Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 26.03.2017, 16:04

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Коллекционер, Майя, Georgo 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Репертуар Петра Лещенко » КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА (АЛЕКСАНДР КОШЕВСКИЙ И ЕГО РОМАНС-ИСПОВЕДЬ)
КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА
GeorgoДата: Среда, 06.07.2011, 23:27 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 333
Статус: Offline
Автор: ГЕОРГИЙ СУХНО, ПОЛЬША

КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА
АЛЕКСАНДР КОШЕВСКИЙ И ЕГО РОМАНС-ИСПОВЕДЬ



Много тайн укрыто в песенном наследии Петра Лещенко. Какие-то сведения о судьбах авторов песен из его репертуара затерялись в глубинах времени, сохранив лишь их имена, а те, что дошли до нас обросли домыслами и мифами. Чаще всего составители песенных сборников, чтобы не тратить время на поиски истины, выбирают удобную формулировку: авторы музыки и слов неизвестны.
У романса "Капризная и упрямая", казалось бы, не должно быть загадок. Известно, что музыка и стихотворные строки принадлежат одному и тому же автору - Александру Дмитриевичу К. Но лишь первая буква фамилии не имеет разночтений, а сама фамилия на этикетках пластинок, в списках и сборниках романсов приводится в столь многочисленных вариантах, что гадать не разгадать: Карчевский (наиболее часто), Каршевский, Касевский, Кашевский, Кершевский, Коржевский, Корчевский, Кошевой, Кошевский, Крачевский, Кушевский. Остается только посочувствовать автору, которому так не повезло с фамилией, и тем, кто пытается эту загадку разгадать.




Почему-то считалось, да, видимо, так и по сей день считается, что автор – лицо второстепенное, ведь главное исполнитель и его мастерство. По свидетельству Веры Лещенко, авторов своих песен Петр Константинович не только знал, но и лавры своей известности отдавал им, кого мог, поддерживал финансово. Правда, имена не всех афишировал, так время было такое, можно было за «неправильный» жанр пострадать, можно было срок получить за сотрудничество с неугодным власти певцом.
Бесполезно искать в Сети историю создания «Капризной, упрямой». Единственное, что можно найти на сайтах многочисленных поклонников песенного наследия начала прошлого века, это следующий короткий фрагмент, приводимый без указания автора: «Изучая истоки русского романса и его развитие, можно прийти к самым неожиданным открытиям: современная русская музыка, весьма несхожие между собой музыкальные жанры многое унаследовали от романса. Ситуации, описанные в стихах романсов, вполне соответствуют современным человеческим отношениям. Романс "Капризная, упрямая" как раз из таких. Повествование о любви убеленного сединами мужчины к юной девушке, его переживания, воспоминания о юности... ну чем, не сюжет сегодняшних отношений. Принято говорить: "Седина в бороду, бес в ребро!", - такова жизнь, и в прежние годы юные и свежие девушки заставляли умудренных опытом мужей вспоминать о юности.
Как всегда множество вариантов исполнения этого романса, даже авторство приписывают разным людям. А если это один и тот же человек, только непонятные вещи случились с написанием его фамилии? Или, что более вероятно, просто она затерялась среди бумаг и с годами станет романсом неизвестного автора».
Мне удалось установить, что, по крайней мере, первые строки этого фрагмента принадлежат перу актрисы, исполнительницы русских романсов, ведущей цикличной передачи "Романс вчера и сегодня", председателю фонда "Петербургский романс" Галине Ковзель.



"КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ" ЗВУЧИТ В ИСПОЛНЕНИИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО







Романс "Капризная, упрямая" получил всемирную известность в 30-х годах минувшего столетия. В 1937 г. Пётр Лещенко записал его в бухарестском филиале фирмы "Колумбия".


Этикетка пластинки, выпущенной венским филиалом "Колумбии"

В этом же году певцом была произведена другая запись этого романса (под сокращённым названием "Капризная") в рижской фирме "Беллаккорд Электро". С этим же коротким названием "Kapriznaja" выпустила пластинки с рижской матрицы варшавская фирма "Сирена Рекорд" (лого фирмы на этикетках - "Сирена Электро"). Пластинки с этим романсом в исполнении Петра Лещенко переиздавались на других филиалах "Колумбии" и многотысячными тиражами распространялись по странам и континентам. Замечательный романс, посвящённый вечной теме любви, стал популярным не только в кругах русской эмиграции, но и среди зарубежных любителей романсового жанра.

Романс - это всегда доверительная исповедь лирического героя. От сердца к сердцу. Главным в нём является поэтическое содержание. Поэтому романсом называют не только вокальную пьесу лирического содержания, но также и стихотворение на тему о любви. "Капризная, упрямая" повествует о любви трудной, омрачённой сомнениями. Так всегда бывает, когда героиня - юное создание, последняя любовь уже познавшего жизнь лирического героя, от лица которого ведётся рассказ. Вспомним, подобные романсы "Вам 19 лет" (Б. Прозоровский - Е. Белогорова) или "Я старше вас" (Б. Прозоровский - Б.Тимофеев).
В сборниках романсов можно найти полный текст стихотворения Александра Кошевского:

КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ
Слова и музыка А. Кошевского

Капризная, упрямая, вы сотканы из роз.
Я старше вас, дитя мое, стыжусь своих я слез.
Капризная, упрямая, о, как я вас люблю!
Последняя весна моя, я об одном молю:
Уйдите, уйдите, уйдите!

Вы шепчете таинственно: «Мой юноша седой,
Вы у меня единственный, один лишь вы такой».
Но, сказкой околдованный, я сам себя бужу,
И, осенью окованный, дитя, я вам твержу:
«Не лгите, не лгите, не лгите!»

Вы ласточка весенняя средь мраморных колонн.
Моя вы песнь последняя, в ней слышен скорби стон.
Над сердцем правлю тризну я — вам радость жизнь дарит.
Зачем я вам, капризная, к вам юноша спешит.
Летите, летите, летите!

Вы светлая, с лучистою улыбкой на устах.
И если правда чистая хранится в тех словах,
Отброшу все сомнения, прощу каприз я вам
И жизнь мою осеннюю как ладанку отдам, —
Возьмите, возьмите, возьмите.

Пётр Лещенко в свой репертуар включил только две строфы этого романса, первую и третью. Причём содержание последней строфы у Петра Лещенко имеет незначительные отличия по сравнению с оригинальным текстом:

Вы - песенка весенняя средь мраморных колонн.
Моя же песнь осенняя, в ней слышны скорбь и стон.
Над сердцем правлю тризну я — вам радость жизнь дарит.
Зачем я вам, капризная, к вам юноша спешит.
Спешите, спешите, спешите!

В довоенные годы, находясь в эмиграции, "Капризную, упрямую" включил в свой репертуар Александр Вертинский, но на пластинки этот романс он так и не записал. В одном из его сборников песен и романсов автором музыки и стихов «Капризной, упрямой» указан не Кошевский, а Вертинский, вероятно, на том основании, что певец ввёл в оригинальный текст некоторые изменения:
• в первой строфе читаем "Вы созданы из роз" вместо "Вы сотканы из роз";
• вторую и третью строфы поменяли местами;
• в значительной степени переделаны строки оригинала:
Вы ласточка весенняя средь мраморных колонн.
Моя вы песнь последняя, в ней слышен скорби стон.
У Вертинского:
Для всех Вы песнь весенняя, Вы ранняя зоря.
Моя вы песнь осенняя, закат на склоне дня.
• в последней строфе тоже есть незначительные изменения.
Как видите, нет оснований приписывать авторство романса Александру Вертинскому.


В советском Союзе романс "Капризная, упрямая" стал известен не только по контрабандным пластинкам Петра Лещенко. В конце 30-х годов на ленинградской "Фабрике граммофонных пластинок НКМП РСФСР" записала "Капризную, упрямую" на пластинки "королева русского романса" Изабелла Юрьева в сопровождении пианиста-виртуоза Симона Кагана. Ему же принадлежит музыкальная обработка романса. На этикетке пластинки название романса было перекручено: "Упрямая, капризная". Фамилия композитора и автора стихов Александра Кошевского на этикетке указана не была. Возможно, это была единственная довоенная пластиночная запись этого романса в СССР.





"КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ" ЗВУЧИТ В ИСПОЛНЕНИИ ИЗАБЕЛЛЫ ЮРЬЕВОЙ

Широко известна запись романса "Капризная, упрямая" в исполнении ветерана эстрады знаменитого Вадима Козина. Она была указана в 1993 г. на диске-гиганте ТОО "Магаданморепродукт". Вероятно, на диске использована была магнитофонная запись 1968 года.


"КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ" ЗВУЧИТ В ИСПОЛНЕНИИ ВАДИМА КОЗИНА

Неизвестно, когда именно был создан романс о любви "седого юноши" и капризной красавицы. Возможно, ещё в годы НЭПа. Останется загадкой, кто был первым исполнителем этого романса и где он впервые прозвучал. Может быть, в знаменитом кабаре "Нерыдай", созданным в 1921 г. в Москве автором романса, актёром комического жанра Александром Дмитриевичем Кошевским.


Фото 1935 года
Здание Театра "Эрмитаж" ещё до перестройки, щукинское. Вскоре после революции в "Эрмитаже" разместился эстрадный театр «Нерыдай» А.Д. Кошевского. В 1923 году здесь открылся Театр МГСПС – Театр Московского губернского совета профессиональных союзов (позже стал - МОСПС, т.е. областной), в 1930 году - Театр им. МОСПС, с 1938 года - Театр им. Моссовета. С 1959 года - «Московский Театр миниатюр». Сейчас в здании (с 1987 года) располагается Театр "Эрмитаж".
Интересно, что был забор, отделявший курдонёр перед театром, от сада, как такового.



На эстраде этого самого популярного в годы НЭПа кабаре исполнялись не только злободневные частушки, но также и романсы в сопровождение трио: пианиста, виолончелиста и скрипача. В качестве почётного гостя кабаре со сцены иногда исполнял под гитару русские романсы знаменитый драматический актёр Владимир Николаевич Давыдов.

С биографией автора романса можно познакомиться в разделе "Антология песен" http://petrleschenco.ucoz.ru/publ/kapriznaja_uprjamaja/1-1-0-137

Напомню кратко, что Александр Дмитриевич Кошевский родился в 1873 г. в бессарабском городе Аккермане (в настоящее время Белгород-Днестровский). Учился в московской консерватории (1899 - 1902), был учеником выдающегося вокального педагога профессора Умберто Мазетти. Кошевский - это сценический псевдоним автора, настоящая его фамилия - Кричевский. С 1895 года гастролирует по провинции с различными театрами оперетты.



Комические куплеты
Разъ-два-три
изъ оперетты "Веселая вдова" исполняет А.Д. Кошевскiй




В период 1902 - 1915 Кошевский выступает в петербургских театрах, Би-ба-бо, Пассаж, Лунапарк и др.
Из воспоминаний коллег Александра Кошевского: «В 1912—1913 гг. покидать театры оперетты и кафешантаны ради нового жанра рисковали немногие смельчаки. В 1913 году предпочел оперетте кабаре опереточный комик А. Д. Кошевский, который устроил актерский кабачок в подвале под галереей Пассажа на месте прекратившего существование театра «Казино»».
Кошевский был автором нескольких театральных обозрений. Позже артист переезжает в Москву (Буфф, Эрмитаж, Аквариум), гастролирует в Воронеже, Перми, Самаре, Батуми, Виннице, Одессе, Смоленске, Харькове, Астрахани, выступая в главных ролях комического жанра. Театральная деятельность в собственном кабаре "Нерыдай " (1921 -1924) была вершиной артистической карьеры Александра Кошевского. О кабаре вспоминает Рина Зеленая: «Москва оказалась неузнаваемой. Куда идти и к кому проситься, Рина не знала. Сняла шестиметровую комнатку, куда со временем перевезла из Одессы маму, Зинаиду и режиссера Типота с женой. Шла она как-то по улице, мимо мчались автомобили, сверкали витрины, горели рекламы, шумели торговцы, настроение у Рины было прескверное, и вдруг… В глаза ей бросилась нарядная и нелепая табличка: Театр "Нерыдай!" "Как будто прямо для меня написано!" - подумала Рина и вошла в помещение. "Нерыдай!" оказалось самым популярным в Москве ночным кабаре. Несмотря на высокие цены, попасть туда было не так просто. Зал набивался богачами-нэпманами, столичными знаменитостями, известными поэтами, актерами и художниками. Представления начинались в полночь, а заканчивались часа в четыре утра».

В последние годы жизни до 1927 года Александр Кошевский выступал в московском Театре Оперетты. Умер артист в Москве в 1931 году.

Вероятно, наряду с опереттой "Возвращение сабинянок" романс "Капризная, упрямая" является единственным музыкальным произведением Александра Кошевского. Вечнозелёный, неувядающий - этот романс навсегда останется золотым самородком в сокровищнице русского романса.


О его популярности свидетельствует тот факт, что начиная с конца 70-х годов, когда тиски партийной цензуры начали разжиматься, до наших дней, романс включили в свой репертуар около сотни исполнителей русского романса и среди них такие мастера эстрады, как Вадим Козин, Валерий Агафонов и Нани Брегвадзе.


http://www.liveinternet.ru/users/3022905/post175065800/
 
Olga777Дата: Четверг, 07.07.2011, 13:42 | Сообщение # 2
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 727
Статус: Offline
<_< Georgo,
Вы - один из немногих, кто ищет, не всегда находит сразу, но продолжает искать, дабы восстановить незаслуженно забытые имена авторов, действительно, золотого фонда романса. Знаю, что очень трепетно относился к авторству исполняемых им романсов Валерий Агафонов. У него даже картотека была на произведения, в которых указывались авторы. Мне посчастливилось дважды пообщаться с Валерием и на вопрос, почему ему не безразлично, кто авторы его песен, он назвал имя своей жены Елены Бахметьевой. Когда мы встречались, Валерий уже был в разводе с Еленой, но не добавил "бывшая", "первая". Просто сказал: "Не моя заслуга, а Леночки - Елены Бахметьевой. Она меня к этому не приучая, приучила". Мне хотелось помочь вам, Георгий, в ваших поисках, и я пыталась связаться с Еленой Бахметьевой. Может она помогла бы прояснить многие загадки. Увы, все, что сегодня о ней знаю, это что Елена Бахметьева, филолог по образованию, по-прежнему предана романсу, что она выступает в роли хранителя русского романса в Вильнюсе, руководит клубом "Мелос". На музыкальных вечерах клуба можно не только послушать романсы, но и узнать их историю. Надеюсь, Елена Бахметьева еще откликнется и поведает нам интересные истории.
Хорошо, что такие люди есть. В Павлодаре такие встречи проводит Наум Шафер, в Екатеринбурге - известный коллекционер Сергей Пестов. В Москве - Елена и Валерий Уколовы. Такие коллекционеры достойны уважения.
И вам, Георгий, низкий поклон за ваше просветительство.


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
NataliДата: Четверг, 07.07.2011, 13:42 | Сообщение # 3
Зритель
Группа: Друзья
Сообщений: 14
Статус: Offline
Я слышала "Дорогой длинною" в исполнении Морфесси, Вертинского, но очень понравился вариант Валерия Агафонова. Удивительный певец и судьба сложная. И снова, не стало человека и все засуетились, забегали и сразу несколько пластинок выпустили, причем были только записи Агафонова, скажем так, "гостевые" с дружеских посиделок. И еще, у Агафонова с Петром Лещенко есть в репертуаре "Капризная, упрямая", но автор совсем даже не Вертинский. Есть и различие в тексте. У Вертинского: Вы созданы из роз. У Лещенко и Агафонова: Вы сотканы из роз. Сотканы, конечно, богаче. Что такая разница меняет авторство? Кто ошибался? Вертинский? Почему-то больше склоняюсь к этому ответу.
Еще спасибо Нику, он открывает столько интересного. Может и на мой вопрос об авторстве знает ответ. В любом случае, спасибо!

Я не говорила об исполнении. Я задавала Нику вопрос об авторстве Вертинского "Капризной, упрямой.


Всё будет хорошо!

Сообщение отредактировал Natali - Воскресенье, 08.02.2009, 11:44
 
Nick123Дата: Четверг, 07.07.2011, 13:42 | Сообщение # 4
Зритель
Группа: Проверенные
Сообщений: 31
Статус: Offline
Natali
Действительно Валерий Агафонов замечательно спел романс КАПРИЗНАЯ,УПРЯМАЯ
Автор Александр Каршевский

Но А.Н. Вертинский этот романс никогда не пел . Видимо вы его слушали в другом исполнении
У меня в коллекции 16 исполнений этого романса,в том числе даже запись Владимира Высоцкого,сделанная в 1974 году на даче посла в Югославии. Есть записи и эмигрантов: В.Слащева,Г.Северского, В.Шульмана

Мигель
Спасибо за Ваше правильное,но УВЫ,очень грустное замечание

Сообщение отредактировал Nick123 - Воскресенье, 08.02.2009, 21:23
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Репертуар Петра Лещенко » КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА (АЛЕКСАНДР КОШЕВСКИЙ И ЕГО РОМАНС-ИСПОВЕДЬ)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2017
Сайт создан в системе uCoz