Georgo | Дата: Пятница, 31.01.2014, 02:19 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
| Вениамин Чернухин Декабрь 2013
«Русская» Рига между двумя мировыми войнами: Петр Лещенко, Оскар Строк и другие.
Часть 1
Восемнадцатого ноября 1918 года Республика Латвия была провозглашена независимым демократическим государством со столицей в городе Рига. В это же время независимость получили и соседи Латвии – Эстония, находящаяся севернее, и Литва — южнее. Рига расположена в центральной точке этого блока из трех балтийских республик. Кроме того, Рига оказалась и самым большим городом на территории этого блока. В 1920 году в городе проживало всего 185 000 жителей (столь небольшое количество объясняется тем, что во время Первой Мировой войны в районе города проходила линия фронта и часть населения была эвакуирована). К 1935 году ситуация выправляется, рижское население увеличивается почти до 400 тысяч человек, во многом за счёт миграции в город латышей из окружающих Ригу сельских поселений. Но не только. В Риге оседают достаточно многочисленные русскоязычные эмигранты, бежавшие от нового порядка и революционного террора большевиков. Чем привлекла их Рига? Большой город с устойчивыми культурными традициями. Кроме того, Латвия имела самое многочисленное русскоязычное население из всех трех балтийских республик. В 1920 году русскоязычное население страны составило 91 000 человек, но к 1935 году оно увеличилось до 206 000 человек или 10.5% от населения страны. В Риге этот процент был выше и где-то четвертая или пятая часть жителей города были русскоязычны. Среди беженцев от советской власти был достаточно высок процент культурных людей, естественно было их стремление жить в большом городе и в городе достаточно быстро возникает и русскоязычная сабкультура.
Из людей, связанных с этой сабкультурой, пожалуй, наиболее известно имя певца и танцора Петра Константиновича Лещенко, хотя он не был постоянным жителем Риги. Родился он на Украине, в Херсонской губернии в июне 1898 года. Когда Петру было девять месяцев, семья его матери перебралась в Кишинев, в Бессарабию. Уже в ранней юности он обнаружил музыкальные способности. Учился в церковно-приходском, а затем в городском трехклассном училищах и пел в разных хорах, это составило его общее и музыкальное образование. В 1915 году (у него в это время менялся голос) пошел служить в армию в 7-й Донской казачий полк вольноопреляющимся и служил там до ноября 1916 года. Оттуда был направлен в пехотную школу прапорщиков в Киеве, которую кончил в марте 1917 года. Был послан на Румынский фронт, в августе 1917 года, принимая участие в военных действиях, был тяжело ранен и контужен и попал в госпиталь, сначала полевой, а затем стационарный в Кишиневе. Выписали из госпиталя его в январе 1918 года, но к этому времени Бессарабия и город Кишинев уже отошли к Румынии от исчезнувшей Российской Империи и П. Лещенко стал румынским подданным. До осени 1919 года перебивается случайными заработками, с осени 1919 года в составе танцевальной группы выступает на различных сценах в Бухаресте, столице Румынии и гастролирует по стране. В 1925 году уезжает в Париж и там опять выступает как танцор. Поступает в частную балетную школу, учится и знакомится двадцатилетней красавицей Зинаидой Закис, латышкой, которая приехала из Риги. Они составляют танцевальную пару, выступают вместе в ресторанах, вскоре танцевальный дуэт становится супружеской парой. Далее П. Лещенко и З. Закис принимают предложение совершить гастрольную поездку на Ближний Восток и с мая 1926 года и до августа 1928 года посещают Турцию, Ливан, Сирию и Грецию. Возвращаются в Румынию, где работают в одном из местных театров. Затем первое посещение Риги, но очень короткое: всего две недели по случаю смерти отца Зинаиды. Возвращение в Румынию, сначала в Черновцы, затем в Кишинев, где пара остается до зимы 1929 года. Затем снова поездка в Ригу, на сей раз более продолжительная и связанная с работой. Эта работа ещё в качестве танцора, хотя танцевальный дуэт через некоторое время распался, ибо Зинаида беременна. В январе 1931 года у пары рождается сын Игорь.
Здесь происходят два события. Лишенный партнерши П. Лещенко ищет альтернативный вид заработка и постепенно переключается с танцев на пение. Собственно пел он немного и раньше в паузах между танцами, чтобы дать возможность партнерше переодеться. Но в больших залах его не сильный голос терялся, микрофонов тогда ещё не было. В 1930 году он начинает выступать в скромном уютном кафе «АТ» в сопровождении небольшого оркестра под управлением опытного скрипача Герберта Шмидта. Здесь его голос звучит несравненно лучше. В это же время происходит его знакомство с другой ключевой фигурой русскоязычной колонии в Риге – композитором Оскаром Строком. Более того, есть сведения, что именно О. Строк убедил П. Лещенко оставить полностью танцы и сосредоточиться на карьере певца, он в компании с несколькими своими друзьями убедил управляющего кафе организовать выступления П. Лещенко в нем и помог с репертуаром. О. Строк сам аккомпанировал певцу во время первого выступления, чем способствовал успеху выступления, создавая певцу имя.
Оскар Давидович Строк чуть старше Петра Лещенко, он родился в 1893 году. Место его рождения – город Динабург Витебской губернии Российской Империи (сегодня это город Даугавпилс на юго-востоке Республики Латвия), который входил в так называемую «черту оседлости», то-есть относился к тем местам, где евреям разрешалось жить. Отец Оскара был профессиональным музыкантом, служил в армейском оркестре двадцать пять лет, а после выхода в отставку руководил капеллой еврейских народных музыкантов – клезмеров и сам играл на нескольких музыкальных инструментах. Еврейская народная музыка эта то окружение, в котором прошло детство будущего композитора.Он талантлив, учится играть на скрипке, потом на пианино и ему удается ещё до революции, то-есть в условиях официальных процентных норм, поступить в Петербургскую Консерваторию. Правда, помогли и льготы из-за долголетней службы отца в армии. Итак, Оскар отправляется учиться. Впрочем, тогда он ещё не был Оскар, но не то Лейб, не то Ошер, а, возможно, при рождении он получил два имени, как это было весьма принято у евреев и был Лейб-Ошер либо Ошер-Лейб. Оскаром он стал уже во взрослые годы. Ещё одна маленькая деталь: поступил он туда в 1904 году в возрасте 11 лет и закончил 16-летним с большой серебряной медалью. Хотя по своему консерваторскому образованию О. Строк – пианист, но он с самых малых лет начинает сочинять музыкальные произведения и его первые музыкальные творения увидели свет, когда он ещё учился в Консерватории. После окончания Консерватории он начинает вполне успешную карьеру пианиста-аккомпаниатора, выступая в частности с такими звёздами того времени как Антонина Нежданова, далее в течение многих лет ведущая певица Большого Театра, позже с Надеждой Плевицкой и Юрием Морфесси, очень популярными исполнителями романсов. Известно, что высоко ценил О. Строка и знаменитый русский бас Федор Шаляпин. Тем не менее после революции 17 года в России, покрутившись вместе с женой по голодной и ввергнутой в хаос стране, у О. Строка хватает ума бежать из негостеприимной страны и в начале 20-х годов вернуться в Латвию. Хотя, конечно, не в провинциальный Даугавпилс, а в столицу – Ригу. Нельзя сказать, чтобы возвращение проходило гладко. Долгое время О. Строк пытался найти свое место и перепробовал множество занятий в поисках надежного заработка. Но в конце концов нашел свое место.
В Риге, в центральной части города при отеле «Франкфурт-на-Майне» в это время функционировал кабаре-дансинг-бар, оборудованный по последнему слову техники, который назывался «Альгамбра». Новое прогрессивное заведение получило своё экзотическое название в честь популярного лондонского кабаре-варьете «Alhambra Theatre». Визитной карточкой рижского кабаре был оркестр «The Alhambra Band», который мог исполнять композиции, принадлежавшие к самым разным музыкальным стилям и жанрам. В 1929 году владелец ресторана Георг Берзиньш вложив деньги придал ресторану самый современный вид. Музыкальная и танцевальная программы в кабаре и дансинг-холле работали с 22:00 до четырёх часов утра. Берзиньш позаботился о репертуаре своего кабаре, поставив перед собой цель привлечь к созданию музыкальной программы максимальное количество успешных зарубежных исполнителей. Вот именно здесь и проходил рижский этап музыкальной карьеры Оскара Строка. Он выступал и как пианист и как дирижер оркестра и как композитор и именно после исполнения его произведений в «Альгамбре» он приобрел широкую известность далеко за пределами Риги. Вторым известным местом в Риге, где выступал Оскар Строк, стал популярный ресторан «Отто Шварц» при гостинице «Римская». Несколько раз О. Строк выезжал на зарубежные гастроли, в частности в 1935 году он посетил Шанхай и Токио, вызвав волну популярности в Китае и Японии. И уж, конечно, он был популярен в странах Европы. А в «Альгамбре» свою очередь выступали гастролеры из других стран Европы, например, известная ещё до революции певица Надежда Плевицкая и совсем молодая Алла Баянова, жительница Румынии Выступал здесь, причем с большим успехом, и уже знаменитый джазовый музыкант Эдди Рознер, уроженец Берлина, вынужденный к тому времени из-за преследований нацистов переселиться в Польшу.
Итак, П. Лещенко меняет свое амплуа и пение становится его основным занятием. Поначалу значительное место в его репертуаре занимают цыганские мелодии, постепенно их оттесняют произведения его современников, танцевальная музыка, причем он исполняет многие произведения, созданные специально для него. Он выезжает на концерты в латвийские города Либаву (Лепаю) и Даугавпилс (Динабург – Двинск), поет в летнем ресторане в курортном пригороде Риги Юрмале и в рижских кафе «АТ» и «Альгамбра». Едет на непродолжительные гастроли в Польшу, Румынию, Югославию и возвращается опять в Ригу. Затем П. Лещенко получает предложение поехать в Германию, в Берлин и записать своё исполнение музыкальных произведений на граммофонные пластинки. Он едет и проводит записи в студии «Парлофон» («Parlophone»). «Парлофон» – торговая марка немецкой компании «Карл Линдстрем» («Carl Lindström Company»). В 1927 году ключевой пакет акций в этой компании приобретается британской звукозаписывающей компанией «Колумбия» («Columbia Gramophone Company»), которая после слияния с другими компаниями становится в 1931 году знаменитой компанией звукозаписи «EMI» («Electrical & Musical Industries Ltd.»), продолжающей выпускать свои записи джазовой и эстрадной музыки под маркой «Парлофон». И вот здесь выясняется такая деталь. У П. Лещенко очень приятного тембра лирический баритон, но голос у него не сильный. В больших концертных залах он вообще плохо звучит, да и в малых он тоже не очень впечатляет. Но вот в записи он звучит просто чудесно. Выпускается пять пластинок певца. И все эти пластинки с записями П. Лещенко становятся популярными и коммерчески успешными. После первого эксперимента, инициированного рижанами, П. Лещенко много и успешно записывался на разных студиях. Можно упомянуть румынский филиал фирмы «Коламбия» (входившей уже в «ЕМI»), румынскую фирму «Электрекорд» («Electrecord») и местную латвийскую фирму «Беллакорд» («Bellacord»). О последней надо сказать несколько слов. Её полное название «Беллакорд-Электро». Она была основана в Риге местным предпринимателем Хельмарсом Рудзитисом в 1931 году, до того активном в книгоиздательском бизнесе. Х. Рудзитис подошел к новому бизнесу серьезно, будучи наслышанным о том успехе, которые имеют граммофонные пластинки и об объемах их продаж. Он приобрел высококачественное германское оборудование и сумел найти инженеров, которые обеспечили высокое качество записи, а певцов сопровождал собственный оркестр этой звукозаписывающей студии. Это была не провинциальная компания, но одна из лучших в Европе. Студия специализировалась на записях легкой и танцевальной музыки. Сначала для латвийской аудитории. Затем Х. Рудзитис услышал пение П. Лещенко и предложил ему делать записи на его студии. П. Лещенко согласился и эти записи пользовались большим успехом, а П. Лещенко становится настоящей звездой. На пластинках его голос звучит несравненно лучше чем со сцены и красивый тембр его голоса просто завораживает.
Впрочем, Петр Лещенко, хотя и очень популярный в Риге, но, будучи гражданином Румынии, все же видел свою базу там. С весны 1932 года вместе со своей супругой З. Закис он работает в Черновцах и в Кишиневе. В 1933 году он решает обосноваться на постоянное место жительства в столице страны Бухаресте, но участвует и в выездных турне, едет в Вену, в Австрию для серии записей в тамошнем филиале фирмы «Колумбия». В 1935 году он открывает собственный ресторан, который назывался «Бар Лещенко» и в котором выступает он сам, его супруга и две младшие сестры, из которых Зинаида сделала хороших танцовщиц. Петр Лещенко был звездой богемы и света румынской столицы. Не раз бронированный авто отвозил его на виллу к румынскому королю Каролю, большому поклоннику его таланта. Дважды он выезжает в Лондон, выступает по радио, дает концерты, записывается на студии. В Риге он появляется на длительные промежутки времени ещё дважды, проводя там с семьей летние сезоны 1937 и 1938 годов. Все остальное время он в Бухаресте, работая в своем собственном ресторане.
В отличие от Петра Лещенко Константин Тарасович Сокольский постоянно жил и выступал в Риге. Хотя родился он в декабре 1904 года в Санкт-Петербурге под фамилией Кудрявцев, а Сокольский – его сценический псевдоним. После революции 1917 года семья его переехала в Латвию (отсюда происходил его отец) и далее вся его жизнь прошла в этой стране. После прохождения воинской службы переехал в Ригу. Работая грузчиком днем учился в вечерней рабочей школе и время от времени выступал в ученических концертах, в 1928 году начал успешно выступать в кинотеатрах перед сеансами и понял, что имеет нужный талант. Получил музыкальное образование в Первом Рижском музыкальном институте, оставил работу грузчика и перешел и на профессиональную сцену. Работает в рижском театре миниатюр «Бонзо» с 1931 года, с этим театром едет на гастроли в Чехословакию и Румынию. Далее с 1933 года начинает самостоятельные выступления, едет в Югославию, Германию, Румынию. Работает в Румынии в труппе Е. А. Полевицкой, выступает на радио, работает в Русском драматическом театре в Риге, где он исполняет многочисленные роли в опереттах. Начинает записываться на пластинки, работая с рижской студией звукозаписи «Бонафон». Далее опять зарубежные гастроли и записи в различных звукозаписывающих компаниях: «Коламбия», «Беллакорд» и «Одеон» (большая немецкая компания, являющаяся частью «EMI»). Хотя К. Сокольский проводил изрядное количество времени на гастролях и подолгу жил за границей (в Румынии и Югославии, где он провел несколько лет), но его родным городом всегда оставалась Рига. При том, что языком исполнения для него всегда был русский, он тем не менее был достаточно хорошо интегрирован в жизнь Латвии, владел латвийским языком и симпатизировал Карлису Ульманису, долголетнему премьер-министру, а затем и Президенту страны.
Ещё один популярный в русскоязычной Риге певец того времени это – Владимир Неплюев. К сожалению, известно о нём не очень много. Он тоже уроженец Динабурга, где родился в 1908 году (впрочем в то время город получил русифицированное название Двинск) . Всю взрослую жизнь провел в Риге. Довольно интенсивно записывался на рижских студиях звукозаписи «Бонафон» и в основном на «Беллакорд». Как будто бы погиб в результате несчастного случая в Риге в сороковые годы.
Разумеется, как и П. Лещенко, К. Сокольский был дружен с Оскаром Строком и исполнял многие его произведения, часто будучи их первым исполнителем. Но круг композиторов, живших и работавших в Риге, включал в себя ещё несколько известных имен. Вторым после Оскара Строка надо назвать Марка Иосифовича Марьяновского. Марк Марьяновский, поэт и композитор, автор многих популярных музыкальных произведений, родился в Риге в 1889 г. в еврейской семье. Закончив петербургский политехнический институт работал инженером в одной из рижских технических фирм. Систематического музыкального образования он не получил, но это был очень талантливый самоучка. В записи сочиненных им мелодий ему помогал его сын Александр, который был профессиональным музыкантом. В свободное от основной работы время сочинял свои музыкальные жемчужины, вошедшие в репертуар Петра Лещенко, Константина Сокольского и других певцов русскоязычной среды Прибалтики. Надо упомянуть ещё одного талантливого композитора, который, хотя и не вырос в Риге, но произведения которого составили неотъемлимую часть репертуара Петра Лещенко и многократно звучали в Риге. Это пианист и композитор Ефим Скляров. Родился он в Бухаресте в бедной еврейской семье. Его отец лично обратился к П. Лещенко с просьбой помочь своему талантливому сыну и П. Лещенко прослушав взял его в свой оркестр пианистом. Это случилось в 1936 году. И не ошибся. Из Е. Склярова получился не только прекрасный пианист, но и талантливый композитор. Впрочем, сочинять музыку он начал ещё до начала работы в оркестре ресторана «Бар Лещенко».
Теперь немного о репертуаре, о том, что было модно и популярно в те годы. Немного обратимся к истории. В первой декаде двадцатого века аргентинские моряки, прибывавшие со своими кораблями в южнофранцузский порт Марсель, ознакомили местных жителей с новым танцем, созданным в их стране, под названием танго. Через несколько лет танго добралось до столицы страны Парижа, куда к тому же начали приезжать из Аргентины отпрыски из состоятельных семей, хорошо знакомые с этим танцем, и в 1912 году танго покорило город. В последующие годы танго начало завоевывать и другие страны Европы, в первую очередь Великобританию и Германию. Затем в середине 1914 года начинается Первая Мировая война, когда всем уже не до танцев. Но после войны увлечение новым танцем вспыхнуло с новой энергией. Два человека способствовали самой широкой популяризации танго во все мире: киноактер Рудольф Валентино и певец Карлос Гардель. Голливудские фильмы с участием Р. Валентино, танцующего чувственное танго в образе аргентинского ковбоя — гаучо, видели сотни миллионов зрителей во многих странах мира. Красавец К. Гардель, певец и киноактер, обладатель сильного и красивого по тембру баритона положил начало исполнению танго как вокального номера («tango cancion»), а не только как музыки для танца. Вот эта волна увлечения танго и накрыла Латвию в двадцатых и далее в тридцатых годах двадцатого века. Особенно преуспел в сочинении музыки в стиле танго Оскар Строк, которого называли «королем танго». Но и М. Марьяновским и Е. Скляровым многие музыкальные произведения написаны в ритме танго. Вместе с танго прибыл в Европу в те же годы и другой танец, ставший крайне популярным – фокстрот. Родился он в 1914 году в Соединенных Штатах и после Первой Мировой войны устремился в Европу, быстро завоевав континент.
|
|
| |