Николай Николаевич ЯРЕМЕНКО ТОСКА ПО УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ
Предисловие от Георгия СУХНО: Эссе Николая Николаевича Яременко "ТОСКА ПО УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ" опубликовано в Сети на
русском и украинском языке на нескольких сайтах. Живущий на Украине Яременко
является противником украинского национализма и искренним сторонником идеи
единства русского и украинского народов, имеющих общие исторические корни. На
эту тему он написал много содержательных статей. Но я предлагаю эссе Николая
Яременко вниманию пользователей нашего сайта совсем по другому поводу, его
содержание является интересным развитием "журавлиной" темы",
представленной на "Мемориале" в эссе КОЛЛЕКЦИОНЕРА «В
"журавлиную" тему.
Об авторе предлагаемой статьи:
Николай Николаевич Яременко Родился 4 июня 1950 года в с. Пустовойтово Глобинского района Полтавской области. Малоросс. Православный. В 1967 году окончил Пустовойтовскую среднюю школу и в том же году продолжил обучение в Кременчуцком автомобильном техникуме, одновременно работая на Кременчуцком автозаводе, откуда и был призван в Советскую Армию. Служил в г. Москве. После службы обучался в МГУ им. Ломоносова и ММУ им. Месяцева. С 1977 по 1992 гг. работал в управлении "Севрыбхолодфлот", штурман. "За длительный, непрерывный и безупречный труд" присвоено звание "Ветеран флота". 
С 1992 по 1995 годы - заместитель начальника управления в МГУ им. Ломоносова. С 1995 по 1998 годы возглавлял Московский научно-практический центр "Эмпатия", занимался исследованиями социальной психологии. В том же году вернулся в родное село. Неоднократно избирался депутатом местных советов. В настоящее время депутат с/совета. Член НСЖУ и СРЖЛУ. Пенсионер. Женат. Дочь Анна живет в г. Москве ИСТОЧНИК: Сайт "Русская народная линия."
<http://www.ruskline.ru/author/ya/yaremenko_nikolaj_nikolaevich/>
••• ••• •••
Перед Покровом Пресвятой Богородицы над полями Малороссии,
над лентами рек и зеркалами ставков, берега которых осень уже украсила золотом
и багрянцем, высоко в небе стая журавлей словно замерла, прощаясь с землей,
которая давала им приют и тепло. Из небесной синевы на землю, к людям неслись
крики тоски и печали…
В вагоне поезда «Москва-Одесса», где я ехал, под тихую
гитару, готовясь к «таможенному шмону», зазвучала песня:
Здесь под небом чужим я, как гость нежеланный,
Слышу крик журавлей все ясней и ясней…
Сердце к ним понеслось, издалека летевшим,
Из холодной страны, с обнаженных полей…
В прошлом веке для миллионов славян оказавшихся за границей,
стихи нашего земляка А.М. Жемчужникова в интерпретации исполнителей А.Н.
Вертинского, П.К. Лещенко***, также наших земляков – первый родился в Киеве,
второй – неподалеку от Одессы, звучали гимном сожаления и грусти по утраченной
Отчизне. В прошлые времена было сделано все, чтобы стихотворение «Осенние
журавли» никому не напоминало, что именно Жемчужников был поэтом «забытых слов»
и «певцом общественной чести», как называл себя сам поэт.
Имя Алексея Михайловича Жемчужникова к громким именам не
отнесешь. К сожалению, оно мало кому сегодня известно на нынешней Украине, хотя
он и сделал значительный вклад в литературу как поэт, объединяя в своих стихах
и красоту природы, и богатство души.
А.М. Жемчужников родился в 1821 г., в богатой дворянской
семье в городе Почеп Черниговской губернии. Теперь этот районный городок вместе
с селом Красный Рог, где сохраняется имение А.К.Толстого, входит в Брянскую
область. 
Отец поэта, Михаил Николаевич Жемчужников был родом из
казацкой старшины Малороссии, дружил с диканьскими Кочубеями. Он был участником
Отечественной войны 1812 года, служил в Полтавском полку, входившем в дивизию,
командиром которой был «бешенохрабрый» малоросс И.Паскевич, родом полтавчанин.
Со временем М.Н.Жемчужников стал действительным тайным советником, гражданским
губернатором Санкт-Петербурга, сенатором.
Детские годы Алексея Жемчужникова прошли на сельских
просторах в родовом имении Павловка под Ельцом, пока он не поступил на учебу в Санкт-Петербург,
сначала в Первую гимназию, а затем – в Училище правоведения, которое закончил в
1841 г. Попечитель училища принц П.Г.Ольденбургский, по воспоминаниям Алексея
Михайловича, своим личным примером и характером, общаясь со студентами, прививал
и развивал в них ощущение личного достоинства, человечности, уважения к
справедливости, законности, образованию, чести.
После окончания училища Жемчужников успешно шагает по
служебной лестнице, делая неплохую карьеру сначала в сенате, а со временем – на
должности помощника статс-секретаря Государственного совета.
С середины 40-х годов он посещал «пятницы» Петрашевского,
где познакомился с Ф.М. Достоевским, И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым. С 1850
г. печатался в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра». В 1854
г. вместе со своими родными братьями Александром, Владимиром и двоюродным
братом - графом Алексеем Толстым, Алексей Жемчужников создал литературную маску
представителя казенной поэзии, «вероломного обличителя» человеческой дури и невежества,
чинодрала – Козьму Пруткова, который утверждал, что «нет худшего врага, как
глупый ум».
В 1858 г. А.М. Жемчужников вышел в отставку и последующие 5
лет прожил в Калуге и Москве. С 1859 г. целое десятилетие он не печатался и
почти не писал. Его постигли горечи утрат: умер маленький сын, тяжело заболела
жена. Спасая ее от смерти, в 1863 г. он увозит семью на европейские курорты.
Европа в те времена для граждан России была безвизовая и безпограничная. Два
десятилетия живет Жемчужников в Германии, Швейцарии, Италии, Франции.
Переживает смерть любимой жены, скончавшейся в 1875 г. Редкие поездки на Родину
не рассеивают грусть по родной земле. Именно грусть по Отчизне вылилась в
стихотворение «Осенние журавли», ставшем гимном тоске по Родине.
И только после возвращения в Россию в 1884-м, он постепенно
начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была
издана в 1892 г. с портретом автора и автобиографическим очерком. Алексей
Михайлович к тому времени уже был признанный мастер слова и пера. К
полувековому юбилею его творческой деятельности, в 1900 г. увидел свет новый
сборник А.М.Жемчужникова «Песни старости». Автора в прессе и поздравительных
адресах называли "певцом гражданской чести", "уцелевшим колоссом
доброй старой русской литературной нивы", "последним могиканином
идейной поэзии". В том же году Алексей Михайлович, одновременно с
Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, В.Г.Короленко, избрали Почетным академиком
Петербургской Академии наук.
Если в начале прошлого столетия «Журавлей» читали и пели в
Константинополе и Париже, то в начале нынешнего их поют в Тюмени и Мурманске,
Киеве и Москве, поют в Полтаве, Севастополе, Одессе… Поют на родине поэта,
готовясь к погранично-таможенному шмону…
И Козьма Прутков, у которого «род большой, а пообедать
негде» может отдыхать, когда на подмостки исторической сцены выходят «незалежни
президенты» с репликами: «имеем то, что украли». Это вам не козьмопрутковское
«Чиновник умирает, и ордена его остаются на лице земли».
Изучая мнения сельской интеллигенции Полтавщины после 18 лет
«самостийности», на вопрос: «Как вы думаете, распад Советского Союза принес
Украине больше достижений или неурядиц?» НПЦ «Эмпатия» получил следующие
результаты: Больше достижений -6%; Больше неурядиц – 80%; Трудно ответить –
14%. На это Козьма Прутков сказал бы: «Бывает, что усердие превозмогает и
рассудок» и что «Не всякая щекотка доставляет удовольствие!»
В наше тревожное и во многом сложное время (в Малороссии
власть захватили выговские, в Киеве буйствует баба Параска, вся Южная Русь
изнемогает под гнетом современных мазеп, петлюр и бандер) не помешает обратится
к удивительно современным стихам Алексея Михайловича Жемчужникова:
Там правды нет, где есть привычка рабской лести:
Там искалечен ум, душа развращена…
Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!
Ты нужен в наши времена.
Единственный музей А.М. Жемчужникова в наши дни создан в…
тамбовском Сбербанке, на фасаде которого открыта мемориальная доска с надписью:
«На этом месте находился дом, в котором провел свои последние годы жизни поэт,
драматург и публицист, Почетный академик Российской академии наук, один из
создателей образа Козьмы Пруткова Алексей Михайлович Жемчужников (1821-1908)».
В Москве, на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой
А.М.Жемчужникова, где его похоронили в 1908 г., - могила Игоря Талькова.
Поклонники певца нередко читают над могилой его стихи. Часто звучат слова его
песни: «Родина моя!», как бы продолжая «Журавлей». Тропинками Ваганьковского
кладбища ветер крутит листву и несет паутину грусти в «бабье лето», а в это
время над Малороссией кружат журавли.
Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть,
Вид угрюмых людей, вид печальной земли…
О, как больно душе, как мне хочется плакать!
Перестаньте рыдать надо мной, журавли!.. 
Фото: www.stihi.ru/2010/04/19/4998
Улетят журавли. Уляжется тоска. Утихнет грусть. И я вновь
начинаю верить, что, объединившись, православные русские, славяне будут
представлять монолит, о который обломают зубы враги Отечества.
ПРИМЕЧАНИЕ: ***Такова сила традиции. Легенды рождаются
быстро и долго живут. Сегодня мы уже знаем, что ни Пётр Лещенко, ни Александр
Вертинский "Журавлей" никогда не исполняли и к созданию этой песни не
имели никакого отношения. (ГС)
|