Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 10.12.2016, 09:49

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Georgo 
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » Забытые имена » ЧЕЛОВЕКУ-ОРКЕСТРУ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВЕК (О создателе балалаечного квартета "Байкал")
ЧЕЛОВЕКУ-ОРКЕСТРУ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВЕК
GeorgoДата: Вторник, 31.05.2011, 02:10 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
ИСТОЧНИК: http://novaiagazeta.org.ru/index.php?

Приднеcтровская Новая Газета

5 августа 2010 № 29 (511)

ЧЕЛОВЕКУ-ОРКЕСТРУ ИСПОЛНИЛСЯ ВЕК.



«Веселый безработный»

Детство и юность Борис провел в Измаиле Бессарабской губернии. Отец Иван Вулпе был художником и даже написал портрет Льва Толстого.
- Так уж вышло, что я появился на свет в год смерти великого писателя – в 1910-м, - заметил в свое время Борис Иванович. – Отец иногда рассказывал о нем. Толстой был, как сейчас говорят, модным автором. Возникло даже целое направление – толстовство. С ним хотели увидеться многие, но Софья Андреевна неохотно допускала к мужу посетителей. А вот моему отцу повезло. Портрет Льва Николаевича его работы выставляли в Измаиле. Как талисман, я взял его с собой в Бухарест. К сожалению, полотно пропало, когда началась война. Борис учился в измаильском лицее. С первого до последнего класса там изучали музыку. Мальчик сначала освоил духовые инструменты, потом струнные, пел в хоре. И уже в 1930-м, во время великой депрессии, недавний выпускник создал ансамбль «Шомерул весел» («Веселый безработный»*), ведь надо было на что-то жить. Дебютировали на самом престижном в Измаиле «Пурим-балу», который ежегодно давала еврейская община. Ради рекламы играли бесплатно. В том оркестре были и Исидор Бурдин, впоследствии он создаст в Кишиневе первый тараф.

«Байкал» в Бухаресте

В 1935-м Петко-Вулпе поступает на математический факультет Бухарестского университета. А музыка по-прежнему остается статьей дохода.
- Мы, бессарабцы, объединились в русский балалаечный квартет «Байкал», потом он вырос в квинтет и даже в секстет, - вспоминал Петко-Вулпе. – С нами играл бывший полковник царской армии Туроверов. Он так долго упражнялся, что поистине стал виртуозом игры на балалайке.
Оркестр выступал в ресторанах и быстро стал популярным. О нем узнал известный румынский композитор и дирижер Теодор Рогальский и пригласил на прослушивание в радиокомитет, где заведовал музыкальной частью.
«Экзамен» сдали успешно. И «Байкал» целые дни напролет репетировал: готовил программу для получасового концерта по радио. Сфальшивить было немыслимо: передачи транслировались в прямом эфире. А популярностью тогдашнее радио превосходило нынешнее телевидение.
И вот наступил ответственный день. Премьера «Байкала» под управлением Петко-Вулпе прошла успешно. Телефонистки радиокомитета не успевали отвечать на звонки восторженных слушателей, те просили повторить передачу. Теодор Рогальский предложил музыкантам подумать о новом выступлении. Так «Байкал» получил постоянную прописку в радиокомитете.
А Борис до сих пор разрывался между музыкой и математикой, но Рогальский помог ему сделать выбор. Как-то оркестр исполнил вальс из оперы «Фауст» в оригинальной аранжировке. Композитор поинтересовался, кто ее автор. Товарищи указали на Бориса.
- Я знаю, что цифры управляют миром, но вам следует специализироваться в области музыки, - посоветовал Теодор.
Петко-Вулпе ушел из университета и поступил в консерваторию.

Лещенко, Шаляпин и другие».

Приближалось Рождество, и Рогальский попросил:
- Сыграйте что-нибудь тематическое.
Петко-Вулпе задумался:
- Подошла бы «Елка» Ребикова. Но где взять ноты?
- А сходи-ка ты к Петьке Лещенко, - посоветовали коллеги.
Борис договорился с маэстро по телефону, а потом отправился к нему в особняк. Позвонил в парадную дверь. За стеклом показался огромный дог и с любопытством уставился на гостя.
- Не бойтесь, - успокоила подоспевшая горничная. – Он не кусается.
А Лещенко тем временем репетировал с сестрами танец. Что-то не ладилось, брат сердился, шлепал их по ногам полотенцем и кричал:
- Это еще что за «утюги»?
Девушки выступали в его ресторане, а он играл на гитаре вместе со своим оркестром – лучшим в Бухаресте.
Так Борис получил «Елку» и свел знакомство с Лещенко. А вскоре ему представился случай оказать ответную услугу.
Музыканты следили за новинками, правда, ноты последних шлягеров было трудно достать. Как-то «Байкал» спел «Легко на сердце от песни веселой» из советского фильма «Веселые ребята». Только слова «Шагай вперед, комсомольское племя» заменили на нейтральное «молодецкое племя».
- Где взяли ноты? – поинтересовался любивший «все свежее» Лещенко.
- Записал, - коротко ответил Борис, протягивая несколько листов.
Он так и не признался, что 11 раз ходил в кино с карандашом и блокнотом, чтобы в полутемном зале уловить все оттенки мелодии.
Кстати, именно «Байкал» аккомпанировал певцу, когда записывалась его знаменитая «Моя Марусенька». Если у вас есть эта раритетная пластинка, проверьте: «в титрах» упоминается оркестр Петко-Вулпе.
В ресторане Лещенко Борису удалось увидеть тех, чьи имена были у всех на устах. На обратном пути из Индии в Бухарест завернул Шаляпин. Он выступил у своего коллеги. Лещенко пригласил и «Байкал» на такое знатное «угощение».
Федор Иванович показался Борису грустным и утомленным. В Индию он ездил, прослышав о возможном исцелении от гемофилии, но надежды не оправдались. И Шаляпин, словно предвидя близкую смерть, так прочувствованно спел «Быть может, с вами я в последний раз», что все прослезились.
Здесь же Петко-Вулпе слушал Сергея Рахманинова, австрийского скрипача и композитора Фрица Крейслера.

Надежды лагерный оркестрик.

Началась Вторая мировая война, и в 1940-м Борис Иванович вернулся в родной Измаил. Работал в Доме культуры Военно-Морского флота советской Дунайской флотилии. Ребята из «Байкала» тоже перебрались в Бессарабию. В Кишиневской филармонии они рассказали о Петко-Вулпе. Его пригласили на работу.
Он создал оркестр, который вскоре начал занимать первые места во всевозможных конкурсах. Музыканты уже готовились ехать в Москву на Всесоюзный фестиваль, но их отправили сначала в эвакуацию, а потом…в лагерь в Средней Азии. Виной всему… чувство юмора. Но сначала была станция Миллерово Ростовской области. Там музыканты собирали просо.
- Там я впервые увидел, что такое колхоз. Бедные люди все делали вручную, - рассказывал Борис Иванович. – Техника поломалась. Мы предложили ее починить, но председатель Шишацкий возмутился: «Вы будете меня учить, что такое советская власть?» Там же родился анекдот, стоивший мне свободы. Один из моих товарищей ехал с женой и детьми. Они уже обменяли на еду все вещи. Тогда глава семьи отправился к председателю с просьбой оплатить трудодни. Но тот наложил на заявление резолюцию с отказом и подписался: «Шиш».
Так музыкант попал в лагерь в Средней Азии. Он убирал хлопок, копал канал в Каракумах, трудился на кирпичном заводе. Правда, после Победы стало легче.
Петко-Вулпе перевели в другой лагерь, фамилию его начальника он запомнил на всю жизнь. Армянин Саркисян оказался очень душевным человеком. Он попросил Бориса Ивановича организовать оркестр. Это оказалось нетрудно.
Петко-Вулпе попал в интеллигентное общество. Достаточно сказать, что солист лагерного оркестра закончил Римскую консерваторию Санта-Чечилия. Профессор Казанской консерватории и блестящий скрипач Исидор Михайлович Каганов угодил за решетку, потому что на ответственный концерт ему принесли инструмент без струн. Когда он потребовал эту необходимую деталь, ему выделили струны фабрикации… Полтавского мясокомбината. Профессор определил их качество коротким емким словом и оказался на нарах. Несыгранный тогда концерт Чайковского исполнил лагерный оркестр.

Он создавал оркестры и зажигал звезды.

…Старший лейтенант Александр Баранов стоял под окнами бендерского Дворца культуры имени Павла Ткаченко. Артисты художественной самодеятельности волновались:
- Кого здесь выглядывает этот милиционер?
А он пришел слушать. Как всякий раз, когда со своим коллективом репетировал Петко-Вулпе. Наконец, набравшись смелости, Александр шагнул в зал:
- Можно, я спою?
Его голос заинтересовал Бориса Ивановича. Баранов стал заниматься, поступил в Московскую консерваторию. Так бендерский милиционер стал артистом России. Это было уже в 80-х.
Виктория Лунгу собиралась стать бухгалтером и училась в совхозе-колледже, что в селе Гиска рядом с Бендерами. Играть на гитаре хотела для себя, вот и пришла в музыкальную школу, чтобы научиться. А там познакомилась с Петко-Вулпе. И он открыл новую звезду: решил, что девушка должна хорошо петь. И не ошибся. Начали заниматься вокалом. Виктория поступила в Кишиневское музыкальное училище имени Няги, потом в консерваторию. Победила в конкурсе для студентов-вокалистов, объявленном в Бухаресте. Стала учиться там и гастролировать.
А ведь, когда в 1951-м Петко-Вулпе приехал в Бендеры, на работу его не принимали. Он стал искать родственные души – музыкантов. И нашел... на танцах. В фойе Дома культуры преподаватели музыкальной школы №1 играли три раза в неделю за 40 процентов от продажи билетов. Бориса Ивановича взяли барабанщиком. Потом он играл на скрипке, гитаре, домбре…Вскоре стал преподавать и… создавать новые коллективы.
Оркестр городской народной филармонии «Стругураш» под его руководством занимал призовые места на конкурсах, выступал в Кремле и на ВДНХ. Полюбили бендерчане и оркестр народных инструментов «Мэргэритаре» из Дворца культуры «Шелковик» (позднее он получил звание народного).
Впервые в Бендерах Борис Иванович поставил в музыкальной школе №1 оперу «Красная шапочка». Он написал и собственную оперу «Андриеш» на стихи своего однокашника по измаильскому лицею, а потом известного молдавского поэта Емилиана Букова.
Но, главное богатство Петко-Вулпе - множество учеников. Теперь они живут в России, Вашингтоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Бонне, Берлине, Тель-Авиве… Их учителя больше нет, но осталась музыка...
…Лето, горожане – кто на даче, кто на море. Предвидя такую ситуацию, Бендерский историко-краеведческий музей, детская музыкальная школа (ДМШ) №1 и Центральная городская библиотека еще весной подготовили концерт-реквием. Звучала музыка, ученики и преподаватели рассказывали о Борисе Ивановиче, он сам глядел в зал с экрана…
Поговаривают, что музыкальная школа, которой он отдал большую часть своей жизни, должна носить имя Петко-Вулпе.

Наталия БАРБИЕР

ПРИМЕЧАНИЕ (от ГС)

*В Измаиле здание Коммерческого казино в 20--х и 30-х годах минувшего века было центром культурной жизни старого Измаила. Большую часть зала занимал партер, и был балкон с местами для зрителей. Так смотрели кинофильмы, а когда выступали артисты, стулья разворачивались, балкон превращался в эстраду с занавесом. Здесь устраивались балы, сопровождавшиеся игрой военного духового оркестра, и давали концерты самые именитые гости. Со сцены звучали голоса таких исполнителей, как Петр Лещенко, который несколько раз приезжал в Измаил вместе со своей женой, танцовщицей Зинаидой Закит и, как правило, выступал под аккомпанемент своей гитары и фортепиано. Выступали знаменитые в то время хоры – Жарова и донских казаков имени атамана Платова, Александр Вертинский, пели Винтов-Вронский, Тамара Дуван, грек Гепарис, московская оперная певица (уроженка Измаила) Олимпия Грозовская, эстрадная певица, первая исполнительница песни «Купите бублички» Иза Кремер, Соборщикова-Самарина. Давал гастроли МХАТ.
Пользовались популярностью выступления местного ансамбля «Веселый безработный» В него входили скрипачи Цоли и Изи Бурдины, Дмитрий Гаврилов, игравший на виоле Борис Петка-Вульпе, виолончель – Жорж Мизикевич, фортепиано – Яков Левентон, гармонь – Максим Глущенко, гитара – Петр Волканов, вокал – Василий Стасе.

[(По материалам газеты "Собеседник Измаила")
 
Форум » ГЕОРГИЙ СУХНО: РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАХОДКИ » Забытые имена » ЧЕЛОВЕКУ-ОРКЕСТРУ ИСПОЛНЯЕТСЯ ВЕК (О создателе балалаечного квартета "Байкал")
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz