то пропавшим без вести, то погибшим под Сталинградом. А этим летом нашли орден "Знак Почёта". По номеру выяснили: принадлежала награда начальнику Севастопольского горотдела милиции Василию Бузину. Милиционер был смертельно ранен в одном из боёв в начале июля на мысе Херсонес, теперь точно известно, что рядом с батареей.
Здесь устраивают часы памяти, один из последних прошёл
30 октября, в день начала Севастопольской обороны, - концерт-реквием выстоявшим и победившим. Здесь чувствуешь мощь и героизм прошлого, а на одной из стен - фотографии тех, кто отдал жизнь за Родину, город и флот. Ещё, конечно, не всех: в базе пантеона славы пока чуть более восьмисот пятидесяти фамилий. Но севастопольцы из учреждения объединения граждан "35-я Береговая батарея" продолжают поиск и ждут откликов от родных тех, кто защищал Севастополь в 1941-42 годах. По словам Татьяны Уманской, председателя правления объединения, пантеон будет в виде расколотой орудийной башни, внутри купола проецируются фамилии - "в идеале всех восьмидесяти тысяч последних защитников Севастополя". Рядом появится некрополь с останками, найденными при строительстве мемориала. Молиться за защитников города независимо от того, погибли они или выжили, будут в возводимом храме во имя Архистратига Михаила. Блиндажи, кубрики, каюта командира, кают-компания, где 30 июня 1942 года проходил последний военный совет Севастопольского оборонительного района (СОР), разрушенные орудийные колодцы, подземные коридоры (потерны), через которые летом 42-го вывели решивших эвакуироваться руководителей Севастопольской обороны и в которых остались тысячи раненых защитников. Всё, что сохранилось и можно показать, войдёт в четыре экскурсионных маршрута. Уже работают два, и, несмотря на проводимые строительные работы, желающих пройти по героическим и трагическим дорогам - тысячи. Над израненной батареей развеваются два стяга - алое Знамя Победы и гвардейское знамя Военно-Морского флота. Звание "Гвардейская" 35-й Береговой батарее присвоили 18 июня 42-го. У входа - огромный камень-памятник, словно из песни "Заветный камень", что взял с собой израненный матрос, покидавший Севастополь и завещавший тем, кто первым вернётся в любимую бухту, положить памятный кусочек гранита на родном утёсе.
Последний комбат
Наверное, комочки каменистой земли, которую защищали, но вынуждены были временно оставить, брали с собой многие патриоты в годы войны. Взял свой камень с погибшей батареи и её командир. Сын комбата уверен: песня написана именно об этом случае. Герой Севастопольской обороны Алексей Лещенко прошёл нелёгкими дорогами войны, вернулся в Севастополь освободителем и 11 мая 44-го положил заветный камень, что носил с собой два года, на землю у родной батареи. Валерий Лещенко - сын командира легендарной 35-й батареи - киевлянин, но и в Севастополе бывает нередко. Улыбаясь, рассказывает, как побывал впервые - за два месяца до рождения.
- Отец командовал 18-м дивизионом, освобождавшим Севастополь, - рассказывает Валерий Алексеевич. - Девятое мая считается датой освобождения города, но бои на Херсонесе шли ещё несколько дней. Однако никакая опасность не могла удержать отца, рвущегося к родной батарее. Они с мамой - Людмилой Александровной - приехали туда. Мама у меня тоже герой - выпускница Феодосийского медтехникума, участница Керченско-Феодосийского десанта, главстаршина Черноморского флота. Она рассказывала, что первый раз тогда на руинах Севастополя, батареи увидела слёзы на глазах отца.
Тридцать пятая береговая батарея была родной для Алексея Яковлевича. Он был на ней по сути с первых дней существования фортификационного сооружения.
- Батарею заложили на Херсонесе ещё в 1913 году, - рассказывает сын комбата. - Но достроили лишь в 1929-м. В том же году после окончания учебного отряда артиллерийских старшин попал на батарею и отец, сначала был командиром орудия, потом остался на сверхсрочную - служил старшиной башни, получив первое офицерское звание, стал уже командиром башни.

В 1937-м отца убрали с флота, даже должны были возбудить дело, а всё из-за того, что сосед по кубрику написал в НКВД: родственник командира башни - певец Пётр Лещенко, живущий за границей, а в блокноте офицер хранит фотографию белогвардейца. Хотя папа и не скрывал, что певец - его двоюродный дядя, но связь с ним не поддерживал, а "белогвардеец" - мой дед Яков, во время Первой мировой - пулемётчик в корпусе Брусилова, награждённый двумя Георгиевскими крестами. Дело дошло до Москвы, неожиданно вмешался Сталин, любивший песни Петра Лещенко. Говорят, Иосиф Виссарионович сказал: "Хорошо певец поёт, за что должен страдать человек?". Отца вернули на флот, через год он стал командиром батареи.

В бой батарея вступила 7 ноября 1941 года, ударив по частям германской пехотной дивизии, наступавшей со стороны нынешней железнодорожной станции Мекензиевы горы. В сводке за 9 ноября уже значилось, что батарея Лещенко подавила три миномётные и одну зенитную батареи фашистов. В последние дни обороны на 35-й батарее развернули командные пункты СОР и Приморской армии. 30 июня с радиоцентра батареи командующий СОР вице-адмирал Октябрьский отправил в наркомат ВМФ донесение о невозможности дальнейшего удержания Севастополя и просьбой об эвакуации командного состава. Прикрывать отходящие части и эвакуацию должна была батарея, в арсенале которой оставалось лишь три фугасных, семь броневых, шесть шрапнельных снарядов, сорок снарядов для практических стрельб.
- Отец, - говорит Валерий Лещенко, - вспоминал: докладывал командующему, что задача будет выполнена, а сам думал: "Чем отбивать атаки танков, чем гасить огонь вражеских батарей? Одна надежда на матросов, старшин и командиров. В любой обстановке они не растеряются, и если придётся погибать, то погибнут как герои". Фугасные и бронебойные снаряды израсходовали уже утром 1 июля, уничтожая вражескую батарею в Сухарной балке. Практическими, то есть пустыми болванками, стреляли по немецким танкам: командир
18-й батареи Николай Дмитриев попросил отогнать танки, идущие на его батарею. Один танк от попадания болванки весом в полтонны развалился, остальные - отвернули. К вечеру фашисты начали наступление на батарею, но, как вспоминал отец, это была скорее психологическая атака: гитлеровцы шли с оружием, в касках, но почему-то в трусах, может, были пьяные. А на батарее оставалось лишь шесть шрапнельных снарядов. Отец сам встал к штурвалу орудия, навёл его в скопление врагов. Каждый выстрел стоил фашистам сотен солдат, а таких выстрелов было шесть.
С последним выстрелом очнулась и артиллерия фашистов, вражеский снаряд попал в башню батареи. Раненый комбат очнулся в санчасти. А за час до полуночи Лещенко доложили, что фашисты прорвали оборону батареи.
- Нельзя было допустить, чтобы орудия достались фашистам, - продолжает сын комбата. - Защитники приняли тяжёлое решение - взорвать батарею. Командовали подрывниками старший сержант Алексей Побыванец, старшина Борис Мельник и старшина Михаил Власов. В два часа ночи мощные взрывы разрушили батарею. "Мне и сейчас тяжело думать о том, что 35-я батарея не существует. Приказ на уничтожение стоил громадного нервного напряжения и даже, не стесняюсь сказать, слёз", - так отец напишет через годы. Прикрывала отход личного состава группа Ивана Лысенко, ночью 3 июля её выжившие бойцы вплавь добрались до катеров, доставивших их в Новороссийск. Многие воины батареи не смогли эвакуироваться и сопротивлялись до последнего. Отца, раненного и контуженного, потерявшего сознание, донесли до берега Побыванец и Мельник. У пирса творилось безумие - эвакуироваться было невозможно. Вдруг заметили катер - "морской охотник". Ему просигналили, что на берегу находится командующий флотом - катер подошёл, отца буквально забросили на борт.
Так небольшим обманом бойцы батареи спасли командира, а он в бреду повторял: "Камень. Не выбрасывайте камень". Он взял его с собой в память о батарее, чтобы вернуться к ней с Победой. Будучи героем обороны, Алексей Лещенко так и не стал Героем Советского Союза (хотя, говорят, представляли), и на его кителе 9 мая 44-го были лишь одна медаль и один орден - награды за оборону Севастополя он получил одним из последних.
- Просто отец не лебезил перед начальством, - говорит Валерий Лещенко. - И руки не подавал тем, кто летом 42-го эвакуировался, бросив последних защитников города на растерзание врагам, за это и вычеркнули его фамилию из списка на награду. И после войны для отца главным являлась честь - уже демобилизовавшись, работал в Киеве начальником районного жилищного управления, выбивал квартиры другим, а сам с семьёй жил в сырой коммуналке, рядом со входом в общественный туалет.
Комбата Алексея Лещенко не стало почти сорок лет назад. Похоронили его в Киеве, но в Севастополе, который он помнил и любил до конца дней, есть улица его имени, и музей его батареи, создаваемый народными усилиями, будет готов уже через два года. Достойное место в нём займут воспоминания комбата - в них тяжёлая и настоящая правда о войне, о батарее. Часть воспоминаний Валерий Алексеевич передал городу-герою. Сын комбата благодарен тем, кто не забывает в Севастополе отца и его боевых товарищей, сражавшихся и павших за Родину, город и флот на легендарной 35-й Береговой батарее.
 
Olga777Дата: Среда, 04.07.2012, 02:15 | Сообщение # 2
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
"...неожиданно вмешался Сталин, любивший песни Петра Лещенко".

Да, так любил, что угробил хорошего человека, а вот песни живут, не удалось ему в одиночку их слушать. Вот поражают меня подобные умозаключения о "добреньком Сталине", о том, что не Сталин, а система и его подручные убивали, сажали, обирали, а Сталин и не знал об этом. А кто систему такую создал, кто окружил себя такими палачами.
Нет, не могу понять, как в наше время, когда уже так много известно о деяниях Сталина и иже с ним, делать подобные заявления о "добром вожде"!


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
МайяДата: Среда, 04.07.2012, 05:30 | Сообщение # 3
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
Если учесть, что фамилия матери певца Петра Лещенко, была ЛещенКОВА, то славный командир Алексей Лещенко не мог приходиться двоюродным племянником Петру Константиновичу Лещенко, если, конечно, с рождением Петра, предвидя будущую славу певца, вся семья со стороны мамы Петра Лещенко (имя отца неизвестно), ЛещенКОВОЙ Марии Калиновны, включая всех её двоюродных братьев и сестёр), поменяли фамилию на ЛещенКО!

Дело дошло до Москвы, неожиданно вмешался Сталин, любивший песни Петра Лещенко. Говорят, Иосиф Виссарионович сказал: "Хорошо певец поёт, за что должен страдать человек»

Оля! Рыдаю от умиления...

 
GeorgoДата: Пятница, 06.07.2012, 00:56 | Сообщение # 4
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline

<<Если учесть, что фамилия матери певца Петра Лещенко, была ЛещенКОВА, то славный командир Алексей Лещенко не мог приходиться двоюродным племянником Петру Константиновичу Лещенко.>>



Дорогая Майя.
Очень вероятно, что Вы правы в своих предположениях, но не потому, что фамилия Марии Лещенко была Лещенкова. Нет, не была. Если бы была, то наш сайт был бы посвящён судьбе и творчеству Петра Константиновича Лещенкова, а не Лещенко. Ибо Мария Калиновна дала сыну свою девичью фамилию. Откуда в документе появилась форма: "Лещенкова"? Ларчик просто открывается: из-за прихоти чиновника, оформляющего документ. Украинские фамилии с суффиксом -энко, -енко в Российской империи иногда записывались с добавлением русского суффикса -ов. В метрической книге в записи о рождении и крещении Петра Лещенко фамилия матери записана в русифицированной форме:
"Дочь отставного солдата ЛЕЩЕНКОВА МАРИЯ КАЛИНОВНА (...) родила сына Петра..."
Но уже в 1909 году в свидетельстве о браке с Алексеем Алфимовым фамилия подана без искажений:
"Кишинёвская мещанка Мария Константиновна Лещенко, православного вероисповедания вступает в замужество первым браком... "

Здесь мы видим, что она - уже не "Лещенкова." Обстоятельства замены отчества "Калиновна" на "Константиновна" покрыты мраком неизвестности. Вероятно, при оформлении паспорта персональные данные при отсутствии необходимых документов записывались со слов просителя. Своё редко встречающееся отчество от имени отца "Калина" Мария почему-то решила заменить на "Константиновна". Мужское славянское имя Калина произошло от ряда святомученников Церкви, носивших имя Каллиник - от греч. κάλλος (каллос), "прекрасный" + νίκη (нике), "победа". С кустом калины красной имя это не имеет ничего общего, кроме одинакового звучания. В России, Украине, Белоруссии и Болгарии это имя встречается в разных формах: Калиник, Калин, Каленик, Калина.
В кишинёвском училище Петра Лещенко тоже записывали как "Лещенковъ", об этом свидетельствует полученная им справка о окончании учёбы:
"Предъявитель сего Лещенков Пётр Константинович, сын мещанина, православного вероисповедания..."
На территории бывшего Союза русская фамилия "Лещенков" встречается довольно часто, фамильный суффикс -ов намертво прирос к ней, но украинское происхождение этой фамилии ни у кого не вызывает сомнений.

Но возвратимся к славному командиру батареи Алексею Лещенко и попытаемся выяснить, был он или не был двоюродным племяником великого дяди. Происходил Алексей Лещенко из села Васильевка Мелитопольского уезда Екатеринославской губернии. И в селе Васильевка (сейчас это город районного значения Запорожской области), и в окрестных сёлах фамилия Лещенко встречается очень часто. Это ветви старинного рода запорожских казаков. Не исключено, что именно здесь была родина отставного солдата Калины Лещенко, который после пятнадцатилетней службы в армии перебрался сначала в Исаево, а позже в Кишинёв.
Сейчас, когда имя великого певца стало не только знаменитым но и дозволенным, к его славе стараются примазаться разные двоюродные внучки и троюродные правнуки. Не возникла ли легенда о двоюродном дяде Алексея Лещенко уже после развала Союза? Трудно сомневаться в том, что белоэмигрант Пётр Лещенко, родственник командира батареи, действительно существовал. Ведь свидетельствуют об этом записи оригинального послужного списка Алексея Лещенко, хранящиеся в Центральном Военном Морском Архиве Министерства Обороны РФ.
Журналист Евгений Шафранский в газете «Зеркало недели» №28, 01 августа 2009 сообщает:

В книге «Веду бой за правду» помещена фотокопия послужного списка комбата. С присущей ему бескомпромиссной прямотой в сакраментальной графе о родственниках за границей он честно указал: «Двоюродный брат отца Лещенко Петр Иванович эмигрировал с белыми в 1920 году». Вот такой компроматище! Тень опального певца, чей «Чубчик кучерявый» тайком напевали даже самые правоверные особисты, в те годы вполне могла поставить крест на судьбе советского человека. И Алексея Яковле­вича привлекали, исключали из партии, восстанавливали.




Стоп! Что-то здесь не так! Почему он -Пётр Иванович?
Страх всегда является верным союзником каждой тирании. Страх заставил сунуть голову в петлю и уяcнить страшную правду. Есть родственник за бугром, к тому же белоэмигрант. Но не исключено, что реально существовавший "двоюродный брат отца Лещенко Пётр Иванович" ничего общего со славным Лещенко Петром Константиновичем не имел и легенду о том, что речь идёт о великом певце, придумали досужие журналисты. Ведь эту информацию мы получаем из вторых рук .
В этом случае Ваше, Майя, предположение верно и истинный ответ соответствует русской поговорке: "Федот, да не тот."
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Документы. Свидетельства о жизни Петра Лещенко » ЛЕГЕНДАРНАЯ БАТАРЕЯ (О героической судьбе родственника Петра Лещенко)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz