Siringo | Дата: Суббота, 05.09.2015, 20:49 | Сообщение # 1 |
Аранжировщик
Группа: Друзья
Сообщений: 128
Статус: Offline
| Татьяна Кудрявцева «Маленьких у войны не бывает» Глава ЛЕНОЧКА
Елена Максимова, выпускной класс.
Леночка считала, что они живут в бомбоубежище. На самом деле это были подвалы Эрмитажных дворцов. Великие архитекторы, которые возводили дворцы, всё продумали на века — не только парадные залы. Подвалы предстали сейчас перед людьми, как подземное царство со старинными арками и проёмами. А главное, подвалы имели несокрушимые своды, поэтому легко могли превратиться в убежища. И для картин, и для людей! Люди обжили это пространство, как сумели: окна заложили кирпичами, навесили железные двери, быстро сколотили топчаны (это нары такие, где спят). Топчаны громоздились повсюду. Самые лучшие места были в нишах. Но ниш на всех не хватило.
Александр Никольский. 3-е бомбоубежище. 1941 © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2014
Топчан Леночки и мамы под номером 620 и бабушкин, 619-й, стояли в проходе между нишами. А по потолку змеились толстые и тонкие трубы. Тепло от труб, конечно, не шло, ведь ничего не работало. Но разглядывать эти хитросплетения было интересно. В бомбоубежище Леночку с бабушкой и мамой папа привёл. Он записался в добровольцы и попал на Волховский фронт. Сначала был помощником командира в стрелково-артиллерийском батальоне. Папа храбро воевал, ему быстро присвоили лейтенантское звание и направили работать во фронтовую газету. Газета называлась очень правильно: «В решающий бой!» Вот именно, что папа был в решающем бою.
Елена Максимова(справа) с подружкой 22 июня 1941 года. Петергоф
Сначала их бомбоубежище располагалось со стороны Невы.Входить надо было в первую дверь налево, после Зимней канавки. Но в реку часто попадали бомбы замедленного действия. Вся земля от них колыхалась. В том бомбоубежище стало опасно, велели перейти в другое. Бабушка, мама и Леночка медленно побрели — переводиться. Завернули с канавки к Дворцовой площади… и тут... Раскалённые осколки снаряда как посыплются им под ноги! Едва успели отскочить. А Атланты не успели, одного из них фашисты ранили! Кирпичные крошки из портика краснели на снегу, как капли крови. Атлантам никуда отсюда не убежать, они же гранитные, стоят и держат на плечах небо. Эти исполины очень нравились Леночке. Они настоящие стражи!
Сергей Михайлов. Бомбоубежище в Эрмитаже. Ноябрь 1941 года ©Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2014.
А зимой, в очень холодное время, они тогда с подружкой катались во дворе на ледяной дорожке, да, точно, совсем перед Новым годом, подвальный люд выставку посетил. Конечно, одеты все были не по-праздничному, кто в фуфайке, кто платком обмотан, кто шарфами, то есть в самое тёплое, что у кого было, — но это не самое важное. Самым важным были картины. Их архитектор Никольский написал во время блокады. Выставка открылась в третьем бомбоубежище, где он жил. Стоять — сил ни у кого не было. Сели кто куда. Художник тоже примостился на стуле. А на сиденья и подлокотники кресла положил картины и сказал:— Буду показывать! Все начали рассматривать его творения. На них Нева была запечатлена, моряки, яхта «Полярная звезда», а ещё эрмитажные залы и подвалы. Люди сразу узнали свои бомбоубежища и встрепенулись. Никольский и себя изобразил: как он склонился над чертежами, а над ним — свод. На своде надпись, не по-русски, по латыни: «Не трогай мои чертежи!» Это великий древний грек сказал, Архимед. Он был учёный и изобретатель. В один не прекрасный час греков захватили римляне. И когда один из вражеских воинов занёс над Архимедом меч, Архимед ему спокойно так: «Не трогай мои чертежи!»И мы Гитлеру примерно это сейчас «говорим». Когда выставки проводим и праздники. У нас и студень, и оладьи бывают. Студень варят из столярного клея, а оладьи поджаривают на олифе. Оладьи, правда, из картофельных очисток, но вку-усные! А клей с олифой нашлись, потому что в музее ремонт хотели делать как раз перед войной…Жаль, Рождество отметить вместе не смогли. Накануне этого дня в подвал вбежал директор Эрмитажа — его все знали и любили. Имя у него трудное, а фамилия — Орбели. Очень красиво звучит, как танец с саблями. Орбели - академик, а не эвакуировался. Со своим музеем остался, ценности спасал и людей. Орбели вбежал и закричал: — Быстро собирайтесь! Бомба попала в водопровод. Люди высыпали на морозную улицу. Скоро с фронта приехал Леночкин папа и забрал свою семью в Волхов, там его фронтовая газета выходила. Потом переправил их на Большую землю, в Череповец
ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА ПЕТРОВА
Адриан Каплун. Сбитый вражеский самолёт над Эрмитажем. 1942 © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2014.
Леночкиного папу звали Михаил Александрович Максимов. Он был очень одарённым человеком: писал стихи, пел. Говорят, музыкальный слух имел абсолютный. Именно он сочинил слова песни, которую в войну знали все-все. Песня называется «Синий платочек». Её пела Клавдия Ивановна Шульженко. Она приехала как раз на Волховский фронт, а лейтенант Максимов, познакомившись с ней, подарил этот текст. Помните: «Строчит пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…» Наверняка папа и про свою семью думал, когда складывал песню.
Анна Максимова и Михаил Максимов (весна 1945 года), родители Леночки Максимовой (Петровой)
Елена Михайловна живёт теперь в Болгарии. Однажды она прислала письмо в Эрмитаж, вспоминая блокадную зиму, проведённую в музейных подвалах. Я долго перечитывала эти строчки. И много других воспоминаний прочла про героические бомбоубежища Эрмитажа. Героическими их сделали люди. Художники Вера Милютина, Вячеслав Пакулин, Василий Кучумов запечатлевали блокадный город. Будущий академик и будущий директор Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский завершал серьёзный научный труд — о древнем государстве Урарту, открытом его экспедицией ещё до войны. В 1946 году он получил за это Государственную премию. А архитектор Лев Александрович Ильин успел написать прекрасную книгу «Прогулки по Ленинграду», с собственными иллюстрациями. Лев Ильин погиб во время бомбёжки в декабре 1942 года на Невском проспекте… Все эти люди были соседями Леночки по эрмитажным подвалам. Свой альбом академик Александр Сергеевич Никольский так и назвал: «Собрание рисунков, сделанных в 3-м бомбоубежище Эрмитажа частью с натуры, частью по памяти во время осады Ленинграда осенью и зимой 1941 года». Первые Арки Победы он вычертил тогда же. Когда в городе Нюрнберге судили фашизм, академик Орбели тоже выступал на суде. И в качестве документа привёл рисунки академика Никольского. Это были не просто произведения искусства, но настоящие «свидетели обвинения».
|
|
| |
Natali | Дата: Понедельник, 07.09.2015, 20:15 | Сообщение # 2 |
Зритель
Группа: Друзья
Сообщений: 14
Статус: Offline
| Плачу. Очень трогательный очерк. Преклоняюсь перед мужеством и красотой "Леночки".
Всё будет хорошо!
|
|
| |
VlaDemin | Дата: Понедельник, 07.09.2015, 20:36 | Сообщение # 3 |
Аранжировщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 126
Статус: Offline
| Очень яркая женщина Елена Петрова. Такое детство, столько видела горя. Заслужила светлых и радостных дней. От души желаю Елене Петровой здоровья и долгие лета, Ваш ВВД
|
|
| |