Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 10:33

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Лещенко Петр Константинович » Петр Лещенко в литературе, кино, СМИ » ПАТЕФОН (Случай из жизни.)
ПАТЕФОН
GeorgoДата: Суббота, 06.07.2013, 02:02 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
АЛЕКСАНДР ПОПЛАВСКИЙ.
Алесь Паплаўскі.



3 мая 2011 г. Берасце.
(Перевод с белорусского языка  - Георгий Сухно)

ПАТЕФОН


Для меня этот магазин был настоящим музеем. Находился он в центре старого города, в одном из жилых закоулков, если не знаешь, то сразу и не найдешь. Мне почему-то казалось, что о нём мало кто из горожан знает. Я всегда о том сожалел, и поэтому, при возможности, как мог рекламировал его. Сам же я бывал здесь слишком часто. Как только выпадала свободная минута, или когда был поблизости, я не упускал возможности посетить это святое для меня место, чтобы заглядеться на те древние часы, канделябры, настольные украшения и серебряную посуду, которыми здесь были завалены все полки.
Надо признаться, что весь этот разнообразный антиквариат меня интересовал всегда, но этот случай - особый. На одной из полочек у входа в магазин стоял тот самый патефон марки «ПТ-3 молот», о котором я и собираюсь вам рассказать. Есть вещи, которые бросаются нам в глаза с первого взгляда, к которым быстро привязываемся, которыми постоянно интересуемся и восхищаемся. Они, как и люди, всегда с нами рядом. Без них мы никто. И они без нас тоже ничто. К ним быстро привыкаешь. С ними трудно прощаешься. Оно и понятно, вещи - часть нашей жизни.

Я знал, сколько стоит этот патефона, на нем даже ценник висел, но каждый раз я почему-то настырно справлялся об этом у продавщицы, будто от этого вещь могла стать дешевле. Встречала меня всегда одна и та же личность. Она сидела за кассой и читала какую-то толстую книжку. Мне казалось, что одну и ту же, во всяком случае, каждый раз на глаза мне попадала знакомая обложка. Женщина была неразговорчивый, примерно моего возраста. Сначала мои вопросы раздражали ее, но с течением времени она к моим странностям привыкла и наши разговоры с ней постепенно вышли за пределы двух слов "да" и "нет". А когда я ей рассказал о своей цели, приобрести эту редкую вещь, она стала позволять мне рассматривать патефон вблизи и даже прикасаться к нему.



Несколько раз, когда в магазине не было покупателей, она заводила его и ставила единственную пластинку, которую имела. Сначала слышалось специфическое шипение иглы, а потом начинала звучать музыка и голос певца, а им был Петр Лещенко, выводил знакомую мне мелодию. Эта песня и раньше была по душе мне, но в эти минуты, мелодия приобретала какой-то другой смысл, она настолько сильно поражала и трогала, что мурашки появлялись. Все остальное, кроме музыки, куда-то исчезало. Мир переставал существовать. Вокруг ни одной души.  Только я и Петр Лещенко:

Был день осенний, и листья грустно опадали
В последних астрах печаль хрустальная жила
Грусти тогда мы с тобой не знали ведь
Мы любили и для нас весна цвела…


Но все когда-то кончается. И кончается не так, как мечтаешь. Прошло время, и я собрал наконец нужные для покупки патефона деньги. Правда, я пока еще не понимал, где или у кого я смогу приобретать пластинки. Я много чего себе не представлял тогда. Я просто об этом не думал. Я хотел только одного, чтобы этот патефон стал моим. Я отпросился раньше с работы, чтобы успеть до закрытия магазина и направился на знакомую мне улицу. Идти было не так далеко, поэтому пользоваться автобусом не стал, пошел пешком. По глазам продавщицы сразу же понял, что случилось что-то непредвиденное. Я взглянул на полочку, где обычно стоял до сих пор патефон и не увидел его там. От неожиданности я растерялся.
- Где?...
Это все, что я смог произнести в те минуты.
Продавщица поняла сразу меня. На ее лице были огорчение и сочувствие. По всему видно, что она переживала не меньше, чем я.
- Его только что забрал хозяин. - ответила она.
- Откуда вы знаете, что это был хозяин? - спросил я, чтобы не молчать. Я не мог никак привыкнуть к мысли, что дорогую для меня вещь, а это было действительно так, забрал кто-то другой. Мои намерения были решительные и серьезные.
Мне казалось, что попадись на глаза в эти минуты человек, я пошел бы на все, чтобы отобрать у него эту вещь. Я был готов даже силу применить. Кто бы он ни был.
- Работа моя такая, чтобы знать некоторые тайны и подробности. Товар комиссионный, - грустно улыбнулась продавщица. - Сказал, что передумал продавать.
- Как узнать мне этого человека? - заторопился я.
- Вы должны были с ним встретиться, - отвечала продавщица. - Он только что вышел из магазина. Если поторопиться, то его можно застать на автобусной остановке. Он отправился туда, насколько я знаю.
Не попрощавшись, я бросился к двери. Не знаю, на что я рассчитывал, наверное, на чудо, но чудеса тоже иногда случаются. Мне повезло. Я узнал его еще издали, вернее, догадался, что это он. Это был совсем еще молодой мужчина. Намного моложе меня. С черной спортивной сумкой.  Сумка не была закрыта и я увидел то, к чему так спешил. Я остановил мужчину в тот самый момент, когда он садился в автобус.
- Простите, пожалуйста! Можно вас на минутку, - схватил я его за руку.
Мужчина удивленно оглянулся.

- Что случилось? - раздраженно спросил он.
- Мужчина, я вас очень прошу, подождите, - попросил я. - У меня есть к вам важное дело.
- Что случилось? - переспросил он.
- Прошу вас, задержитесь  на минутку. Я вас потом на такси домой отвезу. Прошу вас ...
Мы задерживали автобус, и на нас начали искоса поглядывать недовольные пассажиры. Мужчина ещё раз окинул меня недоуменным взглядом и подчинился.
Мы вернулись. Я попросил его присесть на скамейку и сел рядом.
- Тут вот какое дело, - сказал я, не зная, с чего начать. - Я ... Знаете ... Я хотел приобрести патефон. Я долго собирал деньги на него. Я просил продавщицу не продавать его никому. А тут вы. Зачем вы его забрали?
- Забрал и все. Вам какое до того дело? - Сказал, как отрезал мужчина.
- Как это какое?... А может, договоримся? - Взглянул я на него с надеждой.
- Нет, - коротко ответил тот. - Я не продаю патефон ...
- Почему? - Не сдавался я.
- Передумал и все. Я ничего не должен вам объяснять.

- Конечно! Конечно! - Заторопился я, понимая, что еще минута, и мужчина вовсе не станет со мной разговаривать. Он даже поднялся уже со скамейки. И тогда я рассказал ему все: и как целый месяц, почти каждый день, ходил в этот магазин, и с каким восторгом слушал Петра Лещенко. Я рассказал все, даже больше. Я вывернул перед ним наизнанку свою душу. И он сдался. Его рассказ был долгим и не менее откровенным. Он сообщил мне целую историю, которая и заставила меня отказаться от своей недавней цели. Как оказалось, этот патефон достался молодому человеку в наследство от бабушки. Случилось это после войны. Отец бабушки с фронта не вернулся. Их в семье осталось пятеро - мать и четыре дочери. Она была самой старшей. Только что исполнилось семнадцать. Тяжелое было время. Голодали. Выживали, кто, как мог. Однажды, когда припасов не осталось совсем, мать сняла с пальца свое золотое обручальное кольцо и попросила ее:
- Пойдешь в город и  обменяешь его на крупу.
Она же вернулась,  совсем не с продуктами, а с патефоном и со стопкой пластинок.
- Сучка! Что ты наделала? - простонала мать. И запричитала, словно по покойнику: - Что они жрать будут, твои пластинки, а?... Ты о них подумала? - Кивнула она на младших сестер. - А обо мне ты подумала?
- Подумала, - коротко ответила девушка.
- Неси назад. Слышишь? Что хочешь с ним делай, а без припасов домой не возвращайся, - сказала мать.
Прошло несколько дней. Вернуть обратно потерянное было невозможно. И мать смягчилась. Несколько дней они перебивались с хлеба на воду. Но зато каждый вечер в доме звучала музыка. Она манила и зазывала не только молодежь, но и людей постарше. Война только что закончилась и каждый понимал, что надо возвращаться к мирному образу жизни. Люди шли на посиделки и каждый нес с собой какое-то угощение. Не скупились. Кто на что был богат. Так и выжили. Не без помощи патефона. Бабушка же позже выучилась на клубного работника и почти всю жизнь проработала в местном клубе. Так что, благодаря тому же патефону, она получила еще и должность.

- Я все понял. Я все понял, - грустно улыбнулся я. - Это дорогая для вас вещь
- Да, - ответил мужчина.
- Да? А зачем же вы тогда от нее хотели избавиться? Зачем? ..
- О. это отдельная история, - грустно вздохнул мужчина.
- Бабушка долгое время жила с нами. Она можно сказать и вырастила меня. Мать умерла, когда мне и десяти не было. Отец второй раз так и не женился. Когда бабушка умерла, а она была ему мамой, он запил. Возвращался домой пьяным, вытаскивал из шкафа этот патефон и ставил одну и ту же пластинку. Каждый день. Одну и ту же. Остальные выбросил. А у меня маленькая дочь. Надоело это. И однажды я решил избавиться от патефона. Глупость в голову ударила. Взял и отнес в комиссионку. Слава богу, не купили.
- Понял ... Продавать вы его больше не собираетесь? - Выдавил я.
- Ну, что вы, известно, нет, - улыбнулся мужчина. - Это раритетная вещь, которая может только передаваться из поколения в поколение. Теперь я в этом убежден.
- А можно вас попросить, если не трудно, - взглянул я на него с последней надеждой. - Заведите, пожалуйста, патефон. Последний раз ...
- Прямо здесь? - Удивленно посмотрел на меня мужчина.
- А что? Прямо здесь.
Мужчина достал из сумки патефон и поставил его рядом с собой. Потом открыл верхнюю крышку и опустил иглу на пластинку. Раздался знакомый до боли скрип. И на волю из рупора вырвался голос Петра Лещенко




… Ах, эти чёрные глаза, меня пленили
Их позабыть не в силах я,
Они горят передо мной.
Ах, эти чёрные глаза, меня любили!
Куда же скрылись вы теперь,
Кто близок вам другой?..


Это было необычайное зрелище. Люди удивленно оглядывались. Некоторые прохожие останавливались и слушали песню вместе с нами. Через некоторое время около нас собралась порядочная толпа. Я смотрел на этих людей и видел на их лицах радостные улыбки.
О, как мало нам нужно для счастья!


ОБ АВТОРЕ:


 
Olga777Дата: Суббота, 06.07.2013, 13:14 | Сообщение # 2
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
Очень трогательный рассказ. Несколько раз перечитала.
Сразу подумала о бабушке тезки (Novichok), ведь за найденными пластинками и старыми польскими журналами тоже может быть целая история. Что-то теряем, что-то находим... Но в наших силах восстановить потерянное.
Низкий поклон Алесю Поплавскому за "скрыжалi душы".
И вам, Георгий, спасибо за перевод и неравнодушие. Мимо не прошли и нас порадовали.


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Петр Лещенко в литературе, кино, СМИ » ПАТЕФОН (Случай из жизни.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz