Форум
Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Приветствую Вас, Гость · RSS 10.12.2016, 09:50

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Лещенко Петр Константинович » Авторы песен Петра Лещенко » ОСКАР СТРОК. КОРОЛЬ ТАНГО (По страницам старых газет. Часть 1)
ОСКАР СТРОК. КОРОЛЬ ТАНГО
Olga777Дата: Вторник, 23.02.2016, 23:29 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 718
Статус: Offline


Король сочиняет танго и даже немножко странно,
Откуда ему в наследство досталась такая роль.
Король сочиняет танго на стареньком фортепиано,
Король сочиняет танго, не зная, что он король.




Это танго Раймонд Паулс посвятил своему земляку Оскару Строку.
Бесспорно, титул "Короля танго" Оскар Строк заслужил.
Бесспорно и то, что он талантливый композитор.
Бесспорно, что он заслужил доброй и светлой памяти.


Оскар Давидович Строк (латыш. Oskars Stroks, 6 января 1893 — 22 июня 1975) —
латвийский, российский и советский композитор.


Король сочиняет танго, туман застилает крыши,
И полночь стоит такая, ни звёздочки, ни огня.
Король сочиняет танго, потише, друзья, потише,
А нас ещё нет на свете ни Раймонда, ни меня.



Оскар Строк и его семья


Да, многих из нас еще не было на свете, когда Оскар Строк сочинял свои нетленные танго и
Петр Лещенко покорял мир, исполняя их.
Танго остались, значит и об их создателях мы должны знать.
Именно поэтому нам приходится продираться сквозь дебри фантазий и домыслов вокруг их биографий.
Казалось, что с Оскаром Строком все понятно, живы родственники, владеющие авторскими правами на его творчество.
Кому, как не им рассказать миру о своем папе, дедушке.
Вот незадача, от них как раз много путаницы в биографии "короля танго".
На наше счастье сохранились подшивки старых газет и журналов.






Авторы заметок могут ошибаться в мелочах, но главные события и даты они отразили точно.
Старые газеты, как документ времени, неопровержимо доказывающий правоту авторов.
Дабы не растекаться по всему, что попадет под руку, для начала приведем две статьи, два свидетельства того времени:
"Оскар Строк — талантливый неудачник" и "Оскар Строк на свободе".


Оскар Строк — талантливый неудачник
Издательство «Новая Нива», переезд в Париж, возвращение в Ригу, «Вилла Нова»1,
успех шлягеров, «Барберина» и тюрьма.




Блестящая «Барберина» — «кафе на европейский лад» — закрыта, а ее творец, Оскар Строк, сидит в тюрьме. «Барберина» доконала Строка и оборвала полет его вдохновенной фантазии, с заоблачных высей низвергнув в прозаическую камеру тюремного заключения.
Строка знала вся Рига. Знала и по его композиторской деятельности, — кто еще до сих пор не напевает строковских «Черных глаз», передаваемых даже по радио с разных концов Европы? — знала и по его «коммерческим» операциям. Увы, слава Строка - предпринимателя была во много мрачнее славы Строка – композитора.
Шлягеры рижского производства плохо кормят даже самых талантливых композиторов. Падилла2 мог составить себе целое состояние двумя песенками — «Это Париж» («Ça c'est Paris») и «Валенсия» («Valencia»). Автор «Целую ваши руки, мадам»3 («Их кюссе ире ханд, мадам») тоже нажил не один десяток тысяч марок. Автор «Черных глаз» ничего не нажил. И в антрактах между двумя шлягерами Оскар Строк придумал дело, — верное, солидное дело, которое должно было, если не озолотить, то, во всяком случае, поставить его на ноги. Строк строил воздушные замки, из которых некоторые, впрочем, воплощались в реальную форму, несколько лет тому назад Строк затеял в Риге «Новую Ниву» с целой массой литературных приложений, по образцу и подобию старой марксовской «Нивы». Дела пошли удачно. Сидеть бы Строку в Риге и дальше, упрочивая созданное им предприятие, но Строку в Риге уже было тесно, и он переносит издание журнала в Париж, переселяется туда сам, снимает на одной из людных парижских улиц помещение редакции, приглашает редактора, привлекаем к сотрудничеству целый ряд видных русских литераторов. Но в Париже выходит «Иллюстрированная Россия» и конкурировать с ней Строку не под силу.
Строк капитулирует и, ликвидировав дела в Париже, возвращается в Ригу, но крылья его уже надломлены, кредита нет, журнал прекращается. И только бесчисленные письма в редакции всех парижских и рижских газет строковских подписчиков, не дополучивших обещанных Строком приложений, служат отдаленным воспоминанием о расцветавшей когда-то «Новой Ниве». В Риге Строку живется не весело. Он должен зарабатывать свой хлеб игрой на рояле в загородном ресторане. «Новую Ниву» сменяет «Вилла Нова». Но постепенно Строк обрастает новыми идеями и новыми предприятиями. Уже у него есть своя библиотека для чтения, уже Строк издает модные шлягеры и уже на этой почве происходят у него недоразумения с
Вертинским и другими авторами-исполнителями.
Но проходит и это. Строк окончательно переходит на композиторскую деятельность и здесь, отрешившись от коммерческих фантазий, создает целый ряд прекрасных вещиц, обнаруживая незаурядный талант композитора легкого жанра. Он прекрасный пианист, и публика рижского кафе с удовольствием слушает строковские шлягеры в его личном исполнении. Но дух мятежный продолжает обуревать Строка. Он жаждет нового дела, рвется к новым далям. И он придумывает «Барберину», носится с идеей вполне европейского кафе, делясь со всеми своими проектами и условиями. Но всем известно, что у Строка только одни проекты и ни сантима денег. Никто всерьез не принимает строковских проектов, хотя многие и соглашаются с тем, что «Барберина», как идея, хороша и вполне рациональна. Никто не верит в то, что Строк откроет кафе. Кто же даст деньги композитору шлягеров?




[size]Но совершается чудо и «Барберина» открывается. Открывается самим Строком, безумно гордым и счастливым осуществлением своей идеи об европейском кафе, «страшно шикарного» вида, с двумя роялями, джаз-бэндом под самым потолком и... крышей на лето. Публика валом устремляется в новое кафе, Строк сидит за одним из роялей и посматривает, как его 20 официантов подают гостям кофе по-варшавски и трубочки с кремом. У Строка были грандиозные, чисто американские виды на «Барберину».
По его расчетам рижская публика должна была наполнять «Барберину» с 9 часов утра до 2 часов ночи. Строк строго разграничил время посещения. Утром рижане должны были ходить в «Барберину», чтобы есть «английские завтраки», после полудня им полагалось обедать в «Барберине», с 5 часов начинался файф-о-клок в «Барберине», а затем публика должна была сидеть в «Барберине» уже в течение всего вечера, слушая Строка, программу, и ужиная. Но из всей этой программы максимум остались только одни вечерние часы. Их было недостаточно ни для Строка, ни для его официантов, и совершенно недостаточно было для его кредиторов, которым Строк вообще не платил.
Закулисная сторона «Барберины» темна и непонятна. Пока Строк сидел за роялем, на кухне и в кондитерской царила полная бесхозяйственность. В результате банкротство и новое катастрофическое падение Строка из-за залогов, которые он брал у официантов, но которых не мог вернуть. Лица, знающие Строка, утверждают, что, безусловно, он не имел в виду использовать для своих целей ни залогов, ни взятых в кредит товаров. Он искренне был увлечен своей затеей, фанатически верил в то, что «Барберина» пойдет и, что все будут счастливы. И, может быть, в нормальное время так бы оно и было. К сожалению строковская «Барберина» явилась на свет в кризисные времена и все планы Строка полетели вверх тормашками. И вот теперь на улице Свободы глядят черные глаза «Барберины», так недавно блестевшие веселыми огоньками.
А сам Строк сидит в тюрьме.[/size]

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. «VillaNova», название ночного заведения на Видземском шоссе в 7 км от старой Риги, в Шмерли. В подобные заведения заходили скучающие господа, у которых было много денег, но не было компании друзей, в кругу которых их можно было бы весело потратить. Здание «Villa Nova» было снесено в 60х годах 20го века. Теперь на этом месте находится торговый центр «Альфа».
Источник: статья Я. Лейниекса в журнале «Latvijas architektūra» №5(67)/06
Из книги Koka Riga - там сказано, что дом был построен около 1880 года.



2.Хосе Падилья Санчес, (Almería, 23 мая 1889 – Мадрид, 25 октября 1960), Маэстро Падилла – испанский композитор и пианист. Он был известен прежде всего песнями «La Violetera» и «El Relicario», составленный для певицы Ракель Мельер, и пасодобль Валенсия. Он стал известным во Франции, когда он составил песни для Мулен Ружа, как «Это Париж». «La Violetera» был адаптирован Чарли Чаплином к саундтреку «Городских Огней» (1931). Ракель Мельер, настоящее имя Франсиска Маркес Лопес (исп. Raquel Meller, 9 марта 1888, Тарасона — 26 июля 1962, Барселона) — испанская певица, актриса кино. Пасодо́бль (исп. Paso doble — «двойной шаг») — испанский танец, имитирующий корриду. Первое название танца — «один испанский шаг» («Spanish One Step»), поскольку шаги делаются на каждый счёт.



3. Гюнтер Норис – «Целую ваши руки, мадам»
Гюнтер Норис (настоящее имя - Гюнтер Майер, 1935 г.р., Бад Киссинген) - немецкий руководитель оркестра, пианист, аранжировщик и композитор. Получил классическое музыкальное образование в Баварской государственной консерватории Вюрцбурга. После окончания учебы выступал в составе Комбо Гельмута Брандта. С 1961 года работал заместителем главного дирижера Танцевального оркестра RIAS в Берлине и получил международную известность благодаря прекрасным, узнаваемым аранжировкам Noris-sound.



Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Авторы песен Петра Лещенко » ОСКАР СТРОК. КОРОЛЬ ТАНГО (По страницам старых газет. Часть 1)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2016
Сайт создан в системе uCoz