Публикации
Форма входа


Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 10:25

Главная » Файлы » Петр Лещенко и его время

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БАС ВСЕЯ РУСИ!
28.02.2016, 23:14
  
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БАС ВСЕЯ РУСИ!
Опера и романс. – Глупые песенки и Шаляпин. – Вопреки завистливым сказителям. –
Встречи с Петром Лещенко. – Привет рижанам.  

Если попросить любого человека назвать самого выдающего певца начала ХХ века, в ответ услышим: Фёдор Иванович Шаляпин. Начну с цитаты из книги Эдуарда Старка «Шаляпин», изданной в Петрограде в 1915 году: «Сын народа, не имеющий за собою никакого культурного прошлого, он достиг в своем искусстве пределов, каких до него не достигал никто. И жизнь его похожа на сказочный сон. Идя все вперед, непрерывно совершенствуясь, Шаляпин могучею силою своей творческой фантазии покорил себе полмира».
Гениальный оперный певец, самородок ушел со сцены в мир иной более полувека назад, но его голос звучит и поныне. Интерес к его личности и творчеству не ослабевает с годами во всем мире. В разных странах на разных языках издано о певце и множество книг, написаны тысячи статей. Все события его жизни  от рождения до смерти, его гастроли по странам и континентам описаны в этих публикациях подробно. Сам певец является автором двух автобиографических книг, которые были изданы при его жизни. Это «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа». Позже они переиздавалось, одна даже под другим названием «Повести о жизни».

 
    
        
Он прожил очень яркую жизнь. Не буду пересказывать его биографию. Кто не знает, читайте самого Шаляпина, проживите с ним его судьбу. Я о том, кем стал этот парнишка Суконной слободы. Артист, признанный во всем мире. Гастроли в Риме, Монте-Карло, Оранже, Берлине, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Варшаве, Монреале, Бостоне, Чикаго, Кливленде, Филадельфии, Стокгольме, Гётеборге, Эдинбурге, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Дрездене, Лейпциге, Мюнхене, Кёльне, Будапеште, Гамбурге, Брюсселе, Амстердаме, Антверпене, Токио, Осаке, Харбине, Пекине, Шанхае, Праге, Вене, Бухаресте, Глазго, Цюрихе, Женеве. И это приблизительная география его выступлений. Также приблизительно подсчитано и то, что в репертуаре Шаляпина около 70 оперных партий и около 400 произведений камерной музыки. Несомненно, эти цифры отражают количество только известных работ Шаляпина. Было больше в его репертуаре и песен, и романсов, и арий. Можно много говорить о Шаляпине, но лучше, чем сам его Величество Бас, покоривший весь мир, не скажешь:
-  Поверьте мне, – я говорю все это не для того, чтоб любоваться Федором Шаляпиным, который из Казани, сапожной мастерской попал в аристократические гостиные Лондона, – поверьте, не в этом суть, не в этом! Суть в том, что я – человек загнанной, замученной страны, страны, которая, несмотря на трудную жизнь свою, создала великое искусство, нужное всему миру, понимаемое всеми людьми земли! Я не умею хорошо сказать то, что чувствую, но чувствую я хорошо! И не о Шаляпине я рассказываю, а о русском человеке, которого люблю. Ну, да, много горечи в этой любви и, как все в нашем мире, наверное, любовь тоже несправедлива, – но никто не нуждается в ней так много, как все мы, Русь! 

 
 
«Борис Годунов» — опера Модеста Мусоргского в четырёх действиях с прологом
(в семи, во второй редакции восьми картинах).
Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина. 
Федор Шаляпин - Борис Годунов, акт 4, "Прощание Бориса"
.  

Сорок лет в театре, такой итог подвел сам Шаляпин в книге «Маска и душа»,  дали миру артиста, который за эти годы много масок примерил, много образов создал. Делал он это талантливо, не случайно его называют реформатором оперы. Он внес в оперное искусство не только вокальное мастерство, но и драматический дар. Долгие годы он был известен миру по созданным им образам-маскам. Он – Борис Годунов, Мефистофель, Иван Грозный, Дон Кихот, проще назвать маски, которые он так и не примерил. Таким его знал мир: ЧЕЛОВЕК – МАСКА!
В книге «Маска и душа» Шаляпин открыл своим почитателям душу, которая была скрыта за театральными масками.  
 
     
Федор Шаляпин и его роли...
1.  Борис в опере Мусоргского «Борис Годунов». 
2. Мельник в опере  Даргомыжского «Русалка». 
3. Дон Кихот в опере Ж. Массне «Дон Кихот".
4. Иван Грозный в опере Н. П. Римского-Корсакова «Псковитянка» (с О.-В.Эберле), 1896 г. 
5. Дон Базилио в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник»

 
Образы, созданные Федором Шаляпиным всегда по-разному им подавались. Он был неподражаем на сцене.  Одной из лучших партий в русском репертуаре он считал партию Годунова в одноименной опере Мусоргского. В зарубежном репертуаре прошли с ним весь его творческий путь -  два Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто и опере Ш. Гуно «Фауст», Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини и Дон Кихот в опере Ж. Массне. Шаляпин был требователен к выбору своих ролей. Не всегда для него текст сливался с музыкой в одно художественное целое, как, по его словам, монолог Бориса в опере Мусоргского: «В иных операх текст настолько нелеп, что я иногда ощущаю стыд, когда мне приходится петь его. Хуже всего то, что здесь ничем помочь нельзя, так как оздоровление текста и приведение его в гармонию с музыкой встречает непреодолимые трудности. Мне кажется, что простая песня может осуществить то, что недоступно опере». 
Велик был Шаляпин и в камерном исполнительстве. Он и здесь создал свой театр. Его репертуар включал до четырехсот произведений камерного жанра. Лучшими называют такие, как «Блоха», «Забытый» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского Корсакова, «Двойник» Шуберта, русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень». Среди романсов, которые любил исполнять Фёдор Иванович: «Очи черные», «Пара гнедых», «Не для меня придет весна», «Последняя встреча», «Когда б я знал», «Кари глазки», «Забыли Вы», «Уста мои молчат», «Я помню день», «Ах, вы песни, мои песни».
Правда, и о романсах, и о народных песнях он говорил, что «глупенькие песни», а душу теребят:

«Слободские девицы задумчиво пели:
На том ли поле серебристом
Стояла дева под луной
И уверяла небо – чистым
Хранить до гроба свой покой.
 
Несомненно, это глупые слова, но в них звучало искреннее чувство, понятное мне. А дальше в этой песне были слова и не в такой степени глупые:

Любовь моя прочней могилы.
Я всю себя ей отдала.
Она мои убила силы:
В ее огне я отцвела.

Хотя это распевалось отцветшими слободскими девицами, но все-таки трогало меня за сердце».

 
  

Вспоминает Алексей Золотарев: «Мы сидели чуть ли не втроем (Алексей Максимыч и я), когда Шаляпин, глядя на волнующееся пенистое море с веранды Тратториа делла Сирене, рассказывал, как дважды в жизни он пел самозабвенно, не помня себя. Первый раз по просьбе каких-то двух старушек — «Глядя на луч пурпурного заката». Как будто нехотя и забылся…". 

Это был романс композитора Андрея Оппеля на стихи малоизвестного московского поэта Павла Козлова, авторское название «Забыли Вы»:  

Глядя на луч пурпурного заката,
Стояли мы на берегу Невы.
Вы руку жали мне; промчался без возврата
Тот сладкий миг, его забыли вы. 


Мне кажется, что содержание и ритмический строй этого романса  перекликаются с танго "Скажите, почему нас с вами разлучили", одним из лучших в репертуаре Петра Лещенко. Шаляпин любил и хорошо знал песни Петра Лещенко, особенно танго Оскара Строка. Рижский "король танго"  вспоминал: "Приехав в Ригу, Шаляпин меня разыскал и пригласил в гостиницу "Метрополь". После угощения, состоявшего из заварного чёрного хлеба, русской колбасы и чая, по которому я так соскучился, Фёдор Иванович лукаво посмотрел на меня и, аккомпанируя себе на рояле, начал напевать вполголоса мои песенки. Он понимал, как мне приятно, что великий русский артист знает мои скромные произведения». 

 
               

Ценил также Шаляпин песенное мастерство Юрия Морфесси , которого он считал "бояном русской песни". Тепло отзывался об исполнительском таланте Надежды Плевицкой .  Своему варшавскому другу Ежи Семёнову, которого называли "польским Петром Лещенко",  подарил свою фотографию с автографом: "Егорушке Семёнову. Спасибо за песни - Шаляпин". Репертуар Семенова частично совпадал с лещенковским. 
 
         Ежи Семенов                                                                                                                                         Автограф Федора Шаляпина Георгию Семенову
 
Признаюсь, я не любитель оперного искусства, и лет 30 назад  я обратился к мемуарам Шаляпина с единственной целью познакомиться с жизнью русской эмиграции. О встречах Петра Лещенко с Федором Шаляпиным я узнал гораздо позже из других источников. О добрых и доверительных отношениях этих двух разных, но очень талантливых артистов, мне поведала Вера Георгиевна Лещенко: «Петр Константинович часто рассказывал о своем знакомстве с Шаляпиным. Вспоминая, копировал его, почему-то чаще вспоминал арию Бориса Годунова, по-царски приосанится и запоет: «Достиг я высшей власти...», и еще помню там слова были: «...Но счастья нет моей измученной душе!», ― очень Петру Константиновичу нравились эти строчки. Я знаю, что познакомились они в Риге, потом коротко встречались в Париже. Шаляпин, бывая в Бухаресте, не просто виделся с  Петром Константиновичем в ресторане, а иногда, день-другой жил на Каля Виктория. У Петра Константиновича на втором этаже, над рестораном, было две квартиры гостиничного типа. Шаляпин ценил хорошую русскую кухню, а ресторан Петра Константиновича этим славился. Это я знаю по рассказам Пети, а несколько фотографий его с Шаляпиным, которые хранились в заветном чемоданчике, видела сама. Одна была с автографом: «Дорогому Петруше от Федора Шаляпина». Мог так написать Шаляпин человеку, которого не уважает? Я не верю злопыхателям, на колени Петя никогда ни перед кем не падал, даже перед Шаляпиным».

Интересен эпизод, описанный со слов Ф.Ф. Лебедева, который четыре года проработал в ресторане La Leșcenco: «Однажды Лещенко и, гостивший у него Федор Иванович Шаляпин, захотели ржаного хлеба. Мигом я связался с земляками. На другой же день из моего родного Аккермана самолетом привезли "житнички" - вкуснейшие ржаные хлебцы, испеченные в аккерманской пекарне Елина». 

 

Бухарест. 1905 год. Бульвар Королевы Елизаветы. Здание театра слева со шпилями и фонарем над фасадом.

 
В Бухарест с гастролями Шаляпин приезжал несколько раз и румынская публика всегда его тепло приветствовала. Последняя встреча Петра Лещенко с Фёдором Шаляпиным состоялась в Бухаресте 12 января 1937 года. Знаменитый артист был уже неизлечимо болен. Он приехал из Вены, чтобы дать сольный концерт  в Бухарестском театре "Эфорие-Вокс". Аккомпанировала певцу замечательная пианистка Мария Каламкарян, в свое время она была ученицей Бузони и Гальстона. В последние годы жизни Федора  Шаляпина она участвовала в концертах знаменитого певца, как аккомпаниатор и солистка. 
 

Пророк
Федор Шаляпин
Музыка - Николай Римский-Корсаков 
Стихи - Александр Пушкин
Оркестр Перси Питта 
Из коллекции Юрия Берникова
 
О концерте в Бухаресте оставил воспоминания и рижский эстрадный певец Константин Сокольский. В конце 1936 года он приехал на гастроли в Румынию, выступал в одном из ресторанов Бухареста. С Петром Лещенко он был знаком ещё по Риге. Знатоки утверждают, что у них был сближенный репертуар. Так ли это? Я насчитал всего 5 общих песен: «Вино любви», «Голубые глаза»,  «Как хороши вечерние зарницы», «Сердце», «Ха-ча-ча». По моему мнению, лучшим у Сокольского было танго Исаака Дунаевского "Дымок от папиросы" на стихи Николая Агнивцева. Но был в его репертуаре целый ряд песен, которые Пётр Лещенко петь бы никогда не стал, например, «Весело было там», «Волшебная ночь», «Гоп со смыком», «Дорогой смех», «Мурка» и другие "весёлые песенки". Сокольский оставался малоизвестным певцом, в то время, как песни Петра Лещенко уже в начале 30-х годов минувшего века вышли далеко за границы русской диаспоры и в записях на пластинки часто звучали в эфире в передачах национальных радиостанций не только европейских стран, но и Канады, и Австралии. По иронии судьбы некоторые записи Сокольского, например, «Гитара любви», «До встречи с вами», «Дымок от папиросы», «Палестинское танго», «Чужие города» были известны в СССР, как записи Петра Лещенко. Дело в том, что переписи с рижских пластинок Сокольского на ренгеновских плёнках продавались на барахолках часто с чернильной надписью "Пётр Лещенко". Магия славного имени певца притягивала покупателей, не все замечали подмену и этим пользовались предприимчивые дельцы. 
 

Константин Сокольский 
(настоящее имя Константин Тарасович Кудрявцев) 
7 декабря 1904, Санкт-Петербург — 12 мая 1991, Рига  —
латвийский и советский певец. 

 
 
Пётр Лещенко - мастер. Константин Сокольский рядом с ним – подмастерье. В его воспоминаниях  о певце, которого он немного знал по рижским встречам и называл своим другом, ощущается зависть. Это и мешало Сокольскому быть до конца объективным. Цитирую: «Некоторые называют Петра Лещенко "пластиночным певцом". Я с этим совершенно не согласен. Для большой сцены (опера, оперетта, филармонический концерт) Петр не имел необходимого голосового материала, а по мастерству исполнения на граммофонных пластинках танго и фокстротов я считаю его одним из лучших русских певцов, которых мне приходилось слышать»,  « ... у Пети был слабый голос, неслышный в больших помещениях. (...) Конечно, такой зал как «А.Т.» он мог озвучить...», «... Петя и певцом-то случайно стал. Он же танцор».  
 

План театра, в котором выступал Федор Шаляпин в Бухаресте. 
 
 
По высказываниям самого Сокольского, он и с Шаляпиным был, как говорят поляки, «за пан-брат» и общался с ним фамильярно: «... встречаю в Бухаресте Шаляпина и говорю: Фёдор, пойдём туда-то (забыл я, куда приглашался Шаляпин), а он отвечает: нет, Костя я иду к Лещенко. Пойдём к нему...».  Странно, по возрасту Федор Иванович ему в отцы годился. Я не знаю, был ли Сокольский на концерте Шаляпина в зале "Эфорие-Вокс", но на банкет в ресторан Петра Лещенко удалось ему попасть. В своих устных и письменных воспоминаниях  Сокольский упоминал о банкете  несколько раз в разных вариантах. Вот один из них:  

«В начале 1937 года, когда я находился на гастролях в Румынии, импресарио Соломон Яковлевич Бискер сказал мне, что в ближайшее время в бухарестском пассаже «Ефория» (GS. Театр «Эфорие Вокс») состоится концерт Федора Ивановича Шаляпина. А после концерта в честь певца будет устроен банкет, намеченный в ресторане «Континенталь», где играл румынский скрипач-виртуоз Григораш Нику.
Вскоре ко мне в гостиницу пришел Лещенко и сказал: «Приглашаю тебя на банкет в честь Шаляпина».  Я удивился и заметил, что Бискер уже пригласил меня, но банкет состоится в «Континентале». Петя повторил твердо: «Банкет будет у меня, приходи».
Действительно, вечер состоялся в его ресторане. Оказалось, что Петр Константинович сумел договориться с Бискером и чествование Шаляпина перенесли в его ресторан.
Я сидел от Федора Ивановича четвертым по счету (Шаляпин, Бискер, кажется, критик Н. Золотарев и я) и все время прислушивался, о чем говорил великий певец. Выступая в программе вечера, Лещенко был просто в ударе. Во время пения он все время обращался к столику, за которым сидел Шаляпин. После его выступления Бискер спросил прославленного баса (они были на ты): «Как ты думаешь, Федор Иванович, Лещенко хорошо поет?» Шаляпин улыбнулся, взглянул в сторону Петра и ответил: «Да, глупые песенки поет хорошо». 

 

Песнь о блохе. Романс. 
Федор Шаляпин
Музыка - Мусоргский Модест Петрович
Стихи - Гете И.В., перевод А.Струговщикова
Piano accomp. by. G.Godzinsky
Из коллекции Александра Пройдакова
 
Как видим, без "ложки дегтя" не обошлись и эти воспоминания. Фраза про глупые песенки, ставшая, увы, «крылатой», повторяется сейчас на все лады  на тысячах сайтов. Это из той же серии, что и разговоры о жадном Шаляпине и его любимой фразе: «Бесплатно только птички поют». Фраза была, но совсем по другому поводу. Посмотрите афиши и программы выступлений певца в Киеве, Харькове и Петрограде перед огромной рабочей аудиторией! А сколько благотворительных концертов он дал.  В годы Первой мировой войны певец открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, но артист не рекламировал свои благие дела. Много лет финансовые дела певца вел юрист М.Ф. Волькенштейн, так вот он пишет: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!».
Шаляпин не раз брался за перо и опровергал эти домыслы, но бесполезно. Было это, не было, даже обсуждать не хочется. Факты говорят, что застольная беседа с оценкой певца Петра Лещенко, это плод воображения Константина Тарасовича.  Ведь чествовали легендарного Шаляпина не "у тёти на именинах", а на официальном банкете, организованном дирекцией и артистами бухарестской национальной оперы. Я могу предположить, что на почётном месте в зале находился виновник торжества Фёдор Иванович Шаляпин и его акомпаниатор пианистка Мария Николаевна Каламкарян в окружении бухарестских музыкальных светил и других официальных лиц. И не могу поверить, что Шаляпин позволил себе унизить своего друга, наконец, просто человека, у которого он был в гостях. И главный аргумент: на том банкете Пётр Лещенко не пел. Он специально пригласил на это мероприятие ансамбль «Байкал», которым руководил талантливый музыкант Борис  Петко-Вулпе.  


 
Ансамбль "Веселый безработный", 1930 год. Бессарабия.
Слева крайний стоит Борис Петко-Вулпе, создатель и руководитель в 1935 году ансамбля "Байкал"

 

Журналист Наталия Барбиер так писала об этом чествовании: 
«В ресторане Лещенко Борису удалось увидеть тех, чьи имена были у всех на устах. На обратном пути из Индии в Бухарест завернул Шаляпин. Он выступил у своего коллеги. Лещенко пригласил и «Байкал» на такое знатное «угощение». Федор Иванович показался Борису грустным и утомленным. В Индию он ездил, прослышав о возможном исцелении от гемофилии, но надежды не оправдались. И Шаляпин, словно предвидя близкую смерть, так прочувствованно спел «Быть может, с вами я в последний раз», что все прослезились».  

Действительно, вскоре, 13 месяцев спустя великого царя басов не только России, но и всей планеты отозвал в Иные Миры чёрный Ангел смерти.

 
Георгий Сухно, Польша. 01 марта 2016 год 
 
 
"Вѣрую" - А. Архангельскаго
Фёдор Шаляпин с хором русской Метрополитэн церкви в Париже
под руководством Н.П.Афонского
Из коллекции Юрия Берникова

 
Очерк о пребывании Фёдора Шаляпина в Бухаресте в январе 1937 года и о концерте в театре «Эфорие-Вокс» поместила рижская эмиграционная  газета «Сегодня».

Газета "Сегодня", 20 января, 1937 года 
ДНИ ШАЛЯПИНА В БУХАРЕСТЕ
«Рига с ее публикой на всю жизнь крепко заклепана в моем сердце», - сказал Шаляпин. - Шаляпин из Бухареста шлет рижанам горячий привет. (Письмо из Румынии).
 
За целый месяц Бухарест был широко оповещен о приезде Шаляпина. Буквально все румынские газеты запестрели заметками, статьями и клише, посвященными Шаляпину. Интерес к Шаляпину настолько возрос в Бухаресте, что все прочие сенсации отошли на задний план.
Импресарио Н. Я. Золотарев  предполагал сперва устроить гастроль Шаляпина в «Борисе Годунове»,  но от этого пришлось отказаться и ограничиться концертом.
Ф. И. Шаляпин приехал в Бухарест за два дня до концерта. На вокзале он был встречен делегащей от артистов Национальной Оперы, представителями столичных газет, многочисленней толпой поклонников и поклонниц. На концерт Шаляпина приехали в Бухарест множество меломанов из  самых отдаленных концов Румынии. В отель, где остановился Шаляпин, началось паломничество. К Шаляпину шли, прося автографа, кто с карточкой, кто с книгой его воспоминаний.
Прием журналистов состоялся за чашкой чая. Шаляпин своим тонким и интересным рассказом  очаровал  всех присутствовавших. И уже вечерние газеты запестрели интервью с Шаляпиным и клише: встреча Шаляпина на вокзале, Шаляпин беседует с журналистами.
Автора этих строк, как старого знакомого и земляка, Фед. Ив. принял у себя в номере за вечерней  трапезой, за ложкой янтарной ухи из стерлядок.
— Как поживаете, Федор Иванович?
— Да хорошо, с каждым годом молодею. В прошлом году мне исполнилось бО лет, а в этом стало всего 59.
— Откуда приехали и куда путь держите?
—Приехал из Вены, где дал два концерта. После бухарестскаго концерта долженъ петь в Берлине. А потом? Не знаю, может быть, вернусь в Бухарест снова. Дирекция Национ. Оперы ведет сейчас со мной переговоры, чтобы я выступил в «Борисе Годунове» и поставил бы его по-своему.  Окончательного ответа я еще не дал.
— Кого видели в Бухаресте, где были?
— Мой первый визит был во дворец. С королем Каролем я познакомился у принца Уэльского, в  бытность последнего на Ривьере еще в 1925 году. Сделал визит директору нац. Театров  М. Садовяну,  посетил и своих друзей—дирижера Масини и Козелла-Поклевского.  
— Что случилось с вашей книгой? Как возник процесс с парижским полпредством?
— Подумайте, книга у меня вышла на русском языке. Вскоре нашелся издатель, который захотел  выпустить ее на французском. Однако, я узнал, что большевики переиздали в Москве мою книгу и приступили к изданию ее на французском языке. Мой издатель француз заволновался и настоял на том, чтобы я немедленно вчинил иск полпредству. Я согласился. Надо вам заметить, что я — ужасный собственник. Я люблю все свое. Я сам его приобретаю и не жду, чтобы мне что-либо подарили, или преподнесли. Французский суд во всех инстанциях согласился с моим собственническим инстинктом и не признал весомость советских доказательств об отмене по декрету «авторского права».
— Собираетесь ли, Ф. И., в недалеком будущем в Ригу?
— Не знаю. Возможно. Ригу я очень люблю. Это один из немногих городов, который я люблю нежной любовью. Рига с ее публикой крепко заклепана в моем сердце. Передайте, пожалуйста, через «Сегодня» рижанам мой горячий привет из Бухареста.
За поздним временем пришлось с  Ф.И. расстаться и пожелать ему спокойной ночи и «ни пуха, ни пера» в предстоящем концерте.
Концерт Шаляпина начался ровно в 9 час., без опозданий, по просьбе вице-председателя Совета министров И. К. Инкульца, изъявившего желание прослушать хотя бы два романса Шаляпина перед отъездом своим в Яссы с вечерним десятичасовым поездом. Зрительный зал «Вокса» был  переполнен. Налицо — представители румынского правительства, дипломатического корпуса и т. д. Шаляпин был в ударе и сразу же захватил и очаровал публику. На эстраде он чувствовал себя как дома. В перерывах между исполнением он мило шутил с публикой.
В репертуаре Шаляпина появились новые вещи, но публика желала старых шаляпинских шедевров. Наиболышй успех выпал на долю «В 12 часов по ночам из гроба встает барабанщик», арии дона Базилио, и, конечно, «Эй, ухнем».
После концерта в ресторане, известного рижанам Петра Лещенко, артисты Национ. Оперы  чествовали Ф. И. Шаляпина с поднесением чарочек.
На следующее утро все газеты посвятили Шаляпинскому концерту восторженные отзывы. А в час дня толпы народа провожали берлинский поезд, на котором уезжал Ф. И. Шаляпин.
ВЛАД. БЛАГОВ. 


 
Эй, ухнем. 
русская народная песня. 
Федор Шаляпин.
Лондон, 1927 год 
Из коллекции Ильи Широкого, Москва

© Сухно Георгий, Скерневице, Польша 
Категория: Петр Лещенко и его время | Добавил: Georgo
Просмотров: 4749 | Загрузок: 27 | Комментарии: 6
Всего комментариев: 61 2 3 »
avatar
1 VlaDemin • 22:07, 03.03.2016
Дорогой, Пан Георгий! Замечательный просветительский материал. Настоящее исследование.
Вы теперь полюбите творчество Федора Ивановича. Он великолепен.
Спасибо за доставленное удовольствие.
avatar
0
5 Georgo • 23:59, 12.03.2016
Дорогой Владимир Васильевич!

Большое спасибо за благожелательный отзыв. Перечитываю сейчас автобиографические книги Шаляпина и его письма к родным и друзьям. Был он Человеком великим во всём. Судьба каждого человека является зеркалом эпохи, в которой пришлось ему жить. У Шаляпина биография уникальная. Характер с юных лет независимый. После Октябрьского переворота понял, что жить в России в атмосфере тотальной лжи и насилия он не сможет. С болью воспринимал каждую несправедливость. Добровольно выбрал эмиграцию. Знал, что в советской России место на нарах в бараках соловецких лагерей было бы ему гарантировано, неоднократно упоминал об этой грозящей ему опасности в случае возвращения на родину. В большевистской России  партийные чиновники лишили его звания народного артиста, услужливые писаки усердно оплёвывали его в печати - но всенародного и всемирного признания лишить его не смогли. Много книг о Шаляпине издано, но вот тема "Шаляпин и большевики" до сих пор стыдливо замалчивается. В своей книге "Душа и маска" великий бас России написал, что не вернётся "к этим сволочам ни живым, ни мёртвым". Это - о большевиках, не о народе и России, которую он знал и любил.

Место для своей могилы он  выбрал на кладбище Батиньоль в Париже. Даже этим показал, что не хочет возвращаться в страну, которую любит, но не принимает систему, которую навязывают людям. Шаляпин не хотел возвращаться, но из советских переизданий его книги это завещание автора было изъято. Великого сына земли русской потеряла Россия. А партийная печать отметила смерть Артиста подлыми словами:

«Париж, 13 апреля. Телеграф принес известие о смерти в Париже Федора Шаляпина. Шаляпин, пройдя в свое время большой творческий путь, создал ряд образов, вошедших в историю оперного театра. Однако в расцвете сил и таланта Шаляпин изменил своему народу, променял родину на длинный рубль. Оторвавшись от родной почвы, от страны, взрастившей его, Шаляпин за время пребывания за границей не создал ни одной новой роли. Все его выступления за рубежом носили случайный характер. Громадный талант Шаляпина иссяк уже давно. Ушел он из жизни, не оставив после себя ничего, не передав никому методов своей работы, большого опыта. Литературное наследие Шаляпина не представляет ничего интересного для искусства. Это хронологическое изложение различных эпизодов, поражающее своим идейным убожеством".

Да, я полюбил этого великого Артиста, Владимир Васильевич. Горько только, что в России так свою любовь обставили. Пока он был жив и, когда его не стало, писали одно, а потом "против воли"  Шаляпина перезахоронили. И где? На Новодевичьем похоронены достойные люди, но много и тех, кто отравлял жизнь Артисту. Земля всех уравняла, конечно, но душу Артиста зачем потревожили? Я согласен с Галиной Вишневской. Она пишет в своей книге:
«Всей душой ненавидя большевиков, возвращаться в Советский Союз Шаляпин ни за что не хотел, хоть его туда и всячески заманивали — Максим Горький в том числе. Для всех них у него был один ответ: «К этим сволочам ни живым, ни мертвым» (совершенно аналогичной была и позиция Рахманинова). Да, живьем Шаляпин не дался, а вот мертвым стал участником гнусного фарса. Через сорок шесть лет после его смерти, в октябре 1984 года, приехали во Францию советские вандалы, разворотили могилу на кладбище Батиньоль в Париже, где покоился вместе с женой и Федор Шаляпин, гениальный сын русской земли, вытащили один гроб и, без лишнего шума утащив его в Москву, с пышностью  перезахоронили на Новодевичьем. Но сначала устроили очередную показуху, этакую реабилитацию покойника: выставили гроб в Большом театре, где представители «народных масс» произносили над оскверненным прахом великого артиста высокопарные, лживые речи о творческой трагедии Шаляпина в эмиграции, о его лютой тоске, о его стремлении вернуться в Советский Союз… А во Франции, в разгромленной и кое-как наспех засыпанной могиле осталась лежать вдова, второй раз потерявшая своего мужа Федора Шаляпина — Мария Валентиновна… Когда шесть месяцев спустя я была на кладбище Батиньоль, могилу уже привели в порядок. Тот же самый крест и надгробие… Но что это?.. У меня замерло сердце, перед глазами запрыгали буквы. Я не верила тому, что вижу: «Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын русской земли». Заполучив столь нужный для пропаганды, столь долгожданный прах, советские власти не удосужились поменять надгробие или хотя бы надпись на нем»...
1-1 2-2 3-3
avatar
Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz