Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 15.12.2024, 02:28

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Georgo  
СС, КГБ... ВАРЬЕТЕ
МайяДата: Воскресенье, 11.03.2012, 03:00 | Сообщение # 1
Композитор
Группа: Администраторы
Сообщений: 192
Статус: Offline
МЫ ЛЮБИМ ТАНЦЫ

Таллинское варьете в гостинице "Виру" - забытый, но все равно самый яркий символ советско-эстонского гламура. Вряд ли многие из тех, кто застал расцвет эстрадных танцев в советской Эстонии, знали, что придумал эти танцы самый настоящий ветеран эстонской дивизии СС - хореограф Калью Саареке, первый постановщик танцевальных программ и главный балетмейстер республиканской филармонии Эстонской ССР.

Tекст: Олег Кашин Фото: Андраш Фекете



Стандартный, в общем, прием для светского разговора: если у тебя гость из Москвы, называешь своих московских знакомых - вдруг собеседник тоже их знает? "Уланова, Лепешинская, Максимова, - говорит он и вдруг понимает: - Все мои подружки московские уже умерли".

В январе у него умерла еще и жена, и общие знакомые не советовали звонить ему, но оказалось, что он, наоборот, старается после смерти жены как можно чаще с кем-нибудь встречаться, ему так проще. И разговоров о жене он тоже не избегает. Познакомились, когда она вернулась из Сибири: ее выпустили по амнистии в 1953 году, а вообще ей полагалось сидеть 25 лет, и потом еще пять ссылки - во время немецкой оккупации работала секретаршей "в каком-то учреждении".

На таком фоне судьба самого Калью выглядит странно: он не сидел, хотя последний год войны провел даже не в "учреждении", а в дивизии Ваффен-СС, но единственная репрессия, которой Калью подвергся после войны, - не приняли в университет в Тарту, и тогда он уехал в Москву и поступил в хореографическое училище при Большом театре. Почему не посадили - не знает, но готов допустить, что просто забыли; объяснение странное, но другого нет.

Выглядит 86-летний Калью слишком по-антисоветски, даже с поправкой на эстонские условия. В обоих ушах - золотые серьги, длинный шарф поверх толстовки и явно искусственно поддерживаемая небритость, но дело даже не в этом. Трудно понять, что именно стоит считать тем волочащимся по земле парашютом, который, как в анекдоте, выдавал в Штирлице советского разведчика; наверное, ужасной пошлостью будет сказать, что в случае Калью этим парашютом служат его глаза, но, скорее всего, дело как раз в глазах, и это глаза совсем не неформала. Глаза человека, который смотрит на тебя чуть более внимательно, чем стоило бы в его возрасте и в его положении.



Об эсэсовском прошлом Калью говорит, как и полагается, неохотно, даже слово "СС" он то ли по-настоящему, то ли понарошку забыл - сказал просто: "Служил в германской армии" - и стал щелкать пальцами: мол, как же это называется, ах да, СС. Людей, по его словам, не убивал. Просто призвали в самом конце войны, и до прихода Советской армии он учился в каком-то подготовительном лагере, "ничего интересного". Что после войны его завербовали чекисты (ну а почему еще его могли не посадить?!) - тоже отрицает, но как бы он выглядел, если бы сказал: да, мол, вы знаете, я работал на КГБ? Говорит, что не работал.

Училище в Москве он закончил в 1948 году, когда в Москве проводилась декада эстонской культуры. Театр "Эстония" демонстрировал на сцене Большого балет "Калевипоэг" по мотивам эстонского эпоса. Балет даже имел успех, но газета "Правда" в статье об эстонской декаде о постановке отозвалась единственной строчкой: "Балета в Эстонии нет" - и эстонский ЦК взялся срочно исправлять ситуацию. В Таллин пригласили нескольких московских преподавателей, в том числе Калью Саареке. Дали даже комнату в коммуналке рядом с театром. Квартира была пятикомнатная, но остальные помещения занимал Георг Отс с семьей. "Он уже тогда был звезда, хотя оперетты с его участием коммунистические газеты очень критиковали". Когда звездой стал сам Калью, ему дали отдельную квартиру.

Преподавательскую работу ("Учеников у меня было много, но они в основном уже умерли от старости") он совмещал с классическим репертуаром театра "Эстония", в который его взяли солистом балета и в котором он станцевал все, что там было. "Все балеты, какие тогда были в Большом, мы у себя повторяли, даже "Лебединое озеро". Было скучно", - вздыхает Калью , и здесь самое время посмеяться над эстонской медлительностью, потому что скучно-то скучно, но в театре он проработал до 1972 года, хотя варьете в его жизни тогда уже было. "Стали появляться иностранные туристы, и стало нужно чем-то их развлекать. Сначала открыли варьете в ресторане "Астория", потом построили "Виру", и варьете переехало в "Виру", и я из театра уже туда на постоянную работу ушел постановщиком, там мои постановки до сих пор идут".


Здание гостинцы "Виру", 1972. Фото: Юрий Абрамочкин/ РИА Новости

Построенное в 1972 году 24-этажное здание здание интуристовской гостиницы "Виру" у стен Старого города, наверное, навсегда останется самым некрасивым сооружением в центре Таллина, но сорок лет назад это был буквально символ воссоединения Эстонии с Европой: президент Финляндии Урхо Кекконен и советский лидер Леонид Брежнев договорились, что граждане Финляндии имеют право приезжать в столицу советской Эстонии без визы на срок до суток, и для них построили отель и запустили первый советский настоящий пассажирский морской паром "как в Европе". И то, и другое сделали финны. Паром, кстати, назвали в честь бывшего соседа Калью "Георг Отс" ("На пароходе тоже была танцевальная программа, и я тоже ее делал"). А проектировщики отеля приглашали Калью к себе, чтобы он объяснил им, как правильно строить второй этаж, чтобы там можно было разместить варьете. "Я все объяснил, но и все равно на всем сэкономили и построили тесную раздевалку и одну душевую. Когда к Олимпиаде строили "Олимпию" (второй интуристовский отель в Таллине), я к ним уже сам пришел и сказал: ребята, пока вы не построите, я буду с вами здесь жить. Жил, следил за каждым шагом, и они построили все именно так, как мне было нужно".

"Могу сказать, что идеологических ограничений не было. Нам никто не звонил и не говорил: знаете, у вас здесь эротика или у вас здесь что-то антисоветское. Нам действительно разрешали все".

Единственный случай, когда варьете и советская власть выясняли отношения, произошел еще в "Астории". Посмотреть танцевальную программу в полном составе пришло бюро ЦК компартии Эстонии. "Молча просидели весь вечер, все закончилось, а они продолжают сидеть и молчат. Я стою перед ними, тоже молчу. Наконец, самый главный говорит: "Если у вас возникнут проблемы, обращайтесь к нам, мы поможем". Я понял, что мы ведь им очень нужны - европейская витрина советской жизни, - но как-то специально помогать нам они боятся. И закрыть тоже боятся. Не мы их боимся, а они нас".


В зале ресторана "Арбат" во время исполнения программы варьете. Москва, 1971. Фото: Борис Кавашкин/ РИА Новости

Почти неосязаемый, зато, вероятно, самый зрелищный признак принадлежности советской Эстонии к Европе, таллинское варьете оставалось таллинским, даже когда Калью готовил танцевальные программы для интуристовских ресторанов в Москве ("Звездное небо" на улице Горького и "Арбат" на Калининском проспекте), Ленинграде и Сочи. "Писатели, драматурги, спортсмены - вся Москва понимала, что я тот самый Калью, которому надо позвонить в пять утра и попросить достать билетик на представление. Я был дефицитный человек, и это было важнее денег. Деньги тогда не очень большое значение имели. Даже машину 'волга' не мог себе купить, у меня была 'лада'. Две 'лады'".

К концу семидесятых в Таллине одновременно работало четыре варьете, и в каждом постановщиком танцев был Калью Саареке. Он, конечно, очень гордится этим периодом и обижается, когда расцвет таллинских варьете связывают с советским дефицитом: "Часто говорят, что тогда ничего не было в магазинах, поэтому нам кроме танцев ничего не оставалось. Я когда первый раз был в Париже, приехал в "Мулен руж", стою в очереди и думаю: интересно, здесь же не было советской власти, откуда же здесь варьете?" Свою версию расцвета жанра он сформулировал в нескольких книгах ("Но они все на эстонском, дарить их вам не буду"): "Эстрадное искусство для эстонского народа - это то, из чего он само состоит. Песня, танец - это наша национальная идентичность. Праздники на Певческом поле - все их видели, все понимают, что мы поющая нация, танцующая нация".

Увидеть танцующую нацию в варьете сейчас можно раз в неделю на втором этаже гостиницы "Виру" - больше ничего не осталось. Калью советует туда сходить, но предупреждает: "С вами не пойду. Там дорогие билеты, и если я приду, то они подумают, что я напрашиваюсь бесплатно. Не хочу так".

Автор - специальный корреспондент ИД "Коммерсантъ".

http://strana.lenta.ru/estonia/viru.htm

Не могу не добавить. Служил в СС, но его не посадили, не убили, как врага.
Подумать только, был не просто солдатом, а состоял в СС! Пo доброте душевной, КГБ его простил и пригласил к себе на работу, т.e. предложили перейти из СС в КГБ и перешёл парень работать к конкуренту... Везучий!
Петра Лещенко убили только лишь за то, что к нему в ресторан приходили нацисты. А ведь Пётр Константинович тоже мог бы создавать варьете и ещё какие.
Представьте себе, варьете в Москве с участием Петра Лещенко!

И ещё, перепечатала статью, потому что с 1975 по 1977гг, пела в Арбате, но постановщики нашиx программ никогда не состояли в СС...


Сообщение отредактировал Майя - Воскресенье, 11.03.2012, 04:29
 
ldyagilevaДата: Воскресенье, 07.12.2014, 08:28 | Сообщение # 2
Музыкант
Группа: Друзья
Сообщений: 26
Статус: Offline
Действительно, везучий...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz