Olga777 | Дата: Четверг, 21.03.2013, 00:08 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Анатолий КОСТЫРИН ПОД НЕБОМ ЦЫГАНСКИМ
Трудно мне припомнить, в какой период жизни я стал прислушиваться к цыганской музыке, песням. Сколько лет мне было тогда, не помню, но, как я, сломя голову бежал к месту деревенских уличных сборищ, заслышав гармошку или гитару, и, как в кругу зевак на земляной небольшой площадке отплясывал «цыганочку» какой-нибудь невесть откуда появившийся цыганёнок, забыть не могу. Один такой эпизод из далеких юношеских лет, восхитивший меня самобытной оригинальностью, припомнился мне и сегодня…
В один из тихих летних вечеров около соседнего большого деревянного дома нашего села собрались люди разных возрастов. Старики расположились на лавочке у палисадника, чтобы подышать воздухом после схлынувшей жары, молодежь, в основном школьного возраста, устроила игрища в «кошки-мышки», «догонялки», «прятки». Когда стемнело, кто-то из мальчишек принес гармошку. Образовался небольшой круг, но очень скоро народу прибавилось. Понеслись песни радио и кино, частенько, звучащие вразнобой, но с задором. Вдруг откуда ни возьмись, верхом на серой небольшой лошаденке прискакал юноша-цыган. Спрыгнув с лошади, он привязал ее к плетеной изгороди. Парни постарше окружили «чужака», надо было разобраться, что привело к нам незваного гостя. Нет смысла рассказывать о настрое этих парней-«хозяев», готовых под улюлюканье своих «одноклубников» выпроводить, а то и побить любого пришлого. Молоденький цыган очень скоро расположил парней, он пообещал, что, если ему сыграют на гармошке «цыганочку», то он спляшет, «как щука в пруде, как рак на воде». Оказалось, совсем недавно на другом краю села обосновалась цыганская семья, и наш гость - самый старший из детей.
Цыганский танец из кинофильма "Табор уходит в небо"
И представление началось. Гармошку взял в руки Паша. Среди гармонистов (нам, пацанам, были известны все имена «виртуозов» игры на самом популярном в деревне инструменте) существовал главный «критерий» умелости - как он играет «цыганочку», и обязательно «с выходом». Гармонист с вызовом рванул меха, отбивая аккорды «цыганочки», а в такт им замелькали и зашлепали ладони рук исполнителя пляски. По мере того, как темп ускорялся и усиливался «артисты» усердствовали все больше и больше, каждый в своем амплуа: гармонист сильными руками так сжимал и разжимал меха гармошки, что казалось, вот-вот они порвутся. При этом мотив «цыганочки» (цыганской венгерки) был настолько искажен, что больше напоминал обычную русскую плясовую с частушечными припевками. Однако, все внимание публики, и мое тоже, захватил плясун. Этот парень с грязноватым лицом, курчавой головой и мелькающими темнокожими кистями рук был неподражаем.
Утоптанная земляная площадка не давала того эффекта от стука подошв и каблуков сапог, и не всегда эти стуки соответствовали не совсем ритмичной игре непрофессионального музыканта. Но огонь, азарт, искренность, отточенность движений напрочь заставили забыть про недавнюю настороженность и неприязнь к чужеродному пришельцу. Напротив, из соседних домов и хат выбрались все - и стар, и мал. Рядом с площадкой было возвышение из аккуратно сложенных строительных бревен хозяина-домовладельца. Публика взобралась на бревна, чтобы лучше видеть представление, которое устроил наш гость. Эффектно оборвав пляску последним «коленцем», паренек быстро направился к лошади, отвязал поводок уздечки, вскочил на седло, и, понимающая свои обязанности лошадка неспешной рысью понесла своего седока в полночную тьму.... Не знаю, что меня тогда двенадцатилетнего мальчишку впечатлило, но каждый раз, когда в вечерней тишине вдруг раздавались отдаленные звуки гармошки, я тут же мчался туда, где поют и пляшут. И всегда с затаенной надеждой ожидал чародея цыганской пляски. Настоящих цыганских артистов я тогда «вживую» не видывал. Время было такое, 50-70-е годы, что ни песен, ни романсов цыганского исполнения по радио, ни плясок на сценах Домов культуры не допускалось. Шли годы. В 70-е в нашу жизнь уже прочно вошло телевидение, в больших городах это случилось значительно раньше. Стали выпускаться изредка и малыми тиражами грампластинки исполнителей цыганских песен и романсов: Николая Сличенко, Валентины и Дуфуни Вишневских, С.Тимофеевой и др. Позже появилось еще много новых пластинок исполнителей как старшего, так и нового поколения: М.Шишкова, И.Йошки, Н.Эрденко и его семьи, П.Деметра и Розы Джелакаевой, супругов Валентины и Валерия Маштаковых, Николая Жемчужного.
Через 14 лет, в 1975 году дороги жизни после службы в Советской Армии на Чукотке привели меня в Магадан. Думаю, что и это было не случайным порывом души. Родители мои были детьми сосланных в Сибирь «кулаков», и отец, после окончания учительских курсов, должен был с моей матерью и двумя детьми, каждый учебный год менять место работы, а значит и место жительства - от Омской области до Хакасии. Наверное, эти вынужденные обстоятельства стали и для меня своеобразной «прививкой». Как только обычная трудовая жизнь, обычное времяпрепровождение в захолустной местности начинали надоедать, душа звала в иные дали и, надо сказать, находила в этом удовлетворение. Еще до призыва в Советскую Армию, я довольно неплохо овладел игрой на гармошке и баяне. А это, как я усвоил, лучший козырь быть принятым в любой компании, в любом коллективе. Кстати, тот случай, когда я, будучи подростком, увидел первое «представление» - пляску юноши-цыгана, как раз и побудил меня во что бы то ни стало освоить гармошку. Хотелось научиться не только играть, но и плясать также азартно, четко. Жаль не было учителей. Итак, Магадан. Казалось бы, какое отношение может иметь этот город к теме моего рассказа? Самое прямое, именно в этом городе мне довелось познакомиться с человеком, имя которого я никогда не знал, но его песни, как выяснилось позже, напевала моя мама за домашними делами или за работой в поле. В этом я убедился во время домашнего концерта при первом же посещении знаменитого Вадима Алексеевича Козина в 1978 году. Тогда среди других песен прозвучала и цыганская рапсодия «Шалалыва». Когда я спросил, почему звучит цыганская песня, Вадим Алексеевич ответил: «Так я же цыган», и уточнил «Моя мама чистокровная цыганка, пела в цыганском хоре».
Анатолий Костырин и Вадим Козин. Магадан
Говорить о Вадиме Козине как об эстрадном певце с уникальным голосом и своеобразной манерой исполнения, не касаясь всех жизненных перипетий артиста, - значит даже не попытаться объяснить суть его феномена. Но это уже другая тема, пока что она, эта тема, стала для некоторых писателей-«биографов» Козина и целью, и средством восхождения на Олимп собственной карьеры, средством, далеко не чистым по части морали. Но вернемся к Вадиму Алексеевичу, общение с которым усилило мою страсть к цыганскому искусству. Самого Маэстро, конечно, нельзя представлять, как артиста с цыганским уклоном. Нет, он был исполнителем советских песен, старинных русских и цыганских романсов. Но его рассказы о жизни и быте цыган, о том, как исполняла на сцене цыганский танец его родственница Зоя Ильинская, я готов был слушать всегда, подолгу и по несколько раз. Сейчас у меня солидная фонотека, состоящая из грампластинок, аудиокассет, компакт-дисков записей цыганских песен и романсов, в том числе досоветского периода. Отдавая дань уважения и восхищения сегодняшним исполнителям, записанным на совершенной аппаратуре, я с благоговением слушаю Варю Панину, Н.Дулькевич, А.Давыдова, Лялю Черную, Е.Шишкину, М.Черкасову, Н.Панкову и многих-многих других. Как хочется, чтобы с годами не исчезал, а пополнялся список имен, блеснувших яркими звездами на безбрежном небосводе цыганского искусства! Для этого, на мой взгляд, нужно, чтобы государство признало существование проблемы большой и не менее талантливого народа. Это особая и важная тема.
Из истории цыган. Восьмого апреля в мире отмечают Международный день цыган
Когда я писал строки этого повествования, по телевизору шла документальная передача об Освенциме - гитлеровской «фабрике смерти» Второй мировой войны. Отвлекшись от своего занятия, я обратил внимание на то, что только в этом лагере обреченных на сожжение в газовых камерах (статистика приведена по национальному признаку) евреев - 75 тысяч человек, цыган - 23 тысячи. Сколько уничтожено цыганского населения на захваченных фашистами советских территориях, история умалчивает. Думаю, что много. Цыгане - народные умельцы, хозяйственники, артисты театрального и уникального в мире искусства песни и танца, ученые (женщина-профессор Н.Деметр), военные (автор книги Ильинский А.М), талантливые и красивые люди, почти исчезли со сцен театров и концертных залов, не говорю о других сферах цивилизованной жизни общества. Почему это случилось?
Изгнание цыган из оккупированной Польши, 1943 год
Как будто в оправдание этого явления все больше показывают по телевидению сюжеты о криминализации цыганской диаспоры (наркобизнес, мошенницы-гадалки с использованием «гипнотических» способностей и пр.). Борьба с преступностью в цыганской среде, и не только, на мой взгляд, приобрела уродливую форму. К примеру, если в каком-то доме (ТВ-сюжет из Екатеринбурга) занимаются наркоторговлей, то нужно разрушить дом, а жильцы сами разбегутся.
Что же остается людям из беднейших, безграмотных слоев (не только цыганских) общества, если гонения, преследование, карательные меры стали единственным способом борьбы с его пороками? Где развитие гуманитарных мер государством в области образования, культуры, мер по вовлечению в активную жизнь цыганского населения, которые предпринимались в 20-30-е годы? В сегодняшних приоритетах развития страны этот вопрос не значится, соответственно, нет и надежды получить на него ответ.
02.2006. – 12.2007 г.Владимир
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |