Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 07.12.2016, 00:45

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Коллекционер, Майя, Georgo 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Репертуар Петра Лещенко » КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА (АЛЕКСАНДР КОШЕВСКИЙ И ЕГО РОМАНС-ИСПОВЕДЬ)
КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА
GeorgoДата: Среда, 06.07.2011, 23:27 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
Автор: ГЕОРГИЙ СУХНО, ПОЛЬША

КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА
АЛЕКСАНДР КОШЕВСКИЙ И ЕГО РОМАНС-ИСПОВЕДЬ



Много тайн укрыто в песенном наследии Петра Лещенко. Какие-то сведения о судьбах авторов песен из его репертуара затерялись в глубинах времени, сохранив лишь их имена, а те, что дошли до нас обросли домыслами и мифами. Чаще всего составители песенных сборников, чтобы не тратить время на поиски истины, выбирают удобную формулировку: авторы музыки и слов неизвестны.
У романса "Капризная и упрямая", казалось бы, не должно быть загадок. Известно, что музыка и стихотворные строки принадлежат одному и тому же автору - Александру Дмитриевичу К. Но лишь первая буква фамилии не имеет разночтений, а сама фамилия на этикетках пластинок, в списках и сборниках романсов приводится в столь многочисленных вариантах, что гадать не разгадать: Карчевский (наиболее часто), Каршевский, Касевский, Кашевский, Кершевский, Коржевский, Корчевский, Кошевой, Кошевский, Крачевский, Кушевский. Остается только посочувствовать автору, которому так не повезло с фамилией, и тем, кто пытается эту загадку разгадать.




Почему-то считалось, да, видимо, так и по сей день считается, что автор – лицо второстепенное, ведь главное исполнитель и его мастерство. По свидетельству Веры Лещенко, авторов своих песен Петр Константинович не только знал, но и лавры своей известности отдавал им, кого мог, поддерживал финансово. Правда, имена не всех афишировал, так время было такое, можно было за «неправильный» жанр пострадать, можно было срок получить за сотрудничество с неугодным власти певцом.
Бесполезно искать в Сети историю создания «Капризной, упрямой». Единственное, что можно найти на сайтах многочисленных поклонников песенного наследия начала прошлого века, это следующий короткий фрагмент, приводимый без указания автора: «Изучая истоки русского романса и его развитие, можно прийти к самым неожиданным открытиям: современная русская музыка, весьма несхожие между собой музыкальные жанры многое унаследовали от романса. Ситуации, описанные в стихах романсов, вполне соответствуют современным человеческим отношениям. Романс "Капризная, упрямая" как раз из таких. Повествование о любви убеленного сединами мужчины к юной девушке, его переживания, воспоминания о юности... ну чем, не сюжет сегодняшних отношений. Принято говорить: "Седина в бороду, бес в ребро!", - такова жизнь, и в прежние годы юные и свежие девушки заставляли умудренных опытом мужей вспоминать о юности.
Как всегда множество вариантов исполнения этого романса, даже авторство приписывают разным людям. А если это один и тот же человек, только непонятные вещи случились с написанием его фамилии? Или, что более вероятно, просто она затерялась среди бумаг и с годами станет романсом неизвестного автора».
Мне удалось установить, что, по крайней мере, первые строки этого фрагмента принадлежат перу актрисы, исполнительницы русских романсов, ведущей цикличной передачи "Романс вчера и сегодня", председателю фонда "Петербургский романс" Галине Ковзель.



"КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ" ЗВУЧИТ В ИСПОЛНЕНИИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО







Романс "Капризная, упрямая" получил всемирную известность в 30-х годах минувшего столетия. В 1937 г. Пётр Лещенко записал его в бухарестском филиале фирмы "Колумбия".


Этикетка пластинки, выпущенной венским филиалом "Колумбии"

В этом же году певцом была произведена другая запись этого романса (под сокращённым названием "Капризная") в рижской фирме "Беллаккорд Электро". С этим же коротким названием "Kapriznaja" выпустила пластинки с рижской матрицы варшавская фирма "Сирена Рекорд" (лого фирмы на этикетках - "Сирена Электро"). Пластинки с этим романсом в исполнении Петра Лещенко переиздавались на других филиалах "Колумбии" и многотысячными тиражами распространялись по странам и континентам. Замечательный романс, посвящённый вечной теме любви, стал популярным не только в кругах русской эмиграции, но и среди зарубежных любителей романсового жанра.

Романс - это всегда доверительная исповедь лирического героя. От сердца к сердцу. Главным в нём является поэтическое содержание. Поэтому романсом называют не только вокальную пьесу лирического содержания, но также и стихотворение на тему о любви. "Капризная, упрямая" повествует о любви трудной, омрачённой сомнениями. Так всегда бывает, когда героиня - юное создание, последняя любовь уже познавшего жизнь лирического героя, от лица которого ведётся рассказ. Вспомним, подобные романсы "Вам 19 лет" (Б. Прозоровский - Е. Белогорова) или "Я старше вас" (Б. Прозоровский - Б.Тимофеев).
В сборниках романсов можно найти полный текст стихотворения Александра Кошевского:

КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ
Слова и музыка А. Кошевского

Капризная, упрямая, вы сотканы из роз.
Я старше вас, дитя мое, стыжусь своих я слез.
Капризная, упрямая, о, как я вас люблю!
Последняя весна моя, я об одном молю:
Уйдите, уйдите, уйдите!

Вы шепчете таинственно: «Мой юноша седой,
Вы у меня единственный, один лишь вы такой».
Но, сказкой околдованный, я сам себя бужу,
И, осенью окованный, дитя, я вам твержу:
«Не лгите, не лгите, не лгите!»

Вы ласточка весенняя средь мраморных колонн.
Моя вы песнь последняя, в ней слышен скорби стон.
Над сердцем правлю тризну я — вам радость жизнь дарит.
Зачем я вам, капризная, к вам юноша спешит.
Летите, летите, летите!

Вы светлая, с лучистою улыбкой на устах.
И если правда чистая хранится в тех словах,
Отброшу все сомнения, прощу каприз я вам
И жизнь мою осеннюю как ладанку отдам, —
Возьмите, возьмите, возьмите.

Пётр Лещенко в свой репертуар включил только две строфы этого романса, первую и третью. Причём содержание последней строфы у Петра Лещенко имеет незначительные отличия по сравнению с оригинальным текстом:

Вы - песенка весенняя средь мраморных колонн.
Моя же песнь осенняя, в ней слышны скорбь и стон.
Над сердцем правлю тризну я — вам радость жизнь дарит.
Зачем я вам, капризная, к вам юноша спешит.
Спешите, спешите, спешите!

В довоенные годы, находясь в эмиграции, "Капризную, упрямую" включил в свой репертуар Александр Вертинский, но на пластинки этот романс он так и не записал. В одном из его сборников песен и романсов автором музыки и стихов «Капризной, упрямой» указан не Кошевский, а Вертинский, вероятно, на том основании, что певец ввёл в оригинальный текст некоторые изменения:
• в первой строфе читаем "Вы созданы из роз" вместо "Вы сотканы из роз";
• вторую и третью строфы поменяли местами;
• в значительной степени переделаны строки оригинала:
Вы ласточка весенняя средь мраморных колонн.
Моя вы песнь последняя, в ней слышен скорби стон.
У Вертинского:
Для всех Вы песнь весенняя, Вы ранняя зоря.
Моя вы песнь осенняя, закат на склоне дня.
• в последней строфе тоже есть незначительные изменения.
Как видите, нет оснований приписывать авторство романса Александру Вертинскому.


В советском Союзе романс "Капризная, упрямая" стал известен не только по контрабандным пластинкам Петра Лещенко. В конце 30-х годов на ленинградской "Фабрике граммофонных пластинок НКМП РСФСР" записала "Капризную, упрямую" на пластинки "королева русского романса" Изабелла Юрьева в сопровождении пианиста-виртуоза Симона Кагана. Ему же принадлежит музыкальная обработка романса. На этикетке пластинки название романса было перекручено: "Упрямая, капризная". Фамилия композитора и автора стихов Александра Кошевского на этикетке указана не была. Возможно, это была единственная довоенная пластиночная запись этого романса в СССР.





"КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ" ЗВУЧИТ В ИСПОЛНЕНИИ ИЗАБЕЛЛЫ ЮРЬЕВОЙ

Широко известна запись романса "Капризная, упрямая" в исполнении ветерана эстрады знаменитого Вадима Козина. Она была указана в 1993 г. на диске-гиганте ТОО "Магаданморепродукт". Вероятно, на диске использована была магнитофонная запись 1968 года.


"КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ" ЗВУЧИТ В ИСПОЛНЕНИИ ВАДИМА КОЗИНА

Неизвестно, когда именно был создан романс о любви "седого юноши" и капризной красавицы. Возможно, ещё в годы НЭПа. Останется загадкой, кто был первым исполнителем этого романса и где он впервые прозвучал. Может быть, в знаменитом кабаре "Нерыдай", созданным в 1921 г. в Москве автором романса, актёром комического жанра Александром Дмитриевичем Кошевским.


Фото 1935 года
Здание Театра "Эрмитаж" ещё до перестройки, щукинское. Вскоре после революции в "Эрмитаже" разместился эстрадный театр «Нерыдай» А.Д. Кошевского. В 1923 году здесь открылся Театр МГСПС – Театр Московского губернского совета профессиональных союзов (позже стал - МОСПС, т.е. областной), в 1930 году - Театр им. МОСПС, с 1938 года - Театр им. Моссовета. С 1959 года - «Московский Театр миниатюр». Сейчас в здании (с 1987 года) располагается Театр "Эрмитаж".
Интересно, что был забор, отделявший курдонёр перед театром, от сада, как такового.



На эстраде этого самого популярного в годы НЭПа кабаре исполнялись не только злободневные частушки, но также и романсы в сопровождение трио: пианиста, виолончелиста и скрипача. В качестве почётного гостя кабаре со сцены иногда исполнял под гитару русские романсы знаменитый драматический актёр Владимир Николаевич Давыдов.

С биографией автора романса можно познакомиться в разделе "Антология песен" http://petrleschenco.ucoz.ru/publ/kapriznaja_uprjamaja/1-1-0-137

Напомню кратко, что Александр Дмитриевич Кошевский родился в 1873 г. в бессарабском городе Аккермане (в настоящее время Белгород-Днестровский). Учился в московской консерватории (1899 - 1902), был учеником выдающегося вокального педагога профессора Умберто Мазетти. Кошевский - это сценический псевдоним автора, настоящая его фамилия - Кричевский. С 1895 года гастролирует по провинции с различными театрами оперетты.



Комические куплеты
Разъ-два-три
изъ оперетты "Веселая вдова" исполняет А.Д. Кошевскiй




В период 1902 - 1915 Кошевский выступает в петербургских театрах, Би-ба-бо, Пассаж, Лунапарк и др.
Из воспоминаний коллег Александра Кошевского: «В 1912—1913 гг. покидать театры оперетты и кафешантаны ради нового жанра рисковали немногие смельчаки. В 1913 году предпочел оперетте кабаре опереточный комик А. Д. Кошевский, который устроил актерский кабачок в подвале под галереей Пассажа на месте прекратившего существование театра «Казино»».
Кошевский был автором нескольких театральных обозрений. Позже артист переезжает в Москву (Буфф, Эрмитаж, Аквариум), гастролирует в Воронеже, Перми, Самаре, Батуми, Виннице, Одессе, Смоленске, Харькове, Астрахани, выступая в главных ролях комического жанра. Театральная деятельность в собственном кабаре "Нерыдай " (1921 -1924) была вершиной артистической карьеры Александра Кошевского. О кабаре вспоминает Рина Зеленая: «Москва оказалась неузнаваемой. Куда идти и к кому проситься, Рина не знала. Сняла шестиметровую комнатку, куда со временем перевезла из Одессы маму, Зинаиду и режиссера Типота с женой. Шла она как-то по улице, мимо мчались автомобили, сверкали витрины, горели рекламы, шумели торговцы, настроение у Рины было прескверное, и вдруг… В глаза ей бросилась нарядная и нелепая табличка: Театр "Нерыдай!" "Как будто прямо для меня написано!" - подумала Рина и вошла в помещение. "Нерыдай!" оказалось самым популярным в Москве ночным кабаре. Несмотря на высокие цены, попасть туда было не так просто. Зал набивался богачами-нэпманами, столичными знаменитостями, известными поэтами, актерами и художниками. Представления начинались в полночь, а заканчивались часа в четыре утра».

В последние годы жизни до 1927 года Александр Кошевский выступал в московском Театре Оперетты. Умер артист в Москве в 1931 году.

Вероятно, наряду с опереттой "Возвращение сабинянок" романс "Капризная, упрямая" является единственным музыкальным произведением Александра Кошевского. Вечнозелёный, неувядающий - этот романс навсегда останется золотым самородком в сокровищнице русского романса.


О его популярности свидетельствует тот факт, что начиная с конца 70-х годов, когда тиски партийной цензуры начали разжиматься, до наших дней, романс включили в свой репертуар около сотни исполнителей русского романса и среди них такие мастера эстрады, как Вадим Козин, Валерий Агафонов и Нани Брегвадзе.


http://www.liveinternet.ru/users/3022905/post175065800/
 
Olga777Дата: Четверг, 07.07.2011, 13:42 | Сообщение # 2
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 718
Статус: Offline
<_< Georgo,
Вы - один из немногих, кто ищет, не всегда находит сразу, но продолжает искать, дабы восстановить незаслуженно забытые имена авторов, действительно, золотого фонда романса. Знаю, что очень трепетно относился к авторству исполняемых им романсов Валерий Агафонов. У него даже картотека была на произведения, в которых указывались авторы. Мне посчастливилось дважды пообщаться с Валерием и на вопрос, почему ему не безразлично, кто авторы его песен, он назвал имя своей жены Елены Бахметьевой. Когда мы встречались, Валерий уже был в разводе с Еленой, но не добавил "бывшая", "первая". Просто сказал: "Не моя заслуга, а Леночки - Елены Бахметьевой. Она меня к этому не приучая, приучила". Мне хотелось помочь вам, Георгий, в ваших поисках, и я пыталась связаться с Еленой Бахметьевой. Может она помогла бы прояснить многие загадки. Увы, все, что сегодня о ней знаю, это что Елена Бахметьева, филолог по образованию, по-прежнему предана романсу, что она выступает в роли хранителя русского романса в Вильнюсе, руководит клубом "Мелос". На музыкальных вечерах клуба можно не только послушать романсы, но и узнать их историю. Надеюсь, Елена Бахметьева еще откликнется и поведает нам интересные истории.
Хорошо, что такие люди есть. В Павлодаре такие встречи проводит Наум Шафер, в Екатеринбурге - известный коллекционер Сергей Пестов. В Москве - Елена и Валерий Уколовы. Такие коллекционеры достойны уважения.
И вам, Георгий, низкий поклон за ваше просветительство.


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
NataliДата: Четверг, 07.07.2011, 13:42 | Сообщение # 3
Зритель
Группа: Друзья
Сообщений: 14
Статус: Offline
Я слышала "Дорогой длинною" в исполнении Морфесси, Вертинского, но очень понравился вариант Валерия Агафонова. Удивительный певец и судьба сложная. И снова, не стало человека и все засуетились, забегали и сразу несколько пластинок выпустили, причем были только записи Агафонова, скажем так, "гостевые" с дружеских посиделок. И еще, у Агафонова с Петром Лещенко есть в репертуаре "Капризная, упрямая", но автор совсем даже не Вертинский. Есть и различие в тексте. У Вертинского: Вы созданы из роз. У Лещенко и Агафонова: Вы сотканы из роз. Сотканы, конечно, богаче. Что такая разница меняет авторство? Кто ошибался? Вертинский? Почему-то больше склоняюсь к этому ответу.
Еще спасибо Нику, он открывает столько интересного. Может и на мой вопрос об авторстве знает ответ. В любом случае, спасибо!

Я не говорила об исполнении. Я задавала Нику вопрос об авторстве Вертинского "Капризной, упрямой.


Всё будет хорошо!

Сообщение отредактировал Natali - Воскресенье, 08.02.2009, 11:44
 
Nick123Дата: Четверг, 07.07.2011, 13:42 | Сообщение # 4
Зритель
Группа: Проверенные
Сообщений: 31
Статус: Offline
Natali
Действительно Валерий Агафонов замечательно спел романс КАПРИЗНАЯ,УПРЯМАЯ
Автор Александр Каршевский

Но А.Н. Вертинский этот романс никогда не пел . Видимо вы его слушали в другом исполнении
У меня в коллекции 16 исполнений этого романса,в том числе даже запись Владимира Высоцкого,сделанная в 1974 году на даче посла в Югославии. Есть записи и эмигрантов: В.Слащева,Г.Северского, В.Шульмана

Мигель
Спасибо за Ваше правильное,но УВЫ,очень грустное замечание

Сообщение отредактировал Nick123 - Воскресенье, 08.02.2009, 21:23
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Репертуар Петра Лещенко » КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА (АЛЕКСАНДР КОШЕВСКИЙ И ЕГО РОМАНС-ИСПОВЕДЬ)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz