Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 14.10.2024, 02:48

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: gramplasttrest  
Русский тенор Александр Веселовский
Olga777Дата: Воскресенье, 24.02.2013, 00:16 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
http://svidetel.su/audio/86



Русский тенор Александр Веселовский.
Посмертное обретение Родины.
Alessandro Vesselovsky

Юрий Метелкин

Возвращение на Родину


Иногда судьба действует самым прямым ходом, который неподвластен ни поверению теорией вероятности, ни разгулу фантазии, ибо и сама фантазия опирается на хоть какую-то условную логику.
За примером далеко идти не пришлось, он сам явился.


Я находился в глухом белорусском хуторе, когда сосед, недавно поселившийся неподалёку, похвастался своей находкой, с которой толком и не знал что делать.
Это был картонный альбом с граммофонными пластинками датированный 1935 годом.

Alessandro Vesselovsky - Werther - “Ah, non mi ridestar”, Massenet, con accomp. Grande Orchestra.
Alessandro Vesselovsky - Manon – “Sogno”, Massenet, con accomp. Grande Orchestra.
Alessandro Vesselovsky - Rigoletto - Parmi veder le lagrime (Verdi) con accomp. Grande Orchestra.
Alessandro Vesselovsky - Mefistofele - Dai campi,dai prati (Boito) con accomp. Grande Orchestra.

Ну какова же была вероятность, принести эти пластинки (не ведая о том) именно
ко мне – к человеку который годами занимается их оцифровкой и возвращением к
жизни на просторах Интернета. Сам не зная того, сосед вложил последний
элемент пазла судьбы в картинку, и она начала оживать, проявляться, к моему
изумлению и радости.





На одной из пластинок зазвучал дивный лирический тенор, донесшийся ко мне через
семьдесят пять лет и глубоко тронувший душу. Это было похоже на струящийся свет
звезды, которой уже нет.




Прочитав имя исполнителя, я предположил о его русском происхождении и немедля
стал искать хоть какой-нибудь след, повествующий о нём, его жизни и творчестве.
Удалось обнаружить немного, но и это пробудило чувство гордости за большой
талант нашего соотечественника, вошедшего в ряд великих теноров «La Scala» на
протяжении четверти века. В единственной статье обнаруженной мною говорилось о
том, что нашим современникам неизвестно, КАК звучит голос нашего русского
тенора, что ни на западе ни в России, к сожалению, не существует сохранившихся
записей. И вот случай, если хотите судьба, сделала свой ход, и мы представляем
сегодня - выдающийся русский тенор


ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич,
1885, Москва — 4.2.1964, Луино/Luino (Италия)

артист оперы (тенор) и вокальный педагог. Пению обучался с 1914 в московском Синодальном хоре. Сценическую деятельность начал в 1917 в московском Большом театре. В 1920 участвовал в постановке В. Немировичем-Данченко оперетты "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока (Анж Питу). В 1921 совершал концертное турне по Западной Украине (совместно с виолончелистом Григорием Пятигорским и скрипачом Михаковым (?) и вместе с ними бежал в Румынию. Затем эмигрировал во Францию и вскоре дебютировал в партии Вильгельма Мейстера ("Миньон" А. Тома) на сцене париж. "Опера-комик". Выступал также и в спектаклях парижской Русской оперы. Позднее пел в Белградской опере (нач. 1920-х гг.), в Барселоне (т-р "Лисео", 1922), Буэнос-Айресе (т-р "Колон" 1924, вместе с Н. П. Кошиц и Э. Карениной). В 1925 совершенствовался в пении в Италии. В том же году, по приглашению Артуро Тосканини, дебютировал в партии Князя Василия Голицына ("Хованщина" М. Мусоргского) в миланском театре "Ла Скала", где постоянно выступал до 1950 в операх русских композиторов (в т. ч. Князь Василий Голицын — "Хованщина" М. Мусоргского, Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А. Бородина), а также в операх: "Манон Леско" Дж. Пуччини (Кавалер де Грие), "Федора" У. Джордано (Лорис), "Травиата" Дж. Верди (Альфред), "Лоэнгрин" Р. Вагнера (заглавная партия). Гастролировал в Париже (театр "Гранд-Опера", 1926; 1938 в партии Сэр Эдгар Равенсвуд — "Лючия ди Ламмермур" Г. Доницетти), Риме (театр "Реал") и в др. оперных театрах.

Участвовал в первых постановках современных опер на сцене миланского театра "Ла Скала" — "Il Dibuk" Лодовико Рокка/Lodovico Rocca (7.3.1934), "Нерон"/"Nerone" П. Масканьи (16.1.1935, в ансамбле с Линой Раза, Аурелиано Пертиле, Аполло Гранфорте и п/у автора), "Огонь"/"La Flamma" Отторино Респиги (1935; 1-я постановка этой оперы состоялась 23.1.1934 в Риме).

Пел п/у Э. А. Купера, А. Тосканини, Н. Черепнина.

Выступал также в симфонических концертах, в которых исполнил сольные партии в мессах И. С. Баха и финале 9-й симфонии Л. Бетховена. 14 января 1921 вместе с Ф. И. Шаляпиным выступил в Бутырской тюрьме.

По окончании сценической деятельности преподавал пение в Милане.
Записывался на грампластинки на фирмах "Пате"/Pathé/ и "Колумбия"/Columbia/.

Литература: Е. Виттинг. Краткое воспоминание о русских артистах-певцах, выступавших за рубежом России в конце XIX и нач. ХХ в. (машинопись). — в ЦГАЛИ БССР, ф. 54, оп. 2, № 10. С. 5—6;
П. Н. Веселовский Александр Николаевич // Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., РОССПЭН, 997. С. 146—147;
K. J. Kutsch/Leo Riemens. Großes Sängerlexikon. — K. G. Saur Bern und München 1997.


Примечание_Olga777: дата рождения Александра Веселовского по некоторым источникам 1885 год. В частности, Юрий Метелкин приводит биографию певца по словарю Пружанского А. М. (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008.), в котором указан 1885 год. Получается, что пению в Синодальном хоре господин Веселовский начал обучаться в 29 лет, а дебют на сцене состоялся в 32 года. Обучаться он мог в училище, оно было при хоре до 1896 года, потом училище отделили, дав ему самостоятельный статус. Есть и другая дата рождения знаменитого тенора - 1894 год. Эта дата приводится в трехтомном Биографическом словаре под общей редакцией Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской (РОССИЙСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ВО ФРАНЦИИ (1919 - 2000). L'EMIGRATION RUSSE EN FRANCE (1919 - 2000) DICTIONNAIRE BIOGRAPHIQUE ЕN TROIS VOLUMES) на сайте Дома-музея Марины Цветаевой. Встречается еще и 1983 год.




…Уже после написания этой статьи я узнал о том, что в альбоме была еще одна какая-то разбитая пластинка, которую сосед и выбросил. Я просил найти её и прочитать, что же было записано на ней. И, о чудо, он сообщил, что это вторая пластинка с записью голоса А. Веселовского! Немедленно я поехал за обломками, моля о том, чтобы их можно
было хоть как-то сложить и спасти звук еще двух, доселе неизвестных фонограмм.
К счастью это удалось сделать и мы имеем возможность вернуть и впервые услышать
четыре фонограммы нашего славного соотечественника.
Я намеренно не стал редактировать щелчки склеенной пластинки, не желая нарушать почерк судьбы…
Отныне у нас есть его голос:
http://www.svidetel.su/year/1930[/size]




Alessandro Vesselovsky - Mefistofele - Dai campi,dai prati (Boito) con accomp. Grande Orchestra.





© Юрий Метёлкин


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz