Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 10.12.2016, 09:48

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Лещенко Петр Константинович » Авторы песен Петра Лещенко » КТО ЖЕ АВТОРЫ ПЕСНИ "В ЦИРКЕ"? (Этикетки грампластинок – не аргумент)
КТО ЖЕ АВТОРЫ ПЕСНИ "В ЦИРКЕ"?
GeorgoДата: Воскресенье, 27.01.2013, 19:37 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline


Георгий СУХНО
Скерневице, Польша
Январь, 2013 год


Рыжий, браво! Браво! Бис!

По цвету этикетки, цифровым и буквенным обозначениям,
по фирменному логотипу грампластинки можно узнать, когда и где она записана,
а вот остальная информация, то ли из-за небрежности составителей, то ли по какой-то другой причине,
очень часто доверия не вызывает. Дотошный коллекционер не станет довольствоваться
сомнительными сведениями о названии песни, жанре, авторах, поданных на этикетке.
Я – дилетант, не коллекционер, но и мне истина дороже. Очередным ребусом стали
для меня этикетки пластинок с песней «В цирке», записанной Петром Лещенко.
Началось все с попытки найти материал об истории создания этой "бытовой песенки".
Кстати, название жанра вызвало сразу недоумение и обиду за Рыжего,
которому только что кричали: «Браво!», - но сорвался и стал никому не нужен.
Трагедия и бытовая песенка – трудно принять. Хотя по определению музыковедов это:
«Вся жизнь народа, от рождения и до смерти, сопровождалась песней,
характер и содержание которой варьировалось в зависимости от обстоятельств.
Такие песни зародились в глубокой древности, автор их – народ». НАРОД!
Но песня «В цирке» не народом придумана, а имеет вполне конкретных авторов.
Вот здесь начинается другая детективная история.



Зинаида Закитт и Петр Лещенко. Рига. 30-е годы



"В цирке". Поет Петр Лещенко. Запись:
Филиал "Columbia" Вена -1933 WHR-477
Оркестр Эрнста Хенигсберга-Хеккера


В большинстве нотных сборников авторами песни названы Н. Мирский, Л. Колумбова, П. Лещенко, в такой же последовательности авторы поданы на этикетках всех выпущенных пластинок фирмы "Колумбия" с записью этой песни в исполнении Петра Лещенко. Информации о других довоенных исполнителях я не встретил. Понятно, что основным источником сведений об авторах были этикетки пластинок, выпущенных с матриц венского филиала "Колумбии" 1933 года. Разночтений на этикетках практически нет.

Лондонская этикетка: Н. Мирский - Мирский, Колумбова, Лещенко (Nicolai Mirski - Mirski, Kolumbov, Lescenco);
Бухарестская этикетка: Nicolai Mirski - Mirski, Kolumbov, Lescenco;
Венская этикетка (послевоенный выпуск): N Mirski - М. Kolumbov - Р. Lescenko.



Надо отметить, что  в записи "М. Kolumbov"  ошибочен только инициал. Надо "L". Верно и «Kolumbov», вместо привычной в России формы написания КолумбовА. В Западной Европе русские женские фамилии всегда принимают мужскую форму. (Например, Анна Каренина  записывается, как Karenin).


Есть  также основания предполагать, что ни сам композитор Николай Мирский, ни певица Лидия Колумбова, ни Пётр Лещенко не являлись авторами текста «В цирке». Пока, правда, это шаткие основания.
В своей книге «Эстрада ХХ века России» (Москва. Отма-Пресс, 2004) Уварова Елизавета Дмитриевна называет автором  этой песни известного поэта Серебряного века Агнивцева  Николая Яковлевича.↓




Уварова -  критик, историк театра, эстрады, театровед, доктор искусствоведения, профессор, она, как никто другой, кропотливо исследовала историю эстрады 20-х годов минувшего века. Ей можно верить, а следовательно, указанные на пластиночных этикетках авторы - таковыми не являются. Хочу заметить, что в репертуаре Петра Лещенко была очень известная песня Николая Агнивцева и Исаака Дунаевского "Дымок от папиросы". Об этом написала Вера Лещенко в письме Эдуарду Кумелану (03.08.83. Стародуб, Брянская область): "...Петя пел песню Дунаевского "Дымок от папиросы", и при мне, и до меня пел. Мне нравилась песня. Спросила, почему он ее не записал на пластинку, но он отшутился, сказал, потому что сам не курю. Я думаю, что из-за Сокольского, у того наверное были права на песню. Петечка "Дымок" не называл, а что есть песни, которые он не записал из-за Сокольского, который выкупил на них права, говорил и не раз. Я узнала, что Сокольский и пел ее, и записал, поэтому моя интуиция подсказывает правильный ответ на твой вопрос, почему Петечка не записал "Дымок". Из этого письма понятно, что с творчеством Агнивцева Петр Лещенко был знаком.
Среди авторов песни упомянута, Лидия Колумбова - известная в 20-х годах московская певица. Она имеет вполне определённое отношение к песне «В цирке». В 20-х годах это был её коронный музыкальный номер в театре «Летучая мышь» Балиева.



Лидия Колумбова, певица, актриса театра "Летучая мышь"
в миниатюре "Заря-Заряница"по стихотворению Ф. Сологуба.


Почему её фамилия попала на этикетку, можно только догадываться. Возможно потому, что на обложке одного из нотных изданий композитора Мирского её фамилия была упомянута, как исполнительницы и с нотной брошюры попала на этикетку:
"Морской, Н. В цирке [Текст]: песенка / исполн.: Л. Н. Колумбова. - б. м. Издание автора, б. г. - 3 с. нот. 5-00 р. Держатели документа начала ХХ века: Библиотека искусств им. А.П.Боголюбова ЦАО г.Москвы : 103030, г.Москва, ул. Сущевская, д.14, тел. 978-49-38"

Не вызвало моего удивления то, что в авторы попала фамилия Петра Лещенко, она не раз появлялась на этикетках «не по назначению». Уверен, что это обычный рекламный трюк составителей этикеток.


Композитору больше повезло. То, что музыка песни «В цирке» принадлежит Николаю Александровичу Мирскому (Морскому) ни у кого не вызывает сомнений. В библиотеках хранятся авторские  нотные издания:

Мирский Николай Александрович "В цирке"  Песенка. Для голоса с фп. Ростов н/Дону. Издание. автора., 1927 год.
Морской, Н. "В цирке". Песенка Н. Морского. Для голоса с ф.-п.  Москва,  Издание автора, 1925 год.


Случайным, но приятным результатом моих поисков истины стала поэтическая страничка Варвары Раевской. Она написала прекрасные, трогательные стихи о «папином романсе». Да, это наша песня «В цирке». Варвара запомнила этот романс в исполнении своего отца, который замечательно пел, аккомпанируя себе на гитаре. И неугомонная и шебутная девчоночка Варвара, забившись в уголок дивана и обхватив колени руками, слушала, как пел папа. Прочитал ее посвящение «Рыжий» и еще раз сказал себе, что не могу принять такое определение жанра для песни "В цирке", как "бытовая песенка". Мне ближе название Варвары - романс.

РаевскаяВарвара

РЫЖИЙ

Папин романс


Между  балок  на  трапеции
Рыжий  крутит  колесо
И  смеется  по  инерции
Равнодушное  лицо.

А  цирк  гудит,  ревет  и  стонет,  и  несется  сверху  вниз.
И  могуче  раздается:  - О!  Браво!  Браво! Рыжий! Бис!

Не  пришла,  с  другим  ласкается,
Не  пришла  и  он  забыт.
Рыжий  лихо  ухмыляется
И,  сорвавшись,  вниз  летит.

А  цирк  гудит,  ревет  и  стонет,  и  несется  сверху  вниз.
И  могуче  раздается: - О!  Браво!  Браво!  Рыжий!  Бис!

Папа  пел  романсы  под  гитару,
Даже  когда  был  совсем  больной,
И  соседка  прекращала  свару,
Крики  умолкали  за  стеной.

Я,  забившись  в  уголок  дивана,
Впитывала  слов  и  звуков  смесь.
Много  лет  прошло,  но  ноет  рана,
Он - на  небе,  я -  пока  что  здесь.

Рыжий  клоун  над  собой  смеется,
И  над  ним  смеётся  лучший  друг.
Что  еще  инакой  остается,
Если  столб  фонарный  сузил  круг?

Доиграй,  ведь  есть  пока  что  силы,
Взгляд,  что  из-под  купола - сверло.
Как  же  я  люблю  тебя,  мой  милый!
До  конца  и  всем  смертям  назло!

10.10.2012

Lib.ru: Журнал "Самиздат"

http://samlib.ru/comment/r/raewskaja_w/stihi-55

ПРИМЕЧАНИЯ

¹ Колумбова Лидия Николаевна (? — 1932) - московская певица и актриса  известного московского театра-кабаре «Летучая мышь» Никиты  Балиева.

² Мирский (Морской) Николай Александрович - композитор конца 19 - начало 20 века  Его наследие: В цирке; Вы шутя мне люблю говорили; Такъ рокъ судилъ! романс; Много слез, серенада; Искушенiе, вальс, Ночью, вальс; Эс-там-там, полька; Дон Кихот, вальс; Юбилей, вальс;и многое другое. Никаких дополнительных сведений о его судьбе мне не удалось найти.

³Николай Агнивцев (18/20.04. 1888, Москва - 29.10.1932, Москва) - поэт, драматург, детский писатель. Происходил из дворянской семьи. В связи со служебными переездами отца, по профессии юриста, детство и гимназические годы прошли в разных городах России (Владивосток, Москва, Умань и др.).

В 1906, окончив гимназию в Благовещенске, учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, но 31 марта 1911 года по постановлению правления университета поэта уволили из числа студентов, как не внесшего плату за весеннее полугодие 1910 года.

Публиковаться начал с 1908 года, печатался в «Сатириконе», «Столице и усадьбе», «Солнце России», «Новом Сатириконе» и других периодических изданиях. В 1913 году вышла первая книга его стихов «Студенческие песни. Сатира и юмор». В дальнейшем приобрел широкую известность как автор текстов песен для эстрады, звучавших в литературных и артистических кафе и театрах-кабаре. Среди исполнителей песен на стихи Агнивцева был Александр Вертинский. До революции также увидели свет его книги: «Оживленная баллада. Эпизод в одном действии из войны Алой и Белой розы» (1914) и «Под звон мечей» (1915). Агнивцев стал заметной фигурой среди петербургской богемы. Примечательной была и его внешность: очень высокий, с длинной шеей, повязанной желтым бантом, в широких, всегда прожженных папиросой клетчатых брюках, со стальным браслетом в виде толстой цепи на запястье и массивной тростью в руке. "Кабаретный Шекспир", как его называли, был "скромным, застенчивым человеком с мягким, отзывчивым сердцем... грустинка одиночества не покидала его" (Краснянский Э. Встречи в пути. М., 1967. С. 86). В 1913 в СПб. вышли две книги Агнивцева: "Студенческие песни" и "Сатира и юмор". Стихи А. "Рассеянный король" ("Затянут красным тронный зал!") исполнял с эстрады Н. Ходотов.
В годы войны, наряду с эпиграммами политического характера, патриотическими стихами вроде известной "Казачьей песни" и др., пишет песенки-стилизации, воскрешающие "веселый век Елизаветы", старинные лубки ("Царевна Несмеяна"), всевозможные "восточные легенды" ("Китайский рай", "Туркестанский ковер", "Бахчисарайская луна" и др.), целую серию очаровательных "мещанских", "галантных" и др. полек- песенок в сопровождении танца, "серенады" ("Серенада четырех пажей", "Дон Паскуале"), различные "английские" ("Леда и леди"), "французские" ("В саду Сен-Клу король играет в жмурки" и др.) галантные и иронические миниатюры, рассчитанные на актерское исполнение, в которых характер создается одной выразительной репликой.
В феврале 1917 совместно с К. Марджановым и Ф. Курихиным открывает в Петрограде в подвале Пассажа на Итальянской ул. театр-кабаре "Би-ба-бо". После 1917 года театр переименовали в «Кривого Джимми» и отправились на гастроли по Белому югу - Киев, Одесса, Харьков, Тифлис. Летом 1918, выйдя из "подполья", театр показывал свои спектакли в петроградском саду "Аквариум". Репертуар почти целиком принадлежал Агнивцеву: "...много настоящего искусства, соли, свежести, задора. А главное, много веселья", - писал рецензент "Обозрения театров".
В 1921 Агнивцев эмигрирует в Европу, живет в Париже, Берлине, издает небольшие сборники "Мои песенки" (1921), "Пьесы" и исполненный острой ностальгии "Блистательный Санкт-Петербург" (Берлин, 1923).
В январе 1923 года Агнивцев возвращается в Советскую Россию. Возобновляет сотрудничество с театром миниатюр "Кривой Джимми", в репертуаре которого появились "инсценированные" песенки и пьесы Агнивцева ("Кузен, кузина и луна", "Урок танцев", "Дьячок и просвирня", "Ванька-ключник" и др.). Шлягером модного певца Даниила Оленина становится песенка Агнивцева "Рыжий, браво, браво, бис!".


В ответ на все более настойчивые требования "перейти на современность" Агнивцев пишет политическое обозрение "Неугомонный Моссельпромщик" для "Вольного театра". Пробует писать стихи о грузовиках ("Грузовик № 1317"), кирпичах, стройках, шуточную песенку "Производственная любовь" для "Синей блузы", 1928. Вместе с поэтом П. Германом выпускает "Эстрадный сборник" (М.: Теакинопечать, 1928). Изредка сотрудничает в сатирических журналах. "Большой ребенок" Агнивцев пишет стихи для детей: сборники "Чашка чая", "Винтик-шпунтик" (1925), "Рикша из Шанхая" (1927) и др.
Тихо и незаметно на 45 году Николай Агнивцев ушел из жизни.


Лит.: Ходотов Н. Н. Близкое - далекое. Л. - М., 1962 (2-е изд.); Русские писатели. Энциклопедия. Т. 1. М., 1989. Е. Д. Уварова

© http://petrleschenco.ucoz.ru
© Георгий СУХНО
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Авторы песен Петра Лещенко » КТО ЖЕ АВТОРЫ ПЕСНИ "В ЦИРКЕ"? (Этикетки грампластинок – не аргумент)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz