Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 17:50

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Лещенко Петр Константинович » Репертуар Петра Лещенко » ПЛАСТИНОЧНАЯ ЭРА ПЕТРА ЛЕЩЕНКО. ЧАСТЬ 1 (1930 год Берлин. Парлофон.)
ПЛАСТИНОЧНАЯ ЭРА ПЕТРА ЛЕЩЕНКО. ЧАСТЬ 1
GeorgoДата: Среда, 29.06.2016, 00:53 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline


Кружись, пластинка старая, кружись,
С тобой легко до истины добраться...

/Александр Смогул/


ПЛАСТИНОЧНАЯ ЭРА ПЕТРА ЛЕЩЕНКО
Хронология записей
Георгий Сухно. Польша.


Так ли плохо быть "пластиночным певцом"? Верно отметила Вера Георгиевна Лещенко, что пластиночная слава Петра Константиновича у одних вызывала зависть светлую, их было большинство, и среди них был Федор Шаляпин. Были и другие, которым не давала покоя черная зависть, в их числе Константин Сокольский. Он - один из немногих послевоенных очевидцев и, к сожалению, так случилось, что большая часть воспоминаний именно Сокольского легла в основу писаний "лещенкистов".
Очевидец очевидцу рознь. У нас есть видеозапись воспоминаний сына Марка Марьяновского – прекрасного музыканта Александра Марьяновского. Он аккомпанировал иногда Петру Константиновичу и отмечал артистический талант певца: "Пластинки не могут передать всех красок его голоса, манеры пения. Он никогда не повторялся, одна и та же песня каждый раз звучала по-новому, даже если аккомпанемент был тот же. Часто приходилось быть начеку и подстраиваться под него. Импровизации его всегда были отражением его настроения в ту минуту, в тот день. А с гитарой выходил - не оторваться".



Сын и внук Марка Марьяновского - Александр и Марк Марьяновские, Рига, 1996 год.


Оценка Александра Марьяновского меня не удивила, ведь возможность записываться на пластинки на ведущих фонографических фирмах мира получали лучшие из лучших. Бесспорно, и без пластинок Пётр Лещенко получил бы известность благодаря своему вокальному и артистическому таланту. Правда, ограничилась бы она несколькими странами Европы, в которых певец гастролировал, а по времени – 30-40-ми годами прошлого века. Пластинки лишь расширили географические и временные рамки популярности Петра Лещенко. Именно пластинки сохранили живой голос певца, стали главным свидетельством его творчества.
Изучение "пластиночной жизни" Петра Лещенко интересно не только коллекционерам. Факты, связанные с записями Петра Лещенко на фирмах звукозаписи, проливают свет на его биографию, многое проясняют и уточняют. Начну с главного вопроса: когда записывались его чудесные песни? Многие ответы на этот вопрос до недавнего времени для меня были понятны, информацию об этом я черпал у коллекционеров-составителей дискографии певца. Темы этой и мы касались не раз на нашем сайте, а в разделе "Виртуальная коллекция пластинок" все записи нами датированы с точностью в один год. Есть подробные описания этикеток на сайте "Russian Records" Юрия Берникова. Казалось бы, зачем возвращаться к этому вопросу и "огород городить", но, знакомясь с периодикой начала прошлого века, я столкнулся с некоторыми нестыковками в датах записей. Тогда я решил проверить и уточнить общепринятую датировку записей певца. Это необходимо для создания правильной дискографии певца.

Создание дискографии всех пластинок, выпущенных отдельной фонографическй фирмой – титанический труд. Например, варшавский писатель, музыковед и филофонист Томаш Лерский дискографии польской фирмы "Syrena Record" посвятил 8 лет жизни. На базе этой работы он защитил докторскую диссертацию. Его книга "Syrena Record - pierwsza polska wytwórnia fonograficzna" получила известность среди филофонистов многих стран. Тем не менее, и сегодня он не считает, что эта работа дает полноценную информацию. Прав был "Козьма Прутков", "никто не обнимет необъятного!".
Это касается и дискографии Петра Лещенко. Некоторые выпуски пластинок певца до сих пор остаются неизвестными. Пластинки с песнями Петра Лещенко издавались в разных странах на четырёх континентах. Конечно, каждый коллекционер, собравший "всего Лещенко", (т.е. имеющий в коллекции все 169 записей певца и 2 бухарестские записи Веры Лещенко) составляет собственную "единственно верную", но отличающуюся от других, дискографию. Дело в том, что в доступных дискографиях Петра Лещенко записи разделены по фирмам и по годам. В них есть расхождения в определении времени записи в год, а то и два.



По моим подсчетам, первая дискография появилась в книге Виталия Бардадыма "Пётр Лещенко. Тот самый" (1993 г.). Составлена она при участии московского коллекционера В.Н. Унукова. Удобной для пользования является дискография, составленная киевским журналистом и коллекционером Анатолием Железным, опубликованная в его книге "Петр Лещенко" (2008 г.). Автор разместил все матричные номера записей в порядке их возрастания с указанием года записи по каждой фирме или филиалу отдельно. Есть старательно составленная дискография певца в румынской Википедии.
Ни одну из перечисленных дискографий нельзя принять, как полную и точную.
В идеальной форме дискография пластинок одного исполнителя должна содержать:
- имя и фамилию исполнителя;
- названия фонографических фирм или их филиалов, выпускавших пластинки исполнителя с указанием страны и города;
- год первого выпуска пластинки;
- каталожный номер пластинки;
Для каждой стороны пластинки должны быть указаны:
- матричный номер записи;
- название произведения;
- жанр (танго, фокстрот, вальс, романс, песня и тд);
- имена и фамилии авторов музыки и текста;
- название сопровождающего запись оркестра с указанием руководителя;
- место и год записи.

Эти данные во многих случаях не приводятся на этикетках пластинок, а те, которые приводятся, грешат неточностями, к тому же никогда не указывается время записи. В студии фонографических фирм каждая матрица получала номер с буквенным индексом. В отличие от каталожного номера, общего для записей на обеих сторонах пластинки, матричный номер был индивидуальный. Для каждой записи он играл роль "свидетельства о рождении" матрицы.
На каждой фирме велась документация записей, в журнал вносились матричный номер, дата с указанием времени начала и окончания сессии, число записанных дублей и другая дополнительная информация, необходимая для оформления этикетки пластинки. Матричный номер печатался на этикетке и на зеркале пластинки. По буквенному индексу матричного номера можно определить, где была произведена та или иная запись, так как у фирмы есть свои индексы. Матричные номера с буквенными индексами фирм, на которых записывался Петр Лещенко мы уже приводили на сайте, повторю их:

Parlophon, Берлин, Германия – пятизначный номер без индекса.
Сolumbia, Вена, Австрия – трёхзначный номер с индексом WHR
Сolumbia, Лондон, Англия – трёхзначный номер с индексом CM
Сolumbia, Бухарест, Румыния – трёхзначный или чeтырёхзначный номер с индексом CHR
Bellaccord Electro Рига, Латвия – чeтырёхзначный номер с индексом M
Electrecord, Бухарест, Румыния – четырёхзначный номер без индекса


По матричному номеру нельзя определить время и точный год записи, но поскольку на каждой фирме матричные номера записывались строго в порядке возрастания, то по номерам это можно сделать, но дата будет приблизительной. Например, матрица CHR 663 записана 24 06 1936 г., а матрица CHR 770 - 13 09 1937 г., получается, что все матрицы от № 663 до № 770 были записаны в данный отрезок времени.
Нет точной датировки записей и в издаваемых фирмами каталогах выпускаемых пластинок. При переизданиях одни и те же пластинки могли приводиться в каталогах на протяжении десятилетий. Первой в каталоге всегда была матрица, потом пластинка. Конечно, самым надёжным источником сведений о записях является рабочая документация фирм, многие архивы значатся пропавшими, они нам уже не помогут. Увы, даже до той документации, которая сохранилась, не всегда можно добраться.
Сидеть и ждать "авось повезет" и доберемся до архивов? Нет, я решил обратиться к объявлениям, сообщавшим о поступлениях пластинок Петра Лещенко в музыкальные магазины, которые печатались в эмигрантских газетах, издаваемых в 30-е годы минувшего века. Среди таковых, парижская газета "Возрождение" и рижская - "Сегодня". В объявлениях газет нужно было искать поступления на прилавки новых пластинок. В этом случае между датой записи и датой публикации самого первого объявления о выходе новых пластинок в свет проходит определенное время, разное для каждой фирмы. Это зависит от технических возможностей фирм.
Изучение объявлений я начал с составления таблицы. В одну графу вписал названия песен, в другую, поместил соответствующие названиям песен в порядке возрастания все матричные номера записей Петра Лещенко, в третью графу добавил дату выхода газеты, в которой пластинки Петра Лещенко упоминаются, как новые. Это важный момент - новые, ибо в разных номерах газеты на протяжении месяца или двух эти объявления повторяются. Результаты привожу ниже по фирмам звукозаписи.




БЕРЛИН. "PARLOPHON". 193О год.


В начале мая 1931 года вышли в свет первые пластинки Петра Лещенко, напетые в берлинской студии фирмы "Парлофон". Об этом факте свидетельствует объявление в рижской эмигрантской газете "Сегодня", № 133 с датой 13 мая 1931 года. Когда производились эти записи? Факты, как известно, упрямая вещь и в своих предположениях я буду опираться только на факты. Годы 1930 -1931 – начало рижского периода в жизни артиста. Год 1931, которым датируются берлинские записи певца во всех известных мне дискографиях, отпадает по простой причине. В январе 1931 года родился у Петра Лещенко сын Игорь и с января до мая этого года артист Риги не покидал. Что касается 1930 года, то до 21 октября 1930 года певец без перерыва работал в кафе "А.Т.". Значит, записи на Парлофоне должны были произойти в конце октября, либо в ноябре-декабре 1930 года.
Продолжительные выступления в рижском кафе "А.Т" прервала в конце 1930 года поездка в Белград по приглашению Марка Ивановича Гарапича на концерты в ресторане "Русская семья". И, вероятно, именно во время этой поездки, проезжая через Берлин, по предварительной договоренности с фирмой, Пётр Лещенко записал в студии "Парлофона" свои первые 10 песен. Возвратился певец в Ригу в конце декабря. Рецензия о выступлениях певца с заголовком "На балу филистров" появилась в газете "Сегодня" 29 декабря 1930 года. Сообщалось в ней, что "исполнителю русских романсов Лещенко приходилось много петь на бис".
Вопреки существующим мнениям, популярность Петра Лещенко в столице Латвии росла день ото дня не только, как замечательного танцора и конферансье. До конца мая 1931 года состоялось множество концертов певца. Газеты писали о нём, как "об известном и популярном исполнителе цыганских романсов, любимце публики".
Тому есть подтверждение в "Протоколе допроса" Петра Лещенко. Певец, отвечая на вопрос следователя, сообщает, что после возвращения из Белграда снова продолжал работать в кафе "А.Т." до мая 1931 года. Выступления в кафе были не единственными. О многочисленных концертах в этот период были сообщения в печати.

Газетные публикации опровергают и другое тиражируемое высказывание, что первые записи Петра Лещенко на пластинки произошли по инициативе певца. Нет и нет. Русский предприниматель Анатолий Павлович Юноша, директор созданной в 1927 году фирмы "А.Юноша и А.Фейерабенд", выпускающей патефоны "Бонзола" собственной конструкции, совладелец крупнейшего в Риге Музыкального Дома, уже в течение нескольких лет выискивал на рижской эстраде перспективных певцов, и русских, и латышских, направлял их в Берлин на записи по договору с фонографическими фирмами концерна Карла Люндштрема. Рижская эмигранская газета "Сегодня" от 24 марта 1929 года посвятила этой фирме небольшую заметку:
Крупную отрасль торгово-промышленных операций фирмы составляет продажа граммофонных пластинок. Фирма тщательно следит за последними новинками европейского и американского репертуара и проявляет в то же время большое внимание к вкусам нашей публики, чем и объясняется выдающийся успех фирмы. Репертуар фирмы состоит более чем из 35 000 пластинок, причем еженедельно на склад прибывают новинки. В виду того, что граммофонные пластинки в Латвии не производятся, фирма "А.Юноша и А. Фейерабенд" вошла в соглашение с мировым концерном акционерного. общества К.Люндштрем и Ко. (Берлинъ, Нью-Йоркъ), производящим пластинки Бека, Парлофон, Одеон и выпустила ряд новинок специально для местного рынка. Пластинки эти изготовлены электрическим способом. Так, между прочим, по почину А. Юноши и А. Фейерабенда вышли пластинки, напетые Вертинским, Хенкиным, хором Донских казаков имени атамана Платова и др., между прочим, и нашумевшие «Бублички». Ряд других новинок находится в настоящее время в производстве. Кроме того по поручению фирмы "А.Юноша и А.Фейерабенд" впервые электрическим способом был записан огромный латышский репертуар, продолжающий все время пополняться. Для этой цели фирма командировала за границу наших артистов.(...)
Предложение поехать в Берлин получил и Пётр Лещенко. Дирекция фирмы Анатолий Юноша и Альберт Фейерабенд оплатили все расходы, связанные с этой поездкой. Теперь понятно, как далеки от действительности высказывания Константина Сокольского о Петре Лещенко. Напомню их: "...Зина была беременна, и Петр, оставшись в некоторой степени без работы, стал искать возможности использовать свои голосовые данные и поэтому явился к дирекции рижского музыкального дома "Юноша и Фейерабенд" (это фамилии директоров фирмы), которая представляла интересы немецкой граммофонной фирмы "Парлофон" и предложил свои услуги как певец... Дирекция восприняла визит Лещенко равнодушно, заявив, что они такого певца не знают. После неоднократных посещений Петром этой фирмы они договорились, что Лещенко за свой счет поедет в Германию и на "Парлофоне" напоет десять пробных песен, что Петр и сделал".
Некоторую путаницу внесла дата в протоколе допроса Петра Лещенко:

"Хозяин нотного магазина в Риге по фамилии Юноша предложил мне поехать в Берлин для напева нескольких песен и записи их на граммофонные пластинки фирмы "Парлофон" владельца Люндштрема. Туда я выехал глубокой осенью 1931 года и уже через 10 дней возвратился обратно…".
Время поездки в Берлин - конец 1931 года не вызывало у меня сомнений, до тех пор, пока не попало на глаза объявление в газете "Сегодня", № 133 от 13 мая 1931 года. Вот текст этого объявления:




ПЕТР ЛЕЩЕНКО
известный исполнитель цыганских романсов поет исключительно для пластинок ПАРЛОФОН. Две гитары; Всё лгут цыгане; Мальчишка; Станочек; Хорош мальчик уродился; Веселись, душа; Сегодня буду день последний ждать; От Бессарабии до Риги; Прощай, мой табор; Мы с тобой цыгане. Вышеуказанные пластинки прибыли на склад Рижский Музыкальный Дом. А. Юноша и А. Фейерабенд. Бл.Песочная 22. Тел. 22975

Получается, что уже весной 1931 года пластинки поступили в продажу. Значит, записи были сделаны раньше. Петр Лещенко ошибся, назвав осень 1931 года датой записи на "Парлофоне"? Возможно.
Я привожу перечень записанных в Берлине песен в порядке возрастания матричных номеров:


Фирма "PARLOPHON" Берлин, поздняя осень 1930 г. - 10 записей
87236 Сегодня буду день последний ждать.
87237 Мы с тобой цыгане.
87238 Прощай, мой табор.
87239 Веселись, душа.
87240 Всё лгут цыгане.
87241 Станочек.
87242 Две гитары.
87243 Мальчишка.
87244 От Бессарабии до Риги.
87245 Хорош мальчик уродился.

Сопровождал эти записи замечательный оркестр Отто Добриндта.

 
SiringoДата: Воскресенье, 03.07.2016, 12:25 | Сообщение # 2
Аранжировщик
Группа: Друзья
Сообщений: 128
Статус: Offline
Спасибо, Пан Георгий!
Вера Георгиевна и Петр Константинович, не сомневаюсь, благодарно Вам улыбаются.
Огромный проделали труд.
Спасибо!
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Репертуар Петра Лещенко » ПЛАСТИНОЧНАЯ ЭРА ПЕТРА ЛЕЩЕНКО. ЧАСТЬ 1 (1930 год Берлин. Парлофон.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz