Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 10.12.2016, 09:53

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » КОЛЛЕКЦИОНЕР » Рассказы о коллекционерах » КОЛЛЕКЦИЯ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА (Юрий Павлович Козичев)
КОЛЛЕКЦИЯ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
GeorgoДата: Вторник, 30.04.2013, 02:14 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline
27 октября 2006 год

НИКОЛАЕВ И НИКОЛАЕВЦЫ



Станислав Козлов

КОЛЛЕКЦИЯ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
 

Живет у нас человек, уникальный в своем пристрастии. Это коренной николаевец Юрий Павлович Козичев, старший электромеханик областного ТВ, скромный, не терпящий хвастовства. Он коллекционирует пластинки. Причем не просто коллекционирует. Такая коллекция - 14 тысяч единиц - сделает честь кому угодно, в любой точке земного шара.
Незадолго до распада Союза ему от имени общества коллекционеров СССР был выдан сертификат "Лучший коллекционер Украины". Сегодня на всех просторах СНГ собирателей музыкальных раритетов аналогичного уровня можно насчитать, максимум, с десяток. Да и то вряд ли. Собирать коллекцию пластинок Козичев начал еще в восьмилетнем возрасте, в голодном 1947 году. Мальчик, оба деда которого были репрессированы сталинским режимом, нахватался от родственников всякого музыкального "декаданса".
Достаточно сказать, что его родного дядю, виртуоза игры на гитаре, дважды сажали в тюрьму по доносу соседей за... исполнение песен Вертинского и Есенина. Часами маленький Юра мог просиживать возле патефона, слушать чудную музыку, заглядывать в звукосниматель, пытаясь разобраться, откуда же берется дивная мелодия. В доме было много музыкальных пластинок , в том числе достаточно редких, дореволюционных.
Британской фирмы "Колумбия", немецкого "Телефункена", "Деки", "Полидора", разумеется, пластинки Апрелевского завода звукозаписи. Те самые, старые, на 78 оборотов. Когда наступил голод и родители, продав патефон и граммофон, начали менять Вертинского и редчайшего Петра Лещенко на продукты в соотношении одна пластинка - одна буханка хлеба, мальчик стал за шкафом прятать диски от старших. С этого, собственно, и началось коллекционирование, постепенно переросшее в страсть.
Молодой Козичев собирал макулатуру, бутылки и металлолом, сдавал и бежал к универмагу на углу Советской и Плехановской, где можно было купить хорошие записи. Потом очередь дошла и до барыг, торговавших безумно дорогими оригиналами и пластинками-саморезами на толчке , который размещался на Кузнечной и углу 6-й Слободской.
Где брали оригиналы - бог его знает, а вот саморезы, так называемые пластинки "на костях", то есть на рентгеновской пленке, изготавливали кустарным способом на специальном механическом рекордере. На этом зарабатывались большие деньги, в бедное послевоенное время некоторые умудрялись построить себе шикарные по тем временам дома. Часть коллекции Козичева приплыла в наш город вместе с моряками-загранщиками.
Он регулярно появлялся в порту, где покупал у моряков редкие заграничные диски, либо выменивал на водку, махорку, другие пластинки, купленные заранее для обмена. В то время, как его сверстники покупали модную одежду, ходили на танцы, Юрий Павлович все заработки и сбережения тратил на собственную коллекцию. Он понимал, что когда-нибудь все канет в Лету, а пластинки приобретут особую ценность. Так у него появились Утесов и Шульженко, Козин и Лещенко, Лемешев и Карузо, многие другие исполнители.
Кстати, во время срочной службы Козичеву удалось побывать на квартире у опального Вадима Козина. После дальневосточных лагерей тот остался жить в Магадане, в маленькой квартире. Козичев хорошо запомнил однокомнатную хрущевку, полностью забитую бобинами с записями и старенького уже по тем временам кумира старших поколений, поющего под пианино. Известность Козичева быстро множилась, о его коллекции узнавали окружающие, и многие пластинки ему приносили люди. Просто так, не требуя ничего взамен.
А сам Юрий Павлович служил на военном корабле, ходил в дальние страны и занимался тем же, чем и раньше. Пока другие моряки скупали шмотки для фарцовщиков и комиссионок, Козичев брал дорогие лицензионные заграничные диски. Все эти годы коллекционер обогащался в плане музыкального развития, собрал богатейшую коллекцию тематической литературы. До сих пор, несмотря на возраст, он ходит по рынкам, проводит время среди развалов старьевщиков, выискивая редкие вещи. Впрочем, сегодня найти такие редкости, как много лет назад, уже не получится.
Вот, может, только какая-нибудь 80-90-летняя старушка из сельской глубинки где-то сохранит старую дореволюционную вещь, а так - нет, уже не те времена. Особенность коллекции Юрия Козичева не только в ее масштабности - пластинками заполнена вся его скромная двухкомнатная квартира, и для того, чтобы быстро выбрать нужное, он даже разработал собственную систему каталогизации, храня и время от времени пополняя каталоги так же ревностно, как и саму коллекцию.
Уникальность коллекции еще и в том, что здесь собрана музыка разных стран, времен, жанров и направлений, в то время как коллекционеры пластинок обычно зацикливаются на чем-нибудь одном, например, опера на языке оригинала: Вагнер - на немецком, Пуччини - на итальянском. В собрании николаевского коллекционера есть классика, вальсы, танго, народные песни разных континентов, опера, джаз, эстрада, рок, церковная музыка, записи мастеров юмористического жанра, речи, выступления, гимны и многое другое.
Перечислим лишь некоторые страны, где эти пластинки изготовлены: Россия, Англия, Германия, Венгрия, Румыния, Болгария, страны Балтии, Италия, Югославия, Нигерия, Конго, другие, самые отдаленные уголки земного шара. Есть в коллекции пластинки с записью звуковых эффектов: шума самолета, танка, цеха завода, пулеметной стрельбы, боя курантов. Небольшими тиражами они выпускались специально для театров. Есть звуковые письма, изготавливавшиеся когда-то на ул. Советской.
Как правило, к праздникам, дням рождения. Каждый желающий мог самостоятельно начитать текст поздравления, а потом в студии звукозаписи записывалась выбранная клиентом мелодия. Есть пластинки для электрол - музыкальных автоматов, которые были и в Николаеве, например, в кафе "Прохлада". Есть синглы-сорокапятки - пластинки на 45 оборотов с записью одной-двух, максимум трех песен. Есть и так называемые "минусовки" - прообраз сегодняшнего караоке.
На таких дисках записан только аккомпанемент, а петь ты можешь сам. Есть чисто советское изобретение - журналы "Кругозор" с вклеенными в них гибкими дисками. Их можно вырезать или же вставить в проигрыватель вместе с журналом и слушать сколько угодно. Старейший раздел коллекции - дореволюционный, поражает схожестью с сегодняшним днем. Проблемы были те же - подделки под известные фирмы, неуважение авторских прав, неуплата налогов.
И пути их решения аналогичны - трудновоспроизводимые авторские знаки, акцизные марки, сквозная нумерация оригиналов. Среди довоенных - популярные в то время британские пластинки торговой марки "Колумбия", каждую из которых перед продажей в течение недели крутили на специальном испытательном приборе. Есть немецкие записи времен третьего рейха. Среди них особое впечатление производит "Ниппон - Телефункен" - европейская музыка, выпущенная немцами для своих японских союзников.
Не меньшая редкость серия "Совсонг" - советские патриотические, эстрадные, а также еврейские, украинские, русские народные песни, небольшими тиражами выпускавшиеся в предвоенные и военные годы для стран Запада. Другая примета времени - пластинки обменного фонда. Для лучшего воспроизведения в пластмассу для изготовления дисков добавлялся шеллак - особое вещество, вырабатывавшееся африканскими насекомыми. Стоили шеллаковые пластинки дорого, но и качеством отличались отменным.
Чтобы меньше закупать шеллак за валюту, его собирали как вторсырье. Для этого в СССР самые ходовые записи выпускались с клеймом "Обменный фонд. Продаже не подлежит". Тот, кто сдал в утиль килограмм старых шеллаковых пластинок, мог получить одну пластинку обменного фонда. В период войны меняется внешнее оформление пластинок.
У коллекционера немало дисков в скромных конвертах с черной этикеткой, "Ласточкой победы" (нарисованной птичкой, пролетающей через скрипичный ключ) и переиначенной нумерацией, сбившейся в силу эвакуации крупнейшего в стране Апрелевского завода. А вот послевоенный казус: на пластинках "неблагонадежных", "антисоветских", но популярных исполнителей клеят чужие фамилии. Перед нами пример: пластинка Вадима Козина, изготовленная промкомбинатом г. Одессы.
Но исполнителем на ней значится Кравцова, композитором - Богословский, автором слов - Доризо. В коллекции Козичева много редчайших вещей. Одна из них - албанское танго "Бабочка". Он даже хотел преподнести эту пластинку в дар москвичке Алле Баяновой, которая до войны была известной певицей в ресторане Петра Лещенко в Бухаресте. Не вышло. Непростые отношения в свое время сложились у Юрия Павловича с всесоюзной фирмой "Мелодия".
Дважды он отправлял туда редчайшие записи: несколько оказавшихся у него прижизненных оригиналов речей В.И.Ленина, выпущенных в 1919-1921 гг. и четыре английские патефонные пластинки с записями оркестра Пауля Годвина. Назад он не получил ничего, кроме переизданного диска с выступлениями вождя мирового пролетариата, частью переписанными с оригиналов самого Юрия Павловича. Что касается оркестра Годвина, эту пластинку "Мелодии" коллекционер купил позже на рынке за 25 рублей.
На все письменные запросы в Москву по поводу судьбы записей из своей коллекции он получал стандартный ответ: мол, это музейная редкость, а потому она не может храниться на руках у частного лица. Часть своих пластинок Козичев переписал на аудиокассеты. Ох, нелегкая это была работенка! Одних только бардовских песен он записал в общей сложности на сто 90-минутных кассет. За полвека с лишним на коллекционирование было затрачено невероятное количество труда, усилий. А сколько средств!
Юрий Павлович откровенно заявил, что не может оценить свою коллекцию в конкретных суммах. Для него она стоит дороже всех денег на земле.
 
Форум » КОЛЛЕКЦИОНЕР » Рассказы о коллекционерах » КОЛЛЕКЦИЯ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА (Юрий Павлович Козичев)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz