|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
28.03.2024, 23:56 |
КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА
|
|
Georgo | Дата: Среда, 06.07.2011, 23:27 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
| Автор: ГЕОРГИЙ СУХНО, ПОЛЬША
КАПРИЗНАЯ И УПРЯМАЯ ЗАГАДКА АЛЕКСАНДР КОШЕВСКИЙ И ЕГО РОМАНС-ИСПОВЕДЬ
Много тайн укрыто в песенном наследии Петра Лещенко. Какие-то сведения о судьбах авторов песен из его репертуара затерялись в глубинах времени, сохранив лишь их имена, а те, что дошли до нас обросли домыслами и мифами. Чаще всего составители песенных сборников, чтобы не тратить время на поиски истины, выбирают удобную формулировку: авторы музыки и слов неизвестны. У романса "Капризная и упрямая", казалось бы, не должно быть загадок. Известно, что музыка и стихотворные строки принадлежат одному и тому же автору - Александру Дмитриевичу К. Но лишь первая буква фамилии не имеет разночтений, а сама фамилия на этикетках пластинок, в списках и сборниках романсов приводится в столь многочисленных вариантах, что гадать не разгадать: Карчевский (наиболее часто), Каршевский, Касевский, Кашевский, Кершевский, Коржевский, Корчевский, Кошевой, Кошевский, Крачевский, Кушевский. Остается только посочувствовать автору, которому так не повезло с фамилией, и тем, кто пытается эту загадку разгадать.
Почему-то считалось, да, видимо, так и по сей день считается, что автор – лицо второстепенное, ведь главное исполнитель и его мастерство. По свидетельству Веры Лещенко, авторов своих песен Петр Константинович не только знал, но и лавры своей известности отдавал им, кого мог, поддерживал финансово. Правда, имена не всех афишировал, так время было такое, можно было за «неправильный» жанр пострадать, можно было срок получить за сотрудничество с неугодным власти певцом. Бесполезно искать в Сети историю создания «Капризной, упрямой». Единственное, что можно найти на сайтах многочисленных поклонников песенного наследия начала прошлого века, это следующий короткий фрагмент, приводимый без указания автора: «Изучая истоки русского романса и его развитие, можно прийти к самым неожиданным открытиям: современная русская музыка, весьма несхожие между собой музыкальные жанры многое унаследовали от романса. Ситуации, описанные в стихах романсов, вполне соответствуют современным человеческим отношениям. Романс "Капризная, упрямая" как раз из таких. Повествование о любви убеленного сединами мужчины к юной девушке, его переживания, воспоминания о юности... ну чем, не сюжет сегодняшних отношений. Принято говорить: "Седина в бороду, бес в ребро!", - такова жизнь, и в прежние годы юные и свежие девушки заставляли умудренных опытом мужей вспоминать о юности. Как всегда множество вариантов исполнения этого романса, даже авторство приписывают разным людям. А если это один и тот же человек, только непонятные вещи случились с написанием его фамилии? Или, что более вероятно, просто она затерялась среди бумаг и с годами станет романсом неизвестного автора». Мне удалось установить, что, по крайней мере, первые строки этого фрагмента принадлежат перу актрисы, исполнительницы русских романсов, ведущей цикличной передачи "Романс вчера и сегодня", председателю фонда "Петербургский романс" Галине Ковзель.
"КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ" ЗВУЧИТ В ИСПОЛНЕНИИ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО
Романс "Капризная, упрямая" получил всемирную известность в 30-х годах минувшего столетия. В 1937 г. Пётр Лещенко записал его в бухарестском филиале фирмы "Колумбия".
Этикетка пластинки, выпущенной венским филиалом "Колумбии" В этом же году певцом была произведена другая запись этого романса (под сокращённым названием "Капризная") в рижской фирме "Беллаккорд Электро". С этим же коротким названием "Kapriznaja" выпустила пластинки с рижской матрицы варшавская фирма "Сирена Рекорд" (лого фирмы на этикетках - "Сирена Электро"). Пластинки с этим романсом в исполнении Петра Лещенко переиздавались на других филиалах "Колумбии" и многотысячными тиражами распространялись по странам и континентам. Замечательный романс, посвящённый вечной теме любви, стал популярным не только в кругах русской эмиграции, но и среди зарубежных любителей романсового жанра.
Романс - это всегда доверительная исповедь лирического героя. От сердца к сердцу. Главным в нём является поэтическое содержание. Поэтому романсом называют не только вокальную пьесу лирического содержания, но также и стихотворение на тему о любви. "Капризная, упрямая" повествует о любви трудной, омрачённой сомнениями. Так всегда бывает, когда героиня - юное создание, последняя любовь уже познавшего жизнь лирического героя, от лица которого ведётся рассказ. Вспомним, подобные романсы "Вам 19 лет" (Б. Прозоровский - Е. Белогорова) или "Я старше вас" (Б. Прозоровский - Б.Тимофеев). В сборниках романсов можно найти полный текст стихотворения Александра Кошевского:
КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ Слова и музыка А. Кошевского
Капризная, упрямая, вы сотканы из роз. Я старше вас, дитя мое, стыжусь своих я слез. Капризная, упрямая, о, как я вас люблю! Последняя весна моя, я об одном молю: Уйдите, уйдите, уйдите!
Вы шепчете таинственно: «Мой юноша седой, Вы у меня единственный, один лишь вы такой». Но, сказкой околдованный, я сам себя бужу, И, осенью окованный, дитя, я вам твержу: «Не лгите, не лгите, не лгите!»
Вы ласточка весенняя средь мраморных колонн. Моя вы песнь последняя, в ней слышен скорби стон. Над сердцем правлю тризну я — вам радость жизнь дарит. Зачем я вам, капризная, к вам юноша спешит. Летите, летите, летите!
Вы светлая, с лучистою улыбкой на устах. И если правда чистая хранится в тех словах, Отброшу все сомнения, прощу каприз я вам И жизнь мою осеннюю как ладанку отдам, — Возьмите, возьмите, возьмите.
Пётр Лещенко в свой репертуар включил только две строфы этого романса, первую и третью. Причём содержание последней строфы у Петра Лещенко имеет незначительные отличия по сравнению с оригинальным текстом:
Вы - песенка весенняя средь мраморных колонн. Моя же песнь осенняя, в ней слышны скорбь и стон. Над сердцем правлю тризну я — вам радость жизнь дарит. Зачем я вам, капризная, к вам юноша спешит. Спешите, спешите, спешите!
В довоенные годы, находясь в эмиграции, "Капризную, упрямую" включил в свой репертуар Александр Вертинский, но на пластинки этот романс он так и не записал. В одном из его сборников песен и романсов автором музыки и стихов «Капризной, упрямой» указан не Кошевский, а Вертинский, вероятно, на том основании, что певец ввёл в оригинальный текст некоторые изменения: • в первой строфе читаем "Вы созданы из роз" вместо "Вы сотканы из роз"; • вторую и третью строфы поменяли местами; • в значительной степени переделаны строки оригинала: Вы ласточка весенняя средь мраморных колонн. Моя вы песнь последняя, в ней слышен скорби стон. У Вертинского: Для всех Вы песнь весенняя, Вы ранняя зоря. Моя вы песнь осенняя, закат на склоне дня. • в последней строфе тоже есть незначительные изменения. Как видите, нет оснований приписывать авторство романса Александру Вертинскому.
В советском Союзе романс "Капризная, упрямая" стал известен не только по контрабандным пластинкам Петра Лещенко. В конце 30-х годов на ленинградской "Фабрике граммофонных пластинок НКМП РСФСР" записала "Капризную, упрямую" на пластинки "королева русского романса" Изабелла Юрьева в сопровождении пианиста-виртуоза Симона Кагана. Ему же принадлежит музыкальная обработка романса. На этикетке пластинки название романса было перекручено: "Упрямая, капризная". Фамилия композитора и автора стихов Александра Кошевского на этикетке указана не была. Возможно, это была единственная довоенная пластиночная запись этого романса в СССР.
"КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ" ЗВУЧИТ В ИСПОЛНЕНИИ ИЗАБЕЛЛЫ ЮРЬЕВОЙ
Широко известна запись романса "Капризная, упрямая" в исполнении ветерана эстрады знаменитого Вадима Козина. Она была указана в 1993 г. на диске-гиганте ТОО "Магаданморепродукт". Вероятно, на диске использована была магнитофонная запись 1968 года.
"КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ" ЗВУЧИТ В ИСПОЛНЕНИИ ВАДИМА КОЗИНА Неизвестно, когда именно был создан романс о любви "седого юноши" и капризной красавицы. Возможно, ещё в годы НЭПа. Останется загадкой, кто был первым исполнителем этого романса и где он впервые прозвучал. Может быть, в знаменитом кабаре "Нерыдай", созданным в 1921 г. в Москве автором романса, актёром комического жанра Александром Дмитриевичем Кошевским.
Фото 1935 года Здание Театра "Эрмитаж" ещё до перестройки, щукинское. Вскоре после революции в "Эрмитаже" разместился эстрадный театр «Нерыдай» А.Д. Кошевского. В 1923 году здесь открылся Театр МГСПС – Театр Московского губернского совета профессиональных союзов (позже стал - МОСПС, т.е. областной), в 1930 году - Театр им. МОСПС, с 1938 года - Театр им. Моссовета. С 1959 года - «Московский Театр миниатюр». Сейчас в здании (с 1987 года) располагается Театр "Эрмитаж". Интересно, что был забор, отделявший курдонёр перед театром, от сада, как такового.
На эстраде этого самого популярного в годы НЭПа кабаре исполнялись не только злободневные частушки, но также и романсы в сопровождение трио: пианиста, виолончелиста и скрипача. В качестве почётного гостя кабаре со сцены иногда исполнял под гитару русские романсы знаменитый драматический актёр Владимир Николаевич Давыдов.
С биографией автора романса можно познакомиться в разделе "Антология песен" http://petrleschenco.ucoz.ru/publ/kapriznaja_uprjamaja/1-1-0-137
Напомню кратко, что Александр Дмитриевич Кошевский родился в 1873 г. в бессарабском городе Аккермане (в настоящее время Белгород-Днестровский). Учился в московской консерватории (1899 - 1902), был учеником выдающегося вокального педагога профессора Умберто Мазетти. Кошевский - это сценический псевдоним автора, настоящая его фамилия - Кричевский. С 1895 года гастролирует по провинции с различными театрами оперетты.
Комические куплеты Разъ-два-три изъ оперетты "Веселая вдова" исполняет А.Д. Кошевскiй
В период 1902 - 1915 Кошевский выступает в петербургских театрах, Би-ба-бо, Пассаж, Лунапарк и др. Из воспоминаний коллег Александра Кошевского: «В 1912—1913 гг. покидать театры оперетты и кафешантаны ради нового жанра рисковали немногие смельчаки. В 1913 году предпочел оперетте кабаре опереточный комик А. Д. Кошевский, который устроил актерский кабачок в подвале под галереей Пассажа на месте прекратившего существование театра «Казино»». Кошевский был автором нескольких театральных обозрений. Позже артист переезжает в Москву (Буфф, Эрмитаж, Аквариум), гастролирует в Воронеже, Перми, Самаре, Батуми, Виннице, Одессе, Смоленске, Харькове, Астрахани, выступая в главных ролях комического жанра. Театральная деятельность в собственном кабаре "Нерыдай " (1921 -1924) была вершиной артистической карьеры Александра Кошевского. О кабаре вспоминает Рина Зеленая: «Москва оказалась неузнаваемой. Куда идти и к кому проситься, Рина не знала. Сняла шестиметровую комнатку, куда со временем перевезла из Одессы маму, Зинаиду и режиссера Типота с женой. Шла она как-то по улице, мимо мчались автомобили, сверкали витрины, горели рекламы, шумели торговцы, настроение у Рины было прескверное, и вдруг… В глаза ей бросилась нарядная и нелепая табличка: Театр "Нерыдай!" "Как будто прямо для меня написано!" - подумала Рина и вошла в помещение. "Нерыдай!" оказалось самым популярным в Москве ночным кабаре. Несмотря на высокие цены, попасть туда было не так просто. Зал набивался богачами-нэпманами, столичными знаменитостями, известными поэтами, актерами и художниками. Представления начинались в полночь, а заканчивались часа в четыре утра».
В последние годы жизни до 1927 года Александр Кошевский выступал в московском Театре Оперетты. Умер артист в Москве в 1931 году.
Вероятно, наряду с опереттой "Возвращение сабинянок" романс "Капризная, упрямая" является единственным музыкальным произведением Александра Кошевского. Вечнозелёный, неувядающий - этот романс навсегда останется золотым самородком в сокровищнице русского романса.
О его популярности свидетельствует тот факт, что начиная с конца 70-х годов, когда тиски партийной цензуры начали разжиматься, до наших дней, романс включили в свой репертуар около сотни исполнителей русского романса и среди них такие мастера эстрады, как Вадим Козин, Валерий Агафонов и Нани Брегвадзе.
http://www.liveinternet.ru/users/3022905/post175065800/
|
|
| |
Olga777 | Дата: Четверг, 07.07.2011, 13:42 | Сообщение # 2 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
| <_< Georgo, Вы - один из немногих, кто ищет, не всегда находит сразу, но продолжает искать, дабы восстановить незаслуженно забытые имена авторов, действительно, золотого фонда романса. Знаю, что очень трепетно относился к авторству исполняемых им романсов Валерий Агафонов. У него даже картотека была на произведения, в которых указывались авторы. Мне посчастливилось дважды пообщаться с Валерием и на вопрос, почему ему не безразлично, кто авторы его песен, он назвал имя своей жены Елены Бахметьевой. Когда мы встречались, Валерий уже был в разводе с Еленой, но не добавил "бывшая", "первая". Просто сказал: "Не моя заслуга, а Леночки - Елены Бахметьевой. Она меня к этому не приучая, приучила". Мне хотелось помочь вам, Георгий, в ваших поисках, и я пыталась связаться с Еленой Бахметьевой. Может она помогла бы прояснить многие загадки. Увы, все, что сегодня о ней знаю, это что Елена Бахметьева, филолог по образованию, по-прежнему предана романсу, что она выступает в роли хранителя русского романса в Вильнюсе, руководит клубом "Мелос". На музыкальных вечерах клуба можно не только послушать романсы, но и узнать их историю. Надеюсь, Елена Бахметьева еще откликнется и поведает нам интересные истории. Хорошо, что такие люди есть. В Павлодаре такие встречи проводит Наум Шафер, в Екатеринбурге - известный коллекционер Сергей Пестов. В Москве - Елена и Валерий Уколовы. Такие коллекционеры достойны уважения. И вам, Георгий, низкий поклон за ваше просветительство.
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |
Natali | Дата: Четверг, 07.07.2011, 13:42 | Сообщение # 3 |
Зритель
Группа: Друзья
Сообщений: 14
Статус: Offline
| Я слышала "Дорогой длинною" в исполнении Морфесси, Вертинского, но очень понравился вариант Валерия Агафонова. Удивительный певец и судьба сложная. И снова, не стало человека и все засуетились, забегали и сразу несколько пластинок выпустили, причем были только записи Агафонова, скажем так, "гостевые" с дружеских посиделок. И еще, у Агафонова с Петром Лещенко есть в репертуаре "Капризная, упрямая", но автор совсем даже не Вертинский. Есть и различие в тексте. У Вертинского: Вы созданы из роз. У Лещенко и Агафонова: Вы сотканы из роз. Сотканы, конечно, богаче. Что такая разница меняет авторство? Кто ошибался? Вертинский? Почему-то больше склоняюсь к этому ответу. Еще спасибо Нику, он открывает столько интересного. Может и на мой вопрос об авторстве знает ответ. В любом случае, спасибо! Я не говорила об исполнении. Я задавала Нику вопрос об авторстве Вертинского "Капризной, упрямой.
Всё будет хорошо!
Сообщение отредактировал Natali - Воскресенье, 08.02.2009, 11:44 |
|
| |
Nick123 | Дата: Четверг, 07.07.2011, 13:42 | Сообщение # 4 |
Зритель
Группа: Проверенные
Сообщений: 35
Статус: Offline
| Natali Действительно Валерий Агафонов замечательно спел романс КАПРИЗНАЯ,УПРЯМАЯ Автор Александр Каршевский Но А.Н. Вертинский этот романс никогда не пел . Видимо вы его слушали в другом исполнении У меня в коллекции 16 исполнений этого романса,в том числе даже запись Владимира Высоцкого,сделанная в 1974 году на даче посла в Югославии. Есть записи и эмигрантов: В.Слащева,Г.Северского, В.Шульмана Мигель Спасибо за Ваше правильное,но УВЫ,очень грустное замечание
Сообщение отредактировал Nick123 - Воскресенье, 08.02.2009, 21:23 |
|
| |
|