|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
28.01.2025, 19:23 |
ГЕОРГИЙ ХРАПАК О ВСТРЕЧЕ С ПЕТРОМ ЛЕЩЕНКО
|
|
Olga777 | Дата: Четверг, 03.07.2014, 13:23 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| ВПЕРВЫЕ О ПЕТРЕ ЛЕЩЕНКО РАССКАЗЫВАЕТ АВТОР ТАНГО-РОМАНСА "ТОСКА ПО РОДИНЕ". Публикация подготовлена по допросам МГБ, домашнему архиву, предоставленному Алексеем, сыном Георгия Храпака.
Георгий Храпак - автор песни "Я тоскую по родине" встречался в Бухаресте с Петром Лещенко в 1944 году. Удалось документально установить этот факт.
Рядом с Верой Лещенко - автор романса "Я тоскую по родине", Георгий Храпак. С подачи коллекционера Мангушева военного рядом с Верой Лещенко долгое время называли Альтшуллером. Сохранилась переписка (декабрь, 1991 год) Веры Лещенко и Мангушева, в своем письме она опровергала утверждение Мангушева, что на фото, которое мы публикуем выше, Альтшуллер: "...я точно не помню, кто, но это не журналист Альтшуллер. Я была с ним знакома, и мы тоже фотографировалась. На том фото нас было четверо - Петя, Альтшуллер со своим приятелем и я. Альтшуллер, как и его знакомый, был в штатском. А на этом снимке, всё же, мне помнится, были военные художники. Мы с ними познакомились после концерта, а потом случайно встретились на улице в Бухаресте. Рядом со мной, кажется тот, кто написал "Тоску по родине". В ответ господин Мангушев пишет: "Дорогая Верочка Георгиевна, должен вас огорчить, что близкие не всегда являются весомыми свидетелями того или иного факта. У меня свои неопровержимые доказательства есть. Целую ваши ручки, М.И. Мангушев". Вера Георгиевна не спорила с Михаилом Ивановичем, считала, что это бесполезно. Пыталась найти фото с Альтшуллером, но, увы, то фото она смогла лишь описать: "Мы фотографировались после концерта на летней площадке в парке. Было тепло и цвела сирень. Весной это было". Время и близкие Георгия Храпака подтвердили, что Вера Георгиевна была права: на нашем фото - Георгий Храпак.
Фотография Георгия Храпака с Верой и Петром Лещенко на улицах Бухареста, командировочное удостоверение Георгия Храпака, ноты романса "Я тоскую по родине" - свидетельства, подтверждающие наши предположения. Мы нашли новые доказательства - протоколы допроса Георгия Храпака.
В посмертно изданном каталоге работ художника Георгия Храпака есть его короткая биография. В ней ни слова об аресте, лагере, о самиздатовском сборнике стихов, о лагерных рисунках, о годах, вычеркнутых из его жизни:
- ХРАПАК ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1922-1974), заслуженный художник РСФСР, состоял членом МОСХа. Окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года, ученик П.И.Петровичева и В.Н.Бакшеева. Его работы вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Центрального музея Советской Армии, Музея Истории г. Москвы, Калужского областного художественного музея и др. В 1941 году со студенческой скамьи Г.В. Храпак ушел на фронт. В годы войны как художник Студии им. М.Б.Грекова вместе с Западным, 4-ым Украинским фронтами прошел Австрию, Венгрию, Чехословакию, Германию, был на Дальневосточном фронте. Его качественные фронтовые рисунки появлялись в годы войны на страницах журналов «Огонек», «Смена». В послевоенные годы Храпак находит свою тему в искусстве. Это - города. Художник тонко чувствовал их ритм, его влекло к оживленным улицам, бульварам. Георгий Васильевич умел найти свой кадр в мелькающей картине города. Г.В. Храпак написал много этюдов, законченных видов городов, которые в силу его работоспособности, складывались в циклы. Порой недолгое пребывание в новом месте составляло целую тему в его творчестве. Такими стали художественные впечатления от Баку и Воронежа, Карелии и Абхазии. На их основе формировались наборы открыток, буклеты, альбомы, каким стал, например, его цикл работ «По Швеции». Работая на переломе стилистики искусства от 1950-х к 1960-м годам, Г.Храпак внутренне был готов к переменам. В 1960-70-е годы меняется отношение художника к линии – она становится упругой, напряженной, порой главенствующей в работах. Появляются рисунки, написанные фломастером. В них он пытается выйти на новую стилистику, прочувствовать и отразить динамику времени. Иногда внимание к новому выражалось в выборе сюжетов. Художника интересовали объекты, в которых, как ему казалось, более отчетливо читались новые ритмы жизни («Строительство кинотеатра «Россия», «Подъезжая к Москве» и др).
В апреле 1949 года был арестован Георгий Храпак. Вернулся человек с фронта, к мирной жизни, к родным своим вернулся, женился, сына растил, планы строил, картины писал, а тут нагрянули с обыском. Дальше - знакомая картина. Допросы, обвинения, лагерь.
Из лагерного самиздатовского сборника Георгия Храпака:
Дело Георгий Храпака было сфабриковано на основании показаний Капелюша Льва Семеновича. Осуждать тех, кого вынуждали давать ложные показания против своих друзей, знакомых и близких, не стоит. Мы не знаем, что они испытали и через какой прессинг машины репрессий они прошли, но дело Георгия Храпака приятно удивило: были друзья и коллеги, которые отказались свидетельствовать против него. И сам Георгий Васильевич очень достойно держался и отвечал на вопросы следователя. Один из протоколов допроса касался знакомства Георгия Храпака с Петром Лещенко. Касался только фактов, которые озвучивал следователь. О песне не упоминает, но признается, что писал портрет Петра Лещенко, что уничтожил его, когда узнал, что Петр Лещенко сотрудничал с немцами. На самом деле, по рассказам близких Храпака, этот портрет хранился у мамы Георгия и после ареста сына она уничтожила рисунок вместе с другими документами. И еще о Петре Лещенко в кругу родных Георгий очень тепло отзывался, возможно, и о портрете, что уничтожил его, сказал на следствии, дабы не устраивали обыски у мамы, надеялся, что так сможет сохранить портрет певца.
Светлые, добрые и талантливые люди встречались Петру Лещенко.
Мы признательны Алексею Храпаку и его супруге Наталье за поддержку, помощь, за фотографии и документы, использованные в этом материале.
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |
VlaDemin | Дата: Пятница, 04.07.2014, 11:18 | Сообщение # 2 |
Аранжировщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 126
Статус: Offline
| Открытия на сайте радуют. Интересный материал получился. С пожеланием новых открытий, Вл. Демин
|
|
| |
Siringo | Дата: Пятница, 04.07.2014, 11:27 | Сообщение # 3 |
Аранжировщик
Группа: Друзья
Сообщений: 128
Статус: Offline
| По этой публикации почувствовала, что Георгий Храпак симпатичен Ольге. И я прониклась к нему добрыми чувствами. Сильная личность, достойная подражания! Царапнуло, что он разочаровался в нашем Петре Лещенко. Пропаганда способна изменить любое мнение. Мне жаль.
|
|
| |
Olga777 | Дата: Суббота, 05.07.2014, 19:00 | Сообщение # 4 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Согласна, симпатичный получился материал, так ведь права Сиринго-Людмила, сильная личность - Храпак. о нем и писать интересно. Но хочу утешить Людмилу, не разочаровался Георгий Храпак в Петре Лещенко. Он сделал такое признание, чтобы закрыть тему, чтобы не пришли с обысками к его родным. Он и о "Тоске по родине" ничего не сказал. Уже после лагеря, вернувшись домой, Георгий Васильевич не трогал лагерную тему, одно сказал сыну, что не нужно вдаваться в подробности при ответах на допросах. Коротко и лаконично комментировать только то, что известно следователям. Предупреждал, видимо, даже после реабилитации не был уверен, что оставят семью в покое. Нет, Георгий Храпак - очень достойный и смелый человек. И в друзьях у него не все оказались предателями, точнее сломанными МГБ-эшниками. Многие отказались давать показания против Георгия Храпака, а один из "сломанных" попросил прощения у сына за показания. которые дал против отца. Вот такие заметы времени того.
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |
|