Публикации
Форма входа


Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 19:01

Главная » Файлы » Петр Лещенко и его время

Жизнь с одним крылом. Надежда Плевицкая
16.04.2009, 03:51
 

Михаил Лейбельман

 

ЖИЗНЬ С ОДНИМ КРЫЛОМ…

Надежда Плевицкая – великая певица, агент разведки
 
В годы работы в редакции газеты «Курская правда» я увлекался поиском знаменитых земляков. Ежегодно из Курской губернии отправлялись на заработки десятки тысяч отходников. Многие не возвращались, приживались на новых землях. Вот почему курян можно было встретить, как тогда любили писать, во всех уголках необъятной страны….

Был задуман и очерк о человеке редкой, неординарной судьбы – Надежде Плевицкой. Ее можно назвать Ломоносовым в искусстве. Сельская девчонка с тремя классами образования церковно-приходской школы стала великой русской певицей. Ей бурно рукоплескали в лучших концертных залах мира.

Родилась Надежда в 1884 году в селе Винниково, под Курском в бедной крестьянской семье. В Винникове, как и во многих селениях губернии, чуть ли не у большинства жителей фамилия от названия деревни - Винникова. Наденьку в семье любовно называли Дежка.

В судьбе Надежды Васильевны было много крутых изломов. Жизнь ее, как заметил один из ее биографов, пошла кувырком: великая певица завершила жизнь советской разведчицей в Париже.

Перед самым отъездом в Соединенные Штаты бегло просмотрел мемуары Надежды Васильевны, изданные в России только спустя полвека после ее смерти. Увы, как говорили в старину, замысел остался в чернильнице - не написал очерк.

И вот как-то в «Аргументах и фактах», на мой взгляд, самом лучшем российском еженедельнике, прочитал очерк Василия Грибанова о Надежде Плевицкой. Поразила какая-то разухабистость автора, его стремление принизить актрису, хотя и назвал ее великой. Она, мол, то и дело меняла мужей, была падкая до денег, неравнодушна к эполетам и т.д. и т.п. Вот только одна фраза:

«В январе 1915 года поручик Шангин героически погиб в бою. Вдова же очень скоро утешилась с другим поручиком».

 

Забегу немного вперед. Все тут было не совсем так, как пишет Грибанов. Когда началась Первая мировая война Надежда Васильевна, тогда уже знаменитая певица, оставила сцену и вместе с мужем отправилась на фронт.

Действительно, спустя годы поручик Левицкий стал ее вторым мужем. Но какие это были годы и при каких обстоятельствах! О подробностях немного позднее.

Не было такой Надежда Васильевна, какой ее изобразил Грибанов! Не могли такой женщиной восхищаться Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Иван Бунин, Александр Куприн, Александр Ремизов, Константин Станиславский и многие другие знаменитые современники! Они видели в ней не только великую певицу, но главное – человека!

Грибанов иронизирует, что от Плевицкой остались разве только несколько строк в Советской энциклопедии, куда она попала из огромного числа знаменитых русских эмигрантов, да записи ее сильного хрипловатого голоса, да песня «Замело тебя снегом, Россия». Не только в Советской энциклопедии, но и в современных энциклопедических словарях! А ее необыкновенный голос считался чуть ли не уникальным.

В России до сих пор не оценено творчество великой певицы и актрисы, - таков вывод Варлена Стронгина, автора только-только вышедшей книги «Надежда Плевицкая. Великая певица и агент разведки». (Издательство АСТ-ПРЕСС, Москва 2005 г.). Варлен Львович – известный артист эстрады – попытался понять, «что толкало наших предшественников на те или иные поступки, кем они были и какими людьми»? Стронгин стремился показать Плевицкую в радостях и горе, в бешенном взлете и падении. Много в книге спорного, субъективного, особенно в описании последнего, самого тяжкого периода в жизни певицы.

Надежда Васильевна оставила две книги воспоминаний – «Дежкин карагод» и «Мой путь с песней». Они опубликованы в Париже в тридцатых годах. В России же мемуары издали в одном томе только в 1993 году. Они необычайно искренние, душевные, позволяют понять, вернее почувствовать, каким необычным и тяжким был путь сельской девчонки к вершинам мировой сцены.

Современников поразили прекрасный, образный язык мемуаров. Не верилось, что у автора за плечами лишь три класса сельского училища. Ходили слухи, что к рукописи приложили руку Куприн или Ремизов. Однако вторая книга Надежды Васильевны убедительно подтвердила, что она великая певица и талантливейшая писательница.

Вот только небольшой отрывок из второй книги, но какой емкий:

«Далеко родимая земля и наше счастье осталось там.

Грозная гроза прогремела, поднялся дикий, темный ветер и разметал нас по всему белому свету. Но унес с собою каждый странник светлый образ Руси, любовь к отечеству дальнему и благородную память о прошлом».

Дикий, темный ветер, конечно же, революция. Восторженную рецензию на мемуары написал Алексей Ремизов, к сожалению, ныне полузабытый большой писатель и знаток русской песни. Он хорошо знал Плевицкую и, как полагает В.Стронгин, именно ее описал он в новелле «Даме де Noёl» («Снегурочка»).

 

Семья Винниковых по тем временам считалась обычной – два сына и четверо дочерей. Дежка – самая младшая. Отец – Василий Абрамович был отставным солдатом, – не дослужив полностью положенные четверть века, возвратился домой инвалидом. Жили тяжко, но дружно. Все сызмала работали до седьмого пота.

«Кроме матери, - вспоминала Надежда Васильевна, - все у нас были какую-то толику грамотны. А если я умею немного читать и писать, то потому лишь, что горькими слезами выплакала у матери разрешение ходить в школу».

Первые уроки пения у Дежки были в школе. Занятия вел «умный наш Василий Гаврилович, добрая душа, честности непомерной, настоящий барин, даром что бедный». Он же руководил и хором, где пели «с понятием».

От Винникова до Курска как и до Коренной Пустыни два десятка верст. Обычно сюда, как на праздник отправлялись на богомолье. В Коренной Пустыни в 1295 году была найдена икона Божьей Матери «Знамение», одна из знаменитых святынь православной церкви. Сейчас она хранится в Нью-йоркском соборе.

 

В Коренной Пустыне долгие-долгие годы буйствовала всероссийская ярмарка, уступавшая по масштабам только Нижегородской. В XVI веке здесь открыли монастырь в честь иконы «Знамение». Сюда совершали паломничество со всей Руси.

Дежке исполнилось тринадцать лет, когда умер отец, и она попросила мать отвезти ее в монастырь – девочка решила посвятить свою жизнь Богу. Мать не возразила:

 - Видно уж Господь направил тебя на путь праведный, истинный.

Мать отвезла Дежку в Курск, в Девичий монастырь. Надя бывала уже здесь четыре года назад, на богомолье. Монастырь этот упоминается в писцовых актах в 1631 году.

Согласно уставу предстояло прожить в монастыре три года, и внести триста рублей, только после этого совершался постриг в монашки. Послушница получала право петь на клиросе.

Надя продержалась в монастыре только два года. Как-то в один пасхальный день она вместе с сестрой Дуней пошла в цирк. Это был огромный балаган на площади невдалеке от базара.

 Кстати, у курян какая-то необычная любовь к цирку. В Курске построили один из первых в центральной Руси стационарный цирк на Красной площади. Гитлеровцы сожгли его, и после войны, как один из первоочередных объектов построили новый цирк по проекту моего друга почетного академика архитектуры Марка Теплицкого.

Надю потрясли акробаты. Ей казалось, прекраснее ничего нет. Утром она пришла к директору цирка-шапито:

 - Хочу учиться на акробатку.

Уже на следующий день девушка занималась с плясуньей на проволоке. Увы, карьеру юной циркачки прекратила мать, разыскавшая пропавшую дочь. Пришлось идти в прислуги в семью богатого купца Гладкова.

Не было счастья, да несчастье помогло. Надя заболела, и ее отвезли в больницу. Спустя неделю она рванула оттуда в свое Винниково, к Гладковым больше не возвратилась.

 

...В июльский жаркий день тетка Аксинья поехала в Киев и взяла с собой Дежку. Аксинья погостила и уехала. Надя же осталась у сестры.

В стольном граде в саду «Аркадий» девушку потряс женский хор Липкиных. Если честно, то не пение, а артистки в черных строгих платьях с белыми воротничками. Таких и во сне не видовала.

И на этот раз судьба сопутствовала девушке.

- Приходи завтра за формой, - сказала Наде хозяйка и солистка хора Александра Липкина.

Вот так Надежда Винникова стала артисткой хора – восемнадцать рублей в месяц жалованья и на всем готовом. Нет, не сразу артисткой, в хоре было пять девушек-подростков, которых обучали для работы в капелле.

Вскоре Надя вышла на сцену в черном платье с белым воротничком. Как на беду первые гастроли перед турне хора по Волге предстояли в Курске. Ехать туда Дежка боялась, – ведь она сбежала из дома, без согласия матери.

Встреча все же состоялась. Мать видела, что в хоре строгая хозяйка, и дочь учат жизни и пению. Она пошла в монастырь и посоветовалась с игуменьей:

 - Пусть Дежка идет по своему пути – и Бог ей в помощь.

 Спустя годы Надежда Васильевна вспоминала:

- Наставление матери стало моим посохом, на который я крепко опиралась.

В Царицыне Надежда побывала на концертах хора Славянского, тогда уже известного. Она любила русские песни, но впервые здесь услышала, как поют их истинные артисты. Может, тогда поняла, что ее стезя – русская песня, народная песня:

«Русская песня – простор русских небес, тоска степей, удаль ветра. Русская песня не знает рабства».

К несчастью, пропала или сбежала Александра Владимировна, а без нее хор не хор. Юных певиц устроили в гастролировавшую в Киеве польскую балетную труппу Штейна. Среди ее солистов были известные балерины и танцовщики.

У Дежки и некоторых других учениц не было особых талантов, и их ставили в последние ряды кордебалета. Пришла первая любовь – танцовщик и балетмейстер Эдмунд Плевицкий:

- Он выглядит как барин, - писала Надя матери. – Он в поведении, в манерах и в душе истинный барин.

Для сельской девчонки понятие «барин» всегда было признаком благородства, душевности. Видимо, с тех пор, когда она занималась в школе пением у Василия Гавриловича «настоящего барина».

С благословения матери Надежда Винникова стала Плевицкой. На их счастье в Киев приехала труппа бывшего оперного певца Манкевича и молодожены поступили туда работать.

 Пять лет пробыла Надежда в труппе Манкевича, стала ее премьершей. Труппа колесила по Руси, гастролировала даже в Петербурге и Москве. Плевицкие не упускали возможностей посмотреть спектакли в театрах, учились у знаменитых артистов. Надежда настойчиво, если так можно сказать, искала свое лицо. В ресторанах она не пела грустные песни, отказывалась от цыганских плясок, которыми иногда заканчивала свои песни. Она стала известной, ее пригласили петь в знаменитом московском ресторане «Яр».

Перед отъездом Надежду напутствовал сам Манкевич:

     - Не идет тебе цыганщина. У тебя и стать и душа, и голос русские. Пой народные песни. Они твой конек и унесут тебя далече.

 Манкевич оказался провидцем. Дебют Плевицкой в «Яре» превзошел ожидания, рассеял все ее сомнения. К певице пришла не слава, а пока только популярность. В «Яр» стали ходить «на Плевицкую».

 

 На осень 1909 года молодую певицу пригласили на гастроли в Нижний Новгород, на знаменитую ярмарку. Это было уже признание, обычно там выступали звезды первой величины. Надежда даже с каким-то страхом подписывала контракт.

 Нижний Новгород стал знаковым в судьбе Надежды Плевицкой. Как писал тогда один критик, - «отсюда начался триумфальный взлет успеха певицы».

 Пела Плевицкая в ресторане Наумова. За полночь она последней завершала концерт. «В зале обычно шумели. И было страшно мне, когда я выходила на сцену: передо мной стояли столы, за которыми вокруг бутылок теснились люди. Бутылок множество и выпито немало». (В кавычках здесь и далее, чтобы не повторяться, цитаты из мемуаров Плевицкой).

 На сцену вышла Плевицкая и зал смолк, наступила тишина, страшная тишина. На счастье певицы в ресторан пришел поужинать Леонид Собинов. Знаменитый тенор также был на гастролях в Нижнем Новгороде, его концерты проходили в Большом оперном театре.

 «Он как видно наблюдал публику, а потом зашел ко мне за кулисы, познакомился и сказал:

 - Заставить смолкнуть такую аудиторию может только талант: Вы – талант.

 

 Восхищенный Собинов пригласил молодую актрису участвовать в благотворительном концерте в оперном театре. Разумеется, она с радостью согласилась.

 В концерте участвовали Собинов и многие другие известные артисты. Надежда с трепетом вышла на сцену, ведь она никогда не пела в оперном театре, ее удел – рестораны.

 - Мой огромный успех доставил Собинову большое удовольствие. Благодаря ему выросли у меня сильные крылья.

 Долгие годы продолжалась дружба Плевицкой с великим певцом. Они выступали вместе еще не раз. Однажды даже спели дуэтом.

 Надежде Плевицкой – 25 лет. Она состоялась как певица. Стала популярной исполнительницей русской народной песни. В ее репертуаре и романсы. За ней уж больше не тянется шлейф кафешантанной певицы.

 Надежда Васильевна не возвратилась в «Яр». С большим успехом прошли ее гастроли в Ялте, да и в Москве. Ее гонорары для того времени казались баснословными.

  - Я не жадна до денег, - говорила она. – Только успех в концертах искренне радует меня.

 И вот поступило приглашение, о котором и во сне мечтать не смела – петь в Царском Селе в присутствии государя! Отвезли ее туда в придворной карете.

  «Я пела много. Выбор песен был предоставлен мне, и я пела то, что было мне по душе. Спела я и песню революционную про мужика горемыку, который попал в Сибирь за недоимки. Пела и про радости, шутила в песнях».

 - Я много слышал ученых соловьев, - сказал государь Надежде Васильевне, - но они пели для уха, а вы поете для сердца.

 В дальнейшем Плевицкую еще не однажды приглашали в Царское Село. Она, если так можно сказать, возвеличила русскую народную песню, а песня ее.

 

     Впервые в Большом зале Московской консерватории – святая святых классической музыки – состоялся концерт исполнительницы народных песен. Прошел он превосходно. Она, как пишет В.Стронгин, завоевала признание самых культурных людей страны.

  Известный критик Сергей Мамонтов, сын знаменитого Саввы Мамонтова пригласил к себе домой Надежду Васильевну и познакомил ее с самим Шаляпиным. Эта чудесная встреча осталась навечно в памяти актрисы.

 Федор Иванович был, как говорится в ударе, он много пел, аккомпанировал Наде, вместе с ней разучил песню «Я еще молодушкой была».

 - Помогай тебе Бог, - напутствовал Федор Иванович Плевицкую. – Пой свои песни, что от земли принесла. У меня таких нет: я – слобожанский, не деревенский.

 Это была не последняя встреча с великим артистом.

 Своим человеком стала Надежда Васильевна в только родившемся Московском художественном театре. Полезные советы дал ей Константин Станиславский, выступала в концертах с Василием Качаловым и Иваном Москвиным.

     - Берегите себя! – Надежда Васильевна, - говорил ей в трудные минуты Иван Бунин. – Вы не только Курский соловей, но и всенародный соловей.

 

 Вот еще убедительное доказательство предвзятости В.Грибанова. Он цитирует статью одного из модных музыкальных критиков:

 «Песни Плевицкой для национального самосознания и чувства дают в тысячу раз больше, чем все гунявые голоса, всех гунявых националистов вместе взятых».

  Почему-то В.Грибанова не устраивает фамилия действительно авторитетного тогда музыкального критика – А.Кугель. Да и саму цитату кастрировал. А.Кугель писал, «Что из самородков, рождающихся в народной среде, выходят Шаляпины, Плевицкие, Горькие...» В.Грибанов при цитировании отсек это. Видимо, его не устраивала не только фамилия критика, но и выстроенный им ряд – Шаляпин, Плевицкая, Горький...

     Надежда Васильевна колесила по Руси, и везде ее вдохновенно встречали и провожали овациями. Без малого век назад она пела в Сокольниках перед десятитысячной толпой, без микрофонов и сумела заставить ее смолкнуть. Тогда такое было в диковинку. Помните, даже Собинов боялся такой аудитории.

     «Я видела много городов, баловали меня в столицах, но такого волнения светлого, благородного, как в моем родном Курске не испытывала никогда.

     Великолепный зал Курского дворянского собрания, как пчельник гудел от толпы...

В тот вечер я пела, рассказывала песни, так словно вела задушевную беседу с дорогим другом, открывая ему горести и радости».

 В 1911 году осуществилась заветная мечта сельской девчонки – Мороскин лес, по краю родного села, куда она в детстве бегала под березки заплетать венки – стал ее собственностью. Невольно вспоминаются нынешние певички. Они первым делом обзаводятся миллионами «халупами» на Багамах и в Майами, а великая актриса всю жизнь, куда бы не забрасывала ее судьба, вспоминала родное Винниково, свой первый построенный дом с радостью и с горестью, когда оказалась на чужбине.

 

 Кстати, известный тогда российский кинорежиссер В.Гардин увековечил усадьбу Плевицкой. В 1915 и 1916 годах он снял в Винникове два фильма – «Крик жизни» и «Власть тьмы». Главные роли в обоих исполнила сама хозяйка. «В картине «Крик жизни», - писал рецензент журнала «Прожектор», - Плевицкая с большим мастерством нарисовала нам образ женщины крестьянки».

 В.Гардин отмечал исключительную талантливость Плевицкой, как киноактрисы. Это еще одна сверкнувшая грань ее многостороннего таланта.

 Триумфальный взлет продолжался. Концерты Плевицкой проходили с неизменным успехом в любой аудитории. Пластинки с записями ее песен расходились огромными тиражами.

 У великой княгини Ольги Александровны Надежда Васильевна познакомилась с ее кузеном красивым поручиком лейб-гвардии Кирасирского его величества полка Владимиром Шангиным. Они полюбили друг друга, как говорился, с первого взгляда. Венчались в Винниковской церкви.

     ...Война. «Горе великое. Вот оно грянуло, и содрогнулась земля, и полилась кровь... Россия закипела в жертвенной работе, все сплотились воедино, никто не спрашивал – како веруешь, – все были дети матушки России».

 

 Ушел на фронт Владимир Шангин. Вместе с ним и жена... «Я сбросила с себя шелка, наряды, надела серое ситцевое платье и белую косынку». В Ковно, где размещалась 73-я пехотная дивизия Шангина. Плевицкая в госпитале обслуживала палату на восемь коек.

     Плевицкая изредка участвовала в благотворительных концертах, пела в сером сестринском платье. Пела для солдат и офицеров. Хотя и находилась рядом с мужем, но встречались довольно редко – война…

     22 января 1915 года в Восточной Пруссии погиб геройской смертью начальник штаба 73- й дивизии Владимир Шангин, недавно окончивший академию Генерального штаба. Вскоре умерла и мать Плевицкой. Горе согнуло Надежду Васильевну. Она надолго оставила сцену. «Во время всеобщего траура душа не желала ничего кроме молитв».

 

     Первый концерт был благотворительный – в пользу семей погибших воинов. Она спела написанную для концерта песню:

     Средь далеких полей на чужбине

     На холодной и мерзкой земле

     Русский раненый воин томился

     В предрассветной безрадостной земле.

     «Как странно звучит мой голос, будто чужой. Давно его не слыхала, не такой он у меня. Нет сил, сердце колотится. Я задыхаюсь. Я не пою, я говорю».

     «Темный, дикий ветер потряс Россию – революция! Отрекся от престола Николай II, Плевицкая не была монархисткой, но о царе говорила восторженно и благовеенно.

     В стране разброд и шатание. Кумир Надежды Васильевны – Федор Шаляпин запел «Марсельезу», другой кумир – Собинов стал комиссаром Временного правительства.

     Крепко достается Плевицкой. Ей не простили, что она пела не раз при дворе, у царя. В родном Винникове ее называли буржуйкой. Как же, она – владелица усадьбы. А ведь она всю жизнь искренне утверждала:

     - Я – вне политики. Я пою для всех.

     - «Я чувствую свою ненужность, – мои песни не нужны революции».

     Как жить дальше? Собинов прямо сказал ей: бегите заграницу. Такой же совет Ивана Бунина.

     Плевицкая не отвечает на оскорбления левой прессы. Она отказалась от публичных концертов, выступает только на благотворительных.
 
 

http://www.kackad.com/article.asp?article=1126

Категория: Петр Лещенко и его время | Добавил: Olga777
Просмотров: 2928 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz