Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 30.04.2017, 06:18

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Olga777 
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » ИСТОРИЯ ЦЫГАН. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД » УНИКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЫГАН. ЧТО ИМЕЕМ НЕ ХРАНИМ. (Музыкальная культура, получившие признание во всем мире)
УНИКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЫГАН. ЧТО ИМЕЕМ НЕ ХРАНИМ.
Olga777Дата: Четверг, 21.03.2013, 00:08 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 729
Статус: Offline
Анатолий КОСТЫРИН

ПОД НЕБОМ ЦЫГАНСКИМ


Трудно мне припомнить, в какой период жизни я стал прислушиваться к цыганской музыке, песням. Сколько лет мне было тогда, не помню, но, как я, сломя голову бежал к месту деревенских уличных сборищ, заслышав гармошку или гитару, и, как в кругу зевак на земляной небольшой площадке отплясывал «цыганочку» какой-нибудь невесть откуда появившийся цыганёнок, забыть не могу.
Один такой эпизод из далеких юношеских лет,
восхитивший меня самобытной оригинальностью, припомнился мне и сегодня…




В один из тихих летних вечеров около соседнего большого деревянного дома нашего села собрались люди разных возрастов. Старики расположились на лавочке у палисадника, чтобы подышать воздухом после схлынувшей жары, молодежь, в основном школьного возраста, устроила игрища в «кошки-мышки», «догонялки», «прятки».
Когда стемнело, кто-то из мальчишек принес гармошку. Образовался небольшой круг, но очень скоро народу прибавилось. Понеслись песни радио и кино, частенько, звучащие вразнобой, но с задором. Вдруг откуда ни возьмись, верхом на серой небольшой лошаденке прискакал юноша-цыган. Спрыгнув с лошади, он привязал ее к плетеной изгороди. Парни постарше окружили «чужака», надо было разобраться, что привело к нам незваного гостя. Нет смысла рассказывать о настрое этих парней-«хозяев», готовых под улюлюканье своих «одноклубников» выпроводить, а то и побить любого пришлого.
Молоденький цыган очень скоро расположил парней, он пообещал, что, если ему сыграют на гармошке «цыганочку», то он спляшет, «как щука в пруде, как рак на воде». Оказалось, совсем недавно на другом краю села обосновалась цыганская семья, и наш гость - самый старший из детей.



Цыганский танец из кинофильма "Табор уходит в небо"


И представление началось. Гармошку взял в руки Паша. Среди гармонистов (нам, пацанам, были известны все имена «виртуозов» игры на самом популярном в деревне инструменте) существовал главный «критерий» умелости - как он играет «цыганочку», и обязательно «с выходом». Гармонист с вызовом рванул меха, отбивая аккорды «цыганочки», а в такт им замелькали и зашлепали ладони рук исполнителя пляски. По мере того, как темп ускорялся и усиливался «артисты» усердствовали все больше и больше, каждый в своем амплуа: гармонист сильными руками так сжимал и разжимал меха гармошки, что казалось, вот-вот они порвутся. При этом мотив «цыганочки» (цыганской венгерки) был настолько искажен, что больше напоминал обычную русскую плясовую с частушечными припевками. Однако, все внимание публики, и мое тоже, захватил плясун. Этот парень с грязноватым лицом, курчавой головой и мелькающими темнокожими кистями рук был неподражаем.



Утоптанная земляная площадка не давала того эффекта от стука подошв и каблуков сапог, и не всегда эти стуки соответствовали не совсем ритмичной игре непрофессионального музыканта. Но огонь, азарт, искренность, отточенность движений напрочь заставили забыть про недавнюю настороженность и неприязнь к чужеродному пришельцу. Напротив, из соседних домов и хат выбрались все - и стар, и мал. Рядом с площадкой было возвышение из аккуратно сложенных строительных бревен хозяина-домовладельца. Публика взобралась на бревна, чтобы лучше видеть представление, которое устроил наш гость. Эффектно оборвав пляску последним «коленцем», паренек быстро направился к лошади, отвязал поводок уздечки, вскочил на седло, и, понимающая свои обязанности лошадка неспешной рысью понесла своего седока в полночную тьму....
Не знаю, что меня тогда двенадцатилетнего мальчишку впечатлило, но каждый раз, когда в вечерней тишине вдруг раздавались отдаленные звуки гармошки, я тут же мчался туда, где поют и пляшут. И всегда с затаенной надеждой ожидал чародея цыганской пляски. Настоящих цыганских артистов я тогда «вживую» не видывал. Время было такое, 50-70-е годы, что ни песен, ни романсов цыганского исполнения по радио, ни плясок на сценах Домов культуры не допускалось.
Шли годы. В 70-е в нашу жизнь уже прочно вошло телевидение, в больших городах это случилось значительно раньше. Стали выпускаться изредка и малыми тиражами грампластинки исполнителей цыганских песен и романсов: Николая Сличенко, Валентины и Дуфуни Вишневских, С.Тимофеевой и др. Позже появилось еще много новых пластинок исполнителей как старшего, так и нового поколения: М.Шишкова, И.Йошки, Н.Эрденко и его семьи, П.Деметра и Розы Джелакаевой, супругов Валентины и Валерия Маштаковых, Николая Жемчужного.




Через 14 лет, в 1975 году дороги жизни после службы в Советской Армии на Чукотке привели меня в Магадан. Думаю, что и это было не случайным порывом души. Родители мои были детьми сосланных в Сибирь «кулаков», и отец, после окончания учительских курсов, должен был с моей матерью и двумя детьми, каждый учебный год менять место работы, а значит и место жительства - от Омской области до Хакасии. Наверное, эти вынужденные обстоятельства стали и для меня своеобразной «прививкой». Как только обычная трудовая жизнь, обычное времяпрепровождение в захолустной местности начинали надоедать, душа звала в иные дали и, надо сказать, находила в этом удовлетворение. Еще до призыва в Советскую Армию, я довольно неплохо овладел игрой на гармошке и баяне. А это, как я усвоил, лучший козырь быть принятым в любой компании, в любом коллективе. Кстати, тот случай, когда я, будучи подростком, увидел первое «представление» - пляску юноши-цыгана, как раз и побудил меня во что бы то ни стало освоить гармошку. Хотелось научиться не только играть, но и плясать также азартно, четко. Жаль не было учителей.
Итак, Магадан. Казалось бы, какое отношение может иметь этот город к теме моего рассказа? Самое прямое, именно в этом городе мне довелось познакомиться с человеком, имя которого я никогда не знал, но его песни, как выяснилось позже, напевала моя мама за домашними делами или за работой в поле. В этом я убедился во время домашнего концерта при первом же посещении знаменитого Вадима Алексеевича Козина в 1978 году. Тогда среди других песен прозвучала и цыганская рапсодия «Шалалыва». Когда я спросил, почему звучит цыганская песня, Вадим Алексеевич ответил: «Так я же цыган», и уточнил «Моя мама чистокровная цыганка, пела в цыганском хоре».



Анатолий Костырин и Вадим Козин. Магадан


Говорить о Вадиме Козине как об эстрадном певце с уникальным голосом и своеобразной манерой исполнения, не касаясь всех жизненных перипетий артиста, - значит даже не попытаться объяснить суть его феномена. Но это уже другая тема, пока что она, эта тема, стала для некоторых писателей-«биографов» Козина и целью, и средством восхождения на Олимп собственной карьеры, средством, далеко не чистым по части морали.
Но вернемся к Вадиму Алексеевичу, общение с которым усилило мою страсть к цыганскому искусству. Самого Маэстро, конечно, нельзя представлять, как артиста с цыганским уклоном. Нет, он был исполнителем советских песен, старинных русских и цыганских романсов. Но его рассказы о жизни и быте цыган, о том, как исполняла на сцене цыганский танец его родственница Зоя Ильинская, я готов был слушать всегда, подолгу и по несколько раз.

Сейчас у меня солидная фонотека, состоящая из грампластинок, аудиокассет, компакт-дисков записей цыганских песен и романсов, в том числе досоветского периода. Отдавая дань уважения и восхищения сегодняшним исполнителям, записанным на совершенной аппаратуре, я с благоговением слушаю Варю Панину, Н.Дулькевич, А.Давыдова, Лялю Черную, Е.Шишкину, М.Черкасову, Н.Панкову и многих-многих других.
Как хочется, чтобы с годами не исчезал, а пополнялся список имен, блеснувших яркими звездами на безбрежном небосводе цыганского искусства! Для этого, на мой взгляд, нужно, чтобы государство признало существование проблемы большой и не менее талантливого народа. Это особая и важная тема.



Из истории цыган. Восьмого апреля в мире отмечают Международный день цыган


Когда я писал строки этого повествования, по телевизору шла документальная передача об Освенциме - гитлеровской «фабрике смерти» Второй мировой войны. Отвлекшись от своего занятия, я обратил внимание на то, что только в этом лагере обреченных на сожжение в газовых камерах (статистика приведена по национальному признаку) евреев - 75 тысяч человек, цыган - 23 тысячи. Сколько уничтожено цыганского населения на захваченных фашистами советских территориях, история умалчивает. Думаю, что много. Цыгане - народные умельцы, хозяйственники, артисты театрального и уникального в мире искусства песни и танца, ученые (женщина-профессор Н.Деметр), военные (автор книги Ильинский А.М), талантливые и красивые люди, почти исчезли со сцен театров и концертных залов, не говорю о других сферах цивилизованной жизни общества. Почему это случилось?


Изгнание цыган из оккупированной Польши, 1943 год


Как будто в оправдание этого явления все больше показывают по телевидению сюжеты о криминализации цыганской диаспоры (наркобизнес, мошенницы-гадалки с использованием «гипнотических» способностей и пр.). Борьба с преступностью в цыганской среде, и не только, на мой взгляд, приобрела уродливую форму. К примеру, если в каком-то доме (ТВ-сюжет из Екатеринбурга) занимаются наркоторговлей, то нужно разрушить дом, а жильцы сами разбегутся.




Что же остается людям из беднейших, безграмотных слоев (не только цыганских) общества, если гонения, преследование, карательные меры стали единственным способом борьбы с его пороками? Где развитие гуманитарных мер государством в области образования, культуры, мер по вовлечению в активную жизнь цыганского населения, которые предпринимались в 20-30-е годы? В сегодняшних приоритетах развития страны этот вопрос не значится, соответственно, нет и надежды получить на него ответ.

02.2006. – 12.2007
г.Владимир


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » ИСТОРИЯ ЦЫГАН. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД » УНИКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЫГАН. ЧТО ИМЕЕМ НЕ ХРАНИМ. (Музыкальная культура, получившие признание во всем мире)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2017
Сайт создан в системе uCoz