Georgo | Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 19:57 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
| ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФОНОГРАФИИ
ТАК СЛОЖИЛОСЬ, ЧТО НОВУЮ РУБРИКУ МЫ НАЧИНАЕМ С РОССИЙСКОЙ ФОНОГРАФИИ. В Живом Журнале - LiveJournal, один из его участников представил очень интересный фоторепортаж из музея Апрелевского завода грампластинок. Побывав в музее, он подарил себе, по его собственному признанию, "маленький ретроградский праздник", и нам - тоже праздник без приставки маленький. Музей в фотографиях автором представлен блестяще. GS (Георгий Сухно) Пишет Перископ из глубин Тихого океана 2012-01-13 periskop Апрелевский музей завода грампластинок. Часть 1 - Империя Вывеска конторы Апрелевского завода (1910 г.)
Несколько дней назад я анонсировал Апрелевский музей завода грампластинок, где побывал в новогодние каникулы, устроив маленький ретроградский праздник - а теперь пришла пора рассказать о нём поподробней. Поскольку музей оказался очень фактурным, то показ я поделю на 3 части, стараясь придерживаться хронологии исторических эпох. Первая часть - эпоха Империи, самодержавие, граммофоны, щегольские усики и купидоны - короче, классика: "Балы, красавицы, лакеи, юнкера". Вторая - тяжёлая поступь Чека, от которой по всем углам разбегается контра, железный Феликс с револьвером, товарищ Сталин с Рио-Ритой и всякие патефоны. Третья часть - постпатефонная эпоха волюнтаризма и застоя: монументальные прибалтийские радиолы, телевизоры с линзами, крышесносные магнитофонно-пластиночные гибриды и прочие Хили-Кобзоны с Пугачёвыми-Кристалинскими. Там ещё есть Perestroika c ужасно-кислотными фотками девиц в обтягивающих лосинах химических цветов, символы деградации последних лет Союза - это тоже интересно, но (возможно) это хозяйство я попробую засунуть в часть 3. Или пойдёт на десерт, частью 4. В общем, по ходу пьесы посмотрим.
А сегодня у нас в меню - граммофоны, музыкальные шкатулки и прочие самодержавные штучки начала XX века. Встречайте!
↑Интерьер музея, чтобы вы представляли себе общую диспозицию. Две соседних анфилады, на каждую из которых нанизано 2 вытянутых комнаты. Первая - дореволюционное, вторая - советское. Так что осматривать вполне удобно. Музей частный, поскольку завод окончательно рухнул в пропасть в самое критическое время зверского ельцинизма (1997 г.), когда никому было ни до чего. Многие ценности (которые воспринимаются нами сейчас как ценности) тогда просто пропали и были разломаны, либо ушли за бесценок зарубежным коллекционерам. Теперь всё собирается по кусочкам - что удается найти и спасти. Спасибо создателю музея за этот очень непростой труд (о нём будет речь во 2-й части).
↑Начнём вот с этой любопытной штучки, которая, конечно, явно старше завода (он основан в 1910-м).
↑В ней стоит такая пластина с дырочками: заводишь - играет. Мелодично, похоже на ксилофон, что у меня был в детстве. Нам музейное хозяйство показывал смотритель по имени Алексей Николаевич, чрезвычайно доброжелательный сухощавый дедок, так что эту музыкальную шкатулку он тоже завёл - она рабочая. Приятно играет. Да и сама коробка выполнена чрезвычайно тщательно - наверное, очень дорого стоил такой аппарат лет 120 назад...
↑На пластине сохранилась и фирменная метка производителя, правда, полустёртая. Менялась ли такая пластина? Наверное, но я точно не уверен.Повторюсь, всё в ней выполнено очень тщательно и по-настоящему стильно. Вызывает настоящее уважение к Мастерам. Вот мелодия, которую играет эта шкатулка:
↑Основатель завода, предприимчивый немец по имени Готлиб-Генрих-Карл Молль, в России взявший себе для удобства имя-отчество Богдан Васильевич.
↑...о чем и сообщает нам табличка на здании.
↑ Рекламная вывеска с извещением о начале отправок продукции завода. Место локализации, конечно, выбрано грамотно: станция на Московско-Киевском направлении, рядом с железной дорогой (периметр завода и контора - 50 метров от главной линии, есть свой подъездной путь)
↑ Одна из сохранившихся граммофонных пластинок, между 1911 и 1914 гг. Фото: автор zhembura
↑А это - настоящая шкатулка "итальянского" стиля: создатель и владелец музея нашёл её на блошином рынке и отреставрировал.
↑ Ну что же - теперь граммофоны! Первый из них стоит в очень колоритном ретро окружении.
↑Ручная работа по дереву, всё очень тщательно пригнано: очень дорогое тогда было удовольствие. Если не ошибаюсь, граммофон тогда стоил в несколько раз дороже хорошей лошади.
↑Этот экземпляр - несколько более поздний, но стоит в граммофонном окружении, поэтому показываю его тут. Для более чёткого звучания открываются створки и оттуда звучит музыка.
↑Ещё один колоритнейший граммофон с яркими "женскими" расцветками. Но выполнен в металле. Он тяжелей и меньше деревянного.
↑Пластинка 1911-1914 гг.
↑Слушаем граммофонную музыку. И её нам ставил неутомимый Алексей Николаевич.
↓Вот видео, если не видели ранее, граммофон звучит на третьей минуте:
↑Играет вот этот аппарат.
↑Был сильно удивлён, когда узнал от смотрителя, что сейчас реплики граммофонов выпускают китайцы - есть и такие любители! Граммофон, конечно, имеет пластиковатый вид, но сам факт! Вот бы не подумал, что делают и сейчас...
↑В общем, не удержался и снял также и современную китайщину
↑Транспортабельный вариант light, с открываемыми для звука створками
↑Сразу-послереволюционная пластинка (примерно середина 1920-х). Фото: автор zhembura
↑Ретро-интерьер.
↑Ещё один дорогой и парадный экземпляр. И короб, видимо, красного дерева (?).
↑ У него интересная фирменная эмблема производителя: собака, заворожённо слушающая звук из трубы. Кстати, такую эмблему я встречаю уже не первый раз.Любопытна история появления этой собаки
↑ Тоже vip-вариант, выглядящий ещё дороже предыдущего. И с той же собакой на лице
↑ Заглянули мы и в подсобку, где смотритель достал подшивку заводских газет 1961 г. Я поснимал 5-6 номеров, впрочем, это тема следующих частей. Фото: автор zhembura
↑Вот через эту арку переходим в "советскую" анфиладу. Справа - та самая стильная кукла, которая мне очень глянулась.
Далее. Часть 2 - СССР © ПЕРИСКОП
GS (Георгий Сухно) Вот такое путешествие в прошлое устроил нам ПЕРИСКОП. Мы продолжим знакомство с экспозицией музея, но прежде, еще один сюрприз. Следующие пять публикаций станут хорошим завершением этой ретро прогулки. Речь идет о воспоминаниях Александра Молля «Александр из Александровки. Воспоминания эмигранта первой волны». Это рассказ о том самом основателе граммофонного завода в Апрелевке, имя которого упоминалось на стендах музея - Готлиб-Генрих-Карл Молль Семья Моллей слушает граммофон Воспоминания Александра Молля. Начало. Главы 1 и 2
|
|
| |