Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 10.12.2016, 07:57

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Лещенко Петр Константинович » Авторы песен Петра Лещенко » Музыка периода Холокоста - Артур ГОЛД (28 апреля — День памяти жертв Холокоста)
Музыка периода Холокоста - Артур ГОЛД
Olga777Дата: Вторник, 29.04.2014, 00:15 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 718
Статус: Offline

Сегодня, 28 апреля, День памяти жертв Холокоста.
Эта дата приурочена к семидесятой годовщине восстания узников варшавского гетто
в апреле 43-го года, которое было жестоко подавлено нацистами.
Владимир Познер о годовщине восстания:

27 нисана по еврейскому календарю отмечается
День Катастрофы и Героизма.
Это как раз сегодня.
В этот день в 1943 году началось
восстание Варшавского гетто.
Международный День памяти жертв Холокоста,
как правило, отмечается только 27 января.
Именно в этот день в 1945 году советские войска освободили самый страшный лагерь
смерти – Освенцим, или, как немцы его называют, Аушвиц.
Я довольно долго не понимал, почему в Израиле выбрали другую дату, и почему само событие Холокост не упоминается, а говорится о катастрофе и героизме.
Когда нацисты стали преследовать евреев сначала в Германии, а потом во всех тех странах,
которые они оккупировали, они не встречали никакого сопротивления. Евреи покорно выполняли все предписания: регистрировались,
носили звезду Давида в качестве повязки на рукаве, собирались на площадях, на улицах, где им приказывали собираться, взяв с собой все то, что было приказано брать.
Задаешься вопросом: почему, откуда такая покорность?
Послушание, когда было понятно, пусть не сразу,
но потом уж было понятно, что речь идет не только о твоей смерти,
речь идет о смерти твоих близких.
Есть много теорий на сей счет. Одни говорят, что это потому, что евреи никак не могли представить себе, что такая культурная нация, как немцы, может совершать такое злодейство.
А другие говорят, что века преследований,
погромов и так далее просто сделали этих людей покорными.
Может быть, и так. Но восстание Варшавского гетто – это если не первый,
то, безусловно, самый яркий
случай непокорности. Да, никто из союзников не пришел на помощь –
ни американцы, ни англичане, ни советские. Да, восстание было потоплено в крови, и гетто было взорвано, дом за домом,
чтобы никто больше не помнил того, что там происходило.
Пять лет после этого, кстати говоря,
я был там, и там ничего не было, кроме валявшихся кирпичей и каких-то обломков зданий.
Но не забыли. И в Израиле торжественно отмечают этот день,
когда евреи бросили вызов самой смерти
и победили. Победили в том смысле, что навсегда покончили с этой покорностью.
И заново после двух тысяч лет родилась гордость, родилось чувство собственного достоинства.
По-моему, им есть, что праздновать.




От нацистского режима пострадали многие композиторы, дирижеры, музыковеды, инструменталисты и певцы.
Среди них - Артур Гольд (Голд).
Автор танго из репертуара Петра Лещенко
"Признайся мне".








Казалось бы, в аду лагерной жизни нет места для музыки. И все же, музыкальная жизнь в Треблинке была довольно насыщенной. В основном, музыка предназначалась для развлечения эсэсовцев, но также ее использовали, чтобы вводить в заблуждение будущих жертв нацистов, до последнего момента скрывать от них неизбежную смерть. Судя по разрозненным упоминаниям, совместное пение поддерживало и заключенных Треблинки. В своей книге "Восстание в Треблинке" Самуэль Вилленбер, один из немногих выживших узников лагеря, упоминает о нескольких песнях, которые написали заключенные этого лагеря смерти.
Оркестр под управлением Артура Голда был, наверное, самым известным из лагерных музыкальных ансамблей, созданных в ходе "Операции Рейнхардт" (нем. Aktion Reinhardt или Einsatz Reinhardt). В первые же дни существования в Треблинке было организовано трио из скрипачей-заключенных. Они развлекали эсэсовцев, играли в столовой и в вечернем "клубе". Их же заставляли играть и возле газовых камер, провожая в последний путь узников Треблинки и исполнять веселые довоенные мелодии во время лагерных перекличек.
Музыкант и композитор Артур Голд попал в Треблинку из Варшавского гетто. По приказу коменданта он создал подходящий оркестр: подобрал необходимых музыкантов, получил от эсэсовцев инструменты и униформу (фраки и галстуки - "бабочки", похожие на клоунские). В дополнение к своим ежедневным обязанностям, оркестранты должны были развлекать офицеров СС и "элитных" узников.
Последним сочинением Артура Голда стал проникнутый горькой иронией гимн Треблинки "Твердым шагом" (нем. Fester Schritt), с которым заключенные шли на работу: "Свободно глядя на мир, маршируют колонны на работу. Теперь для нас есть только Треблинка - это наша судьба!" Оставшийся в живых охранник-эсэсовец вспоминал песню с удовольствием: "Это настоящая песня. Ни один еврей сегодня не помнит этой песни..."
Песни служили некоторым утешением для узников. Иногда по ночам заключенные пели или молились вместе, исполняя еврейские литургические напевы, известные людям разных национальностей и ставшие стали выражении еврейского самосознания и солидарности: это был наш способ хотя бы на короткий срок, хотя бы на вечер забыть об окружающем нас ужасе, забыть о том, что мы пережили за минувший день.

После ужина в швейной мастерской оркестр играет музыку... Небо над лагерем все красное от огня, полыхающего в недавно построенной огромной печи, а ветер приносит запах горящей плоти и костей... Девушки и наши "кавалеры" танцуют под прекрасные звуки оркестра Голда... позже, когда становится теплее, оркестр играет на улице, возле закрытых ворот. По другую сторону от ворот собираются группы украинцев и танцуют свои танцы. Это происходит в Треблинке каждый день.
Это воспоминание о музыке, звучавшей в лагере смерти Tреблинка в исполнении оркестра под управлением известного варшавского музыканта Артура Голда.
К моменту нацистского вторжения в Польшу, Артур Голд находился на пике многообещающей карьеры. Он родился в 1897 году в семье Михаила и Хелены Мелодист. В 20-х годах он основал популярный джаз-бенд. К 30-м годам Голд заработал репутацию прекрасного композитора-песенника и пользовался большим спросом в клубах Варшавы. В 1940 году, в числе сотен тысяч других евреев округи, Голд был отправлен в только что созданное Варшавское гетто. В заключении он продолжил заниматься музыкой. Хотя пребывание в гетто и было неприятным, оно не подготовило его к ужасам, начавшимся после депортации в Треблинку.
Ко времени прибытия Голда в Треблинку, начальник лагеря уже организовал небольшую группу еврейских музыкантов-любителей для того, чтобы развлекать эсэсовцев и мучить их жертв. Услышав о прибытии Голда, он определил музыканта в обслугу, на должность дирижера "регулярного" лагерного оркестра. Сотни тысяч евреев, прошедших через лагерь Треблинка, оставили множество ценных вещей на лагерном складе, найти среди них музыкальные инструменты не представляло труда.




Голду удалось добиться освобождения музыкантов своего оркестра от каторжных работ под предлогом репетиций; также оркестранты получали дополнительный продуктовый паек. Оркестр расширился за счет танцора и нескольких певцов, а также нескольких актрис и театральных артистов из Варшавы. В конечном итоге, он развился до небольшого джаз-бенда, в дополнение к смешанному лагерному хору. Музыканты исполняли песни, написанные Голдом и неизвестным поэтом. Согласно некоторым источникам, Голд также сочинил мелодию для лагерной песни, вошедшей в историю од названием "Песня Треблинки".

Один бывший заключенный вспоминал игру музыканта так:
Когда мы стояли на перекличке, Голд очаровывал нас старыми мелодиями, которые извлекал из своей скрипки, стоя посреди улицы, вызывавшей у нас отвращение из-зи зловония разлагающихся тел, который цеплялся к нам, как будто не хотел с нами расставаться. Этот запах стал частью нашего бытия, это все, что осталось от наших родных и любимых, последнее воспоминание о еврейском народе, уничтоженном в газовых камерах.
Во второй половине 1943 года оставшиеся заключенные Треблинки должны были принять участие в так называемых "Вечерах досуга" (нем. Freizeitveranstaltungen). В то время, как Советская армия двигалась на запад в направлении лагеря, здесь исполнялась задорная музыка и скетчи.
"Привилегированный" статус Голда как дирижера оркестра, не оказал влияния на его судьбу, поскольку, с точки зрения нацистской расовой теории, он, как еврей, принадлежал к низшей расе:
Артур Голд и музыканты его оркестра были уничтожены в последние недели существования лагеря Треблинка.



Фрагмент из документального цикла Клода Ланцмана “Холокост”


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Авторы песен Петра Лещенко » Музыка периода Холокоста - Артур ГОЛД (28 апреля — День памяти жертв Холокоста)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz