Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 10.12.2016, 09:49

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Georgo 
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » У ИСТОКОВ ФОНОГРАФИИ » "БЕЛЛАКОРД — ЭЛЕКТРО" - ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ЗВУЧАНИЕ. (Рижская студия звукозаписи)
"БЕЛЛАКОРД — ЭЛЕКТРО" - ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ЗВУЧАНИЕ.
GeorgoДата: Воскресенье, 12.12.2010, 00:56 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 326
Статус: Offline


"БЕЛЛАКОРД — ЭЛЕКТРО" - ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ЗВУЧАНИЕ.
"ВЕСТИ СЕГОДНЯ"


АВТОР: Илья Дименштейн

Июль 2007 года

До войны в Европе были хорошо известны пластинки, выпущенные на рижской фабрике "Беллакорд — Электро". Здесь записывались Вертинский, Плевицкая, Лещенко, отсюда уходили в "большое плаванье" танго Строка. "Беллакорд — Электро" основали в 1931 году, однако история грамзаписи в Риге восходит к началу XX века. В 1902 году у нас открылась первая в Россия фабрика граммофонных пластинок. Это было одно из подразделений известной в Европе английской компании "Граммофон". Рижское название звучало романтично — "Пишущий Амур". У Вяльцевой, Паниной и других звезд российской эстрады появилась возможность записываться на родине, у россиян — покупать отечественные пластинки. Выпускали в Риге и граммофоны — в Тольяттинском краеведческом музее хранится аппарат, выпущенный в Риге в 1902 году. Напольный граммофон купили на Нижегородской ярмарке (и туда поступала продукция) за огромные по тем временам деньги — 700 рублей!

Рижский период "Пишущего Амура" завершился в 1914 году. С началом Первой мировой предприятие эвакуировали в Москву — и уже там открылась фабрика под таким названием. Вновь выпускать в Риге пластинки начали спустя 17 лет — в 1931–м. Уже на новом предприятии — "Беллакорд — Электро". Сведения об истории этого предприятия я нашел в воспоминаниях его основателя Хелмара Рудзитиса. Написал он их в эмиграции в Америке в 1984 году.



Хелмар Рудзитис, 1930 год

В 1920–е имя Рудзитиса гремело по стране — он был владельцем крупнейшего в Латвии книжного издательства "Грамату драугс". Позднее неожиданно решил заняться новым делом. В 1931–м на огонек к издателю зашел известный латышский оперный певец, вернувшийся с гастролей по Германии.

Рассказал, что там же записался на грампластинки. "А почему бы в Латвии не начать выпуск грампластинок? — предложил он приятелю. — В Германии есть люди, готовые помочь".

Помещения для будущего предприятия купили быстро — на улице Калнциема, 40. Сложнее было с современным оборудованием. В конце концов его купили в Германии.

"Придумали и название — "Беллакорд — Электро", — рассказывает Рудзитис.— Первое слово означало, что звучание пластинок будет великолепным, второе — что выпущены они на электронном оборудовании".

Однако вначале пластинкам было далеко до совершенства. Скрипели, пищали. Рудзитис сменил не одного инженера, пока не получилось то, что он задумывал. В 1934 году на выставке в Стокгольме были представлены и латвийские пластинки. "А не могли бы вы поставить что–нибудь?" — попросил принц Густав Алберт, оказавшийся среди посетителей. "Великолепно", — сказал он после прослушивания и пожал Рудзитису руку. "Я ее неделю не мыл", — говорит глава фабрики.

Качество рижских пластинок было отмечено и два года спустя на выставке в Брюсселе. Там предприниматель из Латвии познакомился с известным исполнителем цыганских романсов, эмигрантом из России Морфесси. Всю ночь они просидели в ресторане.

На "Беллакорде" в основном тиражировали танцевальную музыку. Она в то время пользовалась самым большим спросом. Что касается песен, то в начале ориентировались на латышскую аудиторию — записывали национальных исполнителей. Позднее Рудзитис познакомился с Петром Лещенко и предложил записаться на "Беллакорде".

Успех был колоссальный. Пластинки с записями певца вскоре зазвучали по всему миру: в Бухаресте, Берлине, Париже, Нью–Йорке, Шанхае. Специалисты отмечали особо "фоногеничный голос", а завистники стали называть Лещенко "пластиночным певцом".

Популярность пришла не только к нему. Знаменитыми стали и авторы его песен: Оскар Строк, Марк Марьяновский (последний, тоже наш земляк, написавший "Марфушу", "Татьяну", "Кавказ" и другие мелодии, погиб в 1944–м в концлагере Бухенвальд).

Жизнь старого "Беллакорд — Электро" не закончилась и после войны. В советское время на этом предприятии уже под другим названием (Рижская фабрика грампластинок, потом — "Мелодия") вновь выпускали пластинки. Их знали во всей стране — это была одна из лучших пластиночных фабрик в Советском Союзе.

А Хелмар Рудзитис в 1944–м покинул родину. В конце концов осел в США, где и написал воспоминания. В них много язвительных и не всегда справедливых оценок советской Латвии, но понять автора можно — он потерял фабрику.

…Не так давно на улице Калнциема отреставрировали деревянные дома. "Наша визитная карточка", — говорят чиновники. А может, не это визитка города на Калнциема? "Беллакорд — Электро" — вот здание, которое надо показывать гостям. Пока там даже нет мемориальной доски.
 
MacFinderДата: Воскресенье, 18.11.2012, 11:16 | Сообщение # 2
Зритель
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
Добрый день.

Уточнение, Вертинский на "Беллакорд - Электро" не записывался.


Сообщение отредактировал MacFinder - Воскресенье, 18.11.2012, 23:21
 
Olga777Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 12:37 | Сообщение # 3
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 718
Статус: Offline
MacFinder, и вам доброго дня!
Благодарим за уточнение. Мы передадим его автору заметки Илье Дименштейну. На Беллакорде, возможно, Вертинский не записывался, но рижский завод пластинки с его записями выпускал. Не так ли?


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
MacFinderДата: Воскресенье, 18.11.2012, 23:27 | Сообщение # 4
Зритель
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
Да, вот эта пластинка выпущена на Рижском заводе, но матрица была записана в 1944-м году в Москве, когда Вертинский вернулся в СССР.

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=10974
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=10975
 
Olga777Дата: Понедельник, 19.11.2012, 00:28 | Сообщение # 5
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 718
Статус: Offline
MacFinder! Спасибо.
Приятно было увидеть ваши ссылки на russian-records, ведь я решила проверить свое предположение и тоже... пошла к Юрию Берникову. А куда еще идти за правдой?! Спасибо! И вам спасибо за коммент, и russian-records за то, что, когда есть вопросы, мы знаем, куда идти.
Место встречи изменить НЕЛЬЗЯ - http://www.russian-records.com/

А вот те самые этикетки рижского завода из коллекции Марии, о которых пишет MacFinder:



http://www.russian-records.com/details.php?image_id=10975
Министерство культуры СССР
RIGAS SKANUPLASU FABRIKA
Рижский завод
Г/11883 ГОСТ 5289-50/третий кл.
МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА
муз. А. Вертинского,
сл. Н.Грушко и А. Вертинского
А.Н. ВЕРТИНСКИЙ
М.Б. Брохес (ф-но)

Оригинальная матрица: Апрелевский завод: 11883
Место и дата записи: Москва / 21...26-01-1944



Министерство культуры СССР
RIGAS SKANUPLASU FABRIKA
Рижский завод
Г/11877 ГОСТ 5289-50/третий кл.
КУСТ РАКИТОВЫЙ
муз. А.Вертинского,
сл. П. Шубина
А.Н.ВЕРТИНСКИЙ
М.Б.Брохес (ф-но)
Оригинальная матрица: Грампласттрест 11877
Место и дата записи: Москва / 21...26-01-1944


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » ДАНЬ ЭПОХЕ » У ИСТОКОВ ФОНОГРАФИИ » "БЕЛЛАКОРД — ЭЛЕКТРО" - ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ЗВУЧАНИЕ. (Рижская студия звукозаписи)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz