|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
30.11.2024, 07:37 |
Русский тенор Александр Веселовский
|
|
Olga777 | Дата: Воскресенье, 24.02.2013, 00:16 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| http://svidetel.su/audio/86
Русский тенор Александр Веселовский. Посмертное обретение Родины. Alessandro Vesselovsky
Юрий Метелкин
Возвращение на Родину
Иногда судьба действует самым прямым ходом, который неподвластен ни поверению теорией вероятности, ни разгулу фантазии, ибо и сама фантазия опирается на хоть какую-то условную логику. За примером далеко идти не пришлось, он сам явился.
Я находился в глухом белорусском хуторе, когда сосед, недавно поселившийся неподалёку, похвастался своей находкой, с которой толком и не знал что делать. Это был картонный альбом с граммофонными пластинками датированный 1935 годом.
Alessandro Vesselovsky - Werther - “Ah, non mi ridestar”, Massenet, con accomp. Grande Orchestra. Alessandro Vesselovsky - Manon – “Sogno”, Massenet, con accomp. Grande Orchestra. Alessandro Vesselovsky - Rigoletto - Parmi veder le lagrime (Verdi) con accomp. Grande Orchestra. Alessandro Vesselovsky - Mefistofele - Dai campi,dai prati (Boito) con accomp. Grande Orchestra.
Ну какова же была вероятность, принести эти пластинки (не ведая о том) именно ко мне – к человеку который годами занимается их оцифровкой и возвращением к жизни на просторах Интернета. Сам не зная того, сосед вложил последний элемент пазла судьбы в картинку, и она начала оживать, проявляться, к моему изумлению и радости.
На одной из пластинок зазвучал дивный лирический тенор, донесшийся ко мне через семьдесят пять лет и глубоко тронувший душу. Это было похоже на струящийся свет звезды, которой уже нет.
Прочитав имя исполнителя, я предположил о его русском происхождении и немедля стал искать хоть какой-нибудь след, повествующий о нём, его жизни и творчестве. Удалось обнаружить немного, но и это пробудило чувство гордости за большой талант нашего соотечественника, вошедшего в ряд великих теноров «La Scala» на протяжении четверти века. В единственной статье обнаруженной мною говорилось о том, что нашим современникам неизвестно, КАК звучит голос нашего русского тенора, что ни на западе ни в России, к сожалению, не существует сохранившихся записей. И вот случай, если хотите судьба, сделала свой ход, и мы представляем сегодня - выдающийся русский тенор
ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич, 1885, Москва — 4.2.1964, Луино/Luino (Италия) — артист оперы (тенор) и вокальный педагог. Пению обучался с 1914 в московском Синодальном хоре. Сценическую деятельность начал в 1917 в московском Большом театре. В 1920 участвовал в постановке В. Немировичем-Данченко оперетты "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока (Анж Питу). В 1921 совершал концертное турне по Западной Украине (совместно с виолончелистом Григорием Пятигорским и скрипачом Михаковым (?) и вместе с ними бежал в Румынию. Затем эмигрировал во Францию и вскоре дебютировал в партии Вильгельма Мейстера ("Миньон" А. Тома) на сцене париж. "Опера-комик". Выступал также и в спектаклях парижской Русской оперы. Позднее пел в Белградской опере (нач. 1920-х гг.), в Барселоне (т-р "Лисео", 1922), Буэнос-Айресе (т-р "Колон" 1924, вместе с Н. П. Кошиц и Э. Карениной). В 1925 совершенствовался в пении в Италии. В том же году, по приглашению Артуро Тосканини, дебютировал в партии Князя Василия Голицына ("Хованщина" М. Мусоргского) в миланском театре "Ла Скала", где постоянно выступал до 1950 в операх русских композиторов (в т. ч. Князь Василий Голицын — "Хованщина" М. Мусоргского, Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А. Бородина), а также в операх: "Манон Леско" Дж. Пуччини (Кавалер де Грие), "Федора" У. Джордано (Лорис), "Травиата" Дж. Верди (Альфред), "Лоэнгрин" Р. Вагнера (заглавная партия). Гастролировал в Париже (театр "Гранд-Опера", 1926; 1938 в партии Сэр Эдгар Равенсвуд — "Лючия ди Ламмермур" Г. Доницетти), Риме (театр "Реал") и в др. оперных театрах.
Участвовал в первых постановках современных опер на сцене миланского театра "Ла Скала" — "Il Dibuk" Лодовико Рокка/Lodovico Rocca (7.3.1934), "Нерон"/"Nerone" П. Масканьи (16.1.1935, в ансамбле с Линой Раза, Аурелиано Пертиле, Аполло Гранфорте и п/у автора), "Огонь"/"La Flamma" Отторино Респиги (1935; 1-я постановка этой оперы состоялась 23.1.1934 в Риме).
Пел п/у Э. А. Купера, А. Тосканини, Н. Черепнина.
Выступал также в симфонических концертах, в которых исполнил сольные партии в мессах И. С. Баха и финале 9-й симфонии Л. Бетховена. 14 января 1921 вместе с Ф. И. Шаляпиным выступил в Бутырской тюрьме.
По окончании сценической деятельности преподавал пение в Милане. Записывался на грампластинки на фирмах "Пате"/Pathé/ и "Колумбия"/Columbia/.
Литература: Е. Виттинг. Краткое воспоминание о русских артистах-певцах, выступавших за рубежом России в конце XIX и нач. ХХ в. (машинопись). — в ЦГАЛИ БССР, ф. 54, оп. 2, № 10. С. 5—6; П. Н. Веселовский Александр Николаевич // Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., РОССПЭН, 997. С. 146—147; K. J. Kutsch/Leo Riemens. Großes Sängerlexikon. — K. G. Saur Bern und München 1997.
Примечание_Olga777: дата рождения Александра Веселовского по некоторым источникам 1885 год. В частности, Юрий Метелкин приводит биографию певца по словарю Пружанского А. М. (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008.), в котором указан 1885 год. Получается, что пению в Синодальном хоре господин Веселовский начал обучаться в 29 лет, а дебют на сцене состоялся в 32 года. Обучаться он мог в училище, оно было при хоре до 1896 года, потом училище отделили, дав ему самостоятельный статус. Есть и другая дата рождения знаменитого тенора - 1894 год. Эта дата приводится в трехтомном Биографическом словаре под общей редакцией Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской (РОССИЙСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ВО ФРАНЦИИ (1919 - 2000). L'EMIGRATION RUSSE EN FRANCE (1919 - 2000) DICTIONNAIRE BIOGRAPHIQUE ЕN TROIS VOLUMES) на сайте Дома-музея Марины Цветаевой. Встречается еще и 1983 год.
…Уже после написания этой статьи я узнал о том, что в альбоме была еще одна какая-то разбитая пластинка, которую сосед и выбросил. Я просил найти её и прочитать, что же было записано на ней. И, о чудо, он сообщил, что это вторая пластинка с записью голоса А. Веселовского! Немедленно я поехал за обломками, моля о том, чтобы их можно было хоть как-то сложить и спасти звук еще двух, доселе неизвестных фонограмм. К счастью это удалось сделать и мы имеем возможность вернуть и впервые услышать четыре фонограммы нашего славного соотечественника. Я намеренно не стал редактировать щелчки склеенной пластинки, не желая нарушать почерк судьбы… Отныне у нас есть его голос: http://www.svidetel.su/year/1930[/size]
Alessandro Vesselovsky - Mefistofele - Dai campi,dai prati (Boito) con accomp. Grande Orchestra.
© Юрий Метёлкин
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |
|