|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
01.12.2024, 21:35 |
ЛЕВ ИСААКОВИЧ ЧЕРНЕЦКИЙ - 2
|
|
Майя | Дата: Вторник, 14.08.2012, 03:03 | Сообщение # 1 |
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
|
Ознакомившись с историей жизни капельмейстера Семёна Александровича Чернецкого (во всех источниках, в принципе, одно и то же), мне показался странным тот факт, что сразу после революции капельмейстер Лев Исаакович Чернецкий, автор такого неимоверно популярного музыкального произведения, как марш "Дни нашей жизни" переизданного 19 - 26 тысяч раз, исчез бесследно и на его месте появился капельмейстер Семён Чернецкий, талантливый композитор, как утверждают, автор более 100 маршей, но все написаны после революции?!
Первое произведение Семёна Чернецкого в Википедии не имеет даты сочинения.
Песнь свободной Россiи (Для одного голоса съ аккомп. ф.-п. / Слова и муз. С.А. Чернецкаго Д 68/247 Пг. : I. Юргенсонъ, б.г.)
Кaк вы видите, Семён Чернецкий является автором музыки и стихов.
Следующее произведение числится 1917 годом.
1917 - песня «Плачь запорозьцiв» Семёну Чернецкому было уже 36 лет.
Его первый марш «Ленинский призыв» датирован 1924-ым годом. В 1924 Семёну Чернецкому было уже 43 года (напомню, родился 24 октября 1881г.). 43 годa даже по сегодняшним меркам - уже зрелый возраст. Неужели до 1924 года Семён Чернецкий не написал ни одного марша?! Если нет, то почему никто никогда не упомянул об этом, рассказывая о его творческой жизни? В воспоминаниях Евгения Эмильевича Мандельштама, брата выдающегося русского поэта Осипа Мандельштама, имеется несколько строк, посвящённых Семёну Чернецкому.
«Поощрялась в Тенишевском училище и музыка. Мы создали оркестр народных инструментов. Я в нем был “первой мандолиной”. Ведь строй у мандолины и скрипки, которой я занимался, был общий. Руководителем оркестра мы пригласили студента консерватории С. А. Чернецкого, скромного, нуждающегося юношу. Он часто вытирал слезы из одного глаза, и это интриговало ребят. В конце концов выяснилось, что этот глаз у него был стеклянный, что в те времена было в диковинку. Прошли годы и годы. И уже став взрослым, я неожиданно узнал, что наш Чернецкий руководит всеми оркестрами Красной Армии, пишет прекрасные военные марши. Лет тридцать он командовал на всех парадах на Красной площади сводным оркестром и дослужился до чина генерал-майора»
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1995/10/mandel.html
Хоть Семён Чернецкий в 1911 году уже далеко не был юношей (поступил в Петербургскую консерваторию в 1911 году, в возрасте 30 лет), но никак не мог в 1910-ом году написать в Одессе такой популярный марш, как «Дни нашей жизни», потом уехать в Питер, поступить в консерваторию, превратиться в скромного, нуждающегося юношу и устроиться на работу руководителем школьного оркестра.
Очень хотелось бы знать, состояли ли в родстве Семён Чернецкий и Лев Чернецкий? Куда делся Лев Чернецкий, был ли его отец, Исаак Чернецкий, тоже композитором? Повторяю. Почему Семён Чернецкий, зa всю свою жизнь никогда публично ни единым словом не обмолвился о Льве Чернецком, своём однофамильце (а может и родственнике), хотя оба родились примерно в одно время, с разницей в несколько лет, оба выбрали себе профессию военного музыканта и сделали блестящую карьеру на этом поприще, войдя в историю русской музыки, как выдающиеся композиторы именно военной музыки!
A Лев Исаакович Чернецкий продолжает удивлять своих поклонников.
При прослушивании марша Льва Чернецкого «Последняя рублёвка»...
Расскажу всё по порядку.
Послушайте вот эту всем нам хорошо известную мелодию.
Я пела эту песню в кабаках неисчиcлимое множество раз!
Как уже писала в заметке о ТИТИНЕ, что да, может марш Льва Чернецкого «Дни нашей жизни» и вдохновил Лео Дэнидерффа (надо же, их обоих зовут Лео!) на написание Титины, но вот песенку «Понапрасну Ванечка ты ходишь», Лев Чернецкий, даже нисколько не видоизменяя, поместил в свой марш ПОСЛЕДНЯЯ РУБЛЁВКА! Вы об этом знали? Я не знала и была крайне удивлена!
Думаю, что Лев Чернецкий дал название маршу именно в честь «последней пятёрки».
Итак, как вы убедились, третья часть марша «Последняя рублёвка» ни что иное, как всем нам известная песенка «На последнюю пятёрку», или «Понапрасну Ванечка ты ходишь». Дирижирует оркестром сам Лев Чернецкий. Опять - таки, ни имени, ни даже инициалов Чернецкого на этикетке не указали. Запись марша на пластинке датирована 09-02-1912. Я к этому ещё вернусь.
Песня, так же, имеется в исполнениии Юрия Морфесси. Записана на "Сирена Рекорд" под названием "Za ostatnią piątkę". Рена Рольская записала на пластинки в переводе Марьяна Йонкайтыса "Za ostatni rubli pięć". Список можно продолжить, но мне хотелось знать, существовала ли песня «На последнюю пятёрку» до написания марша. Думала, может быть ещё одна мелодия Льва Чернецкого стала народной? Нет! Имеется более раннее упоминание исполнения песни:
13-я в разделе Мещанские романсы.
13. «Понапрасну, мальчик, ходишь». Записано в с. Верхняя Тойда Аннинского р-на от колхозницы Душковой Акулины Ивановны, 1879 г.р. По рукописи № 297, с.379.
http://www.vantit.ru/fairy-t....ii.html
Так же, Мария Петровна Комарова записала эту песню 13-го января, 1910 г., на два года раньше самого Льва Чернецкого 9-го февраля, 1912 г. Она записала уже известную песню «Понапрасну Ванечка ты ходишь» («На последнюю пятёрку»), а Лев Чернецкий, в 1912 году использовал мелодию этой песни в своём марше «Последняя рублёвка».
Мария Комарова - Великолепное исполнение!
Предполагаемые авторы песни: Николай Владимирович Зубов и Леонид Дмитриевич Малашкин, слова - В. Разумовский. Все имена, кроме Разумовского, опубликованы со знаком вопроса.
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=7572&l=russian
Леонид Дмитриевич Мала́шкин (1842, Рязань — 29 января (11 февраля) 1902, Москва) — российский композитор, дирижёр, пианист и исполнитель на фисгармонии.
Самое раннее упоминание песни - 1879 г. Что ж, Леонид Малашкин мог вполне написать эту песню. В 1879 году ему было 37 лет.
Информацию о ранних исполнителях и авторах песни мне предоставил Пан Георгий.
Спасибо Вам, мой друг, за всю оказанную помощь!
Пан Георгий так же сообщил о том, что в каталоге РГБ есть около 80 нотных изданий произведений авторства Л. Малашкина, но среди них нет отдельного издания нот песни «Понапрасну Ваня ходишь».
Припев:
Кого-то нет, чего-то жаль, Куда-то сердце мчится вдаль.! Я вам скажу секрет другой - Кого люблю — тот будет мой!
Или: «Я вам скажу один секрет, Кого люблю, того тут нет» - был добавлен уже современными исполнителями песни.
Возвращаемся к папе Исааку. Так сочинял ли Исаак Чернецкий (папа Льва Чернeцкого) вальсы и марши? Думаю, что да.
Вальс ГОЛУБАЯ ДАЛЬ.
Сочинил этот вальс композитор И. Чернецкий! Имени отчества И. Чернецкого найти пока не удалось.
На http://soveticus5.narod.ru/ll4.htm имеeтся следующая информация:
Старинные русские марши и вальсы (33 С10-06093-4) 1975г
Отдельный показательный оркестр МО СССР. Марш 16-го Ладожского полка (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Гуревич В. - * дирижер Сергеев Н. Суворов (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Гуревич В. - * дирижер Сергеев Н. Богдан Хмельницкий (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Фурман В. - * дирижер Сергеев Н. Марш 108-го Саратовского полка (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Фурман В. - * дирижер Сергеев Н. Марш суворовцев (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Фурман В. - * дирижер Сергеев Н. Герой (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Соколов А. - * дирижер Сергеев Н. Скорый марш (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Соколов А. - * дирижер Сергеев Н. Царица бала (вальс) (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Беккер В. - * дирижер Назаров Н. Над волнами (вальс) (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Розас Ю. - * дирижер Назаров Н. Голубая даль (вальс) (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Чернецкий И. - * дирижер Назаров Н. Герольд (вальс) (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Давингоф - * дирижер Назаров Н. Грусть (вальс) (Отдельный показательный оркестр МО СССР) Бакалейников Н. - * дирижер Назаров Н.
Интересно, что этот вальс записан так же в исполнении оркестра п/y Семёна Александровича Чернецкого. Загляните на сайт Российской Государственной Библиотеки, что очень важно, т.к. именно они отличаются бережным отношениeм к записям имён, фамилий, дат и названий произведений.
http://old.rsl.ru/view.js....=4&ce=4
Автор Фурмин, Сергей Иванович
Заглавие Старинные вальсы В перелож. для трехструн. домры и ф.-п.
Выходные данные М. Сов. композитор 1982
Физическое описание 51 с.
Содержание Я помню вальса звук прелестный. Листов Н. Ожидание. Китлер Г. Голубая даль. Чернецкий И. На сопках Маньчжурии. Шатров И. Осенний сон. Джойс А. Судьба. Байнес А. Грусть. Бакалейников Н. Над волнами. Розас И. Амурские волны. Кюсс М. Ласточка. Кюсс М. Оборванные струны. Гапон П. Лесная сказка. Беккер В. Тоска. Обычайко М. Березка: На тему романса А. Рубинштейна "Разбитое сердце". Шиллер Б. Хранение МЗ 21/1103; Хранение МЗ 21/1104;
Неужели автором вальса «Голубая даль» является тот самый Исаак Чернецкий (отец) - папа Льва Исааковича Чернецкого?
Издано в сборнике Старинные вальсы : В перелож. для трехструн. домры и ф.-п. / Перелож. сост. и исполн. ред. С. Фурмина. М. : Сов. композитор, 1982
А может опечатка? Имели в виду Л.И. Чернецкого, но ошиблись и написали просто И. Чернецкий? Кто такой И. Чернецкий? Отец Льва и Семёна Чернецких? Всё может быть. Пусть вас не смущает отчество Семёна Чернецкого «Александрович». Известно неисчислимое множество случаев, когда евреи во всех областях общественной жизни (до революции и после), меняли фамилии, имена и отчества. Как пример, приведу имя очень важного человека в советской военной истории: Эйтингон, Наум Исаакович , во время гражданской войны в Испании, известен, как генерал Леонид Александрович Котов. Как вы заметили, он полностью изменил ФИО, но главное, что из Исааковича превратился в Александровича! Автор стихов к песне «Бухенвальдский набат» Исаак Владимирович Соболь изменил своё имя на «Александр» и немного «подравнял» фамилию. Александр Владимирович Соболев.
А приходилось ли Семёну Чернецкому дирижировать маршем «Дни нашей жизни»? Как он отнёсся к тому, что в фильме 1940 года «Антон Иванович сердится», над славным военным маршем Льва Чернецкого (брата?) так жестоко посмеялись, обозвав его «Зелёной Крокодилой»!
Возвращаемся к «Голубой дали».
На этикетке пластинки Апрелевского завода удобно написали «Старинный вальс». В противном случае возникла бы не очень политически правильная ситуация. Как это так! Вальс Исаака Чернецкого исполняет оркестр п/y Семёна Чернецкого... Что?!
В старину у вальсов не было авторов. В стaрину вальсы сочинялись сами собой. Но... Руководит оркестром ни кто иной, как славный советский военный дирижёр и композитор Семён Александрович Чернецкий! Он не мог не знать, что этот мелодичный вальс написал Исаак Чернецкий! Не знаю кем Семёну Чернецкому приходился Исаак Чернецкий, автор старинного вальса «Голубaя даль», но то, что буква И (инициал его имени) совпадает с инициалом имени отчества Льва Исааковича Чернецкого, никто не может отрицать! В заключение своего краткого повествования о композиторе, капельмейстере 15-го стрелкового полка Льве Исааковиче Чернецком, предлагаю вашему вниманию марш «Одесская Выствка 1910 г».
Этот марш композитор посвятил Кальфа, Самуилу Ароновичу, купцу 1-й гильдии. Фамилию Кальфа носят члены старинной семьи одесских караимов, давшей России множество славных сынов!
http://www.moria.hut1.ru/ru/almanah_07/01_07.htm
Церемония открытия выставки
Ниже привожу несколько имён из списка расстрелянных в ночь на 27 июля, 1919 г. по постановлению Комитета обороны Одессы.
Отдел пропаганды Особого совещания при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России, часть информационная, 11 августа 1919 года, №528, г. Таганрог
Татаров Михаил Петрович, матрос из черноморского полка матроса Стародуба Калита Андрей Войцехович, матрос из черноморского полка матроса Стародуба. Калинин Михаил Григорьевич, матрос из черноморского полка матроса Стародуба. Кальфа Самуил Аронович, купец 1-й гильдии, Одесса, в порядке красного террора в ответ на белый террор. Понозон Шая Лейбович, купец 1-й гильдии, Петроград, в порядке красного террора в ответ на белый террор. Фаминер Лазарь Эльевич, купец 1-й гильдии, Одесса, в порядке красного террора в ответ на белый террор. Амбатьело Иван Панайот[ович], домовладелец, в порядке красного террора в ответ на белый террор. Выводцев Карл Михайлович, коммерсант, в порядке красного террора в ответ на белый террор. Бурнштейн Фейтель Иосифович, коммерсант, в порядке красного террора в ответ на белый террор.
http://www.swolkov.narod.ru/doc/kt/47-2.htm
Как хочется верить в то, что в ночь на 27 июля, 1919 года, автор прекрасного русского марша «Дни нашей жизни» Лев Исаакович Чернецкий не был расстрелян...
Майя Розова. 8 - 13 - 2012. Los Angeles.
|
|
| |
Olga777 | Дата: Пятница, 24.08.2012, 09:10 | Сообщение # 2 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Вот такой "привет" прислал нам уважаемый нами Наум Григорьевич ШАФЕР: - Какие вы все молодцы,что занялись поисками забытых авторов! В какой-то степени я тоже этим занимаюсь - об этом Вы могли сделать вывод по видеодиску, где я рассказал о своих поисках подлинного автора романса "Я встретил вас". Ну а что касается Льва Чернецкого, то в моей пластиночной коллекции есть его два замечательных бальных танца: "Венгерка" и "Мазурка". Но есть ещё произведения для духового оркестра какого-то И.Чернецкого - "Марш" и вальс "Голубая даль". Может быть,на этикетке ошибка и эти произведения тоже принадлежат Льву? Ну а произведения Семёна у меня в бесчисленном количестве... Ваш Наум Шафер".
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |
Georgo | Дата: Воскресенье, 26.08.2012, 00:09 | Сообщение # 3 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
| В сегодняшней передаче "Встреча с песней" Виктора Татарского (25.08.2012) по просьбе одного из слушателей Радио России впервые прозвучал вальс И. Чернецкого "Голубая даль". Стало традицией, что после каждого прозвучавшего произведения ведущий передачи всегда сообщает сведения об авторах. Но в данном случае, к моему сожалению, он ограничился всего лишь содержанием этикетки пластинки Апрелевского завода:
"Вальс "Голубая даль." Оркестр Военного Министерства СССР под управлением Семёна Чернецкого. Запись 1944 года."
Об авторе вальса Виктор Татарский промолчал. А жаль! Я ведь надеялся услышать: автор вальса - композитор Исаак Чернецкий. От своего имени Виктор Витальевич добавил:
"Любопытно, что здесь слышатся отзвуки мелодии песни Марка Фрадкина "Случайный вальс" и далее кое-где слышны "Очи чёрные".
Действительно, слышны! Да, Майя, далеко завела нас "Большая крокодила", но конца пути ещё не видно.
|
|
| |
Майя | Дата: Воскресенье, 26.08.2012, 08:42 | Сообщение # 4 |
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
| Дорогой Пан Георгий! Спасибо, что сообщили нам об этой передаче. Очень рада! Теперь я могу высказать своё мнение и полностью подтвердить предположения Виктора Витальевича Татарского. Жаль только, что он не заглянул на сайт РГБ, где автором вальса «Голубая даль» числится И. Чернецкий! Ведь слушатели непременно задали бы вопрос, кем друг другу приходятся автор вальса «Голубая даль» И. Чернецкий и руководитель оркестра С. Чернецкий, и Виктору Витальевичу нужно было бы отвечать! Схожесть темы первой части вальса И. Чернецкого «Голубая даль» с основной музыкальной фразой куплета песни Марка Фрадкина «Случайный вальс», я обнаружила, когда начала писать эту статью (Разыскивается Лев Исаакович Чернецкий) и в поисках хоть какой-то информации о Льве Чернецком, нашла имя автора вальса «Голубая даль» именно на сайте РГБ, о чём и сообщила в статье. С первых звуков эта схожесть «бросилась мне в уши», но не хотелось затрагивать тему плагиата и этим вовлечь в статью имя Марка Фрадкина, а с ним, конечно, необходимо было бы рассказать об истории написания песни «Случайный вальс» и тем самым уйти от основной темы статьи: куда исчез Лев Чернецкий!
Несколько дней назад Вы, Пан Георгий, написали прекрасную статью о песне «Сердце в ранце», польского композитора Михала Зелиньского и о её советских родителях, Никите Богословском и Евгении Долматовском.
http://petrleschenco.ucoz.ru/forum/33-448-1
Интересно, что песню эту Н. Богословский и Е. Долматовский удочерили в 1944 году! Но это ещё не всё. Ведь песня «Случайный вальс» была написана М. Фрадкиным 1943 году и текст к ней написал тоже Евгений Долматовский! Как вам это нравится?! Известно, что вальс «Голубая даль» был написан до революции. Не зря же на этикетке Апрелевской пластинки его назвали «старинным вальсом». Поэтому именно Марк Фрадкин одолжил кусочек вальса у И. Чернецкого, а не наоборот. Может ещё по одной причине Виктор Витальевич не назвал автора вальса? Потому что должен был бы тогда обвинить Марка Фрадкина в плагиате! Нет на них на всех Юрия Ивановича Абызова, обвинителя и разоблачителя эмигрантских композиторов...
В заключение хочу сказать, что даже теперь, когда знаю, что основную музыкальную фразу куплета «Случайного вальса» Марк Фрадкин позаимствовал у И. Чернецкого, я эту песню не перестану любить!
Теперь о «Чёрных очах». На сегодняшний день мелодию «Очи чёрные» приписывают малоизвестному французскому композитору Флориану Герману, якобы написавшему марш, под звуки которого армия Наполеона вторглась в Россию. Мелодия осталась в народе, а вот кто впервые переложил эту мелодию уже не в ритме марша, а в ритме вальса на стихи украинского поэта Евгения Гребинки (Евгений Гребёнка) - неизвестно. Рекомендую пойти вот по этой ссылке, где имеется более подробная информация о «Чёрных очах» и о самом тексте песни.
http://zn.ua/SOCIETY....43.html
Хочу заметить, что И. Чернецкий, добавив в оркестровке «вальсовое украшение» из шестнадцатых нот, умудрился половину всей мелодии «Очи чёрные» превратить из интимного романса в бравурный вальс. Всё равно - плагиат? Конечно, но опять- таки, мотивы «Чёрных очей» придали всему вальсу И. Чернецкого этакую русско-цыганскую «изюминку». Красиво!
Вот такие плагиатские дела.
|
|
| |
|