РАЗВЕДЧИК-МЕЛОМАН ПРОНИК В КАБАРЕ "У ЛЕЩЕНКО" АВТОР: К. МАЛЯНТОВИЧ
Я ВИДЕЛ И СЛЫШАЛ ЖИВОГО ПЕТРА ЛЕЩЕНКО.
ИСТОЧНИК: <http://miloddiya.ru/RAZVEDChIK-MELOMAN-PRONIK-V-KABARE-U-LESchENKO.html>
НЕДЕЛЯ N 7 (2016) Страница 15
Я видел и слышал живого Петра Лещенко. Произошло это в сентябре 1944 года, когда наши войска взяли Бухарест*.
Однажды в чьих-то "полковничьих" мемуарах я прочел: в Бухаресте осенью 1944 года к автору подошел пожилой человек в некогда элегантном, а теперь сильно поношенном костюме. Он с интересом расспрашивал о жизни в России и тосковал по утраченной Родине. Это был эмигрантский певец Петр Лещенко. Мне сразу стало ясно, что настоящего Петра Лещенко автор не видел.**
Лещенко никогда не был эмигрантом. Он родился и вырос в Бессарабии, входившей тогда в состав Румынии*** - именно она была его настоящая родина. Во время описываемых событий он был хозяином процветавшего кабаре "У Лещенко".**** В 1944 году, когда наши войска вошли в Бухарест, пожилым человеком его никак нельзя было назвать: ему исполнилось 46 лет.
Часть, в которой я служил в чине сержанта отдельной разведроты, была расквартирована на окраине Бухареста. Жизнь там, после ареста немецкого ставленника Антонеску и объявления молодым королем Румынии Михаем о вступлении Румынии в антигитлеровскую коалицию, быстро входила в мирное русло. Заработали магазины, открылись увеселительные заведения. В том числе и популярное в городе кабаре Петра Лещенко.**** Когда в город вошла Красная Армия, он вывесил большой плакат: "Господам русским офицерам и солдатам вход бесплатный". Но наша военная комендатура у дверей кабаре выставила комендантские патрули, чтобы "господа русские офицеры и солдаты" не вздумали пойти на "богемный концерт". До войны мы украдкой слушали невесть какими путями добытые пластинки Лещенко, копировали их "на ребрах" - на использованных рентгенопленках, о самом певце ходили легенды.
У хозяина дома, в котором я был расквартирован, позаимствовал щегольской синий пиджак, светлые брюки, лаковые штиблеты, рубашку с галстуком-бабочкой и даже шляпу-канотье. А чтобы окончательно придать себе 'заграничный' вид, я густо набриолинил волосы и расчесал их на прямой пробор. И во всем великолепии отправился на концерт.
У входа в кабаре я не сдержался и схулиганил: стоявшим вблизи входа нашим комендантским я, сняв канотье, церемонно раскланялся. Солдаты рассмеялись, а один из них даже сделал отмашку винтовкой - "по-ефрейторски". Войдя, я решительным шагом двинулся к дверям, ведущим в зал.
"Домиуле", - окликнул меня женский голос. Тут только до меня дошло, что, в связи с моим маскарадом, для меня вход платный. Я полез в карман и подал даме первую попавшуюся мне в руку ассигнацию. Это оказалась наша советская десятка. Взглянув на меня с удивлением, она все же пропустила меня, и я прошел в зал.
В заведениях такого рода я был в первый раз. До войны, будучи школьником, я в ресторанах никогда не бывал. Моей матери, одной воспитывавшей нас с братом, едва хватало денег, чтобы нас прокормить и одеть-обуть. Позднее на фронте, сами понимаете, ресторанов, а тем более кабаре - не было.
И вот я в кабаре! Стены зала мягко округлялись к ярко освещенной эстраде, а от нее, по стенам, как бы неслись в зал лихие тройки, написанные отличным художником. Сам зал утопал в полутьме. Он освещался только настольными лампами в разноцветных абажурах, стоявших на каждом столе. Было красиво и уютно.
А на сцене мой кумир! Во фраке, под белым фрачным галстуком, на манишке блестело что-то вроде ордена. Некоторые вещи он исполнял, аккомпанируя себе на гитаре, а оркестр вторил ему под сурдинку. Состоял он всего из восьми-десяти человек, но все они были первоклассные музыканты: каждый по мере надобности мог сменить два-три инструмента. Когда Петр Лещенко исполнял песенку "Станочек", аккордеонист, отложив свой аккордеон, аккомпанировал ему на гармошке. Звучал оркестр великолепно. Конечно, внимание мое было сосредоточено только на Лещенко. Остальную часть программы я запомнил хуже.
С этого концерта я унес на память программку вечера и его голос - на всю жизнь...
ПРИМЕЧАНИЕ (от ГС):
Я старался найти в Сети сведения о авторе этих воспоминаний. Вот одна из встретившихся информаций:
"Малянтович Кирилл Георгиевич. Художник-мультипликатор, режиссер анимационного кино. (15 мая 1924 - 05 июля 2007). Участник Великой Отечественной войны, имеет боевые награды. Был дважды репрессирован - в 1939-1941 и 1951-1954 гг., впоследствии полностью реабилитирован. После войны работал в ряде московских театров, с 1947 - фазовщик и прорисовщик киностудии «Союзмультфильм». В 1948 году поступил на курсы художников-мультипликаторов при студии, окончил их с отличием. Работал мультипликатором на «Союзмультфильме» (до начала 1960-х годов - на рисованных картинах, с 1963 г. - в творческом объединении кукольных фильмов), а также на студиях «Таллинфильм», «Моснаучфильм», в Ленинграде, Азербайджане. Снимал вставки в игровые, документальные и научно-популярные картины. Участник организации анимационного кинопроизводства на Украине (1960-61 гг.), в Грузии (1957 г.) и Ташкенте. В 1970-80-е гг. - режиссер и мультипликатор на киностудии «Мульттелефильм» Творческого Объединения «Экран» Центрального Телевидения. Как режиссер снимал в основном кукольные фильмы. Общее количество фильмов, снятых с участием К.Г.Малянтовича - около 120, из них 8 - режиссерские работы.
* Наши войска не взяли Бухарест. Они вошли в город 31 августа 1944 г., не встречая никакого сопротивления. Румыния в это время была уже не врагом, а членом Антигитлеровской Коалиции и союзницей СССР.
** Автору, вероятно, встретились воспоминания о встрече с ПЛ военкора "Красной Звезды" Александра Кривицкого или Героя Советского Союза Сергея Борзенко. Оба журналисты описывают встречи с Лещенко в Бухаресте в соответствии с принципом, высказанным военкором Петром Павленко: "В литературе, не хочется, а ври. Только не так, как вздумается, а как хозяин велит." Но ставить под сомнение сам факт встречи c артистом у автора нет никаких оснований.
*** Родился певец, понятно, не в Бессарабии. Вероятно, автор переносил эти воспоминания на бумагу ещё в те времена, когда имя певца и все сведения о нём были в СССР табуизированы. Детство и юность Петра Лещенко прошли в Российской Империи. Бессарабия отошла к Румынии в 1918 г.
**** Кабаре "У Лещенко"? Кабаре - это театрик, а не ресторан. Ресторан Петра Лещенко, находящийся на ул. Calea Victoriei 2, был одним из лучших в Бухаресте. Большая неоновая реклама "Lescenco" размещалась на крыше здания. Над входом в ресторан находилась вывеска в форме подковы с надписью "Barul Lescenco". Ресторан, открытый в 1936 году, просуществовал до 1946 года, но от мая 1944 г. уже не принадлежал Петру Лещенко. После прихода в город частей Красной Армии Пётр Константинович изредка там выступал, а один концерт в этом ресторане был проведен для советских военных. Вера и Пётр Лещенко проводили концерты для военнослужащих в гарнизонах, гостиницах и кинотеатрах, ресторанах, театрах, кафе, парках и летних площадках. Для советских воинов Вера и Пётр Лещенко не дали ни одного платного концерта. Но плакат в витрине ресторана, вероятно, - легенда.
/Георгий Сухно/