Georgo | Дата: Суббота, 27.04.2013, 16:01 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
|
ТЕАТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕРЫ ЛЕЩЕНКО:
Ивдель. Таким он стал. Знает ли город свое прошлое? Помнит ли? На сайте "СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ ГОРОДОВ" (ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ САЙТ. ДОЛГИЕ ЛЕТА ЕМУ!) один из участников разместил фотографии Ивделя. Старые современные, одно фото - Вера Лещенко с аккордеоном - у нас стащил. Но мы не жадные, вот об одном сожалеешь, когда смотришь эту подборку: нет подписей под фото. Будем надеяться, что не было времени написать. Ивдель. Таким он был.
"Ивдель — самый северный город Урала, ставший известным благодаря своим исправительно-трудовым колониям. Четыре зоны были в городе и ещё одна — для пожизненных — в ивдельских лесах. Ивдельлаг — сталинское творение, размещавшееся в посёлках Вижай, Талица, Шипичный, Северный, Ушма. Мы прибыли в Ивдель перед майскими праздниками. С Викой и балериной Милой нас поселили в один барак. Вику направили на лесоповал, а мы с Милой были определены в культбригаду — Театр Специального Назначения (ТСН). Там имелись сценические костюмы, музыкальные инструменты, реквизит. Говорили, что всё это — трофейное достояние. Осуждённые ведь тоже люди, должны культурно время проводить. У нас и в бараке пианино было из трофейных. Когда я садилась за инструмент, перед тем как прикоснуться к клавишам, всегда мысленно произносила его бывшим хозяевам: «Если живы, храни вас, Господи!»
Театр, конечно, был таковым только по названию — обычный барак, который располагался на территории мужского лагеря. Шесть километров ходу от нас. Каждый день под конвоем в любую погоду мы шли туда, потом обратно. Сами придумывали программы, репетировали. Не всё нам разрешали, перед показом лагерное начальство все отсматривало и выносило свой вердикт: «Для зэков», «Для тюремного персонала». Так я стала привыкать к худсоветам, которые преследовали меня всю мою сценическую жизнь, житья не давали. Здесь был конвой, приходилось или хитрить, или подчиняться. Там, на воле конвойные сапоги рядом не топали, но в затылок постоянно кто-то дышал, наблюдал, учил и приказывал.
Тем не менее подготовка программ, репетиции давали хороший заряд, творческий подъём. Боль, горечь, обиды отступали на время, хотя конвойные не оставляли нас ни на минуту. Культбригада выступала в основном перед заключенными, политическими и уголовниками, иногда для лагерного начальства и местных жителей. По два концерта в месяц мы давали в помещении самого театра, остальные — в лагпунктах, куда выезжали на автобусах, иногда на автозаках, в отдалённые поселки — на проходящих поездах. Перед каждым концертом от политработника инструктаж получали сначала артисты, потом зрители. Нас иногда предупреждали, что в зале сидят матёрые убийцы. И всё же у меня не было страха, там всё было честнее. Чувства в тех местах обострённее и потому более искренние".
Вот таким было творение Сталина и его приспешников. Возможно, жители Ивделя откликнутся и пополнят новыми фотографиями и воспоминаниями наш сайт и не боюсь повториться, замечательный сайт "Старые фотографии городов".
|
|
| |
VlaDemin | Дата: Среда, 08.05.2013, 17:17 | Сообщение # 2 |
Аранжировщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 126
Статус: Offline
| Замечательные фотографии. Вспомнил один разговор с Верой Георгиевной. Я спросил о гастролях, где она бывала. Она подробно рассказывала. О концертах в Магадане, в Сибири. Когда рассказывала о Сибири, пропела: "А я Сибири, Сибири, не боюсь...". Не удержался спросил, была ли она в Ивделе? Вера Георгиевна помрачнела и сказала: "Туда и под автоматом не поеду". Я поинтересовался, а фотографии желает ли она посмотреть, но опять услышал категорическое - нет! Продолжать эту тему было бесполезно, я это сразу почувствовал.
|
|
| |