Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 07.12.2016, 00:43

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Georgo 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Петр Лещенко в литературе, кино, СМИ » ОПЕРА В ЖИЗНИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО (Свидетельства украинских историков и Веры Лещенко)
ОПЕРА В ЖИЗНИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО
GeorgoДата: Вторник, 27.09.2011, 17:01 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
ОПЕРА В ЖИЗНИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО
Насколько серьезными были увлечения Петра Лещенко оперой, можно судить по дневникам его жены Веры Георгиевны и по высказываниям историков, краеведов, опирающихся на публикации в прессе и воспоминания современников. Мы обратились к авторам этих заметок, надеемся, что откликнутся и помогут дополнить эту страницу жизни «любимца публики Петра Лещенко».
Представляем эти свидетельства, найденные в Сети, в книге Олександра Добржанського①, Володимира Старика② "Хочемо до України!" (Хотим в Украину!) и архиве Веры Лещенко.


 
ВЕРА ЛЕЩЕНКО. Запись в дневнике от 21 октября 2001 года

- В Одессе по соседству с нами жила семья солиста оперного театра Нила Топчего③, он в оперном театре служил. Солистом был. Петру Константиновичу общение с Нилом явно доставляло удовольствие. Тогда, в 42-ом году меня это удивляло. Думала, ведь Петр Лещенко – мировая известность, а так, по мальчишески восторженно-почтительно смотрит и слушает Нила. Не отрицаю, солиста замечательного, гордость театра, но солиста местной значимости. Уже в Бухаресте Петр Константинович часто вспоминал, как они пели с Нилом в церкви, дома. В письмах своих к моей мамочке Петечка, как всегда, опасаясь называть имена, часто спрашивал о Ниле: «Как поживает, наша Опера, привет другу сердца моего». Петру Константиновичу нравилось, как он сам говорил, высокое искусство. Он мечтал петь в Опере, не раз в этом признавался. Говорил, что сам придумывал постановки по операм, когда молодым был. Я спрашивала, где брал, а он в ответ: «У артистов». Пение в церкви, думаю, частично было исполнением мечты. Частично, потому что в церкви главным был разговор со Всевышним. Сцену он любил разную, в театре, кинотеатре, в парке, кафе, ресторане. Он любил танец, медленный и быстрый, он любил частушки, народные песни, марши, танго и романсы. И все же его мечта, его стремление главное было научиться владеть голосом. И он учился, и меня к этому приучал, сам возил в Бухаресте к лучшим преподавателям вокала. Кстати, Игорю, сыну своему, он тоже всегда внушал, что надо идти «в серьезное служение музыки». Игорь прислушался.④

 

Петра Константиновича привлекало волшебство голосовой палитры, игра звуков, сам процесс передачи красивой музыки голосом. Когда в сборных концертах участвовали, стоим в кулисах, я не слышу, что на сцене происходит, о своем выходе думаю, а Петечка за локоток возьмет и шепчет: «Слышишь, как звуком играет, нотки перекатывает. Ай, красиво». И всегда говорил артисту о его удаче. Я сержусь, наш выход, а он, пока не похвалит, не поздравит с хорошим выступлением, на мои «сердитки» не реагирует. Петр Константинович не праздным поклонником оперы был. Он знал многие оперные арии, часто слушал записи оперных знаменитостей. В доме было много оперных нотных сборников.


Из книги Веры Лещенко «Скажите, почему?».
Из-во «Деком», Нижний Новгород, 2009 год.


... Когда мама с братьями после окончания войны вернулась домой из Бухареста, обнаружила в нашей квартире чужих людей. Ни дома, ни вещей не осталось. Их приютил Топчий. Думаю, ему было непросто это сделать. Ты был знаком с Нилом, по выходным вы, оперный певец и эстрадный, ходили в церковь и пели в хоре во время службы. Тебе это было нужно, как воздух, как жизнь. За десять лет нашей с тобой жизни, гастролируя в разных городах, я в этом убедилась. Ты всегда находил время, чтобы пойти в церковь, и не только на службу. Церковное пение оставалось для тебя высшим блаженством, оно было для тебя даже значимее сцены. Почему? Один наш разговор с тобой приоткрывает эту тайну. Однажды я заметила, когда мы вышли из церкви: - Красиво пели сегодня. Прихожане слушали как зачарованные. - Родной мой ребенок, в церкви не для прихожан поют. Я не пою, я с Богом говорю....

Из книги "Хочемо до України!" ("Хотим в Украину").
Маяк, Одесса, 2008 год, стр 357-358.



Олександр Добржанський, Володимир Старик

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Хотя политические условия, в которых пришлось жить украинским буковинцам после распада Австро-Венгрии, были очень неблагоприятными, тем не менее украинские патриоты в данной ситуации стремились использовать все допущенные законом возможности, чтобы продемонстрировать публично своё право на жизнь. Вот почему, когда весной 1920 года румынская власть разрешила восстановить деятельность украинских национально-культурных товариществ в Черновцах, а со временем и в других городах и сёлах Северной Буковины, то в городах Кицмань, Заставна, Садигура, Вашкивци и Вижница и в некоторых сёлах, как Глибока, Мамаивци и других были созданы кружки самодеятельности. Одни из них посвящали свою деятельность только родной украинской песне, другие ещё и драматическому искусству. Почти все эти кружки организовывали раз в год 18 декабря вечером праздник для детей "Приют святого Николая". В Черновцах организовала такой праздник "Женская Громада", а начиная с 1920 года его организовывали украинские студенческие товарищества "Союз", "Запорожье", "Сечь", "Черноморье", а также товарищество "Русский Мещанский Хор" и читальня на Полевой, а позже на Новой улице, которая была наиболее активной из всех трёх читален предместья.
Кроме того, время от времени некоторым способным и энергичным любителям украинского драматического искусства удавалось склеить на скорую руку из артистов-любителей этих разных самодеятельных кружков театральную труппу, которая появлялась как комета на буковинском горизонте и после двух-трёх представлений исчезала, обычно, из-за отсуствия материальных средств, а это порождало раздор между членами такой труппы.
Одним из таких на скорую руку сколоченных коллективов был так называемый "Народный театр", организованный в 1923 году под руководством Петра Лещенко, который выступал под псевдонимом Пётр Мартынович. Это был способный и многосторонне увлеченный человек, организатор, режиссёр, актёр, певец и танцор. Он знал на память всю партитуру оперы "Запорожец за Дунаем"⑤. Лещенко поставил тогда в Черновцах несколько спектаклей, между прочим, и оперу "Запорожец за Дунаем" и драму "Сватовство в Гончаровке" Г. Квитки-Основьяненко⑥. В "Запорожце за Дунаем" Лещенко с большим успехом сыграл Карася, Екатерина Синюк-Голдшмидт - роль Одарки, начинающая тогда артистка-любительница Фелиция Добростанская - роль Оксаны, а студент Максим Кухта - роль Андрея. Максим Кухта исполнял несколько лет подряд в театре товарищества "Русский мещанский хор" все тенорные роли. В пьесе "Сватовство в Гончаровке" Лещенко удалась роль Стецка. К сожалению, в условиях того времени, театр на Буковине не мог дать Петру Лещенко постоянного материального обеспечения, он вынужден был оставить театр и перебрался жить в Бухарест. (. . .)


Из книги Веры Лещенко «Скажите, почему?». Из-во «Деком», Нижний Новгород, 2009 год. - ...вернусь в Кишинев декабря 1928 года. В тот приезд ты договорился о концертах на осень 1929 года. Первый же концерт в Павильоне был отмечен бессарабской прессой, потом с большим успехом семейный дуэт выступил в фешенебельном ресторане гостиницы «Londra». Важно, что публика наряду с привычными танцевальными номерами особо отметила прозвучавшие в твоем исполнении цыганские романсы и песни. Ты стал инициатором двух музыкальных постановок товарищества «артистов и любителей лирического искусства Кишинева». Осенью 1929 года состоялась премьера оперы в 3-х действиях С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», а весной 1930 года - комедии М. Лысенко «Черноморцы»⑦. Оба музыкальных представления через год были показаны в Бухаресте. Ты был режиссером и балетмейстером этих постановок. В афишах значился дважды - как балетмейстер П. Лещенко и, как режиссер, под псевдонимом П. Мартынович: «Во 2-омъ акте Балетъ съ участиемъ балетмейстера П. Лещенко и Прима-балерины З. Закитъ – артисты парижских театровъ… Режиссеръ П. Мартыновичъ». Фамилия Мартынович мне была знакома. «Петрушка и Розика - дуэт Мартыновичи» - такая подпись была под картинкой танцующей пары, очень похожей на вас с Закитт. Естественно, спросила тебя: - Я не знаю, откуда взялась эта фамилия. Кто это такой - Мартынович? - Ох ты моя незнайка. Работал я когда-то в дуэте с гитаристом Мартыновичем. Когда понадобился псевдоним, вспомнил тот дуэт и взял первое, что на ум пришло. Потом всегда в графе псевдоним писал Мартынович. - А без псевдонима нельзя было? - У меня, когда я всерьез стал думать о сцене, была танцевальная программа, но я до конца не определился, с чем выходить на сцену, и не был уверен в успехе, потому решил показать программу под псевдонимом. То была генеральная репетиция. Так появился в двадцатые годы бессарабец Петруччо Мартынович. Потом, если нужно было, я несколько раз пользовался псевдонимом. Надо было открытки сделать для рекламы нового представления, ну и придумали про Петрушку и Розику Мартыновичей. Да и программе название подходило. Родилось такое название легко, а объяснить, как и почему, сложно.

ПРИМЕЧАНИЯ

① Александр Владимирович Добржанский (Олександр Добржанський), родился 18 января 1959 года - украинский историк. Доктор исторических наук. Профессор. Исследователь истории Буковины XIX-ХХ веков, истории социальных движений на западноукраинских землях XIX-ХХ веков. В 1981 году окончил исторический факультет Черновицкого университета. С 2003 года - декан факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого университета. С 2006 - заведующий кафедрой истории Украины. Автор более 150 научных трудов. Лауреат премии имени Михаила Грушевского НАН Украины (1999 год). Отличник образования Украины (2000 год). 2004 года Добржанского награжден премией Государственного комитета архивов Украины.

② Владимир Петрович СТАРИК (Володимир Старик) , родился 1 апреля 1959 года, общественный деятель, известный краевед Буковины, председатель товарищества Украинского Народного Дома в Черновцах

③ Нил Георгиевич ТОПЧИЙ , 13(25).11.1893, Одесса — 31.10.1980, Одесса — артист оперы (лирико-драматический тенор). Заслуженный артист УССР (1956). Пению обучался частным образом. В 1913—16 пел в хоре Одесского оперного театра, солист театра в 1926—33, 1941—60 годах. Выступал также на оперных сценах Харькова (1926—27), Свердловска (1933—39). Первый исполнитель партий: Харлампия ("Кармелюк" В. Костенко, 1930), Инспектора ("В плену у яблонь" О. Чишко, 1931); в Свердловске — Пантелея Мелехова ("Тихий Дон" И. Дзержинского, 1936).

④ Игорь Петрович Лещенко (1931 - 1978 гг.), сын Петра Лещенко от первого брака, балетмейстер Театра оперы и балета в Бухаресте.

⑤ Опера «Запорожец за Дунаем» первый раз была дана 25 мая 1863 г. в Мариинском театре. Автор - Артемовский Семен Степанович, певец и композитор, пользовавшийся в 40-х и 50-х годах большою известностью на петербургской оперной сцене. Пению учился в Италии, по возвращении принимал деятельное участие в опере, одинаково хорошо исполняя как русские, так и иностранные оперные роли. Особенно хорош он был в опере «Москаль-Чаривник». В 1844 г. Артемовский пел в итальянской опере в Петербурге и имел выдающийся успех в «Дон-Жуане» и «Пуританах». Вместе со знаменитым певцом О. А. Петровым они были первыми исполнителями партий «Руслана» в опере Глинки при ее постановке в 1842 г. на сцене Большого театра. Артемовский написал оперу «Запорожец за Дунаем», которая благодаря незамысловатости сюжета и беспретенциозности музыки имела некоторый успех. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург, 1890—1907)

⑥Автор комедии «Сватання на Гончарiвцi» - Квитка-Основьяненко Григорий Федорович. Настоящая фамилия его — Квитка, псевдоним — Грицько Основьяненко. Квитка-Основьяненко Г.Ф. (18[29].11.1778—8[20].08.1843) - малороссийский писатель. Родился в родовитой дворянской семье. Был одним из издателей и редакторов журнала «Украинский вестник» (1816—17). Возглавлял профессиональный театр в Харькове. Был предводителем дворянства, председателем Харьковской палаты уголовного суда и др. Литературную деятельность начал в 1816 на русском языке. Первая комедия Квитка-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827, опубл. 1840) по сюжету сходна с «Ревизором» Н. В. Гоголя. Пьесы «Дворянские выборы» (1829) и «Дворянские выборы, часть вторая, или Выбор исправника» (1830) развивали традиции Д. И. Фонвизина в русской сатирической комедии XVIII в. Дальнейшее усиление реалистических тенденций характерно для пьес «Шельменко — волостной писарь» (1831), «Шельменко-денщик» (1840) и др. Комедия «Сватання на Гончарiвцi» (1836) пользовалась значительным успехом и до сих пор идет на сцене. Кинокомедия «Сватанье на Гончаровке» (Оригинальное название - Сватання на Гончарівці) вышла на экраны в 1958 году. Режиссер: Игорь Земгано В ролях: Никита Ильченко, Нонна Копержинская, А.Ролик, И.Жилин, Николай Пишванов, Михаил Крамар, А.Райданов, Андрей Сова

⑦ Николай Витальевич Лы́сенко [10(22).3.1842, село Гриньки, ныне Глобинского района Полтавской области, — 24.10(6.11).1912, Киев], украинский композитор, дирижёр, педагог, фольклорист, основоположник национальной музыкальной школы. В 1864 окончил университет в Киеве, в 1867—69 прошёл курс Лейпцигской консерватории по классу фортепьяно и композиции. В 1874—76 совершенствовался в Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Записывал и обрабатывал украинские народные песни, создавал хоровые коллективы, пропагандировал украинские народные песни. В 1904 на средства прогрессивной общественности открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу (с 1918 — Высший музыкально-драматический институт его имени), где учились многие видные представители украинского искусства. Как композитор был убеждённым последователем «Могучей кучки» (См. Могучая кучка), претворял в своём творчестве реалистические принципы русской музыкальной школы на основе украинского фольклора. Создал около 20 произведений для музыкального театра, заложивших основу украинского оперного искусства, в том числе оперы — «Рождественская ночь» (2-я редакция 1882, Харьков), «Утопленница» (1885, Харьков, на сюжет «Майской ночи» Н. В. Гоголя); оперетту «Черноморцы» (1872). Огромную популярность приобрела его опера «Наталка Полтавка» (1889, Одесса, по И. П. Котляревскому), построенная на обработках народных песен. Вершина оперного творчества Л. — героико-романтическая опера «Тарас Бульба» (1890, поставлена 1924, Харьков, по одноимённой повести Гоголя). Сатирой на царское самодержавие явилась опера «Энеида» (1911, Киев, по Котляревскому). Творчество Л. протекало в различных жанрах. Автор цикла «Музыка к „Кобзарю»» Т. Г. Шевченко, включающего разнообразные вокальные жанры от песен до развёрнутых музыкально-драматических сцен; многих романсов и песен на слова И. Франко (в том числе гимн «Вечный революционер» — отклик на революционные события 1905—07), Л. Украинки, А. Олеся, М. Старицкого, Г. Гейне, А. Мицкевича, обработок народных песен, камерно-инструментальных произведений и исследований, посвященных украинской народной музыке.


Материал подготовил Георгий Сухно, ПОЛЬША
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Петр Лещенко в литературе, кино, СМИ » ОПЕРА В ЖИЗНИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО (Свидетельства украинских историков и Веры Лещенко)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz