Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 26.11.2024, 00:59

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Майя, Georgo  
Листая старые газеты...
Olga777Дата: Воскресенье, 05.11.2023, 17:21 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline

ИЗА КРЕМЕР В ПОЛЬШЕ

С огромным удовольствием представляю материал Георгия Сухно об Изе Кремер.
Автор прошерстил прессу 20-30-х годов прошлого века и дарит нам неизвестные страницы
гастрольной жизни певицы. Польской гастрольной жизни!
Публикаций об Изе Кремер в Сети достаточно,
но страницы польской части жизни певицы освещены вскользь и не всегда точно.
На нашем сайте эта публикация впервые подробно расскажет о пребывании Изы Кремер в Польше.



Фото из еженедельника "Ewa", №37, 15 сентября 1929 год


Иза Кремер— Иза Кремер — сценический псевдоним харизматичной эстрадной певицы Лии Янкелевны Креймер, пользовавшейся громадной популярностью во многих странах Европы и Америки в первой половине ХХ века.Родилась она на западной окраине Российской Империи в городке Бельцы (Бессарабия) 21 октября 1882 года в еврейской семье. В  публикациях иногда   указывается год рождения: 1882, 1883, 1887, 1889, 1890 или 1895.   В «Книге для записи родившихся евреев Раввината  г. Бельцы за 1882 год» указана дата рождения 8 октября (по старому стилю ). Родители: Янкель Лейбович Креймер и его супруга Хана Мошковна Розенблют (предположительно, 1860 год рождения, скончалась — 11 янв. 1932, в Нью-Йорке).

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

До 1919 года большую часть времени Иза Кремер проживала в Одессе (ул. Екатерининская 1), позже эмигрировала в США, затем в Аргентину. С концертами объездила полмира. На эстраде создала свой собственный неповторимый мир интимных песенок. Трудно перечислить все похвальные эпитеты, которыми одаривали певицу разноязычные газеты: великая, талантливая, всемирно известная, очаровательная, популярная, замечательная. О судьбе и творчестве Изы Кремер опубликованы сотни статей, её современники оставили воспоминания о ней в мемуарах. Следы её гастролей и концертов остались на страницах многочисленных газет, на афишах и в комментариях. Брошюры с нотными записями песен и фотографиями певицы выпускались в тысячах экземпляров в тех странах, где певица гастролировала. К счастью, часть её богатого репертуара сохранилась в записи на грампластинках нескольких западных фирм, эти записи широко доступны в наши дни в переписи на компактах и в интернете на видеороликах. В старых газетах можно отыскать многочисленные интервью певицы, в которых она отвечала на вопросы журналистов. Сохранились в печати, возможно, единственные мемуары самой певицы: Кремер Иза. «Страницы из истории моей жизни», «Утренний журнал» (на идиш), 26 апреля 1933 год. Стоит отметить, что музыкальная биография певицы начиналась с публикаций ее стихов и заметок в газете. Потом был опыт и сценариста, и актерский. Среди ее фильмов "Последнее танго" (СССР, 1918). Иза Кремер написала сценарий на сюжет романса из своего репертуара, с которым она выступала в ту пору в Одессе.



Фильм сохранился не полностью. Другое название: Под знойным небом Аргентины Год 1918  Страна СССР. В роли танцовщицы Кло —  Вера Холодная, а ее партнера Джо — Осип Рунич. В роли сэра Стоуна, богатого  английского туриста — Иван Худолеев.

 

И еще один фильм был снят в 1929 году —  «Второй менуэт | Second Minuet, The» (США, короткометражный), а в главной роли Иза Кремер. Богатая биография!
Умерла Иза Кремер 7 июля 1956 г. в аргентинском городе Кордова (исп. Córdoba). Некролог опубликовала газета Нью-Йорк Таймс 9 июля 1956 года. После смерти певицы её личный архив, включая обширную коллекцию нотных записей, был передан её вторым мужем Грегорио Берманном в дар библиотеке IWO (фонд в штаб-квартире еврейской общины Аргентины) в Буэнос-Айресе. Кладбище, где была похоронена Иза Кремер снесено и могила её не сохранилась.



Кремер Иза
(21 октября 1887г.-7 июля 1956г.)
[Еврейское кладбище Кордовы, Аргентина.


2000 год. «ИЗА КРЕМЕР. НАРОДНАЯ ДИВА». Оригинальное название «Isa: The People's Diva», США. В Нью-Йорке на экраны вышел 56-минутный документальный фильм о жизни и творчестве певицы Изы Кремер (режиссер Нина Бейкер Фейнберг). В сьёмках приняли  участие дочь Изы Кремер Туссиа Ита Пайнс и правнучка Кейт. Фильм этот с русскоязычной озвучкой можно посмотреть на Ютубе.


За последнее столетие накопился богатейший материал о жизни и концертной карьере певицы. Большинство авторов этих статей ограничивается компиляцией уже опубликованных материалов. Я полагаю, что для полного ознакомления с наследием Изы Кремер достаточно познакомиться с её репертуаром, а из доступных статей выбрать всего несколько лучших. Рекомендую научную статью Елены Сариевой: "Судьба и песни Изы Кремер", статью Владимира Жаботинского «Одесса — город Изы Кремер» (февраль 1932 г.), или статью Лоиса Барра «Иза Кремер» (Энциклопедия еврейских женщин Шалви/Хаймана). Полная библиография печатных материалов о жизни и творчестве Изы Кремер еще не составлена.
Украшением практически всех публикаций об Изе Кремер является легенда, рассказываемая опальным певцом Вадимом Козиным. Существует версия, что во время проведения Тегеранской конференции в конце ноября 1943 пела Иза Кремер. Версия эта до сих пор не получила документального подтверждения.
В России о "песенках настроения" Изы Кремер помнят лишь слушатели ее дореволюционных концертов, проходивших в городах Российской Империи. Пластинки западных фирм с записями песен Изы Кремер в стране были недоступны, а новое поколение могло узнать лишь названия её песен из "Информационного справочника" Главреперткома в перечне песен и романсов запрещённых к исполнению на эстраде. Были они чем-то опасны для пролетарских ушей.



Хочу привести выдержки из статьи Марцеллы Халич, они дополнят портрет певицы Изы Кремер. Это публикация из сентябрьского номера 1929 года «Ева» еженедельного польского журнала. «Еврейский язык на европейской сцене. Иза Кремер о себе» (Журнал «EWA» pismo tygodniowe R.2, nr 37 (83), 15 сентября 1929, стр. 4): «В русский театр "Der blaue Vogel" в Берлине прибыла на гастроли известная певица Иза Кремер. Привлечённая хвалебными рецензиями берлинской печати, я отправилась вечером в этот прекрасно оборудованный небольшой театр. Программа подчеркивала языковую многогранность артистки: Иза Кремер поёт свои песенки на восьми разных языках! На сцену вышла высокая стройная брюнетка с необычайно элегантной фигурой, улыбается, у нее белоснежные зубы, она поёт русский романс. Следующая песня французская колыбельная, исполняемая с мастерством, напомнившим выступление замечательной певицы Иветт Гильбер. Интерес публики растёт. После исполнения  английских, итальянских, немецких и негритянских песен, Иза Кремер улыбается кокетливо - даёт знак молодому пианисту и начинает петь на чистом еврейском языке… Я была поражена и удивлена, кроме выступлений московского театра и труппы из Вильнюса, никогда не слышала на немецкой сцене этого языка...... Публика аплодирует, сумасшедший успех. Иза Кремер поет уже сверх программы другие  еврейские песни. Поёт их она с несравненным изяществом и такая в ее исполнении глубина чувств, что равнодушных не оставляет в аудитории, в которой доминируют американцы… Иза  Кремер  очаровала меня своей привлекательностью и простотой, она охотно рассказывает о себе.



Рождённая в Бессарабии, Иза с юных лет увлекается журналистикой. Ей было пятнадцать лет, когда она стала писать статьи в одну из одесских газет. «Но главным образом сочиняла стихи», - подчёркивает Иза Кремер. Как-то молоденькая журналистка запела в редакции какую-то песню, присутствующий при этом главный редактор был так очарован её голосом, что организовал её учебу в Италию. После пяти лет напряжённой работы Иза Кремер выступила в Медиолане (Милане) в роли Мими в «Цыганерии» с таким огромным успехом, что сразу стали сыпаться со всех сторон выгодные предложения и контракты.


Иза Кремер в роли Мими (Дж. Пуччини «Богема»)

После возвращения в Россию, она выступает с успехом в Одессе и Москве, пока однажды не решает оставить оперную сцену и посвятить себя "шансону".После нескольких лет выступлений на различных российских сценах Иза Кремер имеет все более значительный успех и отправляется в большое турне по всей Европе, в результате получает приглашение выступить в Америке на очень выгодных условиях. Первое выступление её состоялось в Нью-Йорке, в Carnegie Hall в 1922 году. Успех этого выступления имел судьбоносное значение в её жизни. Г-жа Кремер не покидает в дальнейшем Америку и оседает в Бруклине, где она приобрела собственный дом...


Иза Кремер в Бруклине у своего дома


1929 год. «Ewa», pismo tygodniowe R.2, nr 37 (15 września) nr 83 str 4. «Еврейский язык на сцене европейской»На вопрос автора заметки:
- Знаете ли Вы Варшаву?
Иза Кремер сказала:
- Я выступала  в  Варшавской филармонии в 1921 году. Я исполняю даже польские песни, но говорить на польском мне трудно… На Пасху я поеду с концертами в Палестину, но скоро посещу и Варшаву». Грегорио Берманн (1894–1972) - второй муж Изы родился в Буэнос-Айресе в семье польских еврейских иммигрантов, он был младшим из десяти братьев и сестер, восемь из которых родились в Польше, думаю, он помог Изе освоить польский язык. Иза Кремер бывала с концертами в Польше и не раз. Ниже я представлю информацию о гастролях Изы Кремер в Польше, опираясь на сообщения, почерпнутые из польской печати 20-30-х годов минувшего века. Тема эта остается почти не тронутой во всемирной паутине.


ЛИСТАЯ СТАРЫЕ ГАЗЕТЫ...

Даже самое тщательное просеивание материалов Инета в поисках следов польских концертов Изы Кремер принесло предельно скромные результаты. Наиболее близкой к истине является информация в статье Нины Витебской ПОПРЫГУНЬЯ-СТРЕКОЗА, ИЛИ ЗАБЫТАЯ ЗВЕЗДА ИЗА КРЕМЕР,  опубликованная в одесском журнале «Мигдаль Times» 11 февраля 2015 года. Почему стрекоза? Корней Чуковский, очарованный весёлым и жизнерадостным характером Изы в 1914 году посвятил ей шуточные стихи:
О, Иза, Муза кукурузы!
К тебе так благосклонны Музы:
Ты и певунья, и плясунья, и попрыгунья-стрекоза.
А я… без песен и без солнца
В болотах темного чухонца,
Я только плачу, вспоминая твои веселые глаза.

Нина Витебская пишет: «В 1922 году Иза отправляется с концертом в Польшу. По договору у нее три концерта в Варшавской филармонии, построенной богатыми евреями и подаренной городу. Но когда Иза приезжает, импресарио сообщает ей, что ему поставлено жесткое условие — ни одной еврейской песни в программе. Возмущенная Иза хочет разорвать контракт, но потом жалеет импресарио, вложившего немалую сумму в ее гастроли. Среди публики много евреев, которые просят ее спеть еврейские песни и недоумевают, почему она отказывается. Когда на последнем концерте один из них вскакивает на сцену и во всеуслышание спрашивает, почему она, еврейка, стыдится петь песни своего народа, Иза вынуждена сказать публике правду.Это вызывает огромное возмущение. Еврейская общественность настаивает на четвертом концерте — с еврейскими песнями, и Иза соглашается. В ночь перед концертом собирается многотысячная толпа, угрожающая певице расправой. Затевается драка, в которой несколько евреев получают серьезные ранения. Иза Кремер вынуждена тайно покинуть город».Как пел Высоцкий: «Нет, ребята, все не так…». История Варшавы гласит, что в проектировании и строительстве здания Филармонии богатые евреи не участвовали и его городу не дарили, но эта тема к судьбе Изы Кремер отношения не имеет.



Варшавская филармония, 20-е годы

На свои первые гастроли в Польше Иза Кремер приехала не в 1922 году, а в конце 1921 года, об этом сообщила газета "Robotnik" № 352 (30 декабря 1921). В небольшой заметке: "Из филармонии. Иза Кремер. Вечер песен любви и настроения". В разделе "Театр и музыка" рецензент газеты J.R. писал: «Афиши концерта с примитивно оформленной программой распространялись по городу. В том что пела именно в Филармонии, а не в кабаре "Черный Кот", "Мираже" или в театрике "Qui Pro Quo" или в любом подобном заведении, Иза Кремер не виновна. (...) Необходимо  признать, что она является прекрасной певицей, первоклассный вокальный концерт, замечательная дикция, свидетельствующая о хорошей школе...».


Иза Кремер со своим учителем известным итальянским тенором, композитором и педагогом Полиони Ронзи (Pollione Ronzi), который в 1903 году был приглашен для исполнения партии Герцога в опере Верди «Риголетто» в Городской Одесский театр


Первоначально предполагалось провести в Большом Зале Варшавской Филармонии всего два концерта, а не три, как пишет г-жа Витебская. Третий концерт состоялся, и это было продиктовано успехом первых двух. Никаких репертуарных ограничений для Изы Кремер не было и не могло быть, ибо в Польше не было органа, подобного советскому «реперткому». Страна после 123-х лет неволи захлебывалась свободой. В 1920 году поляки сумели с оружием в руках отстоять независимость родины в польско-большевистской войне с Красной Армией. Свою победу назвали "чудом над Вислой".
В Польше, где проживало около двух миллионов евреев, заразная болезнь — махровый антисемитизм  была довольно широко распространена среди части населения с повреждённой психикой. Реакционные варшавские газеты набросились на артистку. Прим вела антисемитская "Утренняя газета - 2 гроша", в народе называемая "Двугрошувкой": «В Филармонии выступила несколько раз некая Иза Кремер, звезда кабаре... Эндеция открыла, что она еврейка и большевичка… Как видите, главным обвинением было не то, что она "еврейка", а её, бежавшую от «красного режима» в Констанинополь, называли большевичкой и обвиняли в сотрудничестве с одесской "чрезвычайкой". Она же была далека от политики.
1922 ФЕВРАЛЬ 6 Chwila poniedziałkowa (str 2) ЕЩЁ О ДЕЛЕ ИЗЫ КРЕМЕР. Варшава. 5 февраля. Жертва крикливой нагонки печати н-деков и демонстрации шовинистической молодёжи певица Иза Кремер опубликовала в газете "Куръер польский" письмо, в котором, ссылаясь на информацию полученную от комиссара правительства Варшавы, подтвердила, что комиссариат не доводил до общего сведения информации о якобы большевистской деятельности Изы Кремер. В своём письме Иза Кремер подтверждает фактами лживость сообщений, будто бы она имела где-нибудь и какой-нибудь контакт с советскими властями. В Одессе, где власть менялась, как в калейдоскопе, Иза Кремер пела для всех, кто приходил её слушать. Пела и белым, и красным, и монархистам, и анархистам, и гайдамакам, и белополякам, и французам. Красный террор, охвативший Одессу, изрядно подкорректировал  ее взгляды. Новые хозяева выселили семью певицы из квартиры, арестовали её первого мужа Израиля  Хейфеца, редактора "Одесских новостей". К счастью Изы, советская власть была еще и продажной, не только жестокой. Иза Кремер сумела за драгоценности организовать переезд из Одессы в польский Сопот всей своей семьи: отца, матери, старшего брата Менаше и своей  маленькой дочери Туси с няней. Позже также за взятку выкупила своего мужа из тюрьмы.



Изу Кремер судьба наделила разными не только музыкально-вокальными талантами. Она сочиняла стихи и пьесы, переводила с нескольких языков, ведь она владела итальянским, французским, немецким, еврейским, английским и испанским языками. Пела песни на нескольких европейских языках, своим обаянием покоряла сердца слушателей. Она была первой, кто принес еврейские народные песни на большую эстраду. Не потому, что родилась в еврейской семье. Чувствовала себя гражданкой планеты Земля и мечтала открыть красоту еврейских песен для людей разных национальностей. Иза Кремер не была религиозна и никогда не хотела быть только еврейской певицей. «Это должно быть искусство для огромной массы людей » - говорила она, полагая, что еврейские народные песни настолько богаты содержанием и красотой, что могут тронуть всех, кто их услышит. Ошибалась. На гастролях певицы в Польше в конце 1921-го и в начале 1922-го года оказалось, что слушать эти песни не хотели польские антисемиты и пытались не дать возможность слушать их другим. В начале января 1922 года в Варшаве появились афиши с объявлениями второго концерта Изы Кремер, который был запланирован как последний: "ИЗА КРЕМЕР. 6 января в 3 часа в Большом Зале Филармонии состоится 2-й и последний концерт с полностью новым  оригинальным репертуаром в сопровождении симфонического оркестра п/у Бронислава Шульца." Концерт имел колоссальный успех. За билетами выстраивались очереди.



Газета "Наш курьер" от 8-го января 1922 года помещает объявление о дополнительном концерте певицы: "Из-за исключительного успеха, который имели выступления замечательной певицы Изы Кремер, состоится 3-й концерт в Филармонии в четверг 12 января в 8 часов вечера в сопровождении оркестра Филармонии п/у Б. Шульца. В программе любимый репертуар певицы - песни любви, песни настроения, народные песни, а также ряд популярных романсов". Но антисемиты не дремали. Об этом прогрессивная газета «Наш курьер» 10 января 1922 года поместила заметку, сообщая, что "Утренняя Газета-2 гроша" совершила провокационную нагонку на известную русско-еврейскую певицу Изу Кремер. По оценке той газеты певица является агенткой большевистского генерального штаба и гражданкой Румынии. Приехала в Польшу прямо из Бухареста с разрешения румынских властей, известных своими сомнительными симпатиями к евреям и тем более к советским шпионам, она получила разрешение привезти своих родителей из Советской России в Румынию, что и было сделано недавно.  Журналист "Нашего куръера" провел интервью с певицей:
- Насколько правдиво то, что пишет о вас "Утренняя Газета"?
- Там нет ни слова правды. Это стремление к эффекту и может быть кто-то копает подо мной ямки.(...) В конце концов, это превосходная реклама.
- Вы действительно пели в чрезвычайке для кокаинизированных агентов и бандитов?
- Я никогда не пела в чрезвычайке, но выступала на концертах. Кто бывал в Советской России, тот знает, что артисты там поют не из симпатии к большевикам.
- А когда вы были шпионкой против французов?
- До сих пор я об этом не знала, и ни французы, ни большевики никогда меня в этом не подозревали. К тому же, быть может, эти господа представят подробные доказательства суду, перед которым они вскоре предстанут, как клеветники. Это будет очень интересно!»



Третий концерт Изы Кремер в Филармонии прошел с не меньшим успехом, как и два предыдущие. Было принято решение провести ещё один концерт. В газете «Наш курьер» 20 января 1922 года появилась афиша: «КОНЦЕРТ ИЗЫ КРЕМЕР. В субботу 21 января в 3 часа дня в Большом Зале Филармонии состоится 4-й концерт популярной и известной в своем жанре исполнительницы песен настроения Изы Кремер с полностью обновленным репертуаром на языках польском, французском, итальянском, румынском, русском и первый раз еврейском при участии маэстро Курта Метзеля (пианино). В концерте принимает участие солист Коханьский (виолончель). Концерт будет отличаться от предыдущих, поскольку талантливая певица исполнит между прочим в первый раз еврейские песни, выплывающие из глубины души еврейского народа. Иза Кремер исполняет эти песни с искренним чувством».


Этому концерту не было суждено состояться по той причине, что в нём должны были прозвучать еврейские песни. Две песни на идиш в репертуаре певицы имели польскую тематику. Это народные песни "Мальчик из Польши" и "Польские евреи".
Газета "Курьер польский" 22 января 1922 г. опубликовала заметку "АНТИБОЛЬШЕВИСТСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ СТУДЕНЧЕСТВА": "Недавно "Утренняя газета-2 гроша" в большой статье сообщала, что выступающая с концертами г-жа Иза Кремер была агенткой большевистской "Чрезвычайки" в Одессе. Г-жа Кремер в письмах в газету категорически это опровергала. Результат был пока неизмеримо полезным для артистки, ибо на трёх концертах г-жи Кремер собрались неслыханные толпы, привлеченные газетной рекламой политической полемики. На вчерашний день (21 января) намечался четвертый концерт г-жи Кремер. Часть студентов, желая выразить своё возмущение в отношении к публичным выступлениям, якобы большевистской агентки, приготовилась к демонстрации протеста. В связи с этим концерт отменили. Часть молодежи, не зная об этом, собралась однако после обеда перед Филармонией. К студентам  присоединилась горсть хулиганов, желающих  вызвать беспорядки, потому что в программе концерта были еврейские песни г-жи Кремер. Полиция без труда разогнала собравшихся, после чего студенты направились к зданию российского посольства в Римской Гостинице при Ново-Сенаторской улице, намереваясь продолжать протест против большевиков, но и туда полиция их не допустила. Тогда студенты направились к Комиссариату Правительства, где их делегация потребовала от комиссара изгнания г-жи Изы Кремер из Варшавы. Но Иза Кремер не собиралась покинуть Польшу ни тайно, ни явно. Она пожелала провести концерт во Львове".
Газета "Жечпосполита" 24 января сообщает:«ИЗ ЛЬВОВА. Выступления бoльшевички Г-жа Иза Кремер известная своим  сотрудничеством с одесской Чрезвычайкой, объявила на день 26 января свой концерт во Львове. В связи с возбуждением общественного мнения во Львове необходимо считаться с возможностью срыва выступлений этой госпожи подобно тому, как это случилось в Варшаве. Есть обоснованная надежда, что львовская полиция не допустит проведения этого концерта». Попытки возобновить концерты в Варшаве не удались.



Газета "Наш курьер" 29 января 1922 г. опубликовала  заметку: «АНТИКРЕМЕРСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ. Хотя объявленный на вчерашний день концерт Изы Кремер был отменен, газета "Двугрошувка" поместила намеренно лживую информацию, что концерт этот состоится и призывала студенческую молодёжь собраться на улице Смольной возле здания школы им Замойского с целью изъявления протеста. Призыв этот естественно не остался без результата. Вчера в 2 часа, несмотря на мороз горсточка студентов, числом 200, в основном из Университета, собралась в назначенном месте, где произошёл митинг. После митинга  был организован поход, который с антисемитскими транспарантами направился к Комиссариату правительства. У перекрёстка с улицей Вежбовой отряд полиции безрезультатно пробовал задержать демонстрантов. Когда они в конце концов прибыли на Театральную площадь (по пути перед отелем Английским, где живет г-жа Иза Кремер  устроили "кошачью музыку") делегация направилась к Комиссариату Правительства и вручила петицию, требуя прежде всего изгнания г-жи Изы Кремер из Польши».



"Ежедневник Познаньский" 29 января 1922 г. информирует:  «АФЕРА АГЕНТКИ ЧРЕЗВЫЧАЙКИ. Варшава. В течение некоторого времени скандал с Изой Кремер, шансонетки, концертирующей в Варшаве и в провинции, вызвал значительный интерес в национальной и еврейской печати. В результате выдвинутых против госпожи Кремер обвинений в том, что она сотрудничала с "чрезвычайкой", было проведено служебное расследование, которое дало следующие результаты: Иза Кремер с конца 1918 года руководила политическим салоном в Одессе. Когда Одесса была оккупирована войсками союзников, Иза Кремер выступала посредником в политических переговорах от имени большевистского правительства. После того, как союзники покинули Одессу, она осталась в Одессе, была очень близка с руководителем местной «чрезвычайки» господином Саджеем (Калиниченко) и в это время организовывала в помещениях «чрезвычайки» так называемые интимные концерты для ее сотрудников.  После вступления армии Деникина в Одессу в 1919 году Иза Кремер была арестована, но вскоре освобождена благодаря взяткам. Поэтому она уехала за границу, а именно в Турцию. В Константинополе она была в очень близких отношениях с г-ном Лопацким, одним из главных столпов советской миссии. В этих условиях административные власти не увидели причин, по которым госпоже Кремер следует воспользоваться правом убежища, и поэтому выданное ей разрешение на пребывание в Варшаве до 1 февраля не будет продлено. Ее концерт, запланированный на субботу /28.01.1022 г.-GS/ в "Колизее", отменен, поэтому есть надежда, что объявленная по этому поводу демонстрация не состоится».
"Газета Варшавская" 29 января 1922 года помещает заметку «ЕЩЁ РАЗ ИЗА КРАМЕР»:  Вчера в 2 часа дня молодёжь Варшавского Университета, средних школ и рабочая молодёжь узнав, что Иза Кремер, несмотря на манифестацию, устроенную ей несколько дней назад, намеренна снова выступить с концертом, организовала митинг на улице Смольной. На этом митинге была принята резолюция с требованием к соответствующим органам запретить раз и навсегда организацию концертов Изы Кремер и немедленно выдворить её из Польши. Резолюция утверждает, что ответственность за авантюру связанную  с Изой Кремер, несёт исключительно Комиссариат правительства в лице г-на Сигетинского.
После митинга молодёжь намеревалась перейти на Театральную площадь с требованием от Комиссара правительства немедленного устранения большевички. Скандаличным  было в этом случае поведение полиции, которая пыталась любой ценой помешать демонстрации, между демонстрантами и конной полицией произошла стычка. (...) Г-н Комиссар Правительства пообещал демонстрантам, что Иза Кремер до 1-го февраля будет устранена из Варшавы, разрешения на проведение концертов она уже не получит».
В такой атмосфере лжи и клеветы Иза Кремер все же провела с большим успехом два концерта в Белостоке и Лодзи. В интервью Изы Кремер, опубликованном в одной из газет в Белостоке она обращает внимание читателей на лживость обвинений антисемитов в ее адрес.
16 февраля 1922 г. состоялся в Гданске прощальный концерт певицы Изы Кремер, принесший артистке большой успех. Певица вспоминала о своих приключениях в Варшаве и о запрещении её концерта во Львове. Иза Кремер заявила, что антисемитскую демонстрацию в Варшаве организовали благодаря своей агитации правые объединения. В марте газеты опубликовали фальшивую новость, якобы певица согласно сообщению, полученному из Москвы умерла заграницей. Сообщения о её смерти оказались обычной журналистской уткой. В апреле Иза Кремер, приехала на гастроли в Ригу, откуда  поступило сообщение о том, что Министр Внутренних Дел Латвии запретил организацию концерта Изы Кремер, а от неё лично потребовал покинуть Латвию в течение 48 часов.
В течение последующих восьми лет до 1930 года Иза Кремер не могла получить визы на проведение гастролей в Польше и только в период 1930 -36 гг. она снова несколько раз посетила Привисленский край с концертами в ряде польских городов.
1936 МАРТ 18 Nowy Dziennik R.19, nr 78 (18 marca 1936) стр.6, стр 20: Лежит передо мной оригинальное письмо Эйнштейна, в котором этот гениальный учёный и при этом замечательный музыкант благодарит горячими и сердечными словами г-же Изе Кремер за настоящую артистическую трапезу, какой был для него её концерт песен. Таких писем, являющихся похвальными гимнами, имеет г-жа Кремер очень много. Ибо  нет крупного города в Европе и Америке, где бы не была г-жа Кремер с концертами.
Начала в 1912 году после окончании науки пения в Италии как оперная певица. Однако позже открыла она для себя более соответствующее поле творчества и стала эстрадной певицей. После начала российской революции в 1917 году начинается её путешествия по всему миру. Первым этапом был Константинополь, а потом  Вена, Берлин, Париж, Лондон, Брюссель. Долгое время  пребывала г-жа Иза Кремер в Соединённых Штатах, а в Нью-Йорке была принята, как одна из наиболее славных певиц. Затем была в Южной Африке, оттуда перебралась в Лондон, где подписала договор с главной киностудией. которая вскоре приступит к съёмкам фильма с знаменитой певицей в главной роли. Сейчас она приехала в Краков, где выступит с программой, содержащей песни польские, еврейские, английские, французские и итальянские: Сегодня 18-го марта, Краков, в Старом Театре ИЗА КРЕМЕР - всемирной славы певица. В программе песни польские, французские, английские, русские и еврейские.
1936 МАРТ 20 NOWY DZIENNIK (str 6)"Обогнала её весть  стоголосая" : Г-жа Иза Кремер обладает надёжной техникой и прекрасно понимает каким образом ...".. достаточно объёмная заметка о песенном мастерстве Изы Кремер.




1936 МАРТ 22 Słowo Częstochowskie: dziennik polityczny, społeczny i literacki. R.6, nr 69 (22 marca 1936)  (str 5 и 6) ИЗА КРЕМЕР В ЧЕНСТОХОВЕ. Её славное имя вызвало во всём нашем городе необычайную заинтересованность, свидетельством этому является большой спрос на билеты. которые в предварительной продаже расхватаны, осталось их небольшое количество. Ибо Iza Kremer - это явление современного искусства  и каждая её песня оставляет у слушателей неизгладимое впечатление, при этом необходимо добавить, что эта замечательная артистка поёт на многих языках, кроме прочих на польском, французском, еврейском, русском, немецком, английском и других языках. Концерт начнется в часов 30 мин. во вторник 24 марта в зале Пожарной команды.
1936 МАРТ 24 Słowo Częstochowskie: dziennik polityczny, społeczny i literacki. R.6, nr 70 (24 marca 1936)  str.4Информация о приезде Изы Кремер в Ченстохову было принято с большой заинтересованностью (...) Иза Кремер выступит во вторник 24 марта в Зале пожарной команды со своими шлягерами международного репертуара.
1936 МАРТ 25-26 Głos Poranny R.8, nr 84 (25 marca 1936) Завтра  в 8-30 вечера в зале Филармонии состоится единственный концерт замечательной певицы с мировым именем Изы Кремер, последнее выступление которой имело в Лодзи небывалый успех. Будет это последний концерт этой несравненной певицы перед выездом её в Америку. Артистка приготовила для Лодзи новую программу.
29 и 20 марта концерт в Вильно в зале Консерватории на афише на 14 языках.
1936 АПРЕЛЬ 3 Kurjer Poznański R.31, nr 157 В Филармонии гор. Лодзь выступала американская певица Иза Кремер.
1936 АПРЕЛЬ 17 Głos Poranny R.8, nr 105 (17 kwietnia 1936). ИЗА КРЕМЕР В ФИЛАРМОНИИ. В последний раз выступит в зале Филармонии в воскресенье 19 апреля в 4-45 дня замечательная международная певица в своём новом репертуаре песен и песенок на многих языках (...): В последний раз выступит в зале Филармонии в воскресенье 19 апреля в 4.45 дня замечательная международная певица в своём новом репертуаре песен и песенок на многих языках».

Вот это думаю, и было прощание с Польшой!


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
GeorgoДата: Четверг, 30.11.2023, 20:17 | Сообщение # 2
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
Материал об Изе Кремер я решил  дополнить некоторыми дополнительными сведениями, к её польским  гастролям отношения не имеющими. При ознакомлении с богатым материалом о жизни и творчестве Изы Кремер у читателя возникает недоумение, по какой причине авторы даже самых серьёзных статей о певице сообщают разные годы её рождения. Только место и  дата рождения остается без изменения. Большинство авторов предпочитают указывать дату 21 октября, лишь в единичных случаях ошибочно подчёркивается, что день рождения артистки совпадает с днём  её смерти - 7 июля.

Я воспользуюсь случаем, чтобы поблагодарить Исаака Кофмана (Санта-Клара, Калифорния), знатока и исследователя наследия Изы Кремер,  приславшего на наш сайт фотокопию двух  рукописных страниц из "Книги регистрации рождения евреев Раввината гор. Бельцы" за 1882 год на русском и еврейском языках. В ней под порядковым номером 40 с датой 8 октября 1882 г. (21 октября, в перечислении на новый стиль) зарегистрировано рождение девочки Лии у родителей Янкеля Лейбовича Креймера и его супруги Ханы Мошковны Розенблют. Лия - имя, полученное при рождении, певица заменила на имя Иза. Это литературный и сценический псевдоним. Некоторые исследователи утверждают, что имя Иза она заимствовала у героини польской трилогии Станислава Прибышевского "Homo Sapiеns".  Это возможно.  Имя Иза (Iza, Isa) довольно часто встречается в странах Европы и Америки, как самостоятельное женское имя в документах, и в прошлом веке, и в наши дни. Конечно, имя Иза может быть образовано, как уменьшительное, от имени Изабелла, но к Изе Кремер это не относится. Она никогда не была Изабеллой.



Почему в публикациях, иногда со ссылкой на официальные документы, подаются разные даты рождения, можно  только догадываться. В годы смуты в Российской Империи  при оформлении паспорта дата рождения иногда записывалась со слов просителя. Иза хотела оставаться молодой, поэтому уменьшила свой возраст на 5 лет, в большинстве источников  сейчас встречается дата 21 октября 1887 г. (по нов.ст.). Эта дата также считается "единственно верной" для многочисленных потомков дочери Изы — Туси Пайнс. В Сети на сайте "Geni"  родословную семьи Креймеров ведёт правнучка Изы — Кейт . Вероятно, с подачи членов семьи дата рождения 1887 г. фигурирует в некрологе Изы Кремер, опубликованном в газете "Нью-Йорк Таймс" 9 июля 1956 г. Разные годы рождения приведены в анкете "Переписи населения США " в 1940 г. и в ряде сохранившихся аргентинских документах на испанском языке. Это второстепенная тема, но разнобой в фактах - явление нежелательное.
Мое мнение основывается на записи в «Книге регистрации  рождения евреев Раввината гор. Бельцы" за 1882 год. Дата рождения Изы Кремер — 8 октября 1882 года (21 октября по новому стилю)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz