Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 08.10.2024, 04:58

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Майя, Georgo  
ДВА ЮБИЛЕЯ ЦФАСМАНА
Olga777Дата: Четверг, 10.12.2020, 15:26 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
«На том же месте, в тот же час…»

АВТОР: ИНЕССА АТАМАНЧУК


Юбилеи Цфасмана – 115 лет со дня рождения
и 50 лет, как его не стало – отметим в следующем, 2021 году.
Потому назовем статью предъюбилейной и продолжим традицию:
к 100-летию в газете «МИГ по выходным» выходила статья,
написанная одним из энтузиастов джаза – Сергеем Ставицким,
автором стенда, посвященного Александру Цфасману, в музее «Фаэтон».
О популяризации музыки Александра Цфасмана много лет заботится
глава запорожского джаз-клуба Владимир Гитин.
И сейчас, благодаря его усилиям, возможность приобщиться к джазу
сохранились в небольшой студии в ДК «Титан» и в кафе «Ретро»,
где – карантин же не вечен! –
можно услышать джаз в исполнении запорожских музыкантов.




В 2020-м в Запорожье появился мурал, посвященный Александру Цфасману – благодаря людям, к истории и культуре не равнодушным – жильцам дома, где жила семья будущего музыканта, и где Наум Цфасман держал свою «Первую парикмахерскую». [С подсказки Сергея Ставицкого, парикмахерская находилась в помещении, позже занимаемом фирменным магазином нашей кондитерской фабрики «Белочка». Так что история запутана, как лабиринт по-прежнему сдаваемых в аренду помещений первого этажа первого трехэтажного здания Александровска, доходного дома наследственного купца первой гильдии Якова Лещинского. И заходя в часовую мастерскую в этом доме, видишь уходящие ввысь потолки невиданной для советского быта высоты. А нумерация подъездов дома – по-прежнему справа налево, как и было сто двадцать лет тому назад – постройка 1901 года]. Тем ценнее ожившая на стене с видом на площадь Театральную история. Киевский street-art художник Александр Корбан придал портрету Александра Цфасмана черно-белый ретроспективный акцент – взгляд сквозь годы, сквозь события минувшего столетия. Смотрит Александр Наумович грустно – ибо не всеми проезжающими и проходящими Театральную площадь запорожцами он узнаваем.
Попробуем напомнить – через музыку, ибо чем еще может быть памятен потомкам композитор? Даже если он и жил по соседству – в доме, чей нынешний адрес проспект Соборный, 52.



Дом купца Я.И.Лещинского на дореволюционной открытке


Из рекламных объявлений дореволюционных газет


Тем более, что в биографии нашего музыканта есть несколько опубликованных неточностей.
«Цфасман – уроженец города Горького – был талантливым пианистом Московской консерватории», – пишет в свой книге «Укрощение искусств» музыкант и писатель, в то время – уже американский – Юрий Елагин.




Нынешний заместитель худрука МХАТа имени Горького Захар Прилепин считает, что музыкант «родившийся в 1901 году …в семье парикмахера с запорожского местечка Нохима-Ицхока Цфасмана» – безусловно, один из родоначальников советского джаза».
Однако, Елагин же замечает, что «…совесть советского гражданина не может отвечать за то, что выходит из-под его пера», – тем более, неточности этих авторов политически оправданы.
В биографической книге А.Н.Голубева «Александр Цфасман – корифей советского джаза», вышедшей в 2006 году, опубликованы воспоминания Александра Цфасмана о своем детстве: «Отец мой очень любил музыку и играл по слуху на скрипке. Я начал учиться музыке с семи лет: сначала на скрипке, но после двухмесячных занятий оставил скрипку и через два года стал учиться на фортепиано. В конце 1917 года наша семья переехала в Нижний Новгород, где я поступил на фортепианное отделение Музыкального техникума…».
Закончив консерваторию с золотой медалью по классу фортепиано, Цфасман стал одним из лучших советских пианистов. Музыкант занимал комнату в большой московской квартире, когда-то принадлежавшей зубному врачу М.Б.Мессереру, и его внучка – знаменитая балерина Майя Михайловна Плисецкая, в своей книге «Я – Майя Плисецкая» писала: «помешавшись на входившем тогда в моду джазе, пустил классику побоку…»
Еще во время учебы в консерватории Александр Цфасман организовал джазовый оркестр «АМА-джаз», просуществоваший с 1926-го по 1930 годы. Оркестр выступал на открытых площадках, в фойе самых популярных кинотеатров, первым исполнил джазовую музыку на советском радио. А – по воспоминаниям Василия Кирилловича Дяченко, оркестр под управлением Александра Цфасмана выступал в Запорожье – с концертами для строителей Днепрогэса. И он, житель дома по бульвару Энтузиастов [ныне – Металлургов], вместе с другими мальчишками пробирался поближе к грузовой машине с открытыми бортами, которая служила музыкантам сценой…
Тогда же музыка Александра Цфасмана, среди прочих, впервые зазвучала на грампластинках. На диски попали «Расставание» [«Утомленное солнце» – аранжировка популярной песни Ежи Петерсбурского] и фокстрот «Неудачное свидание». Помните: «С утра побрился / и галстук новый / с горошком синим я надел…» или – «Мы были оба / «Я у аптеки!» – / «А я в кино искала вас!» / «Так значит завтра, / на том же месте, в тот же час!»
Ну кто же не помнит этих мелодий?
Кстати, джаз в 30-е годы был временно выгоден СССР по политическим мотивам. И – Днепрострой тому свидетельство – по экономическим причинам. Поэтому даже статья «О музыке толстых», напечатанная в газете «Правда» в 1928 году, в которой Максим Горький называл джаз «оскорбительным хаосом бешеных звуков», – не остановила джазовое движение в СССР.
«Цфасмановский джаз нельзя было спутать ни с одним из ансамблей, поголовно именовавших себя к середине тридцатых годов «джазами». Его музыка сразу запоминалась. …все, что выходило из-под пера Цфасмана, было острым, ритмичным, гармонически пикантным и в то же время мелодичным», – пишет Сергей Ставицкий. Ведь «…работать в джазе и не любить его – невозможно», – считал Александр Цфасман.




В довоенный период джаз Александра Цфасмана записал около 70-ти произведений, выпускавшихся массовыми тиражами на советских заводах грампластинок. В 1936 году Цфасман принял участие в озвучании фильма «Цирк»: в эпизоде «танца Мэри на пушке» [Любовь Орлова] звучит его соло на рояле. В 1938 году на Фабрике звукозаписи вышла пластинка, на которой по-английски поет сам Александр Цфасман.



В предвоенные годы Александр Цфасман познакомился с Гертрудой Грандель, американкой, приехавшей в СССР в 1930 году и окончившей Ленинградскую консерваторию по классу ударных инструментов. Гертруда играла на маримбо [первая в СССР] в оркестре Цфасмана. Вскоре они поженились, в 1939 году родился сын Роберт, но в том же году расстались. Уже шла война и Гертруда решила покинуть СССР. Советский НКВД не разрешил ей забрать с собой сына и Роберт остался с отцом. Позже Цфасман женился на Ксении Григорьевне Кухтиной.



В 1939 году Александр Цфасман возглавил джаз-оркестр Всесоюзного Радиокомитета и руководил им до марта 1946 года. Летом 1945 года в Большом зале Московской Консерватории состоялся концерт американской музыки. Большой симфонический оркестр Большого театра исполнил советский и американский гимны; в первом отделении прозвучала симфония Аарона Копленда, а во втором – «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина; партию фортепиано исполнил Александр Цфасман. Успех был грандиозный. «Джаз, кажется, победил», – сказал после концерта Александр Наумович.



Однако вскоре после этого временному флирту с Америкой был дан отбой. Началась борьба с буржуазной идеологией, безыдейностью, проявлениями формализма в литературе и в искусстве, и 15 июня 1946 года Цфасман оставил джаз-оркестр, с которым проработал семь лет, включая фронтовые годы. В докладной записке на имя председателя Радиокомитета говорилось: «…освобождение Цфасмана приведет к оздоровлению оркестра, а также к тому, что мы, наконец, освободим оркестр от увлечения западным джазом, без которого Цфасман немыслим…»


Играет Александр Цфасман. Запись начала 60-х гг


Слово «джаз» исчезло на долгое время… Джаз-оркестры были переименованы в эстрадные, под запрет попали танго, фокстроты, румбы; усиленно пропагандировались «бальные танцы»: па-де-грасы, па-де-патинеры и другие…

Как вспоминал Роберт Александрович, в доме бывали кинорежиссер Иван Пырьев, Игорь Моисеев, Сергей Образцов и другие известные люди. Дома «отец гораздо чаще играл в свободное время Рахманинова».
В трудные для джаза времена Александр Цфасман писал симфоджаз и фортепианные произведения, музыку и песни для кино. Несколько грамзаписей с оркестром Александра Наумовича Цфасмана сделала и Клавдия Ивановна Шульженко… – песню «Три вальса» Цфасман написал для нее в содружестве с поэтами Виктором Драгунским и Людмилой Давидович. Пьеса Цфасмана «Ожидание» в записи 1953 года звучит в одной из сцен мелодрамы «Москва слезам не верит». Фокс-марш из кинофильма «За витриной универмага» стал музыкальной заставкой программы «Музыкальный киоск», впервые вышедшей в эфир в 1960 году – и 35 лет звучавшей в эфире.
Последние годы жил Александр Цфасман, в основном, на даче, играл в теннис, увлекся разведением роз… На вопросы, почему он мало репетирует, отвечал: «Кому Бог дал играть и понимать, тот играет. А репетировать – ну часом больше, двумя меньше…»

В 1969 году у Александра Наумовича случился инфаркт. 20 февраля 1971 года он скончался от внезапного сердечного приступа. И сын композитора Роберт умер рано. Оказавшаяся в поле интересов состоятельных людей, сгорела цфасмановская дача, погибли розы [об этом пишет Николай Долгополов, историк советской разведки и сосед, лично знавший семью композитора]… Освободившееся место тут же было занято предприимчивыми людьми.

Однако музыка-то нам осталась.


«Так значит завтра, / на том же месте, в тот же час!»

Фотографии автора Инессы АТАМАНЧУК, Сергея ТОМКО и из архива Сергея СТАВИЦКОГО


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz