Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 18:09

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Майя, Georgo  
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » Их соединили музыка и время » «Русская» Рига между двумя мировыми войнами (Петр Лещенко, Оскар Строк и другие. Часть 1)
«Русская» Рига между двумя мировыми войнами
GeorgoДата: Пятница, 31.01.2014, 02:19 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
Вениамин Чернухин
Декабрь 2013

«Русская» Рига
между двумя мировыми войнами:
Петр Лещенко, Оскар Строк и другие.


Часть 1


Восемнадцатого ноября 1918 года Республика Латвия была провозглашена независимым демократическим государством со столицей в городе Рига. В это же время независимость получили и соседи Латвии – Эстония, находящаяся севернее, и Литва — южнее. Рига расположена в центральной точке этого блока из трех балтийских республик. Кроме того, Рига оказалась и самым большим городом на территории этого блока. В 1920 году в городе проживало всего 185 000 жителей (столь небольшое количество объясняется тем, что во время Первой Мировой войны в районе города проходила линия фронта и часть населения была эвакуирована). К 1935 году ситуация выправляется, рижское население увеличивается почти до 400 тысяч человек, во многом за счёт миграции в город латышей из окружающих Ригу сельских поселений. Но не только. В Риге оседают достаточно многочисленные русскоязычные эмигранты, бежавшие от нового порядка и революционного террора большевиков. Чем привлекла их Рига? Большой город с устойчивыми культурными традициями. Кроме того, Латвия имела самое многочисленное русскоязычное население из всех трех балтийских республик. В 1920 году русскоязычное население страны составило 91 000 человек, но к 1935 году оно увеличилось до 206 000 человек или 10.5% от населения страны. В Риге этот процент был выше и где-то четвертая или пятая часть жителей города были русскоязычны. Среди беженцев от советской власти был достаточно высок процент культурных людей, естественно было их стремление жить в большом городе и в городе достаточно быстро возникает и русскоязычная сабкультура.



Из людей, связанных с этой сабкультурой, пожалуй, наиболее известно имя певца и танцора Петра Константиновича Лещенко, хотя он не был постоянным жителем Риги. Родился он на Украине, в Херсонской губернии в июне 1898 года. Когда Петру было девять месяцев, семья его матери перебралась в Кишинев, в Бессарабию. Уже в ранней юности он обнаружил музыкальные способности. Учился в церковно-приходском, а затем в городском трехклассном училищах и пел в разных хорах, это составило его общее и музыкальное образование. В 1915 году (у него в это время менялся голос) пошел служить в армию в 7-й Донской казачий полк вольноопреляющимся и служил там до ноября 1916 года. Оттуда был направлен в пехотную школу прапорщиков в Киеве, которую кончил в марте 1917 года. Был послан на Румынский фронт, в августе 1917 года, принимая участие в военных действиях, был тяжело ранен и контужен и попал в госпиталь, сначала полевой, а затем стационарный в Кишиневе. Выписали из госпиталя его в январе 1918 года, но к этому времени Бессарабия и город Кишинев уже отошли к Румынии от исчезнувшей Российской Империи и П. Лещенко стал румынским подданным. До осени 1919 года перебивается случайными заработками, с осени 1919 года в составе танцевальной группы выступает на различных сценах в Бухаресте, столице Румынии и гастролирует по стране. В 1925 году уезжает в Париж и там опять выступает как танцор. Поступает в частную балетную школу, учится и знакомится двадцатилетней красавицей Зинаидой Закис, латышкой, которая приехала из Риги. Они составляют танцевальную пару, выступают вместе в ресторанах, вскоре танцевальный дуэт становится супружеской парой. Далее П. Лещенко и З. Закис принимают предложение совершить гастрольную поездку на Ближний Восток и с мая 1926 года и до августа 1928 года посещают Турцию, Ливан, Сирию и Грецию. Возвращаются в Румынию, где работают в одном из местных театров. Затем первое посещение Риги, но очень короткое: всего две недели по случаю смерти отца Зинаиды. Возвращение в Румынию, сначала в Черновцы, затем в Кишинев, где пара остается до зимы 1929 года. Затем снова поездка в Ригу, на сей раз более продолжительная и связанная с работой. Эта работа ещё в качестве танцора, хотя танцевальный дуэт через некоторое время распался, ибо Зинаида беременна. В январе 1931 года у пары рождается сын Игорь.



Здесь происходят два события. Лишенный партнерши П. Лещенко ищет альтернативный вид заработка и постепенно переключается с танцев на пение. Собственно пел он немного и раньше в паузах между танцами, чтобы дать возможность партнерше переодеться. Но в больших залах его не сильный голос терялся, микрофонов тогда ещё не было. В 1930 году он начинает выступать в скромном уютном кафе «АТ» в сопровождении небольшого оркестра под управлением опытного скрипача Герберта Шмидта. Здесь его голос звучит несравненно лучше. В это же время происходит его знакомство с другой ключевой фигурой русскоязычной колонии в Риге – композитором Оскаром Строком. Более того, есть сведения, что именно О. Строк убедил П. Лещенко оставить полностью танцы и сосредоточиться на карьере певца, он в компании с несколькими своими друзьями убедил управляющего кафе организовать выступления П. Лещенко в нем и помог с репертуаром. О. Строк сам аккомпанировал певцу во время первого выступления, чем способствовал успеху выступления, создавая певцу имя.



Оскар Давидович Строк чуть старше Петра Лещенко, он родился в 1893 году. Место его рождения – город Динабург Витебской губернии Российской Империи (сегодня это город Даугавпилс на юго-востоке Республики Латвия), который входил в так называемую «черту оседлости», то-есть относился к тем местам, где евреям разрешалось жить. Отец Оскара был профессиональным музыкантом, служил в армейском оркестре двадцать пять лет, а после выхода в отставку руководил капеллой еврейских народных музыкантов – клезмеров и сам играл на нескольких музыкальных инструментах. Еврейская народная музыка эта то окружение, в котором прошло детство будущего композитора.Он талантлив, учится играть на скрипке, потом на пианино и ему удается ещё до революции, то-есть в условиях официальных процентных норм, поступить в Петербургскую Консерваторию. Правда, помогли и льготы из-за долголетней службы отца в армии. Итак, Оскар отправляется учиться. Впрочем, тогда он ещё не был Оскар, но не то Лейб, не то Ошер, а, возможно, при рождении он получил два имени, как это было весьма принято у евреев и был Лейб-Ошер либо Ошер-Лейб. Оскаром он стал уже во взрослые годы. Ещё одна маленькая деталь: поступил он туда в 1904 году в возрасте 11 лет и закончил 16-летним с большой серебряной медалью. Хотя по своему консерваторскому образованию О. Строк – пианист, но он с самых малых лет начинает сочинять музыкальные произведения и его первые музыкальные творения увидели свет, когда он ещё учился в Консерватории. После окончания Консерватории он начинает вполне успешную карьеру пианиста-аккомпаниатора, выступая в частности с такими звёздами того времени как Антонина Нежданова, далее в течение многих лет ведущая певица Большого Театра, позже с Надеждой Плевицкой и Юрием Морфесси, очень популярными исполнителями романсов. Известно, что высоко ценил О. Строка и знаменитый русский бас Федор Шаляпин. Тем не менее после революции 17 года в России, покрутившись вместе с женой по голодной и ввергнутой в хаос стране, у О. Строка хватает ума бежать из негостеприимной страны и в начале 20-х годов вернуться в Латвию. Хотя, конечно, не в провинциальный Даугавпилс, а в столицу – Ригу. Нельзя сказать, чтобы возвращение проходило гладко. Долгое время О. Строк пытался найти свое место и перепробовал множество занятий в поисках надежного заработка. Но в конце концов нашел свое место.



В Риге, в центральной части города при отеле «Франкфурт-на-Майне» в это время функционировал кабаре-дансинг-бар, оборудованный по последнему слову техники, который назывался «Альгамбра». Новое прогрессивное заведение получило своё экзотическое название в честь популярного лондонского кабаре-варьете «Alhambra Theatre». Визитной карточкой рижского кабаре был оркестр «The Alhambra Band», который мог исполнять композиции, принадлежавшие к самым разным музыкальным стилям и жанрам. В 1929 году владелец ресторана Георг Берзиньш вложив деньги придал ресторану самый современный вид. Музыкальная и танцевальная программы в кабаре и дансинг-холле работали с 22:00 до четырёх часов утра. Берзиньш позаботился о репертуаре своего кабаре, поставив перед собой цель привлечь к созданию музыкальной программы максимальное количество успешных зарубежных исполнителей. Вот именно здесь и проходил рижский этап музыкальной карьеры Оскара Строка. Он выступал и как пианист и как дирижер оркестра и как композитор и именно после исполнения его произведений в «Альгамбре» он приобрел широкую известность далеко за пределами Риги. Вторым известным местом в Риге, где выступал Оскар Строк, стал популярный ресторан «Отто Шварц» при гостинице «Римская». Несколько раз О. Строк выезжал на зарубежные гастроли, в частности в 1935 году он посетил Шанхай и Токио, вызвав волну популярности в Китае и Японии. И уж, конечно, он был популярен в странах Европы. А в «Альгамбре» свою очередь выступали гастролеры из других стран Европы, например, известная ещё до революции певица Надежда Плевицкая и совсем молодая Алла Баянова, жительница Румынии Выступал здесь, причем с большим успехом, и уже знаменитый джазовый музыкант Эдди Рознер, уроженец Берлина, вынужденный к тому времени из-за преследований нацистов переселиться в Польшу.

Итак, П. Лещенко меняет свое амплуа и пение становится его основным занятием. Поначалу значительное место в его репертуаре занимают цыганские мелодии, постепенно их оттесняют произведения его современников, танцевальная музыка, причем он исполняет многие произведения, созданные специально для него. Он выезжает на концерты в латвийские города Либаву (Лепаю) и Даугавпилс (Динабург – Двинск), поет в летнем ресторане в курортном пригороде Риги Юрмале и в рижских кафе «АТ» и «Альгамбра». Едет на непродолжительные гастроли в Польшу, Румынию, Югославию и возвращается опять в Ригу. Затем П. Лещенко получает предложение поехать в Германию, в Берлин и записать своё исполнение музыкальных произведений на граммофонные пластинки. Он едет и проводит записи в студии «Парлофон» («Parlophone»). «Парлофон» – торговая марка немецкой компании «Карл Линдстрем» («Carl Lindström Company»). В 1927 году ключевой пакет акций в этой компании приобретается британской звукозаписывающей компанией «Колумбия» («Columbia Gramophone Company»), которая после слияния с другими компаниями становится в 1931 году знаменитой компанией звукозаписи «EMI» («Electrical & Musical Industries Ltd.»), продолжающей выпускать свои записи джазовой и эстрадной музыки под маркой «Парлофон». И вот здесь выясняется такая деталь. У П. Лещенко очень приятного тембра лирический баритон, но голос у него не сильный. В больших концертных залах он вообще плохо звучит, да и в малых он тоже не очень впечатляет. Но вот в записи он звучит просто чудесно. Выпускается пять пластинок певца. И все эти пластинки с записями П. Лещенко становятся популярными и коммерчески успешными. После первого эксперимента, инициированного рижанами, П. Лещенко много и успешно записывался на разных студиях. Можно упомянуть румынский филиал фирмы «Коламбия» (входившей уже в «ЕМI»), румынскую фирму «Электрекорд» («Electrecord») и местную латвийскую фирму «Беллакорд» («Bellacord»). О последней надо сказать несколько слов. Её полное название «Беллакорд-Электро». Она была основана в Риге местным предпринимателем Хельмарсом Рудзитисом в 1931 году, до того активном в книгоиздательском бизнесе. Х. Рудзитис подошел к новому бизнесу серьезно, будучи наслышанным о том успехе, которые имеют граммофонные пластинки и об объемах их продаж. Он приобрел высококачественное германское оборудование и сумел найти инженеров, которые обеспечили высокое качество записи, а певцов сопровождал собственный оркестр этой звукозаписывающей студии. Это была не провинциальная компания, но одна из лучших в Европе. Студия специализировалась на записях легкой и танцевальной музыки. Сначала для латвийской аудитории. Затем Х. Рудзитис услышал пение П. Лещенко и предложил ему делать записи на его студии. П. Лещенко согласился и эти записи пользовались большим успехом, а П. Лещенко становится настоящей звездой. На пластинках его голос звучит несравненно лучше чем со сцены и красивый тембр его голоса просто завораживает.




Впрочем, Петр Лещенко, хотя и очень популярный в Риге, но, будучи гражданином Румынии, все же видел свою базу там. С весны 1932 года вместе со своей супругой З. Закис он работает в Черновцах и в Кишиневе. В 1933 году он решает обосноваться на постоянное место жительства в столице страны Бухаресте, но участвует и в выездных турне, едет в Вену, в Австрию для серии записей в тамошнем филиале фирмы «Колумбия». В 1935 году он открывает собственный ресторан, который назывался «Бар Лещенко» и в котором выступает он сам, его супруга и две младшие сестры, из которых Зинаида сделала хороших танцовщиц. Петр Лещенко был звездой богемы и света румынской столицы. Не раз бронированный авто отвозил его на виллу к румынскому королю Каролю, большому поклоннику его таланта. Дважды он выезжает в Лондон, выступает по радио, дает концерты, записывается на студии. В Риге он появляется на длительные промежутки времени ещё дважды, проводя там с семьей летние сезоны 1937 и 1938 годов. Все остальное время он в Бухаресте, работая в своем собственном ресторане.



В отличие от Петра Лещенко Константин Тарасович Сокольский постоянно жил и выступал в Риге. Хотя родился он в декабре 1904 года в Санкт-Петербурге под фамилией Кудрявцев, а Сокольский – его сценический псевдоним. После революции 1917 года семья его переехала в Латвию (отсюда происходил его отец) и далее вся его жизнь прошла в этой стране. После прохождения воинской службы переехал в Ригу. Работая грузчиком днем учился в вечерней рабочей школе и время от времени выступал в ученических концертах, в 1928 году начал успешно выступать в кинотеатрах перед сеансами и понял, что имеет нужный талант. Получил музыкальное образование в Первом Рижском музыкальном институте, оставил работу грузчика и перешел и на профессиональную сцену. Работает в рижском театре миниатюр «Бонзо» с 1931 года, с этим театром едет на гастроли в Чехословакию и Румынию. Далее с 1933 года начинает самостоятельные выступления, едет в Югославию, Германию, Румынию. Работает в Румынии в труппе Е. А. Полевицкой, выступает на радио, работает в Русском драматическом театре в Риге, где он исполняет многочисленные роли в опереттах. Начинает записываться на пластинки, работая с рижской студией звукозаписи «Бонафон». Далее опять зарубежные гастроли и записи в различных звукозаписывающих компаниях: «Коламбия», «Беллакорд» и «Одеон» (большая немецкая компания, являющаяся частью «EMI»). Хотя К. Сокольский проводил изрядное количество времени на гастролях и подолгу жил за границей (в Румынии и Югославии, где он провел несколько лет), но его родным городом всегда оставалась Рига. При том, что языком исполнения для него всегда был русский, он тем не менее был достаточно хорошо интегрирован в жизнь Латвии, владел латвийским языком и симпатизировал Карлису Ульманису, долголетнему премьер-министру, а затем и Президенту страны.



Ещё один популярный в русскоязычной Риге певец того времени это – Владимир Неплюев. К сожалению, известно о нём не очень много. Он тоже уроженец Динабурга, где родился в 1908 году (впрочем в то время город получил русифицированное название Двинск) . Всю взрослую жизнь провел в Риге. Довольно интенсивно записывался на рижских студиях звукозаписи «Бонафон» и в основном на «Беллакорд». Как будто бы погиб в результате несчастного случая в Риге в сороковые годы.

Разумеется, как и П. Лещенко, К. Сокольский был дружен с Оскаром Строком и исполнял многие его произведения, часто будучи их первым исполнителем. Но круг композиторов, живших и работавших в Риге, включал в себя ещё несколько известных имен. Вторым после Оскара Строка надо назвать Марка Иосифовича Марьяновского. Марк Марьяновский, поэт и композитор, автор многих популярных музыкальных произведений, родился в Риге в 1889 г. в еврейской семье. Закончив петербургский политехнический институт работал инженером в одной из рижских технических фирм. Систематического музыкального образования он не получил, но это был очень талантливый самоучка. В записи сочиненных им мелодий ему помогал его сын Александр, который был профессиональным музыкантом. В свободное от основной работы время сочинял свои музыкальные жемчужины, вошедшие в репертуар Петра Лещенко, Константина Сокольского и других певцов русскоязычной среды Прибалтики. Надо упомянуть ещё одного талантливого композитора, который, хотя и не вырос в Риге, но произведения которого составили неотъемлимую часть репертуара Петра Лещенко и многократно звучали в Риге. Это пианист и композитор Ефим Скляров. Родился он в Бухаресте в бедной еврейской семье. Его отец лично обратился к П. Лещенко с просьбой помочь своему талантливому сыну и П. Лещенко прослушав взял его в свой оркестр пианистом. Это случилось в 1936 году. И не ошибся. Из Е. Склярова получился не только прекрасный пианист, но и талантливый композитор. Впрочем, сочинять музыку он начал ещё до начала работы в оркестре ресторана «Бар Лещенко».

Теперь немного о репертуаре, о том, что было модно и популярно в те годы. Немного обратимся к истории. В первой декаде двадцатого века аргентинские моряки, прибывавшие со своими кораблями в южнофранцузский порт Марсель, ознакомили местных жителей с новым танцем, созданным в их стране, под названием танго. Через несколько лет танго добралось до столицы страны Парижа, куда к тому же начали приезжать из Аргентины отпрыски из состоятельных семей, хорошо знакомые с этим танцем, и в 1912 году танго покорило город. В последующие годы танго начало завоевывать и другие страны Европы, в первую очередь Великобританию и Германию. Затем в середине 1914 года начинается Первая Мировая война, когда всем уже не до танцев. Но после войны увлечение новым танцем вспыхнуло с новой энергией. Два человека способствовали самой широкой популяризации танго во все мире: киноактер Рудольф Валентино и певец Карлос Гардель. Голливудские фильмы с участием Р. Валентино, танцующего чувственное танго в образе аргентинского ковбоя — гаучо, видели сотни миллионов зрителей во многих странах мира. Красавец К. Гардель, певец и киноактер, обладатель сильного и красивого по тембру баритона положил начало исполнению танго как вокального номера («tango cancion»), а не только как музыки для танца. Вот эта волна увлечения танго и накрыла Латвию в двадцатых и далее в тридцатых годах двадцатого века. Особенно преуспел в сочинении музыки в стиле танго Оскар Строк, которого называли «королем танго». Но и М. Марьяновским и Е. Скляровым многие музыкальные произведения написаны в ритме танго. Вместе с танго прибыл в Европу в те же годы и другой танец, ставший крайне популярным – фокстрот. Родился он в 1914 году в Соединенных Штатах и после Первой Мировой войны устремился в Европу, быстро завоевав континент.


 
Olga777Дата: Суббота, 01.02.2014, 23:10 | Сообщение # 2
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
Статья по фактам на редкость точная. С выводами автора о русскоязычной Латвии не согласна. Тем не менее обе части статьи достойны внимания.
Еще два наблюдения. То ли это какя-то авторская позиция, то ли ошибка вкралась, но я точно знаю, что слово "сУбкультура" пишется с У в первом слоге.
И фамилия супруги Петра Лещенко - не ЗакиС. Мы уже об этом писали и согласовывали с рижанами - грамотными рижанами:
Зинаида Закитт - сценическое имя Жени Иоганны Заките (Ženija Johanna Zaķītе), жены Петра Лещенко. В русскоязычных статьях о П.Лещенко встречаются формы "Закитт", "Закит" и "Закис". Zaķītе - это женская форма мужской фамилии Zaķītis (в переводе Зайчик или Зайка)


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » Их соединили музыка и время » «Русская» Рига между двумя мировыми войнами (Петр Лещенко, Оскар Строк и другие. Часть 1)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz