Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 18.04.2024, 14:02

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Лещенко Петр Константинович » Истории с географией » Загадочное кафе "А.Т." (Рига. Калькю, 24. Здесь пел Петр Лещенко)
Загадочное кафе "А.Т."
GeorgoДата: Воскресенье, 07.10.2012, 02:23 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline


Как A.T. превратилось в Allegro

Октябрь 6th, 2012 by Kirils


Чего только нет в Старой Риге: и многочисленные кафе на любой вкус и цвет, и магазины, заваленные товарами со всего света, квартиры и офисы, театры и учреждения. Нет только ни одного действующего кинотеатра. А жаль, ведь первый в Риге киносеанс проходил здесь, на Известковой улице, теперешней Калькю, там же неподалёку располагался потом один из самых фешенебельных кинотеатров города под загадочным именем «А.Т.». Находился он на Калькю 24, адресу весьма интересному.



Улица Калькю в 1901 году


Первая застройка появилась здесь в шведское время: типичные городские домики из камня с безликими фасадами и крутыми черепичными крышами. В этом районе города часто селились ремесленники и мелкие торговцы, вот и на Калькю располагались многочисленные торговые лавки и мастерские. В XIX веке здесь работал небольшой кабачок с романтическим названием «Лавровый венок». Такое название заведение получило благодаря каменному венку, расположившемуся на фасаде здания. Рижский журналист Борис Шалфеев так описывал это здание: «Дом был старинный, постройки шведских времен, со многими узкими винтовыми лестницами, с довольно запутанной системой комнат. Войдя с улицы, посетитель должен был пройти довольно длинный, темный, узкий коридор. Далее над самым входом в ресторанчик, был высечен в камне лавровый венок, давший наименование кабачку. Кабачок был закрыт перед Русско-Японской войной».


Рихард Вагнер


По легенде в этом кабачке часто бывал сам Рихард Вагнер, с 1837 по 1839 год будущий великий немецкий композитор работал капельмейстером в городском театре и не раз захаживал в «Лавровый венок». Позднее здесь, по свидетельству Шалфеева, часто собирались коммерсанты, биржевые дельцы и конторские служащие, и им местный буфетчик, а в прошлом известный рижский ресторатор, которого все именовали просто «Жоржем», показывал большую цветную каменную пивную кружку с оловянной крышкой, на которой был изображён античный бог виноделия Вакх верхом на бочке. С наружной стороны крышки было выгравировано имя Рихарда Вагнера. По рассказам Жоржа, Вагнер сам принёс кружку в «Лавровый венок» и всегда пил только из неё (подобные традиции сохраняются в пивных Германии по сей день), а когда преследуемый кредиторами композитор бежал за границу, его кружка так и осталась в кабачке. Когда «Лавровый венок» закрыли, следы кружки потерялись.

В начале ХХ века дом на Калькю, 10 принадлежал семье Балкин. Благодаря удачному месторасположению на узкой и людной Известковой улице жизнь в старом доме не затихала: здесь было 10 квартир и разные заведения. Винный магазин фирмы «Луис Лундманн и Ко.» завлекал покупателей экзотическими винами и сигарами, в магазине Германа Юлиуса Блазевица можно было приобрести мануфактурные товары и конфеты, в лавке Н.Каcхдана торговали униформой и прочей верхней одеждой, а господин Н.Гритцкевич предлагал игрушки. Здесь же было золотильное ателье Густава Федровитца, рядом зубоврачебный кабинет Артура Целма , а во второй квартире жил и врачевал доктор А.Бройде. Последней упомянем обойную мастерскую Августа Аншитца.


Проект работы Г. Тиммера


К началу 1910-х годов старые здания шведской постройки окончательно пришли в негодность и братья Балкины решил их снести и построить новый доходный дом. Проект здания владельцы поручил архитектору Герберту Тиммеру. На месте стареньких домиков нужно было выстроить жилое здание с магазинами и кинотеатром. Выпускник рижского Политехникум а спроектировал пятиэтажное строение с высокой мансардой выдержанное в стилистике т.н. «вертикального югендстиля». Проект под рабочим названием «Дом Ганзы» предусматривал застроить участок так, чтобы в глубине участка образовался квадратный двор, на улицу Кальку выходили магазины, расположенные на первых двух этажах, а в двухэтажном корпусе во дворе расположились помещения для ресторана и кинотеатра. Проект был готов 1 марта 1913 года, но его окончательной реализации помешала Первая мировая война.



Застройка участка шла постепенно, сначала был закончен корпус во дворе участка, где на втором и третьем этажах расположился кинотеатр. Весной 1915 года в прессе появилось объявление: «Красивейший световой театр «А.Т.» на Кальку, 10. В пятницу 17 апреля сего года для помощи Видземскому обществу попечения раненых солдат, которое находится в ведении супруги Видземского губернатора Келеповского, будет демонстрировать следующую программу: Военная хроника – съёмки от комиссии Скобелева, которая находится в ведении его Высочайшего Императорского Величества. Захватывающая драма в 3 частях из русской жизни «Гляди, как мчится тройка почтовая зимой по Волге матушке». Новая комедия с участием любимца публики Макса «Макс опаздывает». Начало представления в 15.00».

Необычное название кинотеатра «А.Т.» вызвало немалый интерес рижан, и появились многие его трактовки. Одни настаивали на том, что это намёк на ветхий завет, в немецком варианте «Altes Testament», другие намекали, что Балкиным попросту ничего оригинального в голову не пришло и они остановились на сокращении от слова «рабочее название», по-немецки Arbeitstitel. Но самая оригинальная версия это происхождение названия от английского «after testamentum» . Балкинам их недвижимость действительно досталась по завещанию и было бы логично, если бы они решили отметить этот факт названием кинотеатра.



Эмблема кинотеатра «А.Т.»


В 1917 году Балкин вернулся к идее закончить начатое строительство. Старый проект подкорректировал архитектор Макс Дейбнер. Основная композиция фасада осталась прежней, и только его отделка была более скромной. Как и планировалось, внизу разместились магазины, а наверху квартиры. С 1916 года под кинотеатром открылось одноимённое кафе, которое открыл владелец кинотеатра «Казино» Альфонс Кувальд. Внутренний дворик здания преобразился, здесь появился фонтан, вокруг которого и завертелась светская жизнь дома Балкиных. Кинотеатр и элегантное кафе в самом сердце Старого города привлекало немало публики.


Внутренний дворик здания на Калькю, 24


С 1920 года кинотеатр «А.Т.» работал регулярно. Писатель и кинокритик Аншлавс Эглитис вспоминал, что кинотеатр «А.Т.» располагался на втором этаже; имел изящный вход из приятного дворика, посреди которого находилась чаша фонтана. А вот название кинотеатра сыграло с ним злую шутку: несмотря на всю миловидность и изящество кинематограф «А.Т.» в народе прозвали ateja, что по-латышски значит «отхожее место, или уборная». Это обстоятельство, впрочем, никак не мешало «А.Т.» оставаться ведущим кинотеатром латвийской столицы, ведь он был одним из пяти кинотеатров, где проходили премьеры новых картин.


Зал кинотеатра «А.Т.»


Роскошный зал кинотеатра был оформлен в лучших традициях стиля Арт Деко. Перед экраном располагалась небольшая сцена без занавеса, здесь перед сеансами устраивались небольшие «дивертисменты»: выступали певцы или музыканты, разыгрывались небольшие театрализованные представления. Публика в кинотеатре была весьма разнообразной начиная уже с того, что сюда ходили русские, латыши и немцы. Программки кинотеатра тоже печатались на трёх языках. А вот репертуар «А.Т.» был несколько однообразен: Балкин отдавал предпочтение немецким фильмам, за что и поплатился. В 1923 году на него наложили штраф 5000 рублей, по тем временам внушительная сумма. Владелец кинотеатра провинился тем, что нарушил требования по использованию государственного языка, дубляж фильмов титрами был недёшев и владельцы синематографов часто экономили на латышских титрах.


Анонс конкурса красоты 1924 года в помещении «А.Т.»


Кинотеатр «А.Т.» вошел в историю Риги тем, что здесь 21 февраля 1924 года впервые состоялись киносъемки для Латвийского кино конкурса красоты. Рижские красавицы участницы конкурса могли увидеть себя в пробном фильме уже на следующий день здесь же в кинозале «А.Т.». Артур Балкин знал, как вести дела, и стоял во главе кинотеатра вплоть до 1940 года и всё это время «А.Т.» оставался одним из самых популярных кинотеатров города. А вот судьба одноимённого кафе, которое расположилось под кинотеатром, оказалась более сложной.


Улица Калькю в 20-е годы ХХ века


Открывшись в военные годы кафе первые годы жило в ритме предфронтовой нервозности. Сюда охотно заглядывали и те, кто хотел успокоить нервы и те, кто хотел их взвинтить. Первым наливали крепкого чёрного кофе, вторым полулегально продавали горячительные напитки. Самое фешенебельное кафе на Калькю с удовольствием посещали штабисты российской армии, часто заглядывал генерал Иван Беляев. После окончания Первой мировой кафе наполнили вояки иного фронта, здесь за накрытыми к кофе столиками отдыхали от битв за понижение цен на сахар, шёлк и доллар биржевые маклеры.


Кафе «А.Т.»


В 1926 году кафе «А.Т.» перешло в руки нового владельца Эдуарда Фрейманиса. После полного ремонта заведения от посетителей не было отбоя. Светлый, приятный и хорошо выполненный в художественном плане декор заслужил признание рижской публики. Неизгладимое впечатление на рижан производили покрытой посеребренной бронзой колонны в главном зале кафе, созданные по эскизам Германа Гринберга. В это же время изменился и фонтан в центре дворика, место чаши заняли кокетливые путти и маски усатых мужчин с трубками в руках. Автором фонтана были скорее всего Рихард Маурс или Екаб Легздиньш именно с ними сотрудничал автор интерьера кафе Гринбергс.


Фонтан во дворе кафе «А.Т.»


Владелец заведения был человеком богатым, но не очень опытным, так некоему Балкину (неизвестно был ли это владелец дома на Кальку, 24 или какой-то его родственник) он жировал вексель на огромную сумму, но тот обманул Эдуарда и владелец кафе был разорён. Его дочь, будущая известная латышская актриса Лидия Фреймане, вспоминала о встрече Балкина и отца в помещении кафе «А.Т.»: «Балкин сказал моему папе что-то такое, отчего отец вытащил револьвер и хотел его застрелить, но этот коренастый седой человек моментально схватил меня и выставил как щит вперёд».


Лидия Фреймане


Кафе перешло к новым владельцам, но скандалы на этом не закончились. Самый странный случай произошёл в конце января 1931 года. В кафе пришли двое мужчин средних лет П. Коликовский и К. Алкснитис, присели за столик, заказали кофе и булочки. Через какое-то время кофе на столике сменили стаканы со спиртным, но тут Коликовскому стало плохо. Мужчина сполз со стула и упал на пол. Алкснитис спрашивал его «Что с тобой? Тебе плохо?», но тот не отвечал, остальные посетители уже спешили на помощь, принесли воды, кто-то достал нашатырный спирт. И тут уже Алкснитис растянулся на полу. Вызванный официантами врач, который жил неподалёку, констатировал смерть обоих товарищей. По городу поползли нехорошие слухи: пищевое отравление, суицид, убийство! Полиция не смогла подтвердить какую-либо версию: оба были респектабельными людьми, владелец кинотеатра и управляющий доходного дома, у обоих были семьи, дети, ничего подозрительного. Анализ продуктов в кафе ничего криминального не выявил. Зато вскрытие открыло загадку: и Коликовский, и Алкснитис имели слабое сердце. Судя по всему, в кафе у Коликовского случился сердечный приступ, приведший к смерти, а Алкснитис, у которого сердце тоже было не в порядке, так разволновался, что тоже умер от сердечного приступа.


Оскар Строк


Но не только скандалами знаменито кафе «А.Т.», это место связано с именами известных музыкантов Петра Лещенко и Оскара Строка. Известный рижский певец Константин Тарасович Сокольский (Кудрявцев) так вспоминал первый выход Петра Лещенко на сцену как певца, который состоялся именно в этом рижском кафе: «В Старой Риге, на Известковой улице, было небольшое уютное кафе под названием «А.Т», где играл маленький оркестр под управлением прекрасного скрипача Герберта Шмидта. Время от времени там шли небольшие программы, выступали певцы и часто – блестящий остроумный рассказчик конферансье Всеволод Орлов. Однажды мы сидели в этом кафе за столиком: доктор Соломир, Оскар Строк, Всеволод Орлов, я и наш импресарио Исаак Тейтельбаум. Кто-то предложил: «А что если в этом кафе устроить выступление Лещенко? Здесь он мог бы иметь успех – помещение небольшое, акустика неплохая». Во время паузы в игре к нашему столику подошел Герберт Шмидт. Строк и Соломир уговорили его поработать с Лещенко, а Оскар Строк взялся помочь с репертуаром. Петр, узнав об этом, разумеется, очень обрадовался. Начались репетиции, и через две недели состоялось первое выступление певца. Это было в конце 1930 года, который и можно считать началом певческой карьеры Петра Лещенко как сольного исполнителя. Лещенко стал регулярно выступать в кафе «А.Т.»».


Пётр Лещенко


По описанию современников интерьер кафе, выполненный в югендстиле, во второй половине 30-х годов отличался элегантностью и немецкой атмосферой. «В синей пелене накуренного помещения между столами сновали официанты. В своих коричневых фраках с черными бархатными лацканами они выглядели непривычно и роскошно. Звучала приятная и весьма сентиментальная музыка. За столиками сидели элегантные и томные еврейки, на лакированных и бледных пальчиках у них блестели кольца с бриллиантами. Были здесь и немки с длинными шеями в забавных шляпках, плешивые и тучные господа с сигарами в зубах. С дивертисментом вышел какой-то мужчина в цилиндре. Он резко разрубил слащавость вечернего настроения своими остротами и шутками. В завершении программы выступал слепой певец Петерис Остенс, о котором воздыхали многие барышни – он был идеалом мужчины. Его голос звучал приятно, а слепота, несомненно, придавала певцу драматизма».


Интерьер кафе «А.Т.» в 1930-е годы


1930-е годы принесли большие изменения. В кинотеатре немецкие фильмы всё чаще сменяли американские. Здесь шла премьера известного мультфильма Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов». Теперь вместо «дивертисментов» в кинотеатре показывали Латвийскую хронику. Владелец кинотеатра видно не забыл наложенный на него штраф и регулярно поддерживал правительство. В списках жертвователей на памятник Свободы и Площадь победы, главных проектах Ульманисовской Латвии, можно найти имя Артура Балкина. Конкуренцию кафе «А.Т.» составило новое заведение под именем «Гуна», оформленное архитектурным бюро Карр и Бетге, а с 1937 году в помещениях «А.Т.» открылся «Биржевой ресторан» Карлиса Залманса. Кинотеатр оставался собственностью Артура Балкина вплоть до 1940 года, когда он репатриировался в Германию.


Афиша кинотеатра «Хроника», бывший «А.Т.»


23 января 1941 года кинотеатр «А.Т» был переименован в «Хроника». Об этом пишет газета «Cīņa»: «Внимание! Завтра, 23 января торжественно открывается первый театр кинообозрений в Риге – кинотеатр «Хроника» (в помещениях бывшего кино «А.Т.» на улице Кальку, 10). Премьера – «День нового мира». Второй фильм «Цирк на экране» – лучшие номера Московского государственного цирка». После войны кинотеатр какое-то время именовался «Пионерис», а затем «Комъяуниетис». Под этим именем кинотеатр известен многим рижанам до сих пор. Вплоть до 1960-х годов кинотеатр работал, как и раньше, а затем его модернизировали, одной из жертв модернизации стал фонтан во дворе здания, первоначально его планировали оставить, пусть и в упрощённом виде, но потом решили убрать вовсе.


Проект перестройки внутреннего двора кинотеатра «Комъяуниетис»


1971 год принёс большие перемены в мир дома на Калькю, 24. 23 января в помещениях бывшего кафе «А.Т.» был открыт молодежно-комсомольский кафе-клуб «Аллегро». Молодой инженер Леонид Нидбальский, будущий создатель культовой кофемолки «Страуме», сумел убедить комсомольских боссов, что в Риге необходимо молодежное кафе, в котором звучали бы джазовые ритмы. Видимо из-за стремительного проникновения хиппи-культуры, тяжелого рока и прочей «буржуазной заразы» джаз показался молодым идеологам марксизма-ленинизма меньшим злом. До средины 70-х кафе-клуб «Аллегро» было единственным местом в Риге, где регулярно выступали джазовые коллективы.


Интерьер кафе «Аллегро»


Интерьер «Аллегро» был выполнен в авангардной стилистике западных джаз-клубов. Стену и потолок над сценой украшало расписанное маслом огромное полотно работы молодого художника Леонида Мауриньша. Это была его дипломная работа, которая нашла признание среди поклонников монументальной абстрактной живописи и эстетически подкованных посетителей кафе-клуба «Аллегро». Кафе было очень популярно среди творческой молодежи. Для любителей красивой жизни «погудеть» в «Аллегро» считалось престижным, но попасть туда без «блата» было непросто. В конце концов «Аллегро» перешло в руки управленцев и превратилось в обычную танцплощадку.


Эмблема кафе «Аллегро»


В ноябре 1975 года в кинотеатре «Комъяуниетис» состоялось торжественное открытие киноклуба будущего воина «Солдатами не рождаются». В зрительном зале собрались совсем молодые ребята – учащиеся ГПТУ и других профессиональных училищ. Со сцены к учащимся обращались ветераны двух войн, воины Советской Армии и курсанты военных училищ. С 19 декабря 1982 года по 30 января 1984 года кинотеатр был закрыт на длительный ремонт. Во второй половине 80-х помещениями кинотеатра распоряжалась комсомольская организация. В 1988 году «Комъяуниетис» прекратил демонстрацию фильмов. Последний киносеанс состоялся 24 апреля в 21.10. Был показан фильм «Откройте, полиция!». По состоянию на этот год «Комъяуниетис» являлся широкоэкранным кинотеатром со зрительным залом на 446 мест.


Кинотеатр «Комъяуниетис»


Незадолго до закрытия во дворик на Калькю, 24 вернулся фонтан. Его по старой фотографии реконструировало управление реставрации памятников культуры. С лёгкой руки тогдашних журналистов фонтан приписали замечательному рижскому скульптору Августу Фольцу, хотя по своей стилистике он никак не вписывался в академический канон берлинского скульптора. Этот фонтан, пусть и неработающий до сих пор украшает дворик. Мало кто знает, что благодаря ему Риге удалось переплюнуть Брюссель. Там, как известно, есть только один писающий мальчик. У нас их четыре, кто не верит, может сам в этом убедиться, заглянув при случае во дворик на Калькю, 24.


Фонтан во дворике на Калькю, 24


Сегодня в доме, где располагались ресторан и кафе, работает ночной клуб, за последние десять-пятнадцать лет это заведение неоднократно меняло название и профиль от казино и дискотеки до ночного клуба. Современный клуб «Burlesque» поглотил и кафе, и кинотеатр, а недавно в помещениях магазина на втором этаже открылся первый в Латвии музей эротики. Видно скандальная слава дома на Кальку, 24 закрепилась за этим местом надолго.

© Юрий Перевощиков. Рига. Как A.T. превратилось в Allegro
© Общественная организация „RIGA CV”
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Истории с географией » Загадочное кафе "А.Т." (Рига. Калькю, 24. Здесь пел Петр Лещенко)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz