Майя-я-я! Твоя правда. Ни Баянова, ни наши дружные ряды не заставили тебя усомниться в том, что в фильме "Додек на фронте" снялась Алла Баянова. И на "Сирене" записывалась. Браво тебе, дорогая! Мы все посыпаем голову пеплом и каемся, ты была права. Что я вдруг так решила? А вот Юрек с утра прислал, здесь даже документ приводится. Поздравляю. Маленькие победы рождают великие. У тебя все впереди.
"Alla Bayanova in Poland / Алла Баянова в Польше -- 1935/36 !".
PS. Это наш маленький подарок ко дню рождения Евочки. С тебя перевод заметки Юрека. Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
Друзья! Теперь я могу с уверенностью сказать, что дело об участии Аллы Николаевны Баяновой в польской кинокомедии 1936 года «Додек на фронте» - закрыто. Теперь ни у кого не возникнет сомнения в том, что она снялась в фильме. Почему Алла Баянова никогда и никому об этом не рассказала? На этот вопрос нам уже никто не ответит. Об этом знала только она одна. Утверждения того, что певица, по старости, просто забыла - не серьёзны и меня не убедили.
Вкратце расскажу историю появления клипа.
Всё очень просто. Оленька, как всегда, в поисках правды, основанной не на: «она сказала, он сказал, они сказали», написала Пану Ежи Плачкевичу - jurek46pink и спросила его об участии Баяновой в фильме. Он в своём ответе поблагодарил Олю за письмо и за то, что смотрит его клипы. Прошло около двух месяцев. И вот вчера Оля получила это видео с песнями и, что очень важно, с фотографиями документов, подтверждающих наши догадки о том, что Алла Баянова записывалась на «Syrena-Electro» и в тот же период времени отснялась в фильме «Додек на фронте». Но это ещё не всё. Основываясь не на словах, а на информации из исследований польского филофониста Томаша Лерского и дискографии известного коллекционера Валерия Дмитриевича Сафошкина, пребывание в Польше Баяновой в 1935-1936гг нам доказал Пан Георгий!
Помещаю дословный перевод сопроводительной заметки jurek46pink к клипу.
Алла Николаевна Баянова 18 мая, 1914 – 30 августа, 2011.
Певица, исполнительница русских романсов. Баянова родилась в Кишинёве, в семье оперного певца. В 1918 году, после объединения Бессарабии с Румынией, семья переехала в Париж. На сцене Баянова дебютировала в 1923 году, в качестве помощника отца, когда ей было 9 лет. К 1927-му она уже исполняла сольные песни. Важным продвижением в карьере для Аллы Баяновой стал период, когда она ассистировала Александру Вертинскому в его знаменитом шоу в ресторане «Эрмитаж», на Монмартре. Через два года семья переехала в Белград. В то время состоялись гастроли в Германии, Греции, Палестине и Египте. В 1931 году она познакомилась с известным русским певцом того времени, Петром Лещенко. Он помог ей выступить в павильоне «Russe» в Бухаресте. Там она вышла замуж за местного аристократа Жоржа Ипсиланти и записала несколько танго на «Columbia» и «His Master's Voice». После развода с Ипсиланти, она подписала контракт с польской компанией звукозаписи «Syrena-Electro» и сделала в Варшаве 14 записей с песнями на русском языке. Должно быть в последние месяцы 1935-го и в начале 1936-го года, Г-жа Баянова также отснялась в польском фильме, в роли певицы и танцовщицы русско-цыганского ансамбля. Однако её имя в титрах упомянуто не было. В марте 1941 года, Баянова была арестована румынскими властями и отправлена в концентрационный лагерь за то, что пела на русском. Несмотря на то, что в 1942 была освобождена, она находилась под слежкой властей до окончания войны. В 1960 -1970гг, проживая в Румынии, Баянова выпустила восмь пластинок, но в 1988 году правительство Чаушеску настаяло на её переезде в СССР. Она поселилась в Москве, стала появляться на советском ТВ и участвовать в многочисленных концертах, где её тепло принимала публика. В 2003 году, в честь своего 80-летия сценической карьеры, Баянова получила звание Народной артистки России. В 2004 она пела в концерте, посвящённом её 90-летию. Последней её работой явилось исполнение нескольких дуэтов с Marc Almond. Она умерла от рака, 30 августа, 2011 года, в возрасте 97 лет. Узнав о её смерти, президент России, Дмитрий Медведев сказал: «Её жизнь была посвящена высокой цели. Она доставляла радость людям своим высоким искусством. Г-жа Баянова обладала на редкость красивым голосом и сочетание мастерства и искренности в исполнении русских песен принесло ей мировое признание» (Из Википедии). В видео у вас есть возможность послушать её раннюю польскую запись танго Оскара Строка «Синяя рапсодия». Её записи на «Syrena-Electro» документированы в списке каталога, с которого и начинается видео. Если верить дате её дня рождения, то во фрагменте этой польской кинокомедии, Алле Баяновой 21 год. Для сравнения, фрагмент из её последнего концерта (Москва, 2007 г) Вот тут.
Г-жа Баянова рассказывает о музыкальной форме, называемой Старинный Русский Романс , его смысле и сути. Она, так же, исполняет один из них «Мы только знакомы». Одно из первых видео с поющей Г-жой Баяновой, которое появилось на you tube, было моим и с 2008 года они были доступны почитателям выдающегося таланта этой артистки.
От себя добавлю. Клипы к статье предоставил сам jurek46pink - Пан Ежи Плачкевич. О датах и достоверности событий в этой заметке судить не могу и сравнивать тоже не буду, т.к. в различных источниках данные о фактах из жизни певицы иногда не совпадают, но мне показалось странным то, что Жорж Ипсиланти , музыкант, композитор и дирижёр, представлен тут, как местный аристократ?! А Пётр Лещенко - как известный русский певец «того времени». Думаю, что Пётра Константиновича Лещенко можно назвать известным русским певцом всех времён!
Майя, так и Лещенко, и Ипсиланти представлены Аллой Николаевной так в её книге. Другим ты меня на сей раз разволновала. Заинтересовали меня "Черные косы" на стихи Ахматовой, по одному из источников Алла Николаевна не только исполнитель, но и автор музыки. Почему заинтересовали? Вот выясню кое-какие детали и тогда расскажу. А тему Баянова - Польша - Додек закрываем? Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
Дата: Воскресенье, 02.12.2012, 22:13 | Сообщение # 4
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
ЗА-КРЫ-ВА-ЕМ! Оленька, а "Чёрные косы" - это единственная песня, к которой Алла Николаевна написала музыку или есть ещё? А в каком году появилась эта песня?
Дата: Воскресенье, 02.12.2012, 23:57 | Сообщение # 5
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
Майя, не знаю, самой интересно. Но все, что касается Аллы Николаевны... версий много. А музыку ей писал ее аккомпаниатор. Он в этом ни раз признавался. Но и это версии... Меня другое заинтересовало. Это наверное, были 90-е. Еще был жив Эдик Кумелан (муж Веры Георгиевны). Вечером раздался звонок: "Девочка, приезжай за мной срочно". Рыданья, берет трубку Эдик и объясняет, что звонит из автомата, что некий Петров пригласил их на вечер памяти Петра Константиновича в Дом Дружбы. Должна заметить, что Петров - человек мутный и способный на подленькие поступки. Я взяла такси и поехала, благо это было недалеко от моего дома. Уже в машине я успокоила Веру Георгиевну и она рассказала, что произошло. Так вот Петров представил залу Веру Георгиевну, как вдову Петра Лещенко. Она сидела в зале, встала, раскланялась. На сцену Вера Георгиевна, она сама в этом призналась, не захотела выходить изначально, немного стеснялась своего небогатого, простенького костюма. После представления вдовы Петра Лещенко, на сцену была приглашена преуспевающая Баянова Алла Николаевна. Она вела этот вечер, пели ее ученики, а под конец Алла Николаевна спела песню... Майя, не помню, какую песню назвала Вера Георгиевна. Не помню. Допела Баянова и ей задали вопрос, не та ли это песня, которую Петр Лещенко посвятил своей жене. Последовал ответ, мол, то, что было исполнено и по музыке, и по поэзии слишком высоко - Лещенко не дотянуться. Верочка очень переживала, что промолчала, но ее так колотило, что она даже не смогла подняться и выйти. Можешь себе представить ее состояние. Потом для узкого круга был банкет, а Веру Георгиевну и Эдика я отвезла домой. Больше мы эту историю не вспоминали, а Петров просто перестал для Веры Георгиевны существовать. Но он из тех, для кого все "божья роса". Продолжал звонить, приглашать. Его посылали, а он вновь звонил. Когда я прочитала у тебя про "Черные косы", то сразу вспомнила ту историю. Думаю, тогда Баянова спела "Черные косы". Вызов? Желание унизить? Грустно об этом вспоминать. Я отдаю должное способностям Аллы Николаевны, но мне не нравится и никогда не нравилось, как она поет, поэтому не очень знакома с ее репертуаром. "Черные косы" в репертуаре Баяновой, упомянутые в твоей заметке, для меня были неожиданностью. Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
Дата: Понедельник, 03.12.2012, 10:28 | Сообщение # 6
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
Оля, какая отвратительная (это мягко говоря) история... Как же больно было Верочке! И ещё обиднее от того, что не ответила, не защитила Петра Константиновича. Так и носила в себе эту боль до конца своих дней.
Вообще-то, в стихах Анны Ахматовой нет ни слова о ЧЁРНЫХ косах. Стихи начинаются со слов «Как вплелась в мои ТЁМНЫЕ косы...» В тексте в исполнении Аллы Николаевны имеются неточности, которые даже изменили смысл стиха. Не думаю, что Пан Ежи Плачкевич, помещая клип, знал об этом, а даже если бы и знал...
В скопках слова, спетые Аллой Баяновой.
Как вплелась в мои темные (чёрные) косы Серебристая нежная (белая) прядь, - Только ты, соловей безголосый, Эту муку сумеешь понять.
Чутким (тонким) ухом далекое слышишь И на тонкие ветки (тоненькой ветке) ракит, Весь нахохлившись, смотришь - не дышишь. Если песня чужая звучит. (звенит)
А еще так недавно, недавно Замирали (зеленели) вокруг тополя, И звенела и пела отравно (и лилась твоя песня отрадно) Несказанная радость твоя. (на залитые солнцем поля)
Дата: Понедельник, 03.12.2012, 10:58 | Сообщение # 7
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
Да, именно эти несоответствия и склоняют меня к тому, что в тот вечер в Доме Дружбы были спеты эти "Черные косы". Запись видео датируется Юреком 2008 годом, но, когда впервые эта песня была исполнена, пока не выяснила. "Тонкие уши" у высокого искусства да, видимо, душа мстительная... Конечно же, Плачкевичу эту историю я не расскзывала. Но о несоответствиях в словах Ахматовой и Баяновой он знал: "Alla Bajanova sings "folk version" of Anna Akhmatova's poem, important is that in original Russian text appears "tjomnye kosy" (not "chernye" -- it's not the same!) - as informed me kindly in the meantime Igor Loshchilov. I must admit that in Polish translation there is also "ciemny warkocz" ("dark", not "black tress")".
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
Дата: Понедельник, 03.12.2012, 23:14 | Сообщение # 8
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
Оля, а вот пояснение под клипом «Чёрные косы» я не прочла. Вопрос. Что значит folk version (версия, исполняемая в народе)? Каким образом песня стала народной? Стихи не народные, а Анны Ахматовой, и в Польше пели ТЁМНЫЕ косы. Может именно в начале 80-х годов кто-то в России заменил отраВную радость на отраДную и т.д. (чтоб не задумываться). Если ты помнишь, в раннем варианте песни «Заметался пожар голубой», Иосиф Кобзон, вместо Есенинских «Разонравилось пИть и плясать», спел, «Разонравилось пЕть и плясать». А может Алла Николаевна действительно спела именно «Чёрные косы», в пику «Чёрным косам» Петра Константиновича. Может, в действительности, только Алла Николаевна заменила Тёмные косы на Чёрные?
Это было в прекрасной Одессе Где впервые увидел её. Что-то больно кольнуло при встрече И ушло с нею сердце моё. И тянуло меня к ней так сильно. От судьбы никуда не уйти... Эх, вы косы, вы чёрные косы, До чего вы меня довели!
Представляешь, не кто-то там, а ПЁТР ЛЕЩЕНКО посвятил эту песню Верочке!
Ведь если бы Алла Николаевна на том концерте спела «ТЁМНЫЕ косы», ни у кого не возникло бы никаких вопросов о «ЧЁРНЫХ косах»! А вот в этом клипе Лариса Чураева поёт «ТЁМНЫЕ косы» и «ОТРАВНАЯ радость». У певицы очень приятный голос и хорошо играет на гитаре! К сожалению, не очень разборчиво (гости не удосужились замолчать) но перед песней она упоминает что-то вроде, что романсу 12, 15, 19 лет? (не разобрать) и ещё она говорит, что «пела по -моему Баянова». Чураева тоже кое-где не совсем точно спела Ахматовские стихи, но не в такой степени, как у Баяновой.
Так что заявление о том что вариант Баяновой - народный, не совсем соответствует действительности. Интересно, что несмотря на то, что Чураева поёт «Тёмные косы», клип, всё равно назвали «Чёрные косы».
Повторяю. А может только Алла Николаевна заменила Тёмные косы на Чёрные?
Майечка, вопросы остаются. Ахматова - моя еще детская любовь. Практически всё. что появлялось, связанное с ее именем, я слушала, читала, даже, когда запреты были на неё. Не помню Черных кос. CD с мелодекламацией стихов из ее сборника "Четки", куда, как раз вошли "Как вплелась в мои темные косы", была. У меня есть этот диск, но вот романса не помню. У Ахматовой были, кстати, собственные композиторские опыты. Очень много песен и романсов на ее стихи написано профессиональными музыкантами. Про "Черные косы" узнала от тебя. И все же, если только Баянова исполняла этот романс, то не раньше 90-х. Корю себя, что не запомнила название романса, о котором говорила Вера Георгиевна. Но она была в таком состоянии, что ни мне, ни Эдику не было дела ни до чего. а потом не хотела ей напоминать. О, люди, почему вам не живется без интриг, склок и зависти! Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
Ты знаешь, я об этом сразу подумала. Я эти стихи Ахматовой знала и потому боялась услышать их музыкальную трактовку. Правда, боялась. Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.