Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 23.04.2024, 20:55

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Майя, Georgo  
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » Их соединили музыка и время » АЛЬБЕРТ ГАРРИС. Советский период. (Продолжение темы (3))
АЛЬБЕРТ ГАРРИС. Советский период.
GeorgoДата: Среда, 26.10.2011, 21:35 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline

АЛЬБЕРТ ГАРРИС
К столетию со дня рождения (1911-1974)

Лещенко. Гаррис. Рознер. Фогг. Варс.
Их судьбы соединили музыка, годы и люди


ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

АЛЬБЕРТ ГАРРИС: СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД



Конверт альбома, состоящий из 2 CD "Gdy radio w pokoiku gra" ("Когда радио в комнатке играет")

Первое турне по Стране Советов коллектива Варса началось в августе 1940 года с красавицы Одессы. Затем последовали Ленинград, Киев, Москва, Харьков, Воронеж. Во время гастролей в Москве в сентябре 1940 года было записано в студии грамзаписи несколько песен Генриха Варса в сопровождении его оркестра. Записи увидели свет на пластинках Апрелевского завода. Это - танго "Забвение" (Zapomnienie) в исполнении Альберта Гарриса, "Первый знак" ("Na pierwszy znak") в исполнении Ирены Яросевич, певицы, которая впоследствии под псевдонимом Рената Богданская получила мировую известность.






↗Ирена Рената Андерс (польск. Irena Renata Anders урожденная Ирена Рената Яросевич, псевдоним - Рената Богда́ньская (польск. Renata Bogdańska). Фото слева - 1940 год, справа - 2005 год

Вышла пластинка и с музыкальной композицией "В темпе вальса" в инструментальном исполнении oркестра Генриха Варса.



↗Этикетки пластинок Апрелевского завода и Государственного треста граммофонно-пластиночной промышленности (Грампластрест) из коллекции Александра Жолкевского, Львов
● Признательны Russian-Records за возможность использования записей сайта (http://www.russian-records.com)


Евгений Бодо тогда записал "Прощальную песенку львовского джаза" ("Тylko we Lwowie") и "Ничего не знаю" ("Nic o tobie nie wiem"). В репертуаре Бодо были ещё две песни Варса - "Я условился с ней в девять" (Umówiłem się z nią na dziewiątą") и "Забвение" ("Zapomnienie"), но на пластинки они записаны не были.



↗ Этикетка пластинки Апрелевского завода из коллекции Александра Щеглакова, Москва
↗Этикетка пластинки Государственного треста граммофонно-пластиночной промышленности (Грампластрест) из коллекции Александра Жолкевского, Львов


После возвращение во Львов в феврале 1941 года коллектив Теа-Джаза ставит музыкальную комедию "Музыка на улице". Мелкий сюжет с натянутым финалом послужил всего лишь поводом для представления довоенных польских шлягеров. Содержание комедии поражает своей наивностью. Группа американских музыкантов бродит по Европе и попадает в счастливый советский Львов, где находит тёплый приём у освобождённых от капиталистического рабства горожан.

Главную роль в комедии играет любимец Варшавы и баловень судьбы Евгений Бодо*, которому спустя три года суждено было умереть от истощения после московской Бутырской тюрьмы и последовавшей затем цепочки пересылок по пути на Север в архангельский КотласЛаг. Так распорядились палачи-тройки Берии, обвинившие певца в шпионской деятельности и сотрудничестве с немцами.


В марте 1942 года началось новое турне по многочисленным городам Союза, которое продолжалось 8 месяцев. Везде Теа-Джаз Варса имел небывалый успех. Альберт Гаррис был одним из его солистов, а брат Мечислав - музыкантом оркестра.

Начало Великой Отечественной застало артистов на Урале во время выступлений в Свердловске. Запланированные гастроли пришлось отменить. В течение пяти последующих месяцев Варс давал представления в различных городах среднеазиатских республик. В конце октября 1941 года Теа-Джаз выступал в Ташкенте. Но через две недели оказалось, что выступать больше негде и неизвестно, как дальше жить.
Когда в декабре разошлась весть о формировании Польской Армии генерала Андерса, большая часть артистов, почти весь коллектив решил присоединиться к армии. Братья Гаррисы выбрали иной путь. Они решили остаться в стране.


Начался новый этап в жизни Альберта Гарриса.
В декабре !941 года почти прекратил существование знаменитый Первый Белорусский Государственный Джаз Эдди Рознера. После ухода большинства музыкантов в Польскую Армию в коллективе осталось всего 11 человек. Поэтому Альберт Гаррис и его брат были приняты в оркестр с распростёртыми объятиями. С оркестром Рознера братья Гаррисы выступали почти до конца войны.




Альберт Гаррис оставил яркий след на советской эстраде не только как певец, но, прежде всего, как композитор. Его песня на стихи В.Л.Ильченко "Чёрные ресницы, чёрные глаза" стала всенародной. Это было высшим признанием для композитора. Известный поэт Николай Доризо* посвятил песне Гарриса такие строки:

Вот умчался поезд, рельсы отгудели,
И, как дорогая девичья слеза,
Заблестела песня, та, что все мы пели:
"Чёрные ресницы, чёрные глаза."

Мы её певали на ночном привале,
В сердце эту песню бережно неся.
По своим любимым все мы тосковали,
Чёрные ресницы, чёрные глаза.

Сколько глаз девичьих у родной России
Их, как звёзд на небе, посчитать нельзя.
Но во всей России лишь одни такие
Чёрные ресницы, чёрные глаза.


Песню "Чёрные ресницы..." первым записал на пластинки Владимир Трошин.
Не меньшей популярностью пользовались созданные Гаррисом на стихи Юрия Цейтлина* "Ковбойская песенка", "Мандолина, гитара и бас" и вальс "На полянке", записанный на пластинку в Москве Георгием Виноградовым 17 июля 1944 года.


Специально для Клавдии Шульженко Альберт Гаррис сочинил на стихи В. Дыховичного* песню "Партизаны", которую певица записала на пластинку. В это же время, Гаррис на стихи В. Винникова* написал "Песню встречи":

Сколько капель в море, сколько в небе звёзд,
Столько над землёю песен пронеслось.
Помню песню детства, песню матери родной,
Помню песню сердца в час ночной...
Кто услышит эту песню, тот забудет грусть и страх,
С ней взовьётся в поднебесье, с ней пробьётся и в горах,
Проплывёт бесстрашно море, по земле пройдёт по всей,
Этой песне будут вторить вдалеке сердца друзей.

Поведёт она в походы сквозь туманы и ненастья,
Песня славы и свободы, песня дружбы, песня счастья.
Тучи пушечного дыма, с ней пройдёшь ты невредимо,
С этой песней в край родимый ты вернёшься навсегда.
С этой песней в край родимый ты вернёшься навсегда.


Эта песня почему-то осталась малоизвестной в стране, но часто звучала в исполнении Георгия Виноградова*, правда, автором музыки долгое время называли Эдди Рознера.

В оркестре Эдди Рознера Гаррис подружился с москвичом Юрием Цейтлином, поэтом и музыкантом. Цейтлин* написал тексты к некоторым мелодиям Гарриса. В своей книге "Взлёты и падения великого трубача Эдди Рознера" Цейтлин так вспоминал о Альберте Гаррисе:

«Самое удивительное, что он не знал нот! И, естественно, сам не мог записать придуманные им мелодии. А новые мелодии рождались у него очень часто. У Альберта было врожденное чувство музыкальной формы. Все, что он начинал напевать, сразу становилось законченным музыкальным фрагментом — в восемь или шестнадцать тактов. Он не сочинял, не конструировал музыку. Не выводил ее, как некоторые композиторы, из гармоническо-математического лада. Его музыка рождалась сама. Она возникала из его сиюминутного состояния или настроения».

Сочинял Гаррис и польские песни по заказу Союза Польских Патриотов. Популярностью среди солдат польской пехотной дивизии Тадеуша Костюшко* пользовались песни "Одной дорогой" ("Jedna droga"), "Забытый переулок" ("Zapomniana uliczka") и "Солдатская песня" ("Żołnierska piosenka"). Cочинённая в Москве легендарная песня Гарриса "Песня о моей Варшаве" ("Piosenka o mojej Warszawie") приобрела известность не только в Польше, но и во многих других странах. Эти песни в июне 1944 года были записаны в Московском Доме Звукозаписи в исполнении Альберта Гарриса в сопровождении оркестра Эдди Рознера* и вышли на пластинках Апрелевского завода.

Но, к сожалению, песенное творчество композитора после создания этой песни в последующие годы жизни уже не было столь плодотворным. После того, как братья Гаррисы нелегально перебрались в Польшу, их тайно вывезли лётчики на военном транспортном самолёте, имя Гарисса в СССР больше не упоминалось.

Варшава после подавления восстания была грудой руин. Братья Гаррисы нашли работу в Люблине на радиостанции "Пщёлка", которая в конце 44-го года играла роль Польского Радио. Директором "Пщёлки" был старый приятель Гарриса Ежи Юрандот*, диктором - его жена Стефания Гродзенская*. Брат Альберта Мечислав был назначен редактором музыкальных передач. Люблин стал играть роль временной столицы Польши, сюда стягивались уцелевшие в оккупации артисты, композиторы и музыканты. Под руководством Ежи Юрандота* был создан Департамент Эстрады, на базе которого Альберт Гаррис в октябре 1944 года организовал новый Союз Польских Композиторов.

Радиостанция "Пщёлка" ("Pszczółka") была рупором "люблинского правительства" и марионеточного Союза Польских Патриотов, навязанных полякам Советским правительством. Располагалась "Пщёлка" в двух вагонах на станции Люблин. Свое вещание-жужжание "Пщёлка" начала 15 августа 1944 года. Передавала в эфир, главным образом, информации и музыкальные программы. Звучали по радио и, записанные в Москве, польские песни Гарриса.

...Люблин был всего лишь короткой остановкой на бродячьем жизненном пути братьев Гаррисов. Впереди их ждали Швеция, Венесуэла и США.

● СПИСОК ПЕСЕН ИЗ РЕПЕРТУАРА АЛЬБЕРТА ГАРРИСА (1931-1946) И АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН опубликован в первой части материала «АЛЬБЕРТ ГАРРИС . К столетию со дня рождения (1911-1974):
http://petrleschenco.ucoz.ru/forum/3-295-1#1033

● При подготовке и оформлении данного материала были использованы публикации на Russian-Records http://www.russian-records.com, статьи Басина Я. Эдди Рознер: музыка и тьма,1998 http://www.nestor.minsk.by/jz/articles/1997/03/jz0310.htm http://nashenasledie2008.ya.ru/replies.xml?item_no=3198

Сообщение отредактировал Georgo - Четверг, 27.10.2011, 13:36
 
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » Их соединили музыка и время » АЛЬБЕРТ ГАРРИС. Советский период. (Продолжение темы (3))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz