Olga777 | Дата: Четверг, 10.12.2020, 15:26 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
| «На том же месте, в тот же час…» АВТОР: ИНЕССА АТАМАНЧУК
Юбилеи Цфасмана – 115 лет со дня рождения и 50 лет, как его не стало – отметим в следующем, 2021 году. Потому назовем статью предъюбилейной и продолжим традицию: к 100-летию в газете «МИГ по выходным» выходила статья, написанная одним из энтузиастов джаза – Сергеем Ставицким, автором стенда, посвященного Александру Цфасману, в музее «Фаэтон». О популяризации музыки Александра Цфасмана много лет заботится глава запорожского джаз-клуба Владимир Гитин. И сейчас, благодаря его усилиям, возможность приобщиться к джазу сохранились в небольшой студии в ДК «Титан» и в кафе «Ретро», где – карантин же не вечен! – можно услышать джаз в исполнении запорожских музыкантов.
В 2020-м в Запорожье появился мурал, посвященный Александру Цфасману – благодаря людям, к истории и культуре не равнодушным – жильцам дома, где жила семья будущего музыканта, и где Наум Цфасман держал свою «Первую парикмахерскую». [С подсказки Сергея Ставицкого, парикмахерская находилась в помещении, позже занимаемом фирменным магазином нашей кондитерской фабрики «Белочка». Так что история запутана, как лабиринт по-прежнему сдаваемых в аренду помещений первого этажа первого трехэтажного здания Александровска, доходного дома наследственного купца первой гильдии Якова Лещинского. И заходя в часовую мастерскую в этом доме, видишь уходящие ввысь потолки невиданной для советского быта высоты. А нумерация подъездов дома – по-прежнему справа налево, как и было сто двадцать лет тому назад – постройка 1901 года]. Тем ценнее ожившая на стене с видом на площадь Театральную история. Киевский street-art художник Александр Корбан придал портрету Александра Цфасмана черно-белый ретроспективный акцент – взгляд сквозь годы, сквозь события минувшего столетия. Смотрит Александр Наумович грустно – ибо не всеми проезжающими и проходящими Театральную площадь запорожцами он узнаваем. Попробуем напомнить – через музыку, ибо чем еще может быть памятен потомкам композитор? Даже если он и жил по соседству – в доме, чей нынешний адрес проспект Соборный, 52.
Дом купца Я.И.Лещинского на дореволюционной открыткеИз рекламных объявлений дореволюционных газет
Тем более, что в биографии нашего музыканта есть несколько опубликованных неточностей. «Цфасман – уроженец города Горького – был талантливым пианистом Московской консерватории», – пишет в свой книге «Укрощение искусств» музыкант и писатель, в то время – уже американский – Юрий Елагин.
Нынешний заместитель худрука МХАТа имени Горького Захар Прилепин считает, что музыкант «родившийся в 1901 году …в семье парикмахера с запорожского местечка Нохима-Ицхока Цфасмана» – безусловно, один из родоначальников советского джаза». Однако, Елагин же замечает, что «…совесть советского гражданина не может отвечать за то, что выходит из-под его пера», – тем более, неточности этих авторов политически оправданы. В биографической книге А.Н.Голубева «Александр Цфасман – корифей советского джаза», вышедшей в 2006 году, опубликованы воспоминания Александра Цфасмана о своем детстве: «Отец мой очень любил музыку и играл по слуху на скрипке. Я начал учиться музыке с семи лет: сначала на скрипке, но после двухмесячных занятий оставил скрипку и через два года стал учиться на фортепиано. В конце 1917 года наша семья переехала в Нижний Новгород, где я поступил на фортепианное отделение Музыкального техникума…». Закончив консерваторию с золотой медалью по классу фортепиано, Цфасман стал одним из лучших советских пианистов. Музыкант занимал комнату в большой московской квартире, когда-то принадлежавшей зубному врачу М.Б.Мессереру, и его внучка – знаменитая балерина Майя Михайловна Плисецкая, в своей книге «Я – Майя Плисецкая» писала: «помешавшись на входившем тогда в моду джазе, пустил классику побоку…» Еще во время учебы в консерватории Александр Цфасман организовал джазовый оркестр «АМА-джаз», просуществоваший с 1926-го по 1930 годы. Оркестр выступал на открытых площадках, в фойе самых популярных кинотеатров, первым исполнил джазовую музыку на советском радио. А – по воспоминаниям Василия Кирилловича Дяченко, оркестр под управлением Александра Цфасмана выступал в Запорожье – с концертами для строителей Днепрогэса. И он, житель дома по бульвару Энтузиастов [ныне – Металлургов], вместе с другими мальчишками пробирался поближе к грузовой машине с открытыми бортами, которая служила музыкантам сценой… Тогда же музыка Александра Цфасмана, среди прочих, впервые зазвучала на грампластинках. На диски попали «Расставание» [«Утомленное солнце» – аранжировка популярной песни Ежи Петерсбурского] и фокстрот «Неудачное свидание». Помните: «С утра побрился / и галстук новый / с горошком синим я надел…» или – «Мы были оба / «Я у аптеки!» – / «А я в кино искала вас!» / «Так значит завтра, / на том же месте, в тот же час!» Ну кто же не помнит этих мелодий? Кстати, джаз в 30-е годы был временно выгоден СССР по политическим мотивам. И – Днепрострой тому свидетельство – по экономическим причинам. Поэтому даже статья «О музыке толстых», напечатанная в газете «Правда» в 1928 году, в которой Максим Горький называл джаз «оскорбительным хаосом бешеных звуков», – не остановила джазовое движение в СССР. «Цфасмановский джаз нельзя было спутать ни с одним из ансамблей, поголовно именовавших себя к середине тридцатых годов «джазами». Его музыка сразу запоминалась. …все, что выходило из-под пера Цфасмана, было острым, ритмичным, гармонически пикантным и в то же время мелодичным», – пишет Сергей Ставицкий. Ведь «…работать в джазе и не любить его – невозможно», – считал Александр Цфасман.
В довоенный период джаз Александра Цфасмана записал около 70-ти произведений, выпускавшихся массовыми тиражами на советских заводах грампластинок. В 1936 году Цфасман принял участие в озвучании фильма «Цирк»: в эпизоде «танца Мэри на пушке» [Любовь Орлова] звучит его соло на рояле. В 1938 году на Фабрике звукозаписи вышла пластинка, на которой по-английски поет сам Александр Цфасман.
В предвоенные годы Александр Цфасман познакомился с Гертрудой Грандель, американкой, приехавшей в СССР в 1930 году и окончившей Ленинградскую консерваторию по классу ударных инструментов. Гертруда играла на маримбо [первая в СССР] в оркестре Цфасмана. Вскоре они поженились, в 1939 году родился сын Роберт, но в том же году расстались. Уже шла война и Гертруда решила покинуть СССР. Советский НКВД не разрешил ей забрать с собой сына и Роберт остался с отцом. Позже Цфасман женился на Ксении Григорьевне Кухтиной.
В 1939 году Александр Цфасман возглавил джаз-оркестр Всесоюзного Радиокомитета и руководил им до марта 1946 года. Летом 1945 года в Большом зале Московской Консерватории состоялся концерт американской музыки. Большой симфонический оркестр Большого театра исполнил советский и американский гимны; в первом отделении прозвучала симфония Аарона Копленда, а во втором – «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина; партию фортепиано исполнил Александр Цфасман. Успех был грандиозный. «Джаз, кажется, победил», – сказал после концерта Александр Наумович.
Однако вскоре после этого временному флирту с Америкой был дан отбой. Началась борьба с буржуазной идеологией, безыдейностью, проявлениями формализма в литературе и в искусстве, и 15 июня 1946 года Цфасман оставил джаз-оркестр, с которым проработал семь лет, включая фронтовые годы. В докладной записке на имя председателя Радиокомитета говорилось: «…освобождение Цфасмана приведет к оздоровлению оркестра, а также к тому, что мы, наконец, освободим оркестр от увлечения западным джазом, без которого Цфасман немыслим…»
Играет Александр Цфасман. Запись начала 60-х гг
Слово «джаз» исчезло на долгое время… Джаз-оркестры были переименованы в эстрадные, под запрет попали танго, фокстроты, румбы; усиленно пропагандировались «бальные танцы»: па-де-грасы, па-де-патинеры и другие…
Как вспоминал Роберт Александрович, в доме бывали кинорежиссер Иван Пырьев, Игорь Моисеев, Сергей Образцов и другие известные люди. Дома «отец гораздо чаще играл в свободное время Рахманинова». В трудные для джаза времена Александр Цфасман писал симфоджаз и фортепианные произведения, музыку и песни для кино. Несколько грамзаписей с оркестром Александра Наумовича Цфасмана сделала и Клавдия Ивановна Шульженко… – песню «Три вальса» Цфасман написал для нее в содружестве с поэтами Виктором Драгунским и Людмилой Давидович. Пьеса Цфасмана «Ожидание» в записи 1953 года звучит в одной из сцен мелодрамы «Москва слезам не верит». Фокс-марш из кинофильма «За витриной универмага» стал музыкальной заставкой программы «Музыкальный киоск», впервые вышедшей в эфир в 1960 году – и 35 лет звучавшей в эфире. Последние годы жил Александр Цфасман, в основном, на даче, играл в теннис, увлекся разведением роз… На вопросы, почему он мало репетирует, отвечал: «Кому Бог дал играть и понимать, тот играет. А репетировать – ну часом больше, двумя меньше…»
В 1969 году у Александра Наумовича случился инфаркт. 20 февраля 1971 года он скончался от внезапного сердечного приступа. И сын композитора Роберт умер рано. Оказавшаяся в поле интересов состоятельных людей, сгорела цфасмановская дача, погибли розы [об этом пишет Николай Долгополов, историк советской разведки и сосед, лично знавший семью композитора]… Освободившееся место тут же было занято предприимчивыми людьми.
Однако музыка-то нам осталась.
«Так значит завтра, / на том же месте, в тот же час!»
Фотографии автора Инессы АТАМАНЧУК, Сергея ТОМКО и из архива Сергея СТАВИЦКОГО
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |