Georgo | Дата: Воскресенье, 01.07.2012, 19:21 | Сообщение # 1 |
 Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 387
Статус: Offline
| http://www.inieberega.ru/node/76
Журнал "ИНЫЕ БЕРЕГА"
Варебрус Леонид
РУССКИЙ БРЮССЕЛЬ или ЗАМЕТКИ ИЗ БЛОКНОТА ЖУРНАЛИСТА
Отрывок
Мы сидим в студии переводчика с русского и итальянского, Никиты Желябина, среди картин его дяди, которые он давно собирает по всем странам — и не для коллекционирования, а как память о прошлом семьи. И слушаем старую пластинку с русскими песнями, выпущенную лет 60 назад во Франции, внимательно разглядываем разные фотографии, давние и не очень...
На фото: 1. Обложка новой книги Александра Жевакова «Белые русские», выпущенной в конце 2007 года в Париже 2. Генерал у штабного вагона. Справа - Н.Котляревский. 19.03.1921год, станция Земун 3. Фотография генерала А.Кутепова с дарственной надписью «Николаю Котляревскому», личному секретарю генерала П.Врангеля. Из личного архива М.Апраксиной, дочери Н.Котляревского 4. Солисты «дягилевского» балета Мария Чернова и Леонид Качуровский. «Французский канкан» в спектакле королевского театра Моне, Брюссель, 1945 год. Из архива И.Франсуа 5. Композитор Сергей Рахманинов. Дружеский шарж П.Мака, 1913 год (...) Теперь все же закончим с достаточно редкой коллекцией пластинок, старинных и не очень, собранных Никитой Желябиным. Их сотни. С историями и без них... Части обозначенных на них фамилий русских и цыганских исполнителей многие люди в России прежде даже не слышали. Враги, эмигранты. Под запретом были и пластинки с их песнями. Те, что издавались на Западе. С напечатанными в царской России было попроще: здесь их коллекционировали, в России — поначалу прятали. Скажем вот, «Глаза». Поет Варя Панина... А народная песня «На горушке калинка» (название еще с «ятями») от меццо-сопрано Надежды Плевицкой. Это ее, по преданию, император Николай II называл когда-то «курским соловьем». Про нее, Плевицкую, кстати, тоже помалкивали до последних лет. И там, и там. Умерла на французской каторге за соучастие в похищении лидеров белого движения генералов Евгения Миллера и Александра Кутепова. Об этом в подробностях написала когда-то в своей книге «Генералы умирают в полночь» известная французская писательница Марина Грей и одновременно дочь генерала Антона Деникина. Особая история, в подробностях рассказанная мне в Версале за несколько лет до смерти самой Мариной Антоновной. Вслушайтесь теперь в стихи и голос Плевицкой с пластинки начала века. «Песня», так написано на этикетке. Дрожь пробирает: «Всеми забыта... в дальней чужой стороне... Я ухожу, расскажешь, родимая, сердцем своим...»
Многие слова не понятны, да и пластинке лет 80. Ко всему еще барахлит граммофон. А голос все выводит: «Я... ухожу... Расскажешь, родимая...» А тут уже пластинка современнее, напечатана в Америке лет 45 лет назад. Переиздание с более ранних копий. С одной стороны по-английски: Петр Лещенко. С другой — фотография цыганской певицы из Югославии Элицы и песни в ее исполнении... Внизу обложки приписка на русском языке: «Сентиментальные русские песни». На следующей, тоже из Америки, цыганские песни поет L. Lopato. Слушая, мы ставим их то на граммофон, то на проигрыватель. Одну за другой... Тут уже по-французски: «Миша Бажанов и оркестр балалаечников Димы Ляхова». Надпись же сделана от руки, по-русски: «На память другу Лене от Миши Бажанова. Брюссель. 16.10.72г.». Пластинку эту подарили чертежнику по профессии и балалаечнику по душе, игравшему в многочисленных когда-то в Брюсселе русских ресторанчиках Леониду Левину. Именно ему часть эмигрантских детей была обязана и хорошим «знанием» русской музыки, и умением ее исполнять. Они репетировали каждое воскресение, чтобы радовать потом и гостей, и родителей на блинных вечеринках. А сколь красочными бывали эти праздники! Попробовали как-то сыграть в церкви — запретили. Есть фотография, сделанная на одном из концертов для «брюссельских русских». Парни сидят со своими инструментами в косоворотках старинного еще покроя, подпоясанные разноцветными кушаками. Девчонки — в кокошниках и сарафанах. Сценический образ, который сегодня, к сожалению, здесь, в Брюсселе, остался лишь в воспоминаниях. Варвара Апраксина, как-то показала мне свою старую балалайку, подаренную ей Левиным... Тех как раз времен, добавив при этом с некоторым сожалением, что теперь очень редко берет инструмент в руки, но иногда все же играет «Калинку» своим детям. Но теперь и на особо значимые торжества русских балалаечников и хористов приглашают из Парижа. А когда-то этим славился и Брюссель. Один хор Светланова чего стоил. Послушать песни двух братьев, Петра и Владимира, у одного был глубокий бас, другой — тенор, приезжали даже из Америки. Их пластинка отныне тоже раритет, есть всего в одной семье. В прошлом осталась и слава знаменитого русского кабаре «Slave», где регулярно выступал хор. Последнюю владелицу, мадам Аксакову (имени ее никто так и не вспомнил) за пристрастие к одной песне звали не иначе как «Мадам Барыня». Закрылось это эмигрантское кабаре, по случайному совпадению, работавшее на Белой улице Брюсселя, в начале 40-х. Другое, как бы принявшее эстафету, открылось лишь к концу мировой войны, в 44-м. Назвали громко — «КРЕМЛЬ»... К тому времени Петр Светланов стал его директором, перестав, к сожалению, петь. Годы! Ну, а как сложилась его судьба через пять лет, когда не стало и «Кремля», больше никто не помнит... Зато знаменитый бас навсегда остался на старой пластинке. А ту, с которой я начал рассказ, Леониду Левину подарили в последнем ныне ресторане «Le Huchier» (название старинной хлебной корзины) с русским оркестром... На площади Саблон. Владельцы тут давным-давно сменились и по-русски уже не говорят. Зато о прежних традициях до сих пор свидетельствует большой щит с изображением цыгана с баяном перед входом, и пояснением лишь на французском языке: после 20 часов только в нашем ресторане слушайте русскую цыганскую музыку...
|
|
| |