Петр Лещенко о том, что было
Москва, октябрь 2013 год
Как пылко, как жадно я
рвался на юг,
К вам, мерно шумящие воды!..
(Семен Надсон)
Мне фильм «ПЕТР ЛЕЩЕНКО. ВСЁ, ЧТО БЫЛО» понравился!
Да! Понравился! Посмотрев его в n-очередной раз, я его даже ПОЛЮБИЛА. За свои
муки и страданья полюбила. Я признаюсь в этом, не опасаясь критики и гнева
потенциальных оппонентов. Напротив, готова что-то принять, а что-то оспорить.
Критикуйте! Ругайте! Комментарии мне интересны, но своего мнения не изменю. Не
потому что меня в консультанты фильма записали и не из чувства корпоративности.
Прошедший год мною был прожит в метаниях и страданиях. Быть или не быть…
Люблю-не люблю… Лепестки на моей ромашке не кончались, Сомнения, внутри меня поселившиеся, лишили покоя. И вот последний лепесток ромашки прошептал: «Люблю!» и улетел,
подхваченный осенним ветром. Счастливый финал для сердечных мук. Этот выбор
пришел с последними кадрами фильма.
Вновь и вновь вместе с его героями я смотрю на белую голубку
в тюремном оконце, чуть-чуть зажмуриваюсь от луча солнечного, слышу «Девоньку»
и улыбаюсь. И мне уже все равно, что там насочинял сценарист, на каком
граммофоне и какую пластинку крутили партизаны, в каком году какие песни сочинялись,
похоже поют артисты или нет.
В отличие от многих «знатоков биографии Петра Лещенко», на
нашем же сайте набравшихся сведений о певце и теперь загибающих пальцы и
перечисляющих ошибки, ляпы и неточности в фильме, я анатомировать фильм не
буду. Хотя, смею напомнить, что долгие годы общения с Верой Лещенко дают мне
такое право.
Несмотря ни на что, мне дорог этот фильм. Мне стали близкими
и родными его создатели. Я хочу им сказать спасибо за любовь к Петру Лещенко и
за возвращение его имени новым поколениям. Спасибо всей съемочной группе. Всем, кто в кадре , и кто за кадром остался.
Много было проектов на тему «Петр Лещенко». Одни состоялись,
другие в свисток ушли и мне по сей день жаль потерянного времени. Кстати, среди
состоявшихся было несколько документальных фильмов, книжек и радиопередач с
участием историков, очевидцев, коллекционеров, в которых вымысла и неточностей
побольше, чем в обсуждаемом фильме. Как говорила Вера Георгиевна: «Не злюсь,
когда врут с симпатией и любовью к Петру Константиновичу, но ведь чаще болтают,
что левая пятка захочет». В общем, были удачи, были и провалы, о которых
вспоминать не хочется.
Договор Веры Георгиевны Лещенко с очередной кинокомпанией, а
это была «Централ Партнершип», я всерьез не восприняла и просто забыла о нем.
Тогда речь шла о телевизионном, художественном фильме, но, кроме технических
данных, имен продюсера и сценариста – Дениса Фролова и Эдуарда Володарского, другой
информации не было. Вера Георгиевна периодически
вспоминала о том проекте, но ее волновало не когда начнется работа над ним, а
кого пригласят на роль Петра Константиновича. Актрис на женские роли, она считала,
что подобрать будет легко.
Вера Георгиевна частенько и до появления «Централ
Партнершип», меня пытала, кто мог бы сыграть Петра Константиновича. У меня
ответа не было, а она из всего созвездия отечественных актеров, выделяла лишь
двоих, но первым всегда называла Константина Хабенского. Смотрела все фильмы с
его участием, читала все, что о нем писали в газетах и журналах, даже вырезки
собирала. До фан-клуба только дело не дошло. Роман был долгим, но герой его об
этом и не знал. Отмечала Вера Георгиевна внешнее сходство актера с Петром
Константиновичем: «Мне кажется они очень похожи и поведением. Костя -
уверенный, активный, но моментами так застенчиво улыбнется – Петя вылитый». Она ничего не знала о вокальных возможностях
Хабенского, но, похоже, это ее не
волновало, она сердцем приняла его.
Не стало Веры Георгиевны. Однажды, телефонный звонок вернул
меня к разговору о восьмисерийном художественном фильме «Петр Лещенко». Это случилось полтора года назад.
Денис Фролов, надо отдать должное его выдержке, после моего слишком
эмоционального монолога о конъюнктурщиках, в том телефонном разговоре сразил
меня одной фразой: «Вся съемочная группа теперь только диски Петра Лещенко
возит с собой и постоянно слушает. Для всех нас это открытие». Окончательно
меня добило, что режиссер фильма Владимир Котт на роль Петра Лещенко предложил
Константина Хабенского и кинокомпания уже получили согласие артиста. Точно знаю, что ни
с кем из кинокомпании о Константине Хабенском и о его сходстве с Петром
Константиновичем, она не говорила.
Подумала тогда, хорошо бы при жизни ее мечты так легко сбывались. Вот тогда я поняла,
что сделаю всё возможное, что в моих силах,
в поддержку этого проекта. Правда, от меня тогда уже мало, что зависело:
мы поздно встретились. Процесс уже был запущен, не остановить, не изменить,
разве что штришки, детали…. Как сказал, Владимир Котт: «Глазами Веры Лещенко
будьте!». Тяжело мне это далось, но,
видит Бог, я старалась.
Съемочная группа, которая работала над фильмом «Петр
Лещенко. Всё, что было», довела проект до конца. При наших встречах и на
съемках я видела людей, готовых сострадать тем, чьи судьбы они переносят на
экран. Сцены допроса Веры и Петра Лещенко (Елена Лотова и Константин Хабенский)
– за кадром не было безучастных лиц. На неточности, которые не поправить, смотрела
глазами Веры Георгиевны: «Приму неправду, если она от человека, любящего моего
Петю». Здесь Петра Константиновича любили.
Не спорю, в сценарии было многое поставлено с ног на голову.
Согласна, зачем надо что-то придумывать, если речь идет о конкретном человеке, если
называется его имя. К тому же Петр Лещенко, и у другие герои фильма - настолько
яркие, интересные, что ни добавить, ни убавить.
Эдуард Володарский, готова вновь и вновь это повторять,
гениальный драматург. Ликбезом заниматься и рассказывать о его работах не буду.
Кто не знает и захочет, легко найдет о нем подробную информацию в Сети. Но
последние его работы, с точки зрения соответствия «упрямым фактам», месту и
времени были наспех слеплены. Ощущение, что спешил, писал, как запомнилось, как
предполагал. Одним словом, художественный вымысел. Конечно, имеет право автор
на него. И это возможно, но, когда речь
идет не о жизнеописании конкретных личностей, не об экранизации Гроссмана...
Сегодня, после ухода Володарского из жизни, у меня есть для него оправдание: ОН СПЕШИЛ! Он хотел успеть
осуществить все свои задумки. А в начале съемок, когда ничто не предвещало
столь скорой кончины, я так не думала и
пыталась убедить Эдуарда Яковлевича, что многие сцены у самого Лещенко покруче им
придуманных, а у него штамп на штампе. Но
Володарский уже занимался другими проектами и даже не пытался вникнуть в суть
той разноголосицы, которую внес в жизнь своих героев. Он был, и его не было. Он
слушал и не слышал. Недавно мне попалось на глаза его интервью, там он очень
точно определил отношение к своим детищам: «Таких как я, осталось немного, я
отстоял своё право писать сценарии так, как я считаю нужным». Вот и весь
разговор.
«Как я считаю нужным» - Кому нужным? Скажем, история любви
молодой красивой, талантливой одесситки, поющей в кинотеатрах между сеансами и
мировой знаменитости – проходная мелодрамка. Но детали… 1942 год. Первый
концерт мировой знаменитости в Одессе. Приглашенная им на концерт Вера, сидит
одна в ложе. Она растерянна и счастлива. Он поет для нее и все это видят.
Концерт заканчивается и Артиста зрители на руках уносят из зала, она бредет
одна домой, где нет света, мама с братом «семечки лузгают», больше нет ничего.
Она рассказывает маме о концерте, в голосе отчаяние – теперь для нее все случившееся
– сон, прошлое. Но мировая знаменитость находит ее и приходит с цветами и
подарками. Все гладко и счастливо складывается, если не думать о том, что
война, что папа её, в недавнем прошлом служивший в НКВД, в первые дни войны
ушел добровольцем на фронт. А тут жених у дочери объявился – ему ровесник, да
еще иногда в румынской форме – форме врага, катает ее по оккупированной Одессе,
выступает с ней в ресторанах, а потом увозит в Румынию. Какой психологический
раздрай в их душах происходит, обывателю не понять.
Так в жизни было, в кино все проще – Вера помогает
партизанам, Лещенко тоже, так знакомятся, потом сидит она на приставном
стульчике в зале, он поет для нее, потом они гуляют, потом любовь. И Мириам
Сехом совсем не Зинаида Закитт, она красивая
и поет прекрасно, а не танцует. Даже
рожает она не сына, а дочь. Но ведь цепляет, ведь хороша. Жаль, что тема
ребенка возникает только в связи с изменой мужа. Петр Лещенко был прекрасный
отец и дождался триумфального выступления сына Игоря в Бухаресте, в Театре
оперы и балета. Сына – известного впоследствии балетмейстера. Выиграл фильм уйдя
от правды? Нет, но и не проиграл. Актриса Елена Лотова лишь по сценарию на
словах - партизанка, смелая и отважная. Елена очень точно передала свою
героиню. Нежная, хрупкая и застенчивая, привыкшая к опеке постоянной, потому
капризная порой, трусиха и такой характер проявляется, когда надо защитить свою
любовь. Вера Георгиевна оставалась до последних дней своих такой же. Так передать свою героиню могла только родная
душа. Зная Веру Георгиевну молодой лишь по фотографиям и ее рассказам, я поверила
Елене. Она даже жестами, улыбкой, манерой говорить – Верочка.
ЕЛЕНА ЛОТОВА В РОЛИ ВЕРЫ ЛЕЩЕНКО В ФИЛЬМЕ "ПЕТР ЛЕЩЕНКО. ВСЕ, ЧТО БЫЛО"
Елена Лотова о Вере Лещенко: От всей души хочется сказать "спасибо!" Вере
Георгиевне за любовь и преданность своему мужу-выдающемуся артисту Пётру
Лещенко,- которую она пронесла через всю жизнь, и о которой не побоялась
рассказать всему миру.
Благодаря её трепетному отношению к мужу и их любви мы знаем
так много о Пётре Константиновиче. Это были по-настоящему искренние, взрослые и
глубокие чувства, которые даже перед лицом смертельной опасности они не
предали. Таких людей всегда было и будет мало, и о них нужно знать и помнить.
Низкий Вам поклон!"
Еще один пример - история с Георгием Храпаком. У
Володарского он – белый офицер, воевал с Петром Лещенко, в Россию не вернулся,
таксистом работает. Артист хочет помочь другу, тот отказывается. Гордый,
честный, да вот слабинку дал, свел счёты с жизнью от тоски по родине, только
песню оставил в память о себе и своей тоске. Трогательно и я готова смириться с
версией Володарского. Оставалось одно: Изменить
нельзя, принять. На том и успокоилась, но после знакомства с Алексеем, сыном Георгия Храпака вновь
стала запятые переставлять и выходило – НЕЛЬЗЯ ПРИНЯТЬ.
Мы с Алексеем и его женой Натальей сидим у них дома. Алексей рассказывает об отце. Наталья
достает ноты того самого знаменитого
«Письма из Румынии» («Я тоскую по родине»). У весточки
из 40-х, совсем истончились листочки. Смотрю картины Георгия Васильевича,
держу в руках командировочное удостоверение – свидетельство пребывания в Бухаресте в 44 году. Вижу, что сроки
пребывания дважды продлевались, возможно, по ходатайству Лещенко. Вера
Георгиевна говорила, что Петр Константинович собирался устроить выставку работ Георгия
Храпака в Бухаресте.
Представила концерт, на котором автор впервые услышал
свой романс, переложенный Ипсиланти на
музыку, в исполнении Петра Лещенко, их прогулки по Бухаресту: они фотографировались, фантазировали, как
встретятся в Москве. Лучшим исполнителем романса «Тоска по родине» Георгий считал Петра
Константиновича, Правда, по рассказам Веры Георгиевны, на концертах Мии Побер, которая
пела этот романс и даже смогла записать «Тоску по родине» на пластинку, Георгий
тоже бывал не раз. Он был влюблен в Мию. Ухаживал красиво, широко. Жорж
Ипсиланти, муж Мии, смотрел на этот флирт с улыбкой.
Среди обилия комментариев о фильме были и об авторе «Тоски
по родине», мол, вранье, эту песню, не мог сочинить молодой солдатик, списал у
кого-то и выдал за свое, «что же от него других стихов не осталось?». Так вот –
остались и стихи. Только о поколении том,
через ГУЛАГ прошедшем, заговорили, когда его не стало. В 1949 году Георгий был осужден по
58-ой статье и отправлен в лагерь под городом Горьким (ныне Нижний Новгород). Алексей
с Натальей показывают книжки-самиздат со стихами и рисунками Георгия Храпака,
сделанные автором в лагере. Говорят, он и Петра Лещенко портрет писал. В каких
лубянковских подвалах это пропало?
И опять во мне все взбунтовалось. Для чего биографию Храпака
надо было так перевирать? Трудно понять логику сценариста. Алексей с Натальей
развели руками. Для них в киноверсии эмигрант Георгий Храпак - однофамилец, не
более. Как всегда, есть зато… Зато песня
«Тоска по родине» прозвучала и в кои
веки имя настоящего автора было названо.
В роли Георгия Храпака - Алексей Мерзликин Отвлеклась я, простите, но о Георгии Храпаке не могла не рассказать. Я
теперь о нем по случаю и без оного вспоминаю. Яркий был человек, честный,
талантливый. В лагерь попал, знал по
чьему доносу, но никогда даже не упрекнул своего «благодетеля». Тот сам
признался Алексею, что виноват перед его отцом, который был ему другом. Но это
все осталось за кадром, хотя не могу не принять и кино-Храпака. По драматизму,
по красоте характера - запоминающаяся личность.
Вернусь к обильному потоку комментариев, размещенных после
показа фильма по украинскому телевидению. Как всегда выбрались из своих нор
сталинисты, ностальгирующие по Сталину и советской власти. Опубликованные ими манифесты,
призывают общественность, раскрыть глаза и запретить прославление предателя Лещенко.
Аргументов – ноль, но лозунгов… Они возмущены перевиранием истории, считают, что Лещенко не
могли истязать советские службисты, так как он был румынский поданный.
Все верно, только надо было сначала изучить документы,
внимательно посмотреть румынские карточки ареста Петра Лещенко. И немного
головой подумать. Петр Лещенко был арестован в
марте 1951 года и помещен в бухарестскую тюрьму Жилава. На свидании он сказал
жене, что вернется домой через год. Тревожился о ней. Дело в том, что Веру
Лещенко, в 44 году вызвали в советское Консульство и предложили вернуться вместе
с братьями и мамой добровольно линии репатриации в Союз, она отказалась. Тогда
у нее отобрали румынский паспорт и свидетельство о браке. В советском
консульстве она значилась, как Белоусова. Петр Константинович смог оформить жене
временную прописку, которая заканчивалась летом 52 года. Как только истек срок этой
охранной грамоты, на следующий же день Веру Георгиевну арестовали.
Кстати, и обыск проводить в ее доме, румынскими законами
охраняемом, не имели право советские МГБэшники. Они законопослушно вели себя.
Ключом Петра Лещенко (как он у них оказался?!) открыли сейф, достали все
содержимое, потом собрали все ценности
и другие дорогие вещи. Все это Вере
Георгиевне сложили, связали в узел и «посоветовали» с собой забрать, даже
аккордеон прихватить рекомендовали. Добрые дяди пришли в дом. Вот только
квартиру опечатали с живой скулящей собачонкой.
Веру Лещенко со всем ее «скарбом» доставили в тюрьму под
Констанцей. Её удивило, что на румынской территории – советская тюрьма.
Допрашивают ее советские следователи, сопровождают советские охранники. Здесь же все вывезенное
из Бухареста имущество отбирают и составляют опись. Здесь же ей выносит свой
приговор «тройка НКВД».
В это же время Петра Лещенко переводят в распределитель, что
в Капул Мидиа, недалеко от Констанцы. Петра Лещенко, допрашивают, как
свидетеля. Вера Георгиевна видит на столе у следователя протоколы допросов с
его подписью. Именно его крики слышит Вера Георгиевна и надзиратель
подтверждает, что Петр Лещенко в камере рядом. В Жилаву его не возвращают.
После распределителя через год 29 августа 1953 года карточках ареста появляется запись, что
Лещенко переведен в Борджешть. И уже в
мае 1954 года доставлен в тюремную больницу Тыргу-Окна, где находит свой
последний приют. Именно допросы-истязания под Констанцей показаны в фильме
«Всё, что было». Что здесь неправда?
Список неточностей в
унисон с недоброжелателями могу продолжать бесконечно, но уже писала, что не
хочу и не буду этого делать. В фильме
«Всё, что было» Петр Лещенко - певец необычайного магнетизма, красивый,
обаятельный человек, «не полюбить мне в жизни больше никого». Константин Хабенский, играющий Петра Лещенко,
не подражает ему, он проживает его жизнь ярко и достойно. Поет не так? Можно
спеть лучше, хуже, но также? Век минул, да вот никто не сподобился. Не так
давно был концерт памяти Муслима Магомаева. Прекрасные, достойные голоса, только,
как Магомаев никто не поет. Для чего сравнивать, слушайте, если хочется
слушать. Слушайте и наслаждайтесь. Ковыряться и выискивать, а вот ещё… удел
завистливых и несчастных. Да, есть плюсы, и есть минусы, поделитесь,
расскажите, но помоями зачем сдабривать.
Фильма - это рассказ
Петра Лещенко о том, что было с ним, его поколением. Получился такой
собирательный образ. Не по мотивам одной биографии, а по биографии всего
поколения. У фильма «Все, что было» с
Петром Лещенко биографии схожие. В прошлом - ухабистая, полная недомолвок, взлетов
и падений. В будущем - светлая и долгая.
Теперь я это точно знаю. Фильм приняли, хотя предвижу новый всплеск негодующих,
когда начнется показ по отечественному телевидению. Негодуйте, а я сейчас поставлю последние кадры.
И опять голубка будет биться в тюремных оконцах наших героев, будет «Девонька»
нежно звучать и улыбнется измученная Веронька, и Петр Лещенко потянется к этому
свету.
Жизнь продолжается. В воспоминаниях. В песнях.
Продолжается Ольга Петухова Москва, 2013 |