Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 23.02.2018, 01:43

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Лещенко Петр Константинович » Авторы песен Петра Лещенко » Татьяна, помнишь дни золотые!!! (Песенное наследие Марка Марьяновского)
Татьяна, помнишь дни золотые!!!
GeorgoДата: Воскресенье, 10.12.2017, 18:14 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 354
Статус: Offline
«... Прошли года и в вечер жизни нашей
Порой то танго снова прозвучит,
И то, что было в нашей жизни краше,
Оно в серцах напевом воскресит...»


//Марк Марьяновский «Вечернее танго»//


МАРК МАРЬЯНОВСКИЙ И ЕГО ПЕСЕННОЕ НАСЛЕДИЕ



Танго и фокстроты Марка Марьяновского, созданные им в 30-е годы – богатый пласт русской песенной культуры. Официального запрета на его имя в Советском Союзе не было, но знали Марьяновского в основном те, кому посчастливилось держать в руках пластинки западных фирм, на этикетках которых авторы, хотя и не всегда, но указывались. В конце 40-х годов Александру Марьяновскому, сыну композитора, было отказано в признании наследственных прав на творческое наследие отца. Мотивировано это было тем, что исполнителем его песен был Пётр Лещенко. Вот такой «веский» аргумент!
Самым смелым из писателей был любимец великого вождя Илья Эренбург. В далёком 1953 году в романе «Буря» он привел строки фокстрота «Марфуша», правда, имя автора не упомянул. Пожалуй, впервые в СССР фамилия Марьяновского появилась в 1976 году в перечне авторов на долгоиграющей пластинке фирмы «Мелодия» с беллаккордовскими записями Константина Сокольского. Спустя десятилетие в 1989 году в аннотации ко второй пластинке «Поёт Петр Лещенко» была опубликована всего в несколько строк Борисом Григорьевичем Метлицким биография композитора. К сожалению, эти короткие сведения не соответствовали действительности, но в этом нет вины автора. Потребовалось не одно десятилетие, чтобы найти точные сведения и документы, свидетельствующие о жизни автора знаменитых танго и фокстротов.
Марк Григорьевич Марьяновский не родился в 1889 году ни в Риге, ни в Петербурге. Не погиб в 1944 году. Границы его жизни надо передвинуть вперёд по оси времени на один год. Не учился в политехникуме в Петербурге, не служил «в одной из рижских технических фирм», ибо сам был владельцем и совладельцем двух фирм, которые основал. Правда, консерваторий не кончал, но превосходно играл на фортепиано и аккордеоне. Азы музыкального образования получил дома, а потом в престижном Первом Киевском Коммерческим Училище, в программу которого «входило хоровое пение и необязательное обучение игре на музыкальных инструментах».
Родом он из богатой семьи Герша Марьяновского, купца Первой Гильдии по сословию. По рассказам Марка Александровича Марьяновского, его дед имел хорошее домашнее образование, соответствующее статусу семьи купца 1 Гильдии, поэтому некоторые утверждения, что сочинять и записывать ноты ему помогал сын Александр, неверны. Когда дед сочинял свои песни, его сын был мал для профессиональной подмоги. Действительно, когда в начале 30-х годов Марк Григорьевич приобрёл широкую известность (свидетельствуют об этом сообщения рижских газет того периода), его сыну Шуре было всего 14 лет.

Мне встретилось одно занимательное свидетельство. В рижской газете «Aizkulises (За кулисами) № 53 30 декабря 1932 года в рубрике «Искусство» была опубликована заметка «Необычайный король шлягеров». В ней говорилось, что композитор Марк Марьяновский не играл ни на одном из музыкальных инструментов, у него не было музыкального образования, но он великолепно умел свистеть. Свои мелодии насвистывал рижскому музыканту и композитору Соломону Островскому, который их записывал и аранжировал. Есть в сети и другие свидетельства: «Технарь по диплому, Марк Марьяновский получил прекрасное домашнее музыкальное образование и стал известен как успешный автор-песенник».
После распада СССР наступил период относительной свободы исследований. Раскрылись спецхраны. О композиторе и его песенном наследии появилось в СМИ множество публикаций. Их авторы Борис Савченко, Борис Волкович, Илья Дименштейн и многие другие. Стали издавать музыкальные сборники с текстами и нотами песен Марка Марьяновского. Увы, и сегодня, за редкими исключениями, исследователи не выходят за рамки, начерченные Метлицким, автором первой биографии композитора. При этом, как назойливая мантра, обязательно повторяется в различных вариантах фраза о творческом сотрудничестве невладеющего нотной записью отца и сына, окончившего музыкальную студию Маевского. Не смущает «знатоков» факт, что к моменту, когда директор частной фортепианной школы Юлий Маевский (Jūlijs Majevskis) вручил диплом своему выпускнику, у Марьяновского большинство его шедевров было уже создано. На одном из солидных музыкальных сайтов встретился мне «новый» вариант биографии Марка Марьяновского. Там он представлен фотографией Оскара Строка и назван советским композитором, выходцем из бедной семьи. Прямо-таки пролетарий, остальное - перепев ошибок Метлицкого.
Марк Марьяновский (Нафтали Меер Гершевич) родился в Киеве 25 апреля 1890 года в семье купца Первой Гильдии, проживающей в собственном доме под № 140 на улице, которой киевляне недавно вернули её историческое название - Большая Васильковская. У Марьяновского было три счастливых периода жизни: Киевский, Петербургский, Рижский. Последний трагический этап – с 21 октября 1941 года он провел в рижских Большом и Малом Гетто. Погиб в Бухенвальде 15 февраля 1945 года.




Я не собирался излагать здесь подробную биографию композитора, она у нас опубликована на сайте в разделе «Виртуальная коллекция», но без этих коротких замечаний не обойтись. Меня удивляет инерция исследователей. Ведь многие архивные материалы стали доступны в Сети. По Марьяновскому можно найти и увидеть целый ряд разных документов, например, скан заверенной нотариусом копии свидетельства о рождении в Киеве Нафтали Меера Марьяновского, его фотографию студенческих времён с собственноручной подписью, сканы страниц паспорта Марка Григорьевича Марьяновского (этим именем он стал пользоваться в Риге в начале 20-х годов) и паспорта его жены Шифры, а также фотокопию списка погибших в Бухенвальде с датой 15 февраля 1945 года и даже свидетельство о смерти, выданное рижским ЗАГСом и подтверждающим смерть Марка Марьяновского в концлагере Бухенвальд. Судебное заседание на основании опроса свидетелей подтвердило своим постановлением факт смерти. Но, похоже, «знатокам» подобные свидетельства только мешают, они предпочитают бездумно повторять на тысячах сайтов непроверенные сведения из ранее опубликованных недостоверных источников, да еще с чужими фотографиями.
Соглашусь, Марк Марьяновский не получил профессионального музыкального образования. Сочинял свои музыкальные жемчужины не для заработка, а для души. И этим он нам дорог. Его таланту могли позавидовать самые маститые композиторы-песенники. Его песни любили миллионы и звучали они на всех континентах от Аляски до Австралии. Разлетелись его шедевры по всему миру, в основном, на пластинках Петра Лещенко. Далеко неполные сведения о танго и фокстротах рижского композитора я представляю ниже.
Главным источником, использованным при составлении списка явилась уникальная рукописная записная книжка с текстами стихов Марка Марьяновского, хранящаяся в семейном архиве Марка Марьяновского-внука. Стихи эти записаны самим автором Марком Марьяновским еще при жизни.




Сохранил эти записи, сын композитора Александр Маркович Марьяновский, переживший Холокост, профессиональный музыкант: пианист и аккордеонист. Его сын Марк Александрович Марьяновский, живет в США, он и познакомил нас с уникальным блокнотом своего деда. Названия песен Марка Марьяновского из блокнота я обозначил звёздочкой *. В фондах РАО значится всего 19 произведений композитора, три из них -"Чайник", "Прочь тоска..." и "Давай по-русски"- ему не принадлежат... В собрании грампластинок Рижской Национальной Библиотеки имеется 12 записей произведений Марка Марьяновского в исполненний известных артистов эстрады начала прошлого века.

В репертуаре Петра Лещенко 11 произведений Марка Марьяновского:
Барселона, Ванька милый (Ванька спой), Вино любви, Дуня (Блины), Кавказ, Кто ты?,
Марфуша, Миранда, Настя (Настя-ягодка), Рюмка водки, Татьяна.




АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАРКА МАРЬЯНОВСКОГО.

*Барселона (В Испании родной...) Танго. (Есть в фондах РАО)
Блины (Дуня.) (Помнишь, как на масленой, в Москве...) Фокстрот. (Есть в фондах РАО)
Будь моей весною.Танго. Из репертуара Н.Лучезарской и Вл.Анчарова (уп. в газ."Сегодня" 30.03.1932)
*Ванька, спой. (На деревне Ванька жил...) Это авторское название. На этикетках пластинок Петра Лещенко также встречаем - Ванька милый и Милый Ванька. (Есть в фондах РАО)
*Вечернее танго (Настала ночь...) Танго.
Вино любви. (Проходят дни и годы...) Танго. (Есть в фондах РАО)
*Горячее сердце.
Гостинцы-прянички. (Гостинцы-прянички для милой Танечки...) Фокстрот. (Есть в фондах РАО)
*До свидания. Танго-дуэт.
*Долли.
*Джигит. (Есть в фондах РАО)
*Звени гитара.
*Зимняя сказка.
*Иван да Марья. Фокстрот-дуэт.
Кавказ. (На Кавказе есть гора...) Ориент-фокстрот. (Есть в фондах РАО)
Карменсита, румба.
Когда огни сверкают. Фокстрот. Из репертуара Н.Лучезарской, Вл.Анчарова и М Ульмана (уп. газ. "Сегодня" 30.03.1932 как "Огни сверкают")
Кто ты? (В баре я увидел тебя...) Фокстрот. (Есть в фондах РАО)
*Лётчик по небу несётся.
*Любовь Маруси. Фокстрот. (Есть в фондах РАО)
*Любовь танцора.
*Маков цвет.
Марфуша. (Марфуша наша краше...) Фокстрот. (Есть в фондах РАО)
Миранда. (Ночь эта любви полна...) Танго.
*Море, на солнце сверкая... или Море и ты. (Застыло море в летнем зное) Танго.
*Мы - студенты.
*На луне. (Я тебя так люблю, дорогая...) Фокстрот.
*На качелях.
*На пароходе.
*Надо жениться!.. (Даша Петю полюбила...) Фокстрот.
*Надя.
*Настя. (Настя-ягодка.) (Настя в домике в лесу живёт...) Фокстрот. (Есть в фондах РАО)
*Нина, ты любишь кино.
*Не сердись.
*Песня моряка (В морях и океанах...) Фокстрот. (Есть в фондах РАО)
*Пойми и не вини!.. Танго.
Пока весна сияет. Танго.
*Полярная любовь.
*Порывы сердца.
*Последнее письмо.
*Прошла любовь. (Исполнение на лат. яз., концерт 10.05.2012)
*Розы в бокале. (Две розы в бокале...) Танго.
Рюмка водки. (На столе бутылки, рюмочки...) Фокстрот. (Есть в фондах РАО)
*Сирень шептала. (Догорел летний день...) Лирическое танго.
*Скажи, где ты? (Когда весною мы встретились случайно...) Танго. (Есть в фондах РАО)
*Сладкий отдых.
*Спортивный марш.
*Счастливая звезда.
Татьяна (Встретились мы в баре ресторана...) Танго. (Есть в фондах РАО)
*Твои глаза...
*Ты вся моя!...
Du bist mein Alles.  Английский вальс.
*У Тимошки две гармошки. (У Тимошки...) Фокстрот.
*Утро и вечер.
*Фиалки. Танго.
*Хочу забыть тебя.
*Цыганка. (Или Первая любовь) фокстрот.
*Чашка чая.
*Четыре времени года.

НА ЛАТЫШСКОМ ЯЗЫКЕ
Izgaisa mila. (Пропала любовь) Aнгл. вальс
Kā tevi aizmirst man... (Хочу забыть тебя) Танго 1934
Kad ugunis laistās [Когда огни сверкают]
Kamēr ir ziedons dabā! (Пока весна сияет). Танго 1932
Lai puto šampanietis.(Блины) Фокстрот.
Mīlas vīns (Вино любви) Tango
Miranda (Миранда) Tango
Spāniete (Испанка)
Тatjana ( Татьяна) Танго
Viens šnabīts (Рюмка водки)

НА ЛИТОВСКОМ ЯЗЫКЕ
Marytė Mėlynakė. (Marytė mano linksma mergina...) (Марфуша.) Фокстрот. (Лит.текст Elena Augustinaitė и др.)
Mūsų susitikimas. (Наша встреча.) Танго.

НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
Bei Nacht da spür' ich. (В час ночной...) Фокстрот
Carmencita (Карменсита)
Du bist mein Alles. (Ты вся моя!..)
Solang der Frühling lächelt. (Пока весна сияет) Танго.

НА ПОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ
Kieliszek czystej wódki. (Czemu, druhu miły, smucisz się...) Рюмка водки) Фокстрот
Marfusza (Znasz ją także chyba...) (Марфуша) Фокстрот
Na parkanie siedzi Jaś. (Na parkanie siedzi Jaś. Na swą Kasię czeka...) (На заборе сидит Ясь.) Мелодия "Кавказ" с новым польским текстом Ludwika Foxa) Фокстрот

ДИСКОГРАФИЯ МАРКА МАРЬЯНОВСКОГО

BELLACCORD ELEСTRO (Riga)


M 12599 3152 Solang der Frühling lächelt. (Пока весна сияет.) Taнго.
Джаз-оркестр Эдди Валиса. (Eddy Walis) с рефреном на немецком языке.
1932
М 12600 3152 Du bist mein Alles. (Ты вся моя!..) Английский вальс. Джаз-оркестр Эдди Валиса. (Eddy
Walis) с рефреном на немецком языке. 1932
М 12601 3151 Bei Nacht da spür' ich. (В час ночной...) Фокстрот. Джаз-оркестр Эдди Валиса. (Eddy Walis) с рефреном на немецком языке. 1932
М 12602 3151 Carmencita. (Карменсита) Румба. Джаз-оркестр Эдди Валиса. (Eddy Walis) с рефреном на немецком языке. 1932
М 3147 3081 Kad ugunis laistās. (Когда огни сверкают.) Фокстрот. Исп. Николай Васильев на латышском языке, акк. Оркестр "Savoy Band", дирижёр Уильям Серс и Саймон Островский. 1932
M 3299 3193 Viens šnabīts. (Рюмка водки.) Фокстрот. Исп. Артур Бредис (Artūrs Briedis) на латышском языке. Джаз-оркестр п/у Теодора Вейша (Teodors Vējš) 1933
М 3309 3241 Марфуша. Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Bellaccord 1933
М 3310 3242 Рюмка водки. Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Bellaccord 1933
M *** *** Mарфуша. Исп. Хор Дана.
М 3612 3305 Izgaisa mila. (Пропала любовь.) Aнгл. вальс. Исп. Марис Ветра (Mariss Vētra) Оркестр Bellaccord 1934
М 3613 3305 Miranda. (Миранда.) Tango. Исп. Марис Ветра (Mariss Vētra) на латышском языке. Оркестр Bellaccord. 1934
М 3936 3440 Блины (Дуня) Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Bellaccord 1935
М 3938 3444 Кавказ. Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Bellaccord 1935
М 3940 3440 Татьяна. Танго. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Bellaccord 1935
М 3976 3456 Lai puto šampanietis.(Блины). Фокстрот. Исп. Александр Янковский (Aleksandrs Jankovsky) на латышском языке. 1936
М 3978 3452 Tatjana (Татьяна) Танго. Исп. на латышском языке Эдгар Вильнис (Edgars Vilnis.) Джаз-оркестр Bellaccord 1936
М 4611 3746 Настя. Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Bellaccord 1938
М 4612 3747 Ванька, спой. Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Bellaccord 1938
М 4614 3746 Барселона. Танго. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Bellaccord 1938
М 5058 3961 Вино любви. Танго. Исп. К.Сокольский. Оркестр Bellaccord 1940
М 5062 3963 Гостинцы-прянички. Фокстрот. Исп. К.Сокольский. Оркестр Bellaccord 1940
М 5065 3963 Скажи, где ты? Исп. К. Сокольский. Оркестр Bellaccord 1940
М 5068 3962 Песня моряка. Фокстрот Исп К. Сокольский. Оркестр Bellaccord 1940
М 5069 3962 Любовь Маруси. Фокстрот Исп. К.Сокольский. Оркестр Bellaccord 1940

PARLOPHON (Berlin)
B16609 87252 Mīlas vīns (Вино любви) Tango Исп. Aleksandrs Jankovskis (Александр Янковский) на латышском языке. Оркестр Отто Добринта 1931
В 23062 79087 Вино любви. (Mīlas vīns.) Taнго. Исп. Александр Янковский (Aleksandrs Jankovskis) на русском языке. Оркестр Отто Добринта.

POLYDOR (Berlin)
R 40122 Вино любви. (Der Liebe Wein) Исп. Нюма Арполин (Numa Arpolin) Танцевальный оркестр Пауля Годвина 1932

SYRENA RECORD (Warszawa)
"Syrena Electro"
9101 Kieliszek czystej wódki. (Рюмка водки.) Польский текст Анды Кичман (Anda Kitschman). Исп. Тадеуш Фалишевский (Tadeusz Faliszewski.) Оркестр "Syrena Record." 1933
9371 Marfusza. (Марфуша.) Польский текст Леона Старского. (Leon Starski.) Исп. Mieczysław Fogg 1934
9421 Марфуша. Исп. Mieczysław Fogg (на русском языке) 1935
9831 Na parkanie siedzi Jaś. (На заборе сидит Ясь.) (Кавказ.) Польский текст Людвика Фокса (Ludwik Fox - псевдоним Зенона Фридвальда). Исп. Тадеуш Фалишевский (Tadeusz Faliszewski.) Оркестр "Syrena Record" 1937
9939 Чайник. Фокстрот. Исп. Ежи Семенов и Иван Никитин в сопровождении хора и оркестра. 1937
9940 Кавказ. Песня-фокстрот. Исп. Иван Никитин в сопровождении хора и оркестра. 1937
"Мelodia Electro"
497 Марфуша. Исп. Петр Лещенко Оркестр Bellaccord (Запись "Bellaccord Electro" 1933)
667 Na parkanie siedzi Jaś. (На заборе сидит Ясь.) (Кавказ) Польский текст Людвика Фокса (Ludwik Fox - псевдоним Людвика Зенона Фридвальда.) Исп.Ян Побуг (Jan Pobóg - псевдоним Тадеуша Фалишевского) в сопровождении оркестра.1937

ODEON (Warszawa)
O 271045b Wo1550 Marfusza. Фокстрот. Польский текст Леона Старского (Leon Starski.) Исп. Хор Дана (Chór Dana) 1937

СOLUMBIA (București)
CHR 585 DR 90 Татьяна. Танго. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера 1936
СНR 601 DR 92 Кавказ. Ориент-фокстрот Исп. Петр Лещенко. Оркестр Жоржа Корологоса 1936
CHR 602 DR 93 Блины. (Дуня) Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Жоржа Короголоса 1936
СНR 1047 DR 324 Ванька милый. Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Орк п/у Николая Черешни 1939
СНR 1048 DR 324 Настя-ягодка. Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Орк п/у Николая Черешни 1939
CHR 1049 DR 322 Барселона. Танго. Исп. Петр Лещенко. Орк п/у Николая Черешни 1939

COLUMBIA (Wien)
WHR 289 DV 1219 Вино любви. Танго. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Франка Фокса 1933
WHR 294 DV 1222 Рюмка водки. Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Орк. Франка Фокса 1933
WHR 374 DV 1269 Марфуша. Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Макса Генигсберга-Альбахари.
WHR 477 DV 1594 Миранда. Танго. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера.
WHR 538 DV 1600 Кто ты? Фокстрот. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Жоржа Короголоса 1935

COLUMBIA (Japan)
Qu 395 J 2917 Вино любви (Der Liebe Wein) Цыганский оркестр аккордеонистов. (Место и время записи матрицы не установлено)

COLUMBIA (London)
Marytė Mėlynakė (Марфуша) Фокстрот. Текст Elena Augustinaitė и др. Исп. Антанас Шабаняускас (Antanas Šabaniauskas) на литовском языке 1933
Mūsų susitikimas. Наша встреча. Танго. Исп. Антанас Шабаняускас (Antanas Šabaniauskas) на литовском языке. 1933

ELECTRECORD (București)
1375 1652 Марфуша. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Анатолия Альбина 1947
1376 1651 Рюмка водки. Исп. Петр Лещенко. Оркестр Анатолия Альбина 1947

CONTINENTAL (USA)
C 1015A Марфуша - гопак. (Marfuscha - Gopak) - инструментальное исполнение. Цыганский караван Арно.

HED-ARZI (Israel)
1022 883 Марфуша. (Marfusha) Фокстрот. Исп. Шуламит Левани на русском языке. Оркестр п/у Германа Генигсберга.

Представленная выше дискография произведений Марка Марьяновского не является полной
 
МайяДата: Вторник, 12.12.2017, 02:03 | Сообщение # 2
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 174
Статус: Offline
Дорогой Пан Георгий! Словно посмотрела подробный, до мельчайших деталей (о которых и не догадывалась), документальный фильм о жизни и бессмертии автора «Татьяны».
Спасибо!

 
GlebGrДата: Пятница, 22.12.2017, 16:31 | Сообщение # 3
Зритель
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
По названиям много знакомых песен, в авторах не Марьяновский. Не узнать теперь те это песни или нет. Гениальный был мелодист, получается, что в известных только те, что пел Лещенко Петр. Пан Георгий проделал колоссальную работу. Поздравляю и благодарю
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Авторы песен Петра Лещенко » Татьяна, помнишь дни золотые!!! (Песенное наследие Марка Марьяновского)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2018
Сайт создан в системе uCoz