
ЕЩЕ ОБ ИСТОРИИ ПЕСНИ «У САМОВАРА», ЕЕ ЗАПИСЯХ И ПЕРВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕ
Автор: КОЛЛЕКЦИОНЕР, 2011 год
Полностью согласен с Георгием Сухно относительно датировки создания песни. Добавлю следующее. Фаина Квятковская говорила: ««У самовара» я написала в 1931 году, шестнадцатилетней девушкой, когда жила с родителями в Польше...». КВЯТКОВСКАЯ Фаина Марковна (23.12.1914, Ялта— 09.07.1991, Ленинград) 16 лет Фаине Квятковской, (в то время Гордон) исполнилось 23.12.1930 г. То есть, «У самовара» написана в период с 23.12.1930 по 23.12. 1931 г. Поэтому очевидно, что песня не могла быть записана на пластинку в 1929 г. Теперь о первой записи песни «У самовара» на русском языке. Имеется несколько публикаций, где повторяется одна и та же информация, например: Мигдаль Times № 73-74: «…Потом к Фанни пришли представители крупнейшей фирмы грамзаписи «Полидор» и заключили контракт на выпуск пластинки с «Аргентиной» и «Под самоваром». Поскольку ее предполагалось продавать в Риге, ставшей после революции одним из центров русской эмиграции, то условия контракта оговаривали исполнение песен на «великом и могучем». Композитор перевела текст с польского на русский — и в 1933 году пластинка уже продавалась в Риге…» Возник вопрос: если запись на русском языке фирмой «Полидор» была сделана в 1931 г., то почему же она продавалась только в 1933? Как могли задержать выход пластинки со столь популярным произведением на два года, так сказать, вопреки всем законам коммерции?! Вот с этого вопроса и началось «расследование». Посмотрим этикетки пластинок фирмы «Полидор» в исполнении Арполина Нюмы. Первая пластинка «Полидор» французский: № 40135А «У самовара», матричный номер 4239, год на зеркале пластинки не указан № 40136В «Аргентина», матричный номер 4244, год на зеркале пластинки не указан «Полидор» немецкий (год записи в большинстве случаев на зеркале указывался): № 40135А «У самовара», матричный номер 4239, на зеркале - 193…. – последняя цифра не пропечаталась. № 40135В «Аргентина», матричный номер 4244, на зеркале – год не указан по причине отсутствия места (из-за продолжительности произведения). Вторая пластинка "Полидор" немецкий № 40122А – «Под вечным солнцем мая», матричный номер 3421, год на зеркале 1932 № 40122В – «Вино любви», матричный номер 3422, год на зеркале 1932 И что же получается? Каталожный номер первой пластинки - 40135 - 1931 г.? Каталожный номер второй пластинки - 40122 - (1932 г.) Однако, этого не может быть! Нумерация пластинок в каталогах фирмы «Полидор», как мы видим, единая, независимо от страны филиала, и сквозная. То есть, пластинка, выпущенная раньше, не может иметь больший каталожный номер. Рассмотрим матричные номера. Матричные номера первой пластинки 4239 и 4244 Матричные номера второй пластинки 3421 и 3422 Номера матриц одной фирмы также всегда имеют сквозную нумерацию. То есть, запись с большим матричным номером не может быть сделана раньше. Следовательно, можно сделать единственный вывод: пластинка Арполина Нюмы «Под вечным солнцем мая» / «Вино любви» была выпущена фирмой «Полидор» в 1932 г., а пластинка «У самовара» / «Аргентина» - в 1933 г.! Петр Лещенко записал «У самовара» в венском филиале фирмы «Колумбия», как мы знаем, также в 1933 г. Советские перепечатки произведений «У самовара» / «Аргентина» с «Полидора» были сделаны в 1934 г. Леонид Утесов записал самый первый вариант песни «У самовара» в этом же году, а не в 1932 г, как ошибочно подается в некоторых источниках, ибо матричный номер записи – 66 - относится к 1934 г.
О первом исполнителе «У самовара» на русском языке. В статье «Полсотни лет «У самовара», («Советская культура» от 13 марта 1988 г.), написанной по рассказу Ф.М. Квятковской, читаем: «…Популярность песни была необыкновенной. Ее сразу же включил в свой репертуар польский эстрадный певец Арполин Нюма…» Абсолютно согласен с Георгием Сухно, что не существует еврейского имени Арполин, что, действительно, не может человек быть единственным носителем имени, а потому версия Д.Шварца насчет происхождения псевдонима «Арполин» очень убедительна и обоснована. Почему же и Квятковская, и составители этикеток фирмы «Полидор» ставят сначала фамилию, а потом имя? Можно высказать еще одно предположение, что псевдоним певца именно так и звучал, что для него первичным было «Арполин», а, может быть, и для необычности звучания сценического имени. Мог ли этот псевдоним принадлежать певцу по имени Аарон Номан? Но все это пока только версии. Документальные подтверждения еще предстоит найти.
|