Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 08.12.2016, 17:07

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Майя, Georgo, Коллекционер 
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » Их соединили музыка и время » Эугениуш БОДО. ОБОРВАННАЯ ПЕСНЯ (Швейцарский паспорт – дорога в Сибирь. Часть 2)
Эугениуш БОДО. ОБОРВАННАЯ ПЕСНЯ
Olga777Дата: Среда, 16.11.2011, 22:58 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 718
Статус: Offline

Эугениуш БОДО
1899 - 1943


"Рrzegląd Рolski"①
Польское обозрение
23.07.2004.


ШВЕЙЦАРСКИЙ ПАСПОРТ –
ДОРОГА В СИБИРЬ


Диана ПОСКУТА-ВЛОДЕК②


Перевод Георгия СУХНО
Скерневице, Польша


Популярность Бодо в предвоенной Польше была фантастической.
Кадр из фильма "Этажом выше" (Piętro wyżej). Эугениуш Бодо в роли Генриха Пончека, диктора радио. 1937 год


Успешная жизнь
и смерть в забвении Эугениуша Бодо


До войны Эугениуша Бодо знал в Польше даже ребёнок. Его имя не сходило с афиш. Был известный, богатый, женщины его обожали. После жизни в свете софитов пришли смерть и забвение. В течение полувека обстоятельства его трагической смерти были покрыты тайной. Достаточно обратиться к изданным в ПНР книгам, которые считались достоверными источниками.
«Польский театр времён войны» (1963) Марчака-Оборского:
«Во Львове 4 июля 1941 года был расстрелян Е. Бодо».
Биографический словарь польского театра (1973):
«...на территории СССР (...) был арестован гитлеровцами, вывезен в неизвестном направлении и убит».
Энциклопедия PWN:
«...убит гитлеровцами».
О том, что актёра убили не немцы, знали многие из близкого окружения певца. Долгое время существовала информация, которая строилась на предположениях и семейной легенде. Правда явилась на белый свет, благодаря усилиям многих людей, но это стало возможно лишь... после распада Советского Союза.



Как Богдан Эжен Жюно
стал Эугениушем Бодо


Год рождения Бодо не вызывает сомнения - 1899 год. Существуют разночтения в отношении места, иногда упоминают Лодзь и Варшаву, но чаще всего называют Женеву. До конца жизни своей Бодо имел швейцарское гражданство. Его отец, евангелик Теодор Жюно, был по происхождению швейцарцем, мать - Ядвига Анна Дорота, урождённая Дылевская, происходила из польского дворянства. Теодор, по характеристике Людвика Семполинского, был «специалистом по организации кабаре и шантанов в провинции. Представлял интересы Польши в России, а в 1903 году поселился с семьёй в Лодзи. Он создал первый в городе стационарный кинотеатр «Урания», в котором также проходили представления. Именно там, нескольких лет от роду, Эугениуш Богдан в ковбойском уборе исполнял номер с пистолетами и лассо.

Мать мечтала, что сын станет врачом, но он убежал из дома и в возрасте 18 лет дебютировал в Познаньском театре «Аполлон».

В 1919 году перебрался в Варшаву, куда переселились, смирившиеся с его выбором, родители. Бодо заключил контракт с театром «Сфинкс» в Швейцарской Долине. Его восхождение там на сцену описал Семполинский: «Был замечательным танцором и отличным певцом, очень музыкальным, хотя голоса особенного не имел. До достигнутых позже результатов тогда было ещё далеко. Он даже не имел собственного фрака. Когда выехал из Варшавы, я посылал ему мои песни, ибо он не мог себе позволить их приобретение».


Людвик Семполинский (Ludwik Sempolinski).
Польский актёр театра и кино. Родился 18 августа 1899 в Варшаве, ушел из жизни 17 апреля 1981 - в Варшаве


Через год Эугениуш вернулся в Варшаву и был принят в театр «Багатель». По словам Семполинского, «изменился чрезвычайно и значительно развил свои актёрские способности». В это время Бодо выступал уже под псевдонимом, который создал из первых слогов имён: своего (Богдан) и матери (Дорота). И пока не имел собственного репертуара - пел песни Бронислава Броновского - покорил публику обаянием, чувством юмора, непринуждённостью. Осенью 1920 года пел уже в «Qui Pro Quo».③

Жизнь - это большое ревю.

Бодо выступал почти на всех варшавских сценах варьете, как менее известных «Станьчик», «Перское Око» («Perskie Oko), «Орфей», так и легендарных «Qui Pro Quo», «Морское Око»( Morskie Oko»), «Богема», «Варшавский цирюльник». Последним перед войной был театр «Большое ревю». Танцевал, пел, его талант ярко проявился в экспромтах при исполнении монологов в представлениях, подготовленных артистами самого высокого класса.





В «Qui Pro Quo» популярность принесли ему ревю «Сердце и балет» с Томом и Больской, а также «Ой, беда» с Зиминской и Зничем, в «Станьчике» - приготовленная Генрихом Шаро «Школа Звёзд» с демонстрацией «кинематографических кадров» Северина Стейнвужеля. В «Перском Оке» взрывы смеха вызывал Бодо в роли добродушного призрака, которого не боялись, ему не удавалось напугать людей. В «Новом Перском Оке» пел в ансамбле ревеллерсов④ вместе с Ольшей, Роляндом, и Семполинским - «все в матросских костюмах на фоне корабля».

Эугениуш Бодо в Кракове.
Появление его фамилии на афишах «серьёзных» театров способствовала их финансовому успеху. Когда Шифман предоставил ему роль в музыкальной комедии «Джим и Джилл», то в течение трёх месяцев «Польский Театр» играл её ежедневно. Бодо засыпали предложениями, и он стал использовать пародию. Его эстрадный голос для оперетты «Летучая мышь» был недостаточным, и Бодо «придавал роли некую легкомысленность, больше внимания уделяя шуточным проделкам с приятелями». Вероятно, поэтому понравился нетерпящему условности Антони Слонимскому. По оценке которого он был «современным и живым», знавшим «меру в использовании гротеска».

Эугениуш Бодо в комедии «Люцина – это девушка?» 1934 года. В роли Люцины - Ядвига Смосарская (Smosarska).

Ему недоставало времени на доработку ролей. Когда «Летний Театр» ставил оперетту «Счастливое невезение», Бодо «своим методом играть без подготовки и без работы над ролью провалил премьеру. (---) Подобные промахи случались в карьере Бодо редко. Его, по словам Артура Тура, «природные способности, плутовское обаяние и огромный сценический темперамент» обычно не подводили.


Эугениуш Бодо с любимым догом Самбо

Его считали образцом элегантности, в Польше он рекламировал, между прочим, твидовые пиджаки «Старая Англия» и был «королём моды» 1936 года. Прессу очень интересовали подробности его личной жизни. Много писали об аварии, которую он совершил под Ловичем в 1929 году на своём шевроле, с ним тогда были его коллеги из «Морского Ока». Погиб актёр Витольд Ролянд, а Бодо был приговорён к шести месяцам тюрьмы условно. Писали также о его эпизодических любовных связях. Шутили, что первое место в его сердце занимает мать, а второе ... его любимый дог Самбо. Это не было правдой. В течение нескольких лет у Бодо была связь со звездой кино Норой Ней.


Нора Ней и Эугениуш в Кракове. Нора Ней и Эугениуш Бодо в фильме "Красный шут" (Czerwony Błazen), 1926 год.

В начале тридцатых годов с ним жила темнокожая танцовщица Рери. Якобы привёз он её из далёкого путешествия, и была она таитянкой, якобы подписал он с ней контракт, по которому за кругленькую сумму и за шубку она согласилась остаться в Польше.

Таитянка Рери (Reri). Рери и Эугениуш Бодо в фильме "Черная жемчужина", обложка журнала "Кино", № 43,1934 г.

Роман продолжился недолго из-за пристрастия экзотической красотки к алкоголю. Может, поэтому Бодо стал трезвенником. Зато любил поесть. Посещал избранные рестораны, где иногда шутки ради проверял сообразительность официантов, заказывая несуществующее блюдо с названием «калябраки». Был любителем пасхальных сдобных мазурков - покупал их столько, что хватало до июня. Имел ещё одну слабость: вышивал салфетки, которыми обвешивал квартиру и одаривал знакомых.
Запомните это: Бодо плохо переносил голод и одаривал вышивками приятелей. Это проявится в наиболее драматический период его жизни.


«Обаяние, стиль, шарм, шик -
тем вас пленяю в миг!»⑤



1936 год. Эугениуш Бодо с Мэй Уэст,
самой скандальной актрисой Голливуда того времени.
Именно ее Бодо пародирует в фильме "Этажом выше".
Фото из коллекции Александра Жолкевского, Львов

В 1925 году Бодо дебютировал в кино, в «Соперниках» Северина Стейнвужеля. За 14 лет сыграл в тридцати двух фильмах, был режиссёром двух фильмов, сценаристом - шести, продюсером - семи. Начал с участия в немых фильмах, поначалу играл эпизодические роли. Стоит вспомнить роль в фильме «В Сибирь» (1930) - мелодраматической повести о событиях 1905 года с участием Бродзиша и Смосарской. Бодо сыграл роль заговорщика, который погибает во время атаки полиции на тайную мастерскую по изготовлению бомб. Этот фильм, так же, как и «Герои Сибири», в котором он играл ссыльного, считают одной из причин случившейся позже трагедии. Если это предположение нельзя доказать, то трудно не заметить иронии судьбы.


Eugeniusz Bodo - Już taki jestem zimny drań (Уж такой я бессердечный прохвост).
Песня из кинофильма "Певец Варшавы". 1934 год.

Эстрадный темперамент, оригинальность подачи текста, лёгкий стиль игры, лучшее взял из кабаре - всё это проявилось в избытке в звуковом кино. Наиболее охотно удавались ему роли в комедиях, таких, как «Люцина – это девушка?», «Павел и Гавел» или «Роберт и Бертранд». Он сам написал сценарий и снял одну из лучших довоенных комедий «Этажом выше», режиссёром которой был Леон Тристан. Создал собственный характерный тип - интеллигентного ветреника с чистыми намерениями и добрым сердцем, готового всё отдать за любовь.


Эугениуш Бодо в роли изобретателя в фильме "Павел и Гавел". 1938 год


В «Павле и Гавеле» Мечислава Кравича сыграл роль изобретателя, старающегося внедрить сконструированный им «двупентодно-четырехоктодовый супергетеродин», влюблённого в девятнадцатилетнюю девушку, похожую на чудесного ребенка, для которой пел в дуэте с Дымшей прекрасную колыбельную «Ах, спи, любимая».


Эугениуш Бодо - Может ты будешь моей Королевной (Eugeniusz Bodo - Może ty będziesz mą królewną)
Павел и Гавел. 1938 год


В фильме «Этажом выше» был радиодиктором, который с приятелями-музыкантами (джаз-банд Варса) отравляет жизнь надоедливому нудному соседу.



В этом фильме Бодо исполнял свои наиболее популярные шлягеры - «Я условился с ней точно в девять», и весело, в женской одежде - «Секс-аппиль». (...)

Этажом выше. (Piętro wyżej). Комедия. Премьера состоялась в Польше в феврале 1937 года
Режиссер - Леон Тристан (Leon Trystan)



Эугениуш Бодо в фильме "Этажом выше" (1937 год) в женской одежде исполняет до сегодняшнего дня популярный шлягер "Sex appeal".

Охотно играл, вопреки ожиданиям публики, отрицательных героев. И делал это мастерски. Будучи соавтором Михаила Вашинского по сценарию фильма «Чёрная жемчужина» , написал для себя роль негодяя, пренебрегающего любовью прекрасной танцовщицы (конечно, Рери). В фильме «Я соврала» Кравича (1937 года) играл сутенёра, использующего наивность девушки (Смосарская), а потом старающегося разрушить её семейное счастье. (...) Самую лучшую драматическую роль он сыграл в фильме, который сам режиссировал и который был его последним фильмом (премьера 29 декабря 1938 г.) - «Без вины виноватые» («Za winy nie popełnione») (...)
В 1931 году вместе с Вашинским и Бродзишем создал киностудию «Б.В.Б.», которая выпустила два фильма. Два года спустя, уже сам основал очередную киностудию, названную «Урания», в честь фирмы отца, к тому времени умершего. На этот раз доход был значительным. Перед самым началом войны Бодо достиг вершины славы. В апреле 1939 года он открыл на улице Фоксаль «Кафе-Бодо», а на втором этаже купил четырёхкомнатные апартаменты. Начал подготовку к режиссуре нового фильма «Внимание - шпион!» В августе 1939 года он подписал контракт с новым театром «Тип-Топ».
Без вины виноватый.

В сентябре 1939 года Бодо отдал кафе в аренду, попрощался с матерью и отправился на восток. Добрался до Львова. Беженцы из Варшавы встречались на артистической бирже труда в «Клубе артистов» на улице Ягелонской. Бодо вместе с Реф-Реном, Богуцким, Фоггом и Астоном по контракту поступил в эстрадную группу, выступающую в кинотеатре «Стильный». В октябре перешёл в «Театр Миниатюр» на площади Смолки. Руководителем был Кондрат Том. Кроме Бодо там выступали Турне, Анджеевская, Фогг, Круковский, Лавинский, Шлехтер.

В декабре прибыла из Москвы комиссия, которая в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров организовала в городе верификацию артистов. Полякам разрешили деятельность двух театров и трёх оркестров - под управлением Реф-Рена, Ежи Герта и Варса. Последний сразу же принял в свой ансамбль «Теа-джаз» старого знакомого Бодо, поручив ему конферанс и исполнение песен. Выступали также Рената Богданская, Гвидон Боруцкий, Альберт Гаррис, танцевали Лидия Варрен и Джонни Стоун.
Гастроли ансамбля по СССР имели большой успех, особенно среди поляков. Бодо совершил с «Теа-джазом» две поездки, на третью уже не решился. Была у него надежда, что благодаря швейцарскому паспорту удастся ему покинуть СССР. Он подал соответствующее заявление. Чтобы не дразнить властей, спрятался в тени, он поселился Бжуховицах, под Львовом. Через посольство Швейцарии и двоюродную сестру Ирену Кулешину помогал своей матери.

Между тем, весной 1941 года, начали распространяться слухи о его смерти от рук Советов. Противоречивых слухов и очевидцев было множество. В июне 1941 года с момента нападения гитлеровских войск на СССР Бодо исчез. Появились слухи о том, что его убили немцы. Его мать до последнего дня верила в то, что он жив. Она умерла в январе 1944 года, была похоронена на евангелическом кладбище в Варшаве. Она не знала, что пережила сына. Пережил его также пес Самбо, убитый случайно во время Варшавского восстания.


История одного платочка.

В 1972 году историк кино Станислав Яницкий в своей телепередаче представил фотографию Бодо и попросил зрителей присылать воспоминания об актере. Около двадцати писем содержали очень разные информации, касающиеся обстоятельств смерти Бодо, совпадающие со слухами времён войны. Два письма указывали на новый след. Врач из Радома написал: «В 1943 году я прибыл на пересылочный пункт в Котлассе (Архангельская область), где в больничке № 5 тремя или четырьмя днями позже умер Бодо.» Пришло еще одно письмо - от двоюродной сестры Бодо Ирены Kулешиной. Она писала, что в 1958 году получила от Международного Красного Креста письмо с известием, что Бодо умер в лагере в 1943 году. Не много можно сделать в ПНР с этой информацией. Яницкий вложил её в конверт, на котором написал, чтобы после его смерти передали информацию в Народную Фильмотеку.
Открыл ее сам после 1989 года. Решил снять фильм о Бодо. В 1990 году в России вышла книга Альфреда Мирека - музыковеда польского происхождения. «Дневник заключенного» был потрясающим рассказом человека, который, также, как и его умерший в ссылке отец, провёл в лагерях много лет (последнее наказание Мирек отбывал уже в середине 80-х годов!) Профессор посвящает фрагмент воспоминаний товарищу по неволе в московской тюрьме на Бутырке - польскому актеру, на выступлениях которого был в Москве в 1940 году и чьи пластинки с песнями на русском языке он часто слышал до лишения свободы. Тем актером был Евгений Бодо. В 1991 году в газете «Жизнь Варшавы» появилась информация о книге.
Станислав Яницкий связался с профессором, а также с родственницей Бодо – Верой Рудзь И еще со многими лицами, с Чеславой Бахман-Струменской, дочерью хозяйки львовского кафе, которое в начале войны часто посещал Бодо. Их высказывания были приведены в фильме Яницкого «Евгений Бодо - без вины виноватый», ( «Eugeniusz Bodo - za winy nie popełnione.»), показанным по польскому телевидению в 1997 году. То, что описал, профессор Мирек, а затем рассказал в фильме - поразительно.

Альфред Мирек в 19 лет попал в Бутырскую тюрьму, как «сын врага народа». Очутился в многолюдной камере. Его внимание привлёк иностранец, лицо которого показалось ему знакомым. «О том, что был он иностранцем, свидетельствовало все: осанка, манеры, образованность, внешний вид». Особенно бросался в глаза плащ, которого заключённый никогда не снимал. «В камере был он отвергнутым, изгоем. Никто с ним не разговаривал. Тогда это было очень опасно, можно было заработать дополнительный параграф за контакт с иностранцем».

Мирек не осторожничал. Они стали друзьями. Делился с Бодо содержимыми передач, много разговаривали. Сблизило их также то, что оба были поляками. Бодо рассказал Миреку свою историю. Вот его история в пересказе профессора: «В июне 1941 года во Львове - рассказал Бодо - пришли ко мне двое. Они предложили мне одеться и поехать с ними. Я был убеждён, что они хотят спасти меня от немецкой оккупации. Я даже пошутил по этому поводу, взял плащ и шляпу. Мы сели в машину и мчались без отдыха, чтобы выбраться из Западной Украины. Мы остановились только вечером в каком-то большом городе. Заперли меня в гараже при резиденции НКВД, а сами пошли поесть и поспать.
Утром пришли, их было трудно узнать. Накануне они были, как загнанные зайцы, наутро - сытые, с румянцем на лице, они были представителями великого советского государства. Я был для них, как пустое место. В течение прошедшей ночи я пил только воду из крана. Мы поехали в Москву. Привели меня в Бутырку, и вот я здесь сижу»


Бутырская тюрьма. Москва

Бодо провёл в Бутырке два года. Его не вызывали на допросы - о нём забыли. Чтобы обмануть желудок, он пил очень много горячей солёной воды. «Я не хотел давать ему соли - вспоминает Мирек, - но он так просил, что трудно было ему отказать». Возможно, почки перестали функционировать, Бодо ослаб, его ноги и лицо распухли. Он был подавлен. Не знал он, что Станислав Кот и Тадеуш Ромер от имени польского посольства в Москве пытаются добиться его освобождения.
Советская сторона объясняла, что судьба швейцарского гражданина не может быть предметом переговоров с поляками. По тем же причинам «амнистия» для поляков, содержащихся в тюрьмах и лагерях СССР, на Бодо не распространилась.
В начале апреля 1943 года Мирек ожидал отправки по этапу в лагерь. Он подарил другу полотняный мешочек для хлеба. Тогда Бодо сделал то, что он делал всякий раз, когда хотел одарить кого-то близкого, - вышивку. «Оторвал он от полы плаща квадратный кусок подкладки, вытянул из полотенца нить, попросил у кого-то толстую самодельную иглу и, загибая на колене края ткани, подшил её. Получился платочек. Это было все, что он мог подарить мне».

Через несколько месяцев уже в лагере Мирек встретил заключённого, который рассказал ему, что был свидетелем смерти Бодо. Актер также был вывезен на восток. «С большим трудом, при поддержке других, цепляясь за поручни тюремного автомобиля, он очутился в середине. Ни плаща, ни шляпы тогда уже не имел». Во время прибытия в лагерь был в агонии. Неизвестно, был ли он еще жив, когда поднимали его с пропитанного мочой пола товарного вагона и несли в лагерную больницу. Там подтвердили кончину. Тело видел врач из Радома - тот, который позже написал Станиславу Яницкому. Умершего Бодо поместили в сарай, в котором находился морг, а затем бросили в общую могилу.

Рассказ профессора Мирека был официально подтверждён. Г-жа Вера Рудзь после 1989 года начала интенсивные поиски. Она написала даже Леху Валенсе и Борису Ельцину. В 1991 году получила от Российского Красного Креста две ужасающие фотографии из тюрьмы. Бодо - заросший, с опухшим лицом, в спецовке. К фотографиям была добавлена записка: «Жюно-Бодо Эугениуш-Богдан, 1899 г. рожд., Женева, сын Теодора, по профессии актер и режиссёр. Был арестован 26 июня 1941 г. и решением Специального совещания НКВД СССР приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей, как элемент социально-опасный. Наказание отбывал в Бутырской тюрьме, в Москве, Уфе и Архангельской области. Умер 7 октября 1943 года. На основании статьи 3 Указа Российской Федерации «О реабилитации Жертв Политических Репрессий от 18 октября 1991 г. выше упомянутый был реабилитирован».

В квартире профессора Альфреда Мирека висит на стене в рамке за стеклом обветшалый платочек. Несколько лет назад профессор в одном из московских антикварных магазинов купил старую пластинку: «Теа-джаз Генриха Варса - Евгений Бодо». Такую же, как и та, которую он слушал в 1940 году, еще до ареста.

В статье я цитирую саундтрек фильма Станислава Яницкого "Без вины виноватый - Эугениуш Бодо", 1997 г.; Наталия Сквара, "Как умирал Эугениуш Бодо", Жизнь Варшавы № 16, 1991 г.; Адам Выжинский, "Последние годы Эугениуша Бодо", Кино № 6, 1966 г.; Людвик Семполинский, Великие артисты малых сцен, Варшава 1968 г.

ПРИМЕЧАНИЯ.

①"Рrzegląd Рolski" (Польское обозрение) является еженедельным литературно-общественным дополнением ежедневной газеты "Nowy Dziennik" выходящей в Нью-Йорке

②Диана Поскута-Влодек - доктор наук по истории театра. Писатель Директор Артистического Архива и Библиотеки Театра им Юлиуша Словацкого в Кракове.
③QUI PRO QUO лат. [кви про кво] -
1) "одно вместо другого", путаница, недоразумение. Словарь иностранных слов. ГИИНС, Москва 1953 г.
2)"Qui Pro Quo"-так называлось самое знаменитое варшавское литературное кабаре (1919-1931). Размещалось оно в подвалах Галереи Люксенбурга на улице Сенаторской 29. Его художественным руководителем и совладельцем был композитор и журналист Ежи Бочковский. Благодаря таланту Фредерика Яроши кабаре это стало кузницей кадров для польской эстрады.
④Ревеллерсы (от англ. revellers ед. число reveller – гуляка, кутила, повеса ), на эстраде - вокальный мужской квартет, исполняющий произведения лёгкой музыки, в основном танго и фокстроты. Первые ансамбли ревеллерсов появились в Америке в начале ХХ века.
⑤«Обаяние, стиль, шарм, шик - тем вас пленяю в миг!» - слова из песни «Sex Appeal» (музыка Генриха Варса, слова Эммануила Шлехтера) , прозвучавшей в фильме «Этажом выше» ("Piętro wyżej"), 1937 год.


Фильмография.
(в скобках указаны роли, исполняемые Е. Бодо)

● 1925 - Rywale (Geniuś) - Соперники (Генюсь);
● 1926 - Czerwony błazen (inspicjent) - Красный шут, помощник режиссера (Клоун);
● 1927 - Uśmiech losu (tancerz kabaretowy) - Улыбка судьбы
(танцор кабаре);
● 1929 - Przygoda jednej nocy - Приключение одной ночи;
● 1929 - Człowiek o błękitnej duszy (rzeźbiarz) - Человек с
голубой душой (скульптор);
● 1929 - Policmajster Tagiejew (Markowskij) - Полицмейстер Тагеев (Марковский);
● 1930 - Kult ciała (Franciszek, pomocnik Czesława) - Культ
тела (Францишек, помощник Чеслава);
●1930 - Na Sybir (robotnik) - В Сибирь (рабочий);
● 1930 - Niebezpieczny romans (przywódca bandy włamywaczy) - Опасный роман (предводитель банды взломщиков)4
●1930 - Uroda życia (Roszow) - Прелесть жизни (Рошов);
● 1930 - Wiatr od morza (Otto) - Ветер с моря (Отто);
● 1932 - Bezimienni bohaterowie - także scenariusz -
(komisarz)
- Безымянные герои - также сценарий - (комиссар);
● 1932 - Głos pustyni - także scenariusz, dialogi, słowa piosenek -
(szejk)
- Голос пустыни - также сценарий, диалоги, тексты песен, (шейх);
● 1933 - Jego ekscelencja subiekt (subiekt Jurek) - Его
величество приказчик (приказчик Юрек);
● 1933 - Zabawka (Kuźma, syn gajowego) - Игрушка (Кузьма,
сын лесничего);
● 1934 - Czarna perła - także scenariusz, dialogi - (Stefan) -
Чёрная жемчужина - также сценарий, диалоги - (Стефан);
● 1934 - Czy Lucyna to dziewczyna? (inżynier Stefan Żarnowski)
- Люцина это девушка? (Инженер Стефан Жарновский)
● 1934 - Kocha, lubi, szanuje (praktykant aptekarski Władysław)
- Милует, любит, жалеет (Владислав, практикант-аптекарь);
● 1934 - Pieśniarz Warszawy - także scenariusz - (Julian Pagórski) - Песняр Варшавы - также сценарий (Юлиан Пагурский);
● 1935 - Jaśnie pan szofer (hrabia Karol Boratyński) -
Ясновельможный пан шофёр, (граф Кароль Боратынский);
● 1936 - Amerykańska awantura (Paweł) - Приключения в Америке (Павел);
● 1936 - Bohaterowie Sybiru - także scenariusz - (Władek) -
Герои Сибири - также сценарий (Владэк);
● 1936 - Dwa dni w raju- także scenopis, dialogi - obsada aktorska - Два дня в раю, также сценарий, диалоги, актёрские роли;
● 1937 - Książątko (dziedzic Tadeusz Rolski) - Князюшка
(помещик Тадеуш Рольский);
● 1937 - Piętro wyżej. (Henryk Pączek, spiker radiowy) Этажом выше (Генрих Пончек, диктор радио);
[b]● 1938 - Paweł i Gaweł (Paweł)
- Павел и Гавел (Павел);
● 1938 - Robert i Bertrand (Bertrand) - Роберт и Бертранд
(Бертранд);
● 1938 - Strachy (Zygmunt Modecki) - Страхи (Зигмунт
Модецкий);
● 1938 - Za winy niepopełnione - także reżyseria - (Torence, wspólnik Holskiego). Без вины виноватые. (Торенце, сообщник Хольского
● 1938 – Wrzos (bogaty salonowiec Andrzej Sanicki) Вереск (богатый светский человек Анджей Савицкий)
● 1938 - Za winy niepopełnione - także reżyseria - (Torence,
wspólnik Holskiego)
- Без вины виноватые (Торенце,
партнер Хольского).


НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПЕСНИ ЕВГЕНИЯ БОДО

◊Ach, śpij, kochanie (Dlaczego nie chcesz spać, muzyka Henryk Wars, słowa Ludwik Starski). Ах, спи. любимая (Почему не хочешь спать, музыка - Генрих Варс, слова - Людвик Старский);
◊Ach, te baby (muzyka Roman Palester, słowa Jerzy Nell). Ах, те бабы (музыка - Роман Палестер, слова - Ежи Нелль);
◊Całuję twoją dłoń, madame (muzyka Ralph Erwin, słowa Andrzej Włast). Целую твою ладонь, мадам (Музыка - Ральф Эрвин, слова - Анджей Власт);
◊Już taki jestem zimny drań (muzyka Henryk Wars, słowa Jerzy Nell, Ludwik Starski). Уж такой я есть - расчётливый подлец (музыка - Генрих Варс, слова - Ежи Нелль, Людвик Старский)
◊Najcudowniejsze nóżki (muzyka Henryk Wars, słowa Jerzy Jurandot). Самые чудеснейшие ножки (музыка - Генрих Варс, слова - Ежи Юрандот);
◊O′Key (muzyka Henryk Wars, słowa Konrad Tom, Emanuel Schlechter). О′кей (музыка Генрих Варс, слова Конрад Том, Эмануэль Шлехтер);
◊Sex appeal (muzyka Henryk Wars, słowa Emanuel Schlechter). Секс-аппиль (музыка Генрих Варс, слова Эмануэль Шлехтер)
◊Tyle miłości (muzyka Henryk Wars, słowa Konrad Tom);
Столько любви (музыка - Генрих Варс, слова - Конрад Том)
◊Tylko z tobą i dla ciebie (muzyka Henryk Wars, słowa Jerzy Nell, Ludwik Starski). Только с тобой и для тебя (музыка - Генрих Варс, слова - Ежи Нелль, Людвик Старский)
◊Umówiłem się z nią na dziewiątą (muzyka Henryk Wars, słowa Emauel Schlechter). Я условился с ней точно в девять (музыка - Генрих Варс, слова - Эмануэль Шлехтер) ;
◊Złociste włoski (muzyka Henryk Wars, słowa Konrad Tom);
Золотистые волоса (музыка - Генрих Варс, слова - Конрад Том);
◊Zrób to tak (muzyka Henryk Wars, słowa Jerzy Nell, Ludwik Starski). Сделай это так (музыка - Генрих Варс, слова - Ежи Нелль, Людвик Старский).


БИБЛИОГРАФИЯ

* Słownik biograficzny teatru polskiego T. 1, Warszawa 1973 Биографический словарь польского театра Т.1 Варшава 1973;
* Historia filmu polskiego, Warszawa 1966-1988 История польского фильма, Варшава 1966-1988;
* Adolf Dymsza, Wspomnienia z 'Qui Pro Quo' , [w]: Kazimierz Rudzki [red.], Dymek z papierosa. Wspomnienia o scenkach i nadscenkach, Warszawa 1959 Адольф Дымша, Воспоминания из "Кви Про Кво" (в) Казимер Рудзкий (ред) "Дымок от папиросы" Воспоминания о сценках и надсценках. Варшава 1959;
* Władysław Dan-Daniłowski, Oj dana dana, Miami Beach 1996 Владислав Дан-Даниловский, Ой дана-дана, Миами Бич 1966;
* Stefania Grodzieńska, Urodził go 'Niebieski Ptak' , Warszawa 1988 Стефания Гродзенская "Родила его "Синяя птица" Варшава 1988
* Ryszard Marek Groński, Jak w przedwojennym kabarecie, Warszawa 1978 Ришард Марек Гронский "Как в довоенном кабаре" Варшава 1978 ;
* Stanisław Janicki, Film polski od A do Z, Warszawa 1973 Станислав Яницкий, Польский фильм от А до Я Варшава 1973;
* Edward Krasiński, Warszawskie sceny 1918-1939, Warszawa 1976 Эдвард Красинский, Варшавские сцены 1918 - 1939, Варшава 1976;
* Kazimierz Krukowski, Moja Warszawka, Warszawa 1957 Казимеж Круковский, Моя варшавская богема, Варшава 1957;
* Ludwik Lawiński, Aczkolwiek, Londyn 1963 Людвик Лавинский, Несмотря, Лондон 1963;
* Ludwik Lawiński, Kupiłem. Wspomnienia zza kulis, Londyn 1958 Людвик Лавинский, Я купил, Воспоминания из-за кулис, Лондон 1958;
* Tomasz Mościcki, Kochana stara buda. Teatr Qui Pro Quo, Łomianki 2008 Томаш Мосцицкий, Любимая старая буда. Театр Кви Про Кво, Ломянки 2008;
* Tomasz Mościcki, Teatry Warszawy 1939. Kronika, Warszawa 2009 Томаш Мосцицкий, Театры Варшавы 1939. Хроника, Варшава 2009;
* Diana Poskuta-Włodek, Szwajcarski paszport na Sybir. Głośne życie i cicha śmierć Egeniusza Bodo, "Przegląd Polski", 23 lipca 2004 Диана Поскута-Влодек, Швейцарский паспорт в Сибирь, Громкая жизнь и тихая смерть Евгения Бодо "Польское обозрение" 23 июля 2004;
* Ludwik Sempoliński, Wielcy artyści małych scen, Warszawa 1968 Людвик Семполинский, Великие артисты малых сцен, Варшава 1968;
* Tadeusz Wittlin, Pieśniarka Warszawy. Hanka Ordonówna i jej świat, Warszawa 1990 Тадеуш Виттлин, Певунья Варшавы. Ханка Ордонувна и её мир, Варшава 1990;
* Tadeusz Wittlin: Ostatnia cyganeria, Londyn 1974 Тадеуш Виттлин, Последняя богема, Лондон 1974;
* Mira Zimińska-Sygietyńska, Nie żyłam samotnie, Warszawa 1985. Мира Зиминская-Сегетинская, Не жила в одиночестве, Варшава 1985.
.

Документальные фильмы о Бодо.

▪"Без вины виноватый - Евгений Бодо", 1997 год - сценарист и режиссёр Станислав Яницкий. ("Za winy nipopełnione", scenariusz i reżyseria Stanisław Janićki);
▪ "Трагедия героя-любовника", 2011 год, январь, сценарист и режиссёр Екатерина Конска. ("Tragedia amanta" scenariusz i reżyseria Katarzyna Kąska).
Autor:Томаш Мосцицкий (Tomasz Mościcki), ноябрь 2010 год.

©Георгий Сухно
©http://petrleschenco.ucoz.ru/forum/3-313-1055-9-1


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » Их соединили музыка и время » Эугениуш БОДО. ОБОРВАННАЯ ПЕСНЯ (Швейцарский паспорт – дорога в Сибирь. Часть 2)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz