ИСТОРИЯ ПЕСНИ "У САМОВАРА". УТОЧНЕНИЯ О ЗАПИСЯХ И ПЕРВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕ - История песен - Публикации - ПЁТР ЛЕЩЕНКО - Всё, что было...
Публикации
Форма входа


Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 08.12.2016, 21:11

Главная » Файлы » История песен

ИСТОРИЯ ПЕСНИ "У САМОВАРА". УТОЧНЕНИЯ О ЗАПИСЯХ И ПЕРВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕ
21.04.2011, 12:14



ЕЩЕ ОБ ИСТОРИИ ПЕСНИ «У САМОВАРА», 
                                         ЕЕ ЗАПИСЯХ И ПЕРВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕ 

Автор: КОЛЛЕКЦИОНЕР, 
 2011 год


     Полностью согласен с Георгием Сухно относительно датировки создания песни. Добавлю следующее. Фаина Квятковская говорила: ««У самовара» я написала в 1931 году, шестнадцатилетней девушкой, когда жила с родителями в Польше...». 
КВЯТКОВСКАЯ Фаина Марковна (23.12.1914, Ялта— 09.07.1991, Ленинград)
16 лет Фаине Квятковской, (в то время Гордон) исполнилось 23.12.1930 г. То есть, «У самовара» написана в период с 23.12.1930 по 23.12. 1931 г. Поэтому очевидно, что песня не могла быть записана на пластинку в 1929 г.
      Теперь о первой записи песни «У самовара» на русском языке.
Имеется несколько публикаций, где повторяется одна и та же информация, например:
Мигдаль Times № 73-74: 
«…Потом к Фанни пришли представители крупнейшей фирмы грамзаписи «Полидор» и заключили контракт на выпуск пластинки с «Аргентиной» и «Под самоваром». Поскольку ее предполагалось продавать в Риге, ставшей после революции одним из центров русской эмиграции, то условия контракта оговаривали исполнение песен на «великом и могучем». Композитор перевела текст с польского на русский — и в 1933 году пластинка уже продавалась в Риге…»
    Возник вопрос: если запись на русском языке фирмой «Полидор» была сделана в 1931 г., то почему же она продавалась только в 1933? Как могли задержать выход пластинки со столь популярным произведением на два года, так сказать, вопреки всем законам коммерции?! Вот с этого вопроса и началось «расследование».
Посмотрим этикетки пластинок фирмы «Полидор» в исполнении Арполина Нюмы.
Первая пластинка
«Полидор» французский:
№ 40135А «У самовара», матричный номер 4239,
               год на зеркале пластинки не указан
№ 40136В «Аргентина», матричный номер 4244,
               год на зеркале пластинки не указан
«Полидор» немецкий (год записи в большинстве случаев на зеркале указывался):
№ 40135А «У самовара», матричный номер 4239,
               на зеркале - 193…. – последняя цифра не пропечаталась.
№ 40135В «Аргентина», матричный номер 4244,
               на зеркале – год не указан по причине отсутствия места
               (из-за продолжительности произведения).
Вторая пластинка
"Полидор" немецкий 
№ 40122А – «Под вечным солнцем мая», матричный номер 3421,
                  год на зеркале 1932
№ 40122В – «Вино любви», матричный номер 3422,
                  год на зеркале 1932
И что же получается?
Каталожный номер первой пластинки - 40135 - 1931 г.?
Каталожный номер второй пластинки - 40122 - (1932 г.)
Однако, этого не может быть! Нумерация пластинок в каталогах фирмы «Полидор», как мы видим, единая, независимо от страны филиала, и сквозная. То есть, пластинка, выпущенная раньше, не может иметь больший каталожный номер.
Рассмотрим матричные номера.
Матричные номера первой пластинки 4239 и 4244
Матричные номера второй пластинки 3421 и 3422
Номера матриц одной фирмы также всегда имеют сквозную нумерацию. То есть, запись с большим матричным номером не может быть сделана раньше.
Следовательно, можно сделать единственный вывод: 
пластинка Арполина Нюмы «Под вечным солнцем мая» / «Вино любви» была выпущена фирмой «Полидор» в 1932 г., а пластинка «У самовара» / «Аргентина» - в 1933 г.!
Петр Лещенко записал «У самовара» в венском филиале фирмы «Колумбия», как мы знаем, также в 1933 г.
Советские перепечатки произведений «У самовара» / «Аргентина» с «Полидора» были сделаны в 1934 г.
Леонид Утесов записал самый первый вариант песни «У самовара» в этом же году, а не в 1932 г, как ошибочно подается в некоторых источниках, ибо матричный номер записи – 66 - относится к 1934 г.

О первом исполнителе «У самовара» на русском языке.
В статье «Полсотни лет «У самовара», («Советская культура» от 13 марта 1988 г.), написанной по рассказу Ф.М. Квятковской, читаем: «…Популярность песни была необыкновенной. Ее сразу же включил в свой репертуар польский эстрадный певец Арполин Нюма…»
Абсолютно согласен с Георгием Сухно, что не существует еврейского имени Арполин, что, действительно, не может человек быть единственным носителем имени, а потому версия Д.Шварца насчет происхождения псевдонима «Арполин» очень убедительна и обоснована.
Почему же и Квятковская, и составители этикеток фирмы «Полидор» ставят сначала фамилию, а потом имя? Можно высказать еще одно предположение, что псевдоним певца именно так и звучал, что для него первичным было «Арполин», а, может быть, и для необычности звучания сценического имени.
Мог ли этот псевдоним принадлежать певцу по имени Аарон Номан? 
Возможно.
Но все это пока только версии. 
Документальные подтверждения еще предстоит найти.

Категория: История песен | Добавил: Коллекционер | Теги: гордон, Арполин Нюма, Квятковская Фаина, у самовара, Георгий Сухно
Просмотров: 1937 | Загрузок: 164 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
Преклоняюсь перед людьми, способными вот так скрупулезно восстанавливать истину. Ведь это не мелочь, наши потомки примут историю такой, какой мы им оставим. В истории мелочей нет. Касается это крупных политических событий или Арполина Нюмы.
Вот только, где подтверждения искать? Я, признаюсь, в растерянности. Пока. Надо подумать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz